Типичным представителем старшего поколения украинского крестьянства пореформених лет выступает Омелько Кайдаш, так мастерски изображен автором в повести. Ему пришлось испытать немало бед еще за барщины. Тяжкий, изнурительный труд на протяжении всей жизни наложила неисправимый оттенок на его внешность. «Будто нарисованный на черном поле картины, Кайдаш сидел в белой рубашке с широкими рукавами. Кайдаш строгал ось. Широкие рукава закачались до локтей; из-под рукавов были видны здоровые загорелые жилистые руки. Широкое лицо было худощавое и бледное, словно в лицо монаха. На сухом высоком лбу набегали густые мелкие морщины. Вьющиеся секущиеся волосы торчали на голове, как пух, и блестели сединой».
Таким предстает перед читателями Омелько Кайдаш. Зрительные эпитеты, к которым прибегает писатель, рисуя портрет Емелю, раскрывают не только внешние черты героя, но и его характер. Со страниц произведения предстает истощенная трудом человек, которая претерпела на своем веку много бед. Об этом говорят и «здоровые загорелые жилистые руки», и «густые мелкие морщины» и «худощавое бледное лицо». В большинстве случаев Кайдаш показан за работой. Он добрый стельмах и заботливый хозяин, но все заработанные деньги пропивает, в поисках иллюзорного счастья в чаду водки. Это и приводит Емелю до тяжелого заболевания. Ему спьяну лезет в глаза всякая фантастическая «чортовщина». То Емеле кажется, что он потерял глаза, то считаются черти, сидящие верхом на свиньях или выглядывают из печи, то
какая-то коза с красными глазами, с огнем во рту. Эти детали взяты из народного творчества. Однако, вводя фантастические элементы, писатель не нарушил реалистической основы произведения. Он мастерски изобразил психическое состояние Емелю: «Один черт показывал ему на топор под лавой и шептал: «Возьми топор и зарубайся!» Второй показывал на веревку под полом и говорил: «Пойди в сарай и повісся». Третий подсказывал: «Пойди к пруду и втопись!»
Кайдаш, не поняв причин, которые делают его жизнь невыносимой, покорно обращается к Богу с призрачной надеждой вымолить лучшую жизнь хоть на том свете, выполняет различные религиозные обряды: ходит в церковь, усердно постится в «святую пятницу», ибо, по его мнению, кто придерживается этого, «тот никогда не будет утопать в воде».
И это не избавляет Емелю от «внезапной смерти»: он тонет в Росе,, возле мельницы. «И пятницы ничего не помогли, - с иронией говорит старший сын Емелю Кар-по. - Стоило мучить себя целый век»,
Кайдаш почти не вмешивается в семейные ссоры и смотрит на них, как на какое-то стихийное и обреченности. Сначала он еще пытается удержать сына в повиновении, но после того, как Карп бросается на него с кулаками, убеждается в своем бессилии. Следовательно, не пользуется Емеля авторитетом ни у детей, ни у жены, которая взяла на себя обязанности «главы семьи». Почему так произошло? Добрый хозяин, замечательный мастер, неплохой человек - Емеля превратился в посмешище? Дело в том, что, несмотря на свою богомольгіість, он систематически нарушает этические нормы - пьянствует, а это не может не вызывать отвращение. Что же стало причиной такого его поведения? Почему Емеля все чаще стал заглядывать в рюмку»? Трагедия семьи для Кайдаша была лишь частью того тяжелого обязательного відбудку, которым для него было все ограничено заботой возле клочка поля, строгое и единообразное трудовую жизнь».