|
Роль и место литературы в жизни нации. Развитие литературы. Творческая индивидуальность художника. Художественное произведение - новая эстетическая действительность, что "впитывает" свое время и является носителем общечеловеческих ценностей. Анализ произведения в историческом и эстетическом контекстах.
ТЛ: анализ художественного произведения, контекст, эстетика..
Семейно-бытовые песни. "Месяц на небе, звездочки сияют", "Цвіте терен, цвіте терен", "Солнце низенько, вечер близенько" , "В конце плотины шумят ивы", "За огородом утки плывут", "свети, Свети", "Лугом иду, коня веду" (на выбор)
Процесс возникновения фольклора. Богатство и разнообразие украинского фольклора (повторение и обобщение изученного). Виды семейно-бытовых песен (о любви, о семейной жизни). Культ романтизированных чувств, сентиментальный пафос, традиционная символика.
ТЛ: углубление знаний по поэтики народной песни.
Свадьба - один из ведущих жанров семейного творчества. Основные этапы свадьбы и их песенное сопровождение. Свадебные песни: "К бору, дружечки, к бору", "А брат сестрицу и расплетает", "Развей, сосна, семьсот цветков", "Летят галочки в три строчки", "Ой матушка, и не теряй меня" - (на выбор). Эстетическая специфика свадебной песни как обрядовой. Использование элементов народной обрядности в произведениях украинских писателей (Г. Квитка-Основьяненко, И. Котляревский, Т. Шевченко, Марко Вовчок, П. Кулиш, М. Стельмах, В. Самчук и др. ).
"Бондаривна", "Ой летела стрела", "Ой на горе огонь горит", "Казака несут"
Тематические и стилевые особенности, сюжет, герои украинских баллад. Классификация баллад (легендарные, исторические, семейные, любовные и др.).
ТЛ: баллада.
Украинская средневековая литература ХІ-ХV вв.
Развитие письменности после крещения Руси-Украины (988 г.) Древнейшие рукописные книги Киевской Руси (Остромирово Евангелие, Изборник Святослава).
Переводная литература
Библия (фрагменты)
Легенды: о сотворении мира, о первых людях Адаме и Еве, о потопе на земле, о Вавилонской башне, о Моисее. Десять заповедей. Притча о блудном сыне. Притча о сеятеле.
Библия - Священное писание (Ветхий и Новый Заветы) и сборника литературных памятников (Книга Бытия, псалтирь, Песнь песней).
Библейские книги в древней Украине: Псалтырь (молитвы ), Евангелия (об Иисусе Христе), Апостол (о Его учениках). Украинские переводы Библии (П. Кулиш, И. Пулюй, И. Нечуй-Левицкий, И. Огиенко, И. Хоменко и др.). Использование библейских тем, сюжетов, мотивов, образов в мировой и украинской литературах.
ТЛ: углубление понятия о притче.
Летописи как историко-художественные произведения "Повесть временных лет" - историческая книга и сборник эпических произведений. Возникновение Киево-Печерского монастыря.
Киево-Печерский Патерик как памятник литературы, место его заключения, главные герои. Содержание рассказ о Прохоре черноризце...
Роль православных братств, Острожской и Киево-Могилянской академий в развитии украинской культуры, в частности книгопечатания. Первые печатные книги в Украине (Букварь - 1574, Апостол - 1574, Библия - 1581). Иван Вышенский - мыслитель, богослов, полемист.
ТЛ: Ренессанс, барокко.
Общие сведения о казацкие летописи (Самовидца, Г. Грабянки, С. Величка).
"История русов" (фрагменты) анонимного автора. Политическая и культурная история Украины, изображение национального и религиозного гнета.
Иван Величковский Фигурные (курьезные) стихи (из рукописных книг "Зегар с полузегарком" и "Млеко")
Семен Климовский. "Ехал казак за Дунай"
Образец древней любовной лирики. Мировая слава песни.
ТЛ: фигурный (курьезный) стихотворение.
Время и место бытования школьной драмы, ее роль, исполнители. "Владимир" Ф. Прокоповича - образец школьной драмы. Роль Киево-Могилянской академии в развитии театрального искусства.
Вертеп как вид кукольного театрального действа. Авторы и исполнители вертепа. Его евангельская и этнографически-бытовая основы.
Возрождение вертепной традиции в наше время.
ТЛ: школьная драма, вертеп.
Жизнь и творчество философа, просветителя, поэта. Его христианские морально-этические идеалы. "Сад божественных песен", "Басни харьковские", философские трактаты. Библейская основа творчества Г. Сковороды и его учение о самопознании". Поучительный характер и художественные особенности притч сб. "Басни харьковские".
ТЛ: афоризм.
Творчество И. Котляревского - новый этап в развитии национального самосознания. Драматург и театральный деятель. История создания "Энеиды". Национальный колорит, изображение жизни всех слоев общества, аллюзии на украинскую историю в ней. Бурлескный юмор, народная украинская речь. Утверждение народной морали (картины ада, рая) в духе просветительства.
Социально-бытовая драма "Наталка Полтавка" - первое произведение новой украинской драматургии. Ее длительное сценическую жизнь. Торжество народной этики. Наталья как олицетворение лучших черт украинской женщины, которая отстаивает человеческое достоинство, борется за свое счастье.
ТЛ: травестія, пародия, бурлеск, аллюзия. Углубление знаний о силабо-тоническое стихосложение.
Отец украинской прозы, один из первых в Европе "создателей людовой повести" (И. Франко). Гуманистический пафос, христианские идеалы, этнографическое фон произведений. "Маруся" - первая русскоязычная повесть новой украинской литературы, образец сентиментализма. Главные персонажи произведения - олицетворение высоких морально-этических качеств простого человека. Картины жизни украинского общества во времена Великой Руины в "Конотопской ведьме". Ирония и сатира в ней, сочетание реализма и фантастики.
ТЛ: литературное направление, течение, понятие о сентиментализм, реализм.
Идейно-художественные особенности романтизма. Углубление видения расхождения между идеалом и действительностью. Связь с национальным движением.
Поэты-романтики
П. Гулак-Артемовский, "Рыбалка", Есть. Гребенка, "Украинская мелодия", Г. Костомаров, "Соловей", В. Забила, "Соловей", М. Петренко , "Небо", Г. Шашкевич. "Весновка"
Зачинатель новой украинской литературы на западных землях. Роль "Русской троицы" в национальном духовном возрождении. Значение романтизма для нового этапа развития славянских литератур.
ТЛ: романтизм, элегия, романс.
Литературная деятельность М. Гоголя, его значение для украинской культуры. Выражение глубин наци онального духа в творчестве Гоголя. Украинский фольклор - источник произведений художника украинской тематики.
Романтическая условность рассказа "Вечер против Ивана Купала". Связь с "нечистой силой" как метафора злодеяния.
Гениальный поэт, мыслитель, пророк национального возрождения в Украине. Его исключительно большое значение. Раннее творчество. Первые поэтические произведения балладного и элегического жанров. Ось непрерывности исторического времени ("К Основьяненко", "На вечную память Котляревскому" , "Мысль" ("Зачем мне черные брови..."). Условность в балладе, тревога за женскую судьбу ( "Причинная", "Лилея").
ТЛ: элегия, углубление понятия о лирике и лиро-эпика.
Сложность исторической судьбы украинского народа, неотвратимость его борьбы за освобождение. Восставший народ как герой поэмы. Одна из ее главных идей - "крылья" лица в слитности ее борьбы за счастье с борьбой своего народа (образ Яремы). Необходимость перевернуть трагическую страницу истории, по-современному оценить прошлое. Призыв к единению славянских народов.
Страстный отклик на тогдашнюю захватническую имперскую политику. Продолжение темы национально-освободительной борьбы. Обобщенная идея поэмы - неприятие насилия, порабощения людей, осуждение захватнических войн.
Страстный отклик на тогдашнюю захватническую имперскую политику. Продолжение темы национально-освободительной борьбы. Обобщенная идея поэмы - неприятие насилия, порабощения людей, осуждение захватнических войн.
ТЛ: мистерия.
Художественная оценка деятельности Богдана Хмельницкого (в частности, так называемого воссоединения Украины с Россией 1654 г.). Связь с "Большим погребом".
Поэма ("комедия") "Сон" и современная поэту общественно-политическая действительность. Композиционный прием "сна", его роль для расширения возможностей поэтического изображения. Противостояние имперского режима и свободомыслящей, национально сознательной личности. Сатирический пафос поэмы, его направления.
ТЛ: аллегория, гротеск, поэтика контраста, условность.
Продолжение темы "земляков" в послании. Обличение конформизма значительной части украинской элиты. Бичевание комплекса неполноценности. Критический пересмотр национальной истории ради перспективы ее лучшего будущего. Настроению интонации произведения (спор, предостережение, угроза, призыв и т.п.).
Одна из ведущих тем творчества Шевченко. Восхищение поэта красотой женщины, мечта видеть женщину счастливой. Эволюция женского образа в поэзии Шевченко. Тема матери и сына. Творческая интерпретация поэтом образа женщины и пиетет христианина. Различные типы воплощение темы женской судьбы: романтический ("Екатерина"), реалистически-бытовой ("Наймичка", "На барщине пшеницу жала..."), символически-обобщенный ("Мария").
Лирика Т. Шевченко периода ареста и ссылки и после возвращения из ссылки.
Вершинные образцы Шевченковской лирики. Черты автобиографизма в образе лирического героя. Ностальгия по идиллией семейной жизни, высокая философия жизни человека на земле ("Садок вишневий коло хати...". Одиночество и поиски ее преодоления. Подведение итогов честно прожитой жизни.
ТЛ: углубление понятия о лирического героя, психологизм в литературе, жанр лирической медитации.
Духовное присутствие Библии во всем творчестве пуэ и. Цикл "псалмы".
Отношение Шевченко к Библии (спор, увлечение, творческое подражание, переосмысление, вера и вдохновение). Осмысление поэтом Бога, Украины, собственной жизни сквозь библейские тексты. Перепевы и "подражанія" в творческом наследии поэта.
ТЛ: псалом, гимн.
Обзор изученной поэтического наследия Т. Шевченко и его живописного наследия, прозы, драматургии, соображений из "Дневника". Выдающиеся деятели мировой культуры о Шевченко. Его влияние на литературы других народов. Шевченко и исторический прогресс Украины. Чествование памяти поэта.
П. Кулиш - писатель, первый украинский профессиональный литературный критик, переводчик ("Библия", произведения В. Шекспира, И. В. Гете), автор учебников для школы, первого украинского правописания "кулешовка".
Влияние на П. Кулиша идей европейского просвещения: "Украинец в Европе, европеец в Украине". Романтическое мировоззрение. Энтузиазм и жертвенность П. Кулиша в общественной и культурологической работе на пути духовного возрождения и культурного обогащения нации. Осуждение, боль и гнев поэта-гражданина ("К родному народу"). Кредо художника, его романтическая лирика ("Трое желаний", "Завороженный колодец").
"Черная рада" - первый украиноязычный исторический роман. Версии толкования его названия. Историческая основа сюжета. Показ противостояния сил где ржавотворення и руинництва. Человек Божий - носитель основной идеи. Хутор - символ украинского образа жизни; Черевань - олицетворение щасливог о хуторской жизни; Иван Шрам и Каким Сомко - носители идеи государственности Украины; Леся и Петр Шраменко - олицетворение семейной идиллии, как символ неуничтожимости Украины; Кирилл Тур - воплощение запорожской вольницы и казацкого рыцарства. Романтический мотив дороги и его место в произведении. Оценка романа Т. Шевченко.
ТЛ: роман, роман-хроника, исторический роман.
Жизнь и творчество (произведения на украинском, русском, французском языках). Премия Академии Франции за историческую повесть "Маруся".
Сочетание в произведениях реализма и романтизма, использование художественных средств фольклора. Марко Вовчок как переводчик (Ж. Верна, Г. К. Андерсена, П. Е. Брэма).
Романтичность рассказа "Максим Гримач", особенности его сюжета, характеров. Чувство ответственности и вины как всечеловеческое чувство.
ТЛ: романтический характер в произведении.
Литература ХХ века. - искусство обновленных традиций и смелого новаторства. Имена и произведения известных украинских писателей ХХ ст., в частности тех, которые изучались в предыдущих классах.
Непростой путь развития украинской литературы ХХ ст. Ее жанровое, тематическое, стилевое разнообразие.
"Практический идеализм" писателя-борца. Его жизненная биография как вспышка. Притчи для тех, кто сам управляет своей жизнью". Жизнь - постоянная борьба, человек в нем - борец, путь этой борьбы - непредсказуемый и неизвестный.
Украинская эмиграционная литература ХХ века. И. Багряный - один из самых талантливых из когорты писателей-эмигрантов. Популярность его произведений в послевоенной Европе.
"Тигроловы" - авантюрно-приключенческий роман. Динамичность сюжета, ро мантичність ст илю, символика, гуманистическая идея победы добра над злом. Сильный тип украинского человека - главный герой. Багряного.
ТЛ: приключенческий роман.
"Феникс-птица из русских земель" М. Мирошниченко, "Стон". Женченка, "Колокол гетман а Ивана Мазепы" М. Сарми-Соколовского, палиндром "Хищных мечом мирим" А. Мойсієнка. Сочетание текста и рисунка (зрительных и слуховых образов) в зрительной поэзии.
Источники современной украинской визуальной поэзии - ее барочные образцы XVII-XVIII вв. (курьезный стихотворение. Величковского).
ТЛ: визуальная (зрительная) поэзия.
Исповедь души в стихах современного поэта. Сочетание в них глубинной историчности видения мира с ощущением современной присутствия в нем. Философские размышления сквозь призму художественной детали: полноценное бытие человека, его духовное наполнение.
Всего - 70 ч. В неделю - 2 ч.
Резервное время - 8 ч.
Текстуальное изучение произведений - 62 ч.
Кол-во час.
|
Содержание учебного материала
|
Государственные требования к уровню
общеобразовательной подготовки учащихся |
Приложения:
Художественный контекст. Межпредметные связи |
1 |
ВСТУПЛЕНИЕ
Роль и место литературы в жизни нации. Развитие литературы. Творческая индивидуальность художника. Художественное произведение - новая эстетическая действительность, что "впитывает" свое время и является носителем общечеловеческих ценностей. Анализ произведения в историческом и эстетическом контекстах.
ТЛ: анализ художественного произведения, контекст, эстетика.
|
Уметь объяснять различие устной словесности от "книжной" литературы (повторение изученного).
Осознание национального и общечеловеческого значения искусства. |
|
(4) 2
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Семейно-бытовые песни. "Месяц на небе, звездочки сияют", "Цвіте терен, цвіте терен", "Солнце низенько, вечер близенько"
, "В конце плотины шумят ивы", "За огородом утки плывут", "свети, Свети", "Лугом иду, коня веду" (на выбор) Процесс возникновения фольклора. Богатство и разнообразие украинского фольклора (повторение и обобщение изученного). Виды семейно-бытовых песен (о любви, о семейной жизни). Культ романтизированных чувств, сентиментальный пафос, традиционная символика.
ТЛ: углубление знаний по поэтики народной песни. |
Уметь различать виды и жанры устного народного творчества, раскрыть роль фольклора в жизни украинского народа, его место в развитии литературы.
Различать виды семейно-бытовых песен. Уметь анализировать тексты, определять их мотивы, тематику, художественно-поэтические средства, в частности, образы-символы. Выучить наизусть: 4 песни (на выбор). Осознание значения древней культурного наследия своего народа.
|
Ф
ольклор слов'ясоцио народов. И. Соколов, "С базара", Г. Такомуоненко, "Суперниці", "Святочное гадание", С
. Васильківський, "А что иметь скажут" (образот
ворче искусство). Музыка М. Лысенко в украинских народных песен. |
1 |
Украинская свадьба
Свадьба - один из ведущих жанров семейного творчества. Основные этапы свадьбы и их песенное сопровождение. Свадебные песни: "К бору, дружечки, к бору", "А брат сестрицу и расплетает", "Развей, сосна, семьсот цветков", "Летят галочки в три строчки", "Ой матушка, и не теряй меня" - (на выбор). Эстетическая специфика свадебной песни как обрядовой. Использование элементов народной обрядности в произведениях украинских писателей (Г. Квитка-Основьяненко, И. Котляревский, Т. Шевченко, Марко Вовчок, П. Кулиш, М. Стельмах, В. Самчук и др. ).
|
Иметь представление о обряд украинской свадьбы. Выразительно читать свадебные песни, уметь их анализировать, обращая внимание на мотивы, настроение, художественные средства.
Осознание значения сохранение обычаев и традиций своего народа. |
К. Трутовський, "Свадебный выкуп", В. Маковский, "девичник", И. Соколов, "Свадьба" (изобразительное искусство).
|
1
|
Украинские народные баллады
"Бондаривна", "Ой летела стрела", "Ой на горе огонь горит", "Казака несут" Тематические и стилевые особенности, сюжет, герои украинских баллад. Классификация баллад (легендарные, исторические, семейные, любовные и др.).
ТЛ: баллада. |
Уметь раскрывать содержание понятия "баллада". Различать виды баллад.
Анализировать тексты по содержанию и стилевыми особенностями. Объяснять драматизм коллизии, специфичность сакінчення, реалистическое и фантастическое в баллад
и.
Осознание понятий трагического и оптимистического, их место в жизни человека. |
Баллады Т. Шевч
энка, Ф. Вийона, И. В. Гете, Ф. Шиллера, В. Пушкина, Г. Киплинга и др. И. Соколов, "Дівч
ата гадают уночи п
роты Ивана Купала" (изобразительное искусство). |
(12) 3 |
ДАВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Украинская средневековая литература ХІ-ХV вв. Г
азвития письменности после крещения Руси-Украины (988 г.) Древнейшие рукописные книги Киевской Гвсе (Остромирово Евангелие, Изборник Святослава).
Переводная литература Библия (фрагменты) Легенды: о сотворении мира, о первых людях Адаме и Еве, о потопе на земле, о Вавилонской башне, о Моисее. Десять заповедей. Притча о блудном сыне. Притча о сеятеле.
Библия - Священное писание (Ветхий и Новый Заветы) и сборника литературных памятников (Книга Бытия, псалтирь, Песнь песней). Библійні книги в древней Украине: Псалтырь (молитвы
), Евангелия (об Иисусе Христе), Апостол (о Его учнов). Украинские переводы Библии (П. Кулиш, И.
Пулюй, И. Нечуй-Левицкий, И. Огиенко, И. Хоменко и др.). Использование библейских тем, сюжетов, мотивов, образов в мировой и украинской литературах.
ТЛ: углубление понятия о притче. |
Вспомнить и пересказать легенду о крещении Руси-Украины.
Понимать роль христианства (Библии) в духовной жизни украинского народа. Иметь представление о древнейшие книги Киевской Руси.
Называть и иметь представление о библейские книги в древней Украине, знать переводчиков Библии на украинском языке. Уметь рассказать о Ветхий и Новый Заветы. Переводить и толковать библейские легенды, притчи.
Познания и усвоения христианской морали: идетлов правды, честности, патриотизма, скоромності, любви к ближнему. Интерес и уважение к литературе других народов, в частности древнего Востока как неотъемлемой составляющей украинской национальной культуры.
