Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ЛЕОНИД ГЛЕБОВ
МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА Л. ГЛЕБОВА

После издания валуевского циркуляра о запрете украинского печатного слова один из кураторов Киевского учебного округа приказал сжечь 500 книг басен Глебова, которые были предназначены для школ, как «вредное издание, которое не должно иметь место в народном училище». Приказ был выполнен.

Иван Франко называл Леонида Глебова «лучшим украинским байