Сегодня великий день в Тополівській школе: в этот день должно состояться экзамен, а на нем должен быть член школьного совета. Тем-то в школе еще со вчера все готовится. И молодой, что только первый год учительствует, учитель, и сторож Кирилл Криворукий работают со всей силы. Еще вчера маненька домик, что волость отдала в своем доме на школу, домик, размером в сорок квадратных аршин, начала прихорашиваться. Все ямы в земляном полу позасипувано, а потом сторож попримазував их глиной и каждому школьнику обидно приказывал, чтобы они, ребята, как можно осторожнее приторкалися своими ногами к перемазанным мест:
- А то сядет и топчет сапогами! Где бы предохраняться, легонько ступать, а он стучит. А ты за ним мажь и ровняй! Вот уже приедет барин, он вам даст!
Тем временем учитель собственноручно возился круг пообпадалих шпарун на стенах и на грубые и, закатив рукава по локти, искренне примазував рыжей и белой глиной, совсем несмотря на то, что такая работа нисколько не соответствовала его учительским обязанностям. Но что же было делать, когда он никак не одолел добиться, чтобы общественный атаман дал ему мазильниць?! Школьные парты, что столько раз этой зимой заходжувались рассыпаться под школьниками, да и рассыпались даже тем, эти парты позбивано теперь гвоздями и клиньями, и они начали поглядывать как-то даже спишна; и это не препятствовало сторожу Кириллу подавать учителю во внимание, что когда они, школьники, не побережуться, то «та гемонська задняя парта когда бы не обратилась, потому что там никак не приладнаєш одной ножки». Да и учительском стільцеві, что как-то случаем, видимо, попал в школу, надо было врача, и учитель долго працювався, силясь, чтобы вместо трех было в его четыре ноги, как то должно быть у каждого порядочного стула. Еще два стула взят у батюшки и в волости - про самого батюшку и о «члена».
Сегодня и школьники пришли, одевшись, как по-празниковому: чуть ли не на всех были новые свитки, а то и чумарки, босых не было.
Сторож в последний раз вытирал три окна школьной комнаты. Батюшка и учитель разговаривали промеж себя и боялись за того или иного школьника, что мог не сдать экзамена.
Школьники и себе с жаром разговаривали.
- Чего же он приедет, тот господин? - допытывался маленький мальчик, что только одну зиму походил в школу, у своего старшего товарища.
- А питатиметься, научились ли мы...
- А он какой? Страшный?
- Да разве ж я знаю: я сам его не видел. Спитайсь у Алексея Петровича.
- Алексей Петрович,- обращается школьник к учителю,- а он страшный?
- Кто?
- И тот господин, что ириїде?
Учитель силится уверить, что страшного в том господину» ничего нет.
- А он не будет бить? - не пустынный своего школьник.
- Да нет! Кто здесь смеет драться? - очень взвешенно впевняє второй.
- Э, не смеет! А как спросит, а ты и не узнаешь, то что тогда? Тогда и будет бить...
Во втором месте, где сидят щонайстарші, слышать, как они бубнят себе под нос, еще раз прочитывая изученное. Каждый работает, потому что каждому хочется иметь «свидетельство».
Один маненький мальчик залез в угол и напуганными глазками поглядывает вокруг: он заранее испугался «господина».
- Я убегу, как он приедет! - шепчет он на ухо своему товарищу.
Неожиданно розітнувся скрик. Какой-То слишком смелый парень, не страшась ничуть ожидаемого «господина», ударил по спине своего товарища.
- Половина десятого,- сказал батюшка,- пусть садятся: скоро, наверное, приедет.
Учитель взглянул на батюшчин часы (школьного или своего даст бог!) и велел дежурному позвать тех школьников, которые были на улице.
Гуртом высыпали школьники до класса и, столпившись у дверей, начали сбрасывать свитки, складывая их в кучу на полу в школе. Кто-то толкнул бочонок с водой, что стояла здесь же, и пообливав одежду. Смех и шум. Появился сторож и, бубонячи себе под нос что-то и о «безрахубних головорезов», довел все до ума.
Прочитали молитву, сели. Учитель и батюшка, разделив школьников, начали несколько переспрашивать их, перебивая друг другу. Но дело не ладилось: и учителя, и школьники были обеспокоены.
Как-то минул час. Чего же он не едет?
Учитель снова выпустил школьников со школы. Меньшие побежали, а старшие, сдающих экзамен на «свидетельство», вновь к книгам. Батюшке надоело ждать, и он пошел домой, попросив сейчас же прислать по его, скоро приедет член.
А член все не ехал. Старшие еще искреннее учат, хоть учитель и впевняє, что им теперь лучше будет пробігатися.
Проходит час, второй, третий. Страшный господин, что так долго заставлял себя ждать, еще больше теперь пугал школьников. И потомились все, и господина страшно,- так бы и убежал.