Осознание универсальности евангельских истин человеческого бытия. |
История украинского средневековья (история Украины).
|
2
|
Оригинальная литература княжеской Руси-Украины. Летописи как историко-художественные произведения "Повесть временных лет" - историческая книга и сборник эпических произведений. Возникновение Киево-Печерского монастыря.
Киево-Печерский Патерик как памятник литературы, место его заключения, главные герои. Содержание рассказ о Прохоре черноризце... . |
Уметь рассказать основные сведения о "Повесть временных лет" и легендарного автора Нестора Летописца, о возникновении Киево-Печерского монастыря. Иметь представление о Киево-Печерский патерик. Переводить и толковать содержание рассказ про монаха Прохора. Уметь объяснить значение древних летописей для сохранения сведений о жизни, культуре, обычаях наших предков.
Воспитание уважения к историческому прошлому нашего народа, к его культурных достопримечательностей. Осознание преимуществ праведной жизни монахов Киево-Печерской лавры.
|
Рисунки Лаврской иконописной мастерской.
Л. Тарасевич, "Нестор-летописец" (иллюстрация к кн. "Патерик Печерский" (1702) (изобразительное искусство). |
2 |
Украинская литература ренессанса и барокко
Роль православных братств, Острожской и Киево-Могилянской академий в развитии украинской культуры, в частности книгопечатания. Первые печатные книги в Украине (Букварь - 1574, Апост
ол - 1574, Библия - 1581). Иван Вышенский - мыслитель, богослов, полемист. ТЛ: Ренессанс, барокко.
Историко-мемуарная проза Общие сведения о казацкие летописи (Самовидца, Г. Грабянки, С. Величка).
"История русов" (фрагменты) анонимного автора. Политическая и культурная история Украины, изображение национального и религиозного гнета. |
Называть первые печатные книги в Украине. Иметь представление об эпохе Ренессанса и Барокко. Понимать место фигуры И. Вишенского в украинской культуре этого времени.
Воспитание толерантности, чувства патриотизма.
Иметь представление о казацкие летописи, понимать их роль в воспроизведении исторического прошлого Украины. Знать время создания "Истории русов". Уметь рассказать историю возникновения произведения, прокомментировать фрагменты из него. Рассказывать о личности Б. Хмельницкого, И. Мазепы, изображенные в произведении.
Воспитание уважения к казаков - защитников Украины. Осмысление с позиций современности давно прошедших трагических страниц истории родного народа. |
По
пола И. Федорова, И. Вышенського, П. Могили, Г. Смотрицького, И. Мазепы, Бы. Хмельницкого (история Украины).
Книжкова графика XVI-XVIII вв. Музыка А. Веделя, М. Березовского, Д. Бортнянского (музы
чне искусство). Живопись И. Рутковича, Д. Левицкого, В. Боровиковского (изобразительное искусство). Поэма И. Франко "Иван Вишенский", изучена ранее.
|
1 |
Поэзия Иван Величковский. Фигурные (курьезные) стихи
(из рукописных книг "Зегар с полузегарком" и "Млеко") Семен Климовский. "Ехал казак за Дунай"
Образец древней любовной лирики. Мировая слава песни. ТЛ: фигурный (курьезный) стихотворение. |
Рассматривать и объяснять идейно-художественные особенности фигурных стихов И. Величковского. Уметь различать их религиозную и светскую тематику.
Выразительно и вдумчиво читать стихотворение С. Климовского, комментировать его содержание и версификацийни особенности. Знать о мировой славе песни С. Климовского. |
|
1 |
Драматургия
Время и место бытования школьной драмы, ее роль, исполнители. "Владимир" Ф. Прокоповича - образец школьной драмы. Роль Киево-Могилянской академии в развитии театрального искусства.
Вертеп как вид кукольного театрального действа. Авторы и исполнители вертепа. Его евангельская и этнографически-бытовая основы. Возрождение вертепной традиции в наше время. ТЛ: школьная драма, вертеп.
|
Иметь представление о школьную драму, в частности драму Ф. Прокоповича.
Уметь рассказать о авторов, исполнителей и действующих лиц вертепа, его композиционные особенности, содержание вертепного действа.
Возрождение традиций, олицетворяющие общечеловеческие, вечные ценности. |
Киево-Могилянская академия в истории Украины.
"Жизнь - это сон" П. Кальдерона (зарубежная литература).
|
3 |
Григорий Сковорода.
"Пчела и Шершень", "Собака и Волк", "Всякому городу - обычай и права", "De libertate"
, "Вступительные двери к христианской добронравности", афоризмы (имеющиеся во всем творчестве) Жизнь и творчество философа, просветителя, поэта. Его христианские морально-этические идеалы. "Сад божественных песен", "Басни харьковские", философские трактаты. Библейская основа творчества Г. Сковороды и его учение о самопознании". Поучительный характер и художественные особенности притч сб. "Басни харьковские".
ТЛ: афоризм. |
Знать и рассказать о жизни Г. Сковороды. Уметь проанализировать содержание стихов "Всякому городу - обычай и права", "De libertate", одну из его басен-притч. Прокомментировать філософськ
ой трактат "Вступительные двери к християнськой добронравности", афоризмы художника. Уметь уформулювати собственное понимание и актуальніс
ть для сегодняшней жизни положений философии Г. Сковороды. Выучить наизусть: "Всякому городу - обычай и права"; несколько афоризмов (на выбор). Осмысление важности для становления и реализации себя как личности идей самопознания и гармонии с миром.
|
Французские просветители Вольтер, Руссо, Дидро.
|
(35) 5 |
НОВАЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Общественно-исторические обстоятельства в конце XVIII века. Духовное порабощение нации. Жизнь народа - предмет художественного изображения. Актуальность фольклорной традиции. Развитие фольклористики, этнографии. Основные художественные направления (классицизм, романтизм, начальные формы реализма). Бурлескная стилевое течение. Выдающиеся м
итці: И. Котляревский, Г. Цветок-Основ'яненко, М. Шашкевич, Т. Шевченко, П. Кулиш, Л. Глеб
в, Марко Вовчок, Ю. Федькович). Иван Котляревский. "Энеида" (сокращенно), "Наталка Полтавка" Творчество И. Котляревского - новый этап в развитии национального самосознания. Драматург и театральный деятель. История создания "Энеиды". Национальный колорит, изображение жизни всех в
ерств общества, аллюзии на вкраїнську историю в ней. Бурлескный юмор, народная украинская речь. Утверждение народной морали (картины ада, рая) в духе просветительства.
