Неподвижно замерла под стройными тополями узенькая полоска дыма вгасаючого костра. Ни не пошатнется в тишине прозрачной ночи, озаренной будто не вищербленим месяцем, но зеленоватым светом, бьющим из глубин могучей, величественной реки.
Буйным руном обвили чащи подножия пригорка, высунулся и повис над Бористеном. А дальше - на низком берегу реки - спит в світляній мгле город под зелеными холмами.
Смотрит на него самітній путешественник круг костра - Андрей с Бетсаїди. Представляет себе душу этого города, чтобы завтра, как проговорит к люду, найти слова, которыми оденет ту науку - «Благую Весть»,что несет ее далеком миру.
И хорошее Андрею город, угніздилось там судьбы, обернутое зелеными холмами. Зря что нет в нем монументального величия Рима, ни богатства Тира или пышности Александрии.
Оно - как лицо молодой красивой женщины, что не гордится своей уродою, а только радуется ней. И улыбается, без вызова и без желания понравиться. Потому что этот смех - излучает из нее, как свет из света. Он не может не сиять, потому что такова природа его.
Однако есть в этом городе и еще что-то: слились в нем гармонично два диссонансы - два противоположных себе миры. Эллинский со своей божською гармонией формы и мнений. И скитский с бойовністю, отвагой, безжалостностью и буйством.
И дикий кочовник, очарованный гармоничными формами, бросил набеги.
Не пьет на учтах вино из черепа убитого врага. Потому что увидел более прелести в погарах из кованого золота и серебра. Осталась в скиту безудержная буйностью, изменчивость и неустойчивость непостоянного, свободного ветра степей. Ибо - природа скитская.
Но не хочет он жить в крытом войлоком телеге без красоты, без радости жизни - что увидел их у эллинов.
Новое течение захватила и понесла скита, как несет Бористен горсть сухого листа с понадбережної ивы,
Андрей встает, опираясь на свою длинную высокую подорожную палку. И долгим взглядом окружают покрытые лесом холмы,- словно кормчий, что в взгляд недрімного глаза своего замыкает бег корабля.
А в душе апостола встают образы - такого еще недавнего прошлого! - такого еще недавнего прошлого! - которое, однако, уже стало далеким...
Видит Андрей духовым зрением толпа иерусалимский, захваченный вихрем жгучей ненависти.., пылают местью глаза... сжатые угрожающее руки воспрянули вверх с проклятиями.
Ревет толпа неистово:
- Распни! Распни его!
И кипит бушующим морем.
А над этим адом беснование - тихое лицо того, кто является светом мира, жизнью и путем...
Так: побеждает не хаос. Не буря ненависти дает победу. Дух победный - покой и гармония. Они овладеют всегда беспорядок и хаос.
На минуту вся Андреева существо погружается в единой по своей силе упоминании - невероятной для человеческого разума. Сердце замирает. Не находит в себе тонов, которые бы могли откликнуться на то надчеловеческие его проявления, чего человеческая мысль не может вместить.
Вдруг ломает об колено свою подорожную палку... Прицепленным к шкуратяного паса ножом заравнивает обломлені конце. Врезает короткую перекладину в параллельный пень. И образует крест.
Словно факел, высоко поднимает его над городом, холмами и Бористеном, что мерехкотить глубоко судьбы.
- Силой Креста - знака Вечности,- в бесконечность-потому что продолжаются его мышцы,- благословляю вас, зеленые горы, и тебя, річко широкая, и тебя, народ, что в дикой буйности своей не мог не почувствовать творческой силы гармонии и покоя... Благословляю вас! - сказал полным голосом апостол.
И воткнул крест над сонным городом и недрімним Бористеном, просветленным несовершенным кругом ущербленого месяца, подобного маски варварского бога, вырезанного рукой художника-варвара.
Когда утром, на майдане толпа обступила апостола - знали-потому что люди по-над Бористена, что путешественник с вдохновенными глазами всегда большие сокровища несет, как самый богатый каравана,- полились огненным потоком слова Андрею...
Спрашивал потом также об обычаях народа бористенського, о богах и их веру...
Горделиво и надменно отвечали ему: считал-ибо народ этот свой род по найзацніщий в мире.
От Зевса-ибо самого и дочери Бористенової идет он!
- А палатки из черной войлока? Боевые игры на украшенных вражескими скальпами лошадках - злых, как хищные звери? Рабы, закопаны живыми, при похоронах взацних вождей?
- Это все было так давно!
Ни самые старые люди не видели этого своими глазами, а только слышали от старых! - что также со слов прародителей своих знали о том.
- Это было давно!
- Тогда еще поклонялись Луне и Мечу!
- И назывался народ, который здесь жил,- может, наше, а может, и другой какой - скиты. А мы - аллани...
Андрей рассматривал белые лица, ясные, серые глаза, светлые волосы...
А в путешествиях своих - от Дуная уже! - столько слышал о желтокожих скитов с жирными, блестящими, темными волосами и узкими черными глазами...
- Скитов больше нет,- говорит Андрею седой, почтенный муж. Жрец? Или, может, певец посвятительных пения этого народа...
- Как нет и страшных амазонок - женщин, что не хотели розніжуватись круг семейного вогниська. Так же более счастья любви ставили славу победы.
- Не льется больше кровь человеческих офир на алтарь стогрудої богини, увенчанной луной, которая - как и Мать Природа - творит на то, чтобы уничтожать.
- Мы с радостью слушаем о мирных богов, что не требуют крови! - отзывается толпа. И жадно пьют воду живую, что подает им апостол. Когда же услышали о відвічну Божью Мудрость, Нерушимую Стену - бурей сорвало восхищение слушателей. Не мешкая, вдруг решили заложит ва самом высоком холме первых камней этой «Нерушимой Стены».
- Крепость Мудрости поставим!
- Город нездобутне!
И с загарою приступили к работе.
Только же поступили праздника Великих Дионисий... За ними Олимпийские упражнения... да И торговля не может стоять заброшенной...
И у греков понемногу вгас первый пыл.
Алланам же тяжело удержаться круг чего-то, что длится долго и приобретается упорством и трудом.
И осталась стена недокінченою.
Нашлась ведь и еще препятствие: греки Святыню-Храм хотели ставить. Аллани же - крепость.
Андрей же, посеяв зерно хорошо благой Вести, дальше ушел в далекие миры - как наметил себе это, еще прощаясь с братом Петром круг Геннисаретского озера, певучего, как гусли, арфу напоминая и зарисом своим.
Без палки шел.
Разве не сказано:
- Слово Живое - за опоры мне и за свет ногам моим?
Зачем же опираться на дерево сухое? На камышинку, от ветра шатается?
На Колхиду держал путь апостол. Не добывать золотое руно Язонове - сам понес, не мертвое руно, а Агнца Живого, что снимает грехи мира, а за ними - страх Жизни и бремя Смерти.
|
|