Наконец, часа в три, вдруг раздался звонок.
-Едет, едет!..- розітнувся шепот среди школьников.
Тот же миг сторож Кирилл, открыв дверь, оповестил:
- Едет, уже возле Стецькового ветчину.
Учитель послал одного парня по попе. Школьники сыпанули в школу. Мигом сели, выпрямились и затихли. Маленький школьник, что хотел бежать от господина, еще больше залез в угол и весь согнулся, словно как-то хотел спрятаться. У многих перехватило дух. Они півзлякано, півдивуючись прислушались до звонка, все громче и громче вызванивал и, наконец, в последний раз громко дзвенькнувши, замолчал возле самой школы. Приехал! Все головы повернулись к дверям. Лица у многих побелели; некоторые испуганно шептали: «Господи, помоги!..» Дальше послышался Кырылив голос:
- Сюда! Вот сюда пожалуйте!
Дверь открылась, вошел член школьного совета. Школьники встали. Не отказывая на их поклон, он подошел к учителю.
- Вы учитель?
- Учитель.
- Член училищного совета Куценко.
Господин Куценко лет 25-30 был волостным писарем, а жена его торговала бакалеей. И в писарстві, и в крамарстві ему так повезло, что через десять лет он уже имел свою лавку в уездном городе и, понемногу подвигаясь вверх, сделался с писаря значительным лицом в городе. Недавнечко он был городским головой, а теперь директором уездного банка, через его же мошенничества вскоре должен был упасть, и вместе он - член земской управы и школьного совета,- тем и ездит он по сельских школах на экзамены как председатель «экзаменационной комиссии». Но как неопределенные гласные и согласные, проклятая буква h и и всякие другие хитрости русского правописания никогда не давались к пониманию господину члену, то он, конечно, на экзаменах по русскому языку любіше молчал. На экзаменах же из закона божьего и со счетов он чувствовал себя свободнее, наиболее как дело доходило до счета. Арифметику в пределах целого счета он хорошо изучил еще как был писарем, а директорствования в банку дало ему возможность победить и «дроби», и господин член особенно на счета и настаивал на экзаменах. Он всегда возил с собой свой завдачник, где были бумажками и карандашом обозначены задачи, которые он конечно и безодмінно давал решать школьникам. К этому надо добавить разве еще то, что, пытаясь изображать из себя господина, он без сожаления калечил и украинский, и русский язык, пренебрегая первую и не зная второй.
Пришел поп, сели за стол. Член вытащил какие-то бумаги и разложил их на столе. Круг их лег заялозений завдачник Евтушевского с позакладаними в его бумажками, потом перо и карандаш, что появились с членової кармане. Дети с опаской поглядывали на все эти приготовления. Временем кто-то тихо шептал:
- И в его завдачник есть!
- Перо, как серебро, блестит...
- Дайте список учеников,- громко прогомонив член.
Реестр дали, и он воткнул в его нос. Тихо-тихо стало,- слышно было, как муха, летящая, звенела крыльями. Школьники уже не шептались; они ждали, что то будет...
- Байденко Иван! - громко воскликнул господин член. Вызванный парень схопивсь и начал пролезать между тесно стоящими скамейками. Ноги его не слушались, цеплялись за ножки от скамеек; видно было, что парень пугался. Наконец, выбравшись, он несмело подошел к столу и поклонился.
- Ну, по закону,- муркнув член.- Читай молитву господню.
Парень дрожащим голосом начал:
- «Отче наш, иже еси...»
- Троице! - снова велел член. Парень и ту сказал.
- А што ето такое троица? - спросил он. Парень силится что-то сказать, но не может.
- Ну-ну! - підганя батюшка.- Я же вам ето об'яснял, как же ты не знаешь?
- Троица...- начинает парень и становится.- Троица... это - бог отец, и сын, и дух святой...
- А что, три бога? - спрашивает член.
- Нет, один...
- Ну, как же то один? Расскажи! Парень молчит.
- Ну, чего же ты молчишь? - вновь підганя батюшка. - Ты же знаешь!
Парень то краснеет, то белеет, он дрожащей рукой трет лоб, видно, как замружіли и замокла глаза, затіпалися губы. Ему стало страшно.
- Ето значит... обикновенно, это все равно, что вот свет от солнца, исходит и шо того... это...-объяснить ему, батюшка! - докончил член, что хотел привести известное сравнение с библейской истории Рудакова, но не смог и заплутавсь.
Батюшка выяснил.
- Теперь по священной истории...- проговорил учитель.
- Расскажешь про Ноя и его синовей? - спросил пип.
- Расскажу,- ответил, немного заспокоївшися, парень и начал рассказывать.
- А что,- неожиданно перехватывает его рассказ член,- хорошо сделал Хам с отцом?
- Hi...
- Обикновенно, он отца не уважал, посмеялся с него... за то ему и наказание. А ты уважаєш отца? Слушается? - неожиданно грозно вопрошает член.