Социально-бытовая драма "Наталка Полтавка" - первое произведение новой украинской драматургии. Ее длительное сценическую жизнь. Торжество народной этики. Наталья как олицетворение лучших черт украинской женщины, которая отстаивает человеческое достоинство, борется за свое счастье.
ТЛ: травестія, пародия, бурлеск, аллюзия. Углубление знаний о силабо-тоническое стихосложение. |
Знать об общественно-исторический контекст состояние
овлення новой украинской литературы. Названийаты самых выдающихся писателей этого времени. Знать о жизни и творчестве и. Котляревского. Понимать его роль в развитии украинской литературы, в развитии национального самосознания. Анализировать разделы "Энеиды": начало странствий Энея - И, 1-26; Эней в аду - III, 68-130; Эней на берегу Тибра - V, 1-10; оплакивание убитых - VI, 89-95. Определять ведущие проблемы и мотивы произведения. Характеризовать героев поэмы, образ Энея. Высказывать собственные соображения о его поступки и характер. Комментировать проблему войны: взгляд автора и героев.
Характеризовать главную героиню "Наталки Полтавки", других персонажей пьесы, анализировать художественные средства раскрытия внутреннего мира Наташи, юмористические средства в произведении. Делать сравнительную характеристику Николая и Петра, их жизненных позиций. Объяснять роль и функцию песен в драме. Уметь раскрыть значение творчества И. Котляревского в украинском культурном возрождении.
Выучить наизусть отрывок из "Энеиды" (на выбор). Формирование активной жизненной позиции, развитие умения отстаивать человеческое достоинство, собственные принципы, осознание возможности завоевать свое счастье.
|
Общественно-исторические обстоятельства в Украине в конце ХVІІІ ст. (история Украины).
Верґілій, "Энеида"; Т. Шевченко, "На вечную память Котляревскому".
Оперы М. Лысенко "Энеида", "Наталка Полтавка".
Иллюстрации А. Базилевича к "Энеиде".
|
4 |
Григорий Квитка-Основьяненко.
"Конотопская ведьма" Отец украинской прозы, один из первых в Европе "создателей людовой повести" (И. Франко). Гуманистический пафос, христианские идеалы, этнографическое фон произведений. "Маруся" - первая русскоязычная повесть новой украинской литературы, образец сентиментализма. Главные персонажи произведения - олицетворение высоких морально-этических качеств простого человека. Картины жизни украинского общества во времена Великой Руины в "Конотопской ведьме". Ирония и сатира в ней, сочетание реализма и фантастики.
ТЛ: литературное направление, течение, понятие о сентиментализм, реализм. |
Знать основные вехи жизни и творчества писателя. Понимать причины написания первых произведений на русском языке и необходимость его выступлений в защиту родного языка. Иметь представление о художественных средствах сентиментализма, христианские идеалы повести "Маруся". Уметь комментировать содержание "Конотопской ведьмы", выделить и объяснить художественные средства сатирического изображения персонажей, элементы реализма и фантастики. Охарактеризовать роль рассказчика. Оценить значение Г. Квитки-Основьяненко для развития украинской культуры и духовности.
Осознание необходимости социально активной позиции в жизни. |
Украина во время Великой Руины (история Украины).
В. Тропинин, "Девушка с Подолья" (изобразительное искусство). |
2 |
Литература украинского романтизма
Идейно-художественные особенности романтизма. Углубление видения расхождения между идеалом и действительностью. Связь с национальным движением.
Поэты-романтики П. Гулак-Артемовский, "Рыбалка", Есть. Гребенка, "Украинская мелодия", Г. Костомаров, "Соловей", В. Забила, "Соловей", М. Петренко
, "Небо" М. Шашкевич. "Весновка" Зачинатель новой украинской литературы на западных землях. Роль "Русской троицы" в национальному
духовного просвещения которыйом возрождении. Значдения романтизму для нового этапа развития славянских литератур.
ТЛ: романтизм, элегия, романс. |
Уметь определить главные мотивы поэзии, прокомментировать их в связи с художественными особенностями и народно лирикой. Знать о М. Шашкевича, о "Русской троице", о альманах "Русалка Днестровская".
Выучить наизусть одно из стихотворений (на выбор). Осознание того, что романтик - духовно богатая, творческая человек. Воспитание уважительного отношения к основам народной морали и этики: трудолюбия, искренности, любви и уважения к родителям. Красота верности в любви.
|
Зарубежные романтики В. Скотт, Дж. Байрон,
В. Гюго, А. Мицкевич, Г. Гейне, Э. Т. А. Гофман, М. Лермонтов (зарубежная литература).
М. Глинка. Романсы (музыкальное искусство).
Романтический живопись Г. Светлицкого, М. Самокиша, А. Мокрицкого (изобразительное искусство).
|
2 |
Николай Гоголь.
"Вечер против Ивана Купала" Литературная деятельность М. Гоголя, его значение для украинской культуры. Выражение глубин наци
онального духа в творчестве Гоголя. Украинский фольклор - источник произведений художника украинской тематики. Романтическая условность рассказа "Вечер против Ивана Купала". Связь с "нечистой силой" как метафора злодеяния.
|
Зн
аты биографию М. Гоголя, иметь представление прв его основные произведения. Понимать место творчества писателя на рубеже культур двух народов - украинского и российского. Понимать культурно-исторические обстоятельства, которые влияли на языковой выбор писателя. Знать мнение Т. Шевченко о М. Гоголя. Уметь пересказывать содержание рассказа, объяснять его связь с фольклором, этическими представлениями украинского народа. Раскрыть нравственные мотивы произведения и его идейное содержание. Уметь определять основное в сюжете произведения, формулировать ведущую мысль, выраженную в нем.
Осознание того, что Украина - страна выдающихся художественных талантов, которые сделали большой вклад в культуру других народов. Формирование убеждения, что чистота души, выговор греха - божий и человеческий завещания.
|
Т. Шевченко "Гоголю". М. Гоголь в контексте зарубежной литературы.
М. Старицкий, М. Лысенко, опера "Рождественская ночь" (1872), музыкальная драма "Тарас Бульба" (1890). |
15 |
Тарас Шевченко
Гениальный поэт, мыслитель, пророк национального возрождения в Украине.
Его исключительно большое значение. Раннее творчество. Первые поэтические произведения балладного и элегического жанров. Ось непрерывности исторического времени ("К Основьяненко", "На вечную память Котляревскому"
, "Мысль" ("Зачем мне черные брови..."). Условность в балладе, тревога за женскую судьбу (
"Причинная", "Лилея"). ТЛ: элегия, углубление понятия о лирике и лиро-эпика. |
Знать биографию и основные вехи творчества поэта. Понимать его жизненный подвиг в условиях подневольного положения нации в первой половине XIX в.
Уметь различать лирике и лиро-эпика, определять жанровую группу, к которой относится произведение. Различать элементы, которые усиливают эмоциональное напряжение элегии (мысли) и баллады. Выразительно читать стихотворения, комментировать их идейно-художественное содержание.
|
Т. Шевченко, "То
поля" (1839), "Автопортрет" (1840), "Домк И. Котляревского в Полтаве" (1845). |
|
"Гайдамаки"
Сложность исторической судьбы украинского народа, неотвратимость его борьбы за освобождение. Восставший народ как герой поэмы. Одна из ее главных идей - "крылья" лица в слитности ее борьбы за счастье с борьбой своего народа (образ Яремы). Необходимость перевернуть трагическую страницу истории, по-современному оценить прошлое. Призыв к единению славянских народов.
|
Рассматривать и уметь прокомментировать отдельные фрагменты из "Гайдамаков" ("Вступление", "Конфедераты", "Красный пир", "Пир в Лысянке", "Эпилог", "Гонта в Умани", "Предисловие").
Уметь определять основные сюжетные линии произведения, кульминационные вершины. Характеризовать героев поэмы (Ярема, Гонта). Выучить наизусть фрагмент (на выбор). Осознание того, что обретение независимости - идеал исторического развития нации, осмысление
возможностей решения конфликтов между народами-соседями, исторического примирения народов. |
Неизвестный художник "Иван Гонта" (1822), М. Зиновьев, "Гонта в Умани" (1880-е годы).
|
|
Национальная проблематика в творчестве Т. Шевченко периода
"Трех лет" "Кавказ" Страстный отклик на тогдашнюю захватническую имперскую политику. Продолжение темы национально-освободительной борьбы. Обобщенная идея поэмы - неприятие насилия, порабощения людей, осуждение захватнических войн.
|
Уметь комментировать фрагменты поэмы, определять эпизоды с лирическим, ироничным, инвективним расцветками. Уметь объяснять обобщенную идею произведения.
Воспитание чувства солидарности с борьбой народов за освобождение от гнета. Формирование мировоззренческих убеждений неприятие насилия, осуждения захватнических войн. |
|
|
"Чигрине, Чигрине...", "Большой погреб"
Глубокие размышления поэта о прошлом и будущее Устраны ("Чигрине, Чигрине..."). Эпизод культа
рної истории (проведение археологических раскопок российскими учеными с привлечением наблюдателей-полицейских), что стало толчком к написанию мистерии "Великий льох". Его образное переосмысление. Моральная и политическая оценка "раскопанного" исторического прошлого. Лирико-романтический, аллегорически-сатирический, реалистичный планы произведения. Поэта оценка исторических личностей (с точки зрения их роли для Украины).
ТЛ: мистерия. |
Уметь соотнести мистерийни образы произведения с историческими реалиями. Объяснить суровость авторской позиции относительно малейших отступлений от чувства национального единства. Раскрыть символический образ "большого погреба".
Выпрятания чувства бескомпромиссности в ставленні к нации угнетателей. Развитие эстетического восприятия явлений искусства.
|
Т. Шевченко, "Дары в Чигирине 1649 года" (1844).
|
|
"Стоїть в селі Суботові..."
Художественная оценка деятельности Богдана Хмельницкого (в частности, так называемого воссоединения Украины с Россией 1654 г.). Связь с "Большим погребом".
|
Н
авчитися определять в поэтическом тексте образы и фрагменты дополнительного символического значения, самостоятельно раскрывать их содержание. |
Т. Шевченко, "
Смерть Богдана Хмельницкого"(1836-1837), |
|
|
Формирование веры в будущее Украины, красота выражения этой веры через художественное слово.
|
"Богданова церковь в Субботове" (1845).
Икона "Покрова" с портретом Б. Хмельницкого (XVII ст.). Постать Бы. Хмельницького в истории Украины.
|
|
"Сон" ("У всякого своя доля...")
Поэма ("комедия") "Сон" и современная поэту общественно-политическая действительность. Композиционный прием "сна", его роль для расширения возможностей поэтического изображения. Противостояние имперского режима и свободомыслящей, национально сознательной личности. Сатирический пафос поэмы, его направления.
ТЛ: аллегория, гротеск, поэтика контраста, условность. |
Комментировать содержание произведения, определить главные идеи, контрастные картины в нем. Охарактеризовать изображения поэтом морально выродившихся "земляков" и собственное отношение к таким людям. Определить фрагменты поэмы, произвели наибольшее впечатление, уметь объяснить свой выбор.
Выучить наизусть фрагмент (на выбор). Осознание гнетущей судьбы народа, покоренного империей. Понимание конструктивных принципов, на которых основывается "комедия": движение в направлении демократического устройства, национального освобождения, свободного развития личности.
|
|
|
"И мертвым, и живым, и нерожденным..."
Продолжение темы "земляков" в послании. Обличение конформизма значительной части украинской элиты. Бичевание комплекса неполноценности. Критический пересмотр национальной истории ради перспективы ее лучшего будущего. Настроению интонации произведения (спор, предостережение, угроза, призыв и т.п.).
|
Понимать культурные и политические факторы, которые побудили поэта к написанию этого произведения. Выразительно и осознанно читать произведение. Определить и охарактеризовать адресата послания, главную мысль произведения. Ориентироваться в сложной композиции произведения, выявлять его различные настроению интонации.
Выучить наизусть фрагмент (на выбор). Формирование убеждения, что при любых обстоятельствах необходимо оставаться с народом, его ценностями. |
Т. Шевченко, "Крестьянская семья" (1843).
|
|
Тема женской судьбы в творчестве Т. Шевченко (
"Катерина", "Наймичка", "На барщине пшеницю жала...", "Мария"
, "В нашем раю на земле...") Одна из ведущих тем творчества Шевченко. |
Понимать положение женщины в крепостной Украине времен Шевченко. Знать новозаветное предание о Богородице Марии. Уметь сравнивать различные типы воплощение темы женской судьбы в
|
Богородица в украинской иконописи.