- Слушаюсь...- отказывает испуганный его голосом парень.
- То-то!.. Всегда должно слушаться, спустя отец обикновенно есть родитель! - говорит ее член, прибегая уже к всех школьников, а те со страхом смотрели на все, что делалось у их перед глазами.
- Теперь по арихметикє! Вот я уже сам его спрошу,- произнес член.
Здесь уже было широкое поле деятельности, и он, развернув своего завдачника и нашукавши по приметам завдачу начал ею мучить парня. К счастью парень знал.
- Теперь по-русски!
- Читай! - сказал учитель, показывая парню в книжку.
- «Мартышка в старости слаба глазами стала; а у людей она слыхала, что это зло еще не так большой руки, лишь стоит завести очки»... и т. и.
- Расскажи!
Парень на ломаном языке великорусской пересказывает прочитанное, всячину путая:
- ...она слихала, что у людей больші руки и очки... стоит и виляет хвостом...
- Да, очки надела,- добавляет член.- Хорошо! Будеть! - проговорил он и, наклонившись над реестром, хотел 'писать «балли».
- Может быть, пи сать е що? - спитавсь учитель.
- Мм...- муркнув член, погадавши, видимо, о недостижимы правила правописания.- Пусть пишеть!..
Учитель начал читать какой-то отрывок из книги, а школьник писал на классовой таблице. Потом начали исправлять ошибки. Член как-то пододвинул к себе книгу и, сверяя с ней написанное, нашел две ошибки. Зоставалось их еще пятеро, но член сказал, что все остальное так, и парня пущен.
Именно таким образом взялись и до второго школьника. Только, как дошли до арифметики, бедняга никак не мог решить завдачу - зря направлял его учитель, зря подгонял член. Наконец, член не вдержавсь:
- Шо ето? - неожиданно крикнул он.- Арифметики не знают, считать не умєють! Вы учитель, вы ничего не делали! Я в училищный совет на вас подам рапорт!
Бедный учитель только крутивсь на одном месте. Школьники сидели белые, как мел.
Неожиданно отозвалось хлипання, сначала тише, а потом все громче и громче, и перешло, наконец, в гласные заводы плачу. Плакал именно тот маленький мальчик, что еще заранее хотел бежать от «господина».
- У! Я не хочу здесь!.. Я не хочу! Я домой пойду! - рыдая говорил он.
Услышав это, член остановился. Учитель побежал к парню. Но он не обращал внимания на вмовлення и не покидал рыдать и пытаться домой. Пришлось пустить его из школы.
Видя, что уже переборщил, член притих. Экзамен последних шестерых ребят, которые сдавали на «свидетельства», состоялся тихо, слишком, что все они «арихметику» знали, и господин член не имел смысла сердиться.
Наконец закончили. Господин член встал.
- А тех не будем екзаменовать? - спитавсь учитель, показывая на школьников первого и второго года.
- Ннєт... И они умєють читать?..- говорил уставший член, поглядывая на часы: было уже шесть часов. - Ребята, читать умєєтє? - спросил он у школьников.
- Умієм...- робко отказали некоторые.
- А считать? Ну: дважды сэм?
- Четырнадцать! - воскликнули все сразу.
- А 25 без 7?
- Восемнадцать.
- Ну...- произнес член, колеблясь.
- Может, закусить бы...- обізвавсь батюшка.
- Обикновенно... не мешало бы... Ну, дети,- вновь заговорил он до школьников, а те чего встали,- значит, вы теперь получите свідєтельство - которие экзамен сдали, а которые нет, то, обикновенно, учитесь, потому что наука... то-есть... потому, что без єї человек темный... А арихметику, особенно арихметику, шоб знали. Спустя, обикновенно, арихметика - то большая наука!..- и показывая великость «арихметики» как науки, господин член поднял вверх против лба пальца и погрожаючи, ткнул им в воздух.
Далее течение членового красноречия засохла, и он стал, не зная, что говорить.. Школьники, батюшка, учитель и себе стояли, не зная, что им делать.
- Так вот что... это...- начал снова член, вспомнив, как он когда-то был вкупе с инспектором на экзамене и как именно тот закончил его, - школа у вас хорошая, и я так доложу в совет. I арихметику знают,- один не знаєть, ну, и то уже ничево...- И член так же, как и инспектор, подал руку учителю и священнику.
- Так их распустіть? - спросил учитель.
- Эге, да...
- Читайте молитву! - проговорил учитель.
Ребята, топоча ногами, вернулись к иконе. Прочитали молитву.
- Ну, теперь это... домой идите! - начал член.- А мы к вам, батюшка. Обикновенно надо закусить. Может того... и водочка?..
- А всенепримінно!.. Как же!.. Пожалуйте!..
- Так, так... Вот мы там и протокол екзаменськой подпишем...
1884.
|
|