Т. Шевченко- |
|
Восхищение поэта красотой женщины, мечта видеть женщину счастливой. Эволюция женского образа в поэзии Шевченко. Тема матери и сына. Творческая интерпретация поэтом образа женщины и пиетет христианина. Различные типы воплощение темы женской судьбы: романтический ("Екатерина"), реалистически-бытовой ("Наймичка", "На барщине пшеницу жала..."), символически-обобщенный ("Мария").
|
творчества поэта (на примере произведений). Выделить библеизмов в поэме "Мария", объяснить их стилистическую функцию.
Фформирование уважительного отношения к женщине во всех ее ипостасях (женщина-мать, женщина-любимая и др.). Осознание того, что женщина - олицетворение красоты на земле, что Святая Мать - источник добра, которое меняет мир.
|
художник: "Мария" (1840), "Цыганка-гадалка" (1841), "Катерина" (1842), "Слепая с дочерью" (1842).
|
|
"Садок вишневый коло хаты...", "Судьба", "Росли укупочці, выросли..."
Лирика Т. Шевченко периода ареста и ссылки и после возвращения из ссылки. Вершинные образцы Шевченковской лирики. Черты автобиографизма в образе лирического героя. Ностальгия по идиллией семейной жизни, высокая философия жизни человека на земле ("Садок вишневий коло хати...". Одиночество и поиски ее преодоления. Подведение итогов честно прожитой жизни.
ТЛ: углубление понятия о лирического героя, психологізм в литературе, жанр лирической медитацій. |
Уметь рассказать об обстоятельствах написания этих произведений.
Проникнуть воображением в настроении, во внутренний мир героев Шевченко, учиться видеть красоту личности. Назвать образцы поэтической образности, определить их роль в структуре произведений. Выучить наизусть: "Судьба".
Формирование убеждений, что контакт с друзьями, единомышленниками, с миром является поддержкой личности, что прожить жизнь надо честно, в добре и взаимоуважении. |
Т. Шевченко, "Автопортрет" (
1847), "Шевченко среди товарищей" (1851), "Байгуші" (1853), "Казашка Катя" (1856- 1857) и др. |
|
Тарас Шевченко и Библия.
"Исаия. Глава 35" Духовна присутствие Библии во всем творчестве пое
и. Цикл "псалмы". Отношение Шевченко к Библии (спор, увлечение, творческое подражание, переосмысление, вера и вдохновение). Осмысление поэтом Бога, Украины, собственной жизни сквозь библейские тексты. Перепевы и "подражанія" в творческом наследии поэта.
ТЛ: псалом, гимн. |
В
мифы обосновать понимание Шевченко идидеи Бога. Иметь представление о ее стилевое и образное выражение в творчестве поэта. Суметь сопоставить перепев Шевченко и оригинальные библейские тексты псалмов, определить доминанты поэта чувства.
Осмысление беззаконие жизнь "без Бога". Осознание Бога как высокого духовного оплота личности, счастливого будущего Украины при благословении Бога на путях праведных. |
Т. Шевченко, "Выдубецкий м
онастир" (1844), "Притча о работниках на винограднике" (1859). Серия "Притча о блудном сыне" (1856-1857), "Святая семья" (1858).
|
|
Итоговый урок: Мировая величие украинского поэта
Огляд изученной поэтического наследия Т. Шевченко
и его живописного наследия, прозы, драматургии, соображений из "Дневника". Выдающиеся деятели мировой культуры о Шевченко. Его влияние на литературы других народов. Шевченко и исторический прогресс Украины. Чествование памяти поэта.
|
Понимать тот великий духовный импульс, который подала деятельность Шевченко в борьбе за политическую независимость и культурное обогащение Украины. Уметь охарактеризовать вклад Т. Шевченко в сокровищницу украинской поэзии, в развитие украинского литературного языка, в мировой художественный прогресс.
Осознание красоты украинского художественного слова, представленного в поэзии Шевченко; того, что Т. Шевченко - гордость Украины.
|
Т. Шевченко, "Где
рево" (1859), "Автопортрет со свечой" (1860). "Портрет Л. Полусмакової" (1860), "Автопортрет" (1861). |
5 |
Пантелеймон Кулиш.
"К родному народу", "Трое желаний", "Завороженный колодец", "Черная рада" П. Кулиш - писатель, первый украинский профессиональный литературный критик, переводчик ("Библия", произведения В. Шекспира, И. В. Гете), автор учебников для школы, первого украинского правописания "кулешовка".
Влияние на П. Кулиша идей европейского просвещения: "Украинец в Европе, европеец в Украине". Романтическое мировоззрение. Энтузиазм и жертвенность П. Кулиша в общественной и культурологической работе на пути духовного возрождения и культурного обогащения нации. Осуждение, боль и гнев поэта-гражданина ("К родному народу"). Кредо художника, его романтическая лирика ("Трое желаний", "Завороженный колодец").
"Черная рада" - первый украиноязычный историческии роман. Версии толкования его названия. Историкоческая основа сюжета. Показ противостояния сил где
ржавотворення и руинництва. Человек Божий - носитель основной идеи. Хутор - символ украинского способу жизни; Черевань - олицетворение щасливог
о хуторской жизни; Иван Шрам и Каким Сомко - носии идеи государственности Украины; Леся и Петр Шраменко - олицетворение семейной идиллии, как символа
неуничтожимости Украины; Кирилл Тур - воплощение запорожской вольницы и казацкого рыцарства. Романтический мотив дороги и его место в произведении. Оценка романа Т. Шевченко.
ТЛ: роман, роман-хроника, исторический роман. |
Знать основные вехи жизненного и творческого пути писателя.
Уметь определить и объяснить ведущие идеи стихов, анализировать художественные средства. Высказывать собственные соображения по поводу актуальности затронутых в стихах проблем. Уметь различать жанры: роман, исторический роман, роман-хроника. Уметь различать в исторической и художественной правды в романе. Определять основной конфликт произведения. Объяснить роль образа Человека Божия.
Уметь раскрыть образы и символы произведения, объяснить особенности повествования, разнообразие средств раскрытия образов, исторический колорит. Делать сравнительную характеристику образов Якима Сомка и Иванца Брюховецкого. Соотносить образы произведения с художественными образами других исторических произведений отечественных и зарубежных писателей.
Уметь аргументировано объяснить значение деятельности П. Кулиша для возрождения, культурного обогащения украинской нации. Осознание значения инициативности, настойчивости и трудолюбия для достижения поставленной цели.
Осознание важности для гражданина Украины сохранение свободы и независимости родного края, его государственности. Видение и понимание поэзии как исповеди души, проявления сокровенных мыслей и чувств человек
ы. Формирование рис справедливости, колегіальності, рыцарства, искренности, верности чувству и обязанности. |
Исторические романы В. Скотта, В. Гюго.
Балагур Т. Шевченко, пророк В. Скотта и Человек Божий П. Кулиша. Народные предания о казаке Мамае.
Исторические события в Нежине в 1663 г. ("Черная рада"); Летопись Самовидца (история Украины).
|
2 |
Марко Вовчок.
"Максим Гримач" Жизнь и творчество (произведения на украинском, русском, французском языках). Премия Академии Франции за историческую повесть "Маруся".
|
Уметь прокомментировать содержание рассказа, визн
ачити жанр произведения, объяснить особенности сюжету, роль описаний природы, находить фольклпахотные образы-символы. Понимать смысл понятия
|
Влияние Стенда
ля, О. де Бальзака, П. Мериме, Г. Флобера, |
|
Сочетание в произведениях реализма и романтизма, использование художественных средств фольклора. Марко Вовчок как переводчик (Ж. Верна, Г. К. Андерсена, П. Е. Брэма).
Романтичность рассказа "Максим Гримач", особенности его сюжета, характеров. Чувство ответственности и вины как всечеловеческое чувство. ТЛ: романтический характер в произведении. |
характера в произведении. Уметь распознать характер романтического типа. Понимать причину запрета Максима Гримача на бракосочетание Катерины с Семеном. Знать мысли П. Кулиша, Т. Шевченко о творчестве Марка Вовчка. Высказывать собственные суждения об идейно-художественные особенности рассказа.
Осознание высокой миссии художника-гуманиста, борца против насилия над человеком, за национальное возрождение и культурное обогащение общества. Воспитание умения при любых ум
ов сохранять собственное достоинство, наполегливість в достижении цели. Формирование позиции - жить собственным трудом. Осознание преимуществ жизни в обществе, где уважаются права человека, отсутствует порабощения личности.
|
Е
. Золя, В. Гюгв, Г. К. Андерсена, И. Тургенева, М. Некрасова на творчество Марка Вовчка. |
(7) 1
|
Из ЛИТЕРАТУРЫ ХХ века.
Вступительная беседа Литература ХХ века. - искусство обновленных традиций и смелого новаторства. Имена и произведения известных украинских писателей ХХ ст., в частности тех, которые изучались в предыдущих классах.
Непростой путь развития украинской литературы ХХ ст. Ее жанровое, тематическое, стилевое разнообразие. |
Вспомнить произведения писателей ХХ ст., изучавшиеся ранее были прочитаны самостоятельно. Уметь сформулировать и высказать собственное мнение о них.
|
Произведения М. Стельмаха, М. Винграновского, Гр. Тютюнника, Л. Костенко, В. Симоненко, В. Довженко и др.
., изучены в попередніх классах. |
1 |
Иван Липа.
"Мать", "В неизвестный путь" "Практический идеализм" писателя-борца. Его жизненная биография как вспышка. Притчи для тех, кто сам управляет своей жизнью". Жизнь - постоянная борьба, человек в нем - борец, путь этой борьбы - непредсказуемый и неизвестный.
|
Знать о писателя-патриота И. Липу. Уметь самостоятельно прокомментировать содержание притч, выделив главную идею каждой из них. Уметь проводить аналогии из собственного жизненного опыта.
Осознание собственной готовности к жизни в прекрасном, но жестоком мире. |
Сказка "Близнецы" И. Липы, изучена ранее.
|
3 |
Иван Багряный.
"Тигроловы" (сокращенно) Украинская эмиграционная литература ХХ века. И. Багряный - один из самых талантливых из когорты писателей-эмигрантов. Популярность его произведений в послевоенной Европе.
"Тигроловы" - авантюрно-приключенческий роман.
Динамічність сюжэту, ро
мантычнисть ст
илю, символика, гуманистическая идея победы добра над злом. Сильный тип украинского человека - главный герой. Багряного. ТЛ: приключенческий роман. |
Знать основное о писателе. Уметь анализировать образ Григория Многогрешного, членов семьи Сирко, майора Медвина. Определить основные идеи, мотивы романа, роль патриотического мотива в сюжете. Уметь объяснить черты приключенческого произведения. Написать сочинение-размышление о сильную украинскую человека.
Формирование черт волевого характера, непреодолимого оптимизма, веры в победу.
|
Образы романтических героев
Г. Киплинга, Джека Лондона (зарубежная литература). |
1 |
Визуальная (зрительная) поэзия сегодня
"Феникс-птица из русских земель" М. Мірошничэнка, "Стон". Женченка, "Колокол гетман
а Ивана Мазепы" М. Сарми-Соколовского, палиндром "Хищных мечом мирим" А. Мойсієнка. Сочетание текста и рисунка (зрительных и слуховых образов) в зрительной поэзии. Д
источники современной украинской визуальной поэзии - ее барочные образцы XVII-XVIII вв. (курьезный стихотворение. Величковского). ТЛ: визуальная (зрительная) поэзия. |
Уметь объяснить собственное понимание содержания образцов зрительной поэзии, трактовать их идейно-образное содержание.
Осознание того, что искусство - безграничное поле воплощения авторского воображения, фантазии, мысли, чувств. |
"Раки текстовые" И. Величковского.
|
1 |
Василий Герасимьюк.
"Мужской танец", "Первый снег", "Живая ватра" Исповедь души в стихах современного поэта. Сочетание в них глубинной историчности видения мира с ощущением современной присутствия в нем. Философские размышления сквозь призму художественной детали: полноценное бытие человека, его духовное наполнение.
|
Выразительно и вдумчиво прочитать стихи, уметь сх
арактеризувати их идейно-образное смист, объяснить аллегоричность поэтического образа. Уметь высказывать собственные мысли по поводу прочитанных стихов.
Формирование эстетического вкуса, умение чувствовать и видеть красоту художественного мира. Формирование самостверджуючои жизненной позиции.. |
|
2 |
ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ
Ознакомление с наиболее интересными, понятными для учащихся этого возраста произведениями художников родного края.
|
Запомнить имена и произведения талантливых художников, родившихся в родном крае, уметь характеризовать и самостоятельно оценивать их произведения.
Осознание необходимости уважительного отношения к талантливых художников-земляков. |
|
1 |
УРОК-ИТОГ
Проведение беседы или диспута о произведениях, которые изучались в течение года и больше всего запомнились.
|
Уметь делать выводы о писателей, их произведения, особенности поэтики и т.д.
Формирование умения толерантно и убедительно обосновывать свое мнение. |
|
|
|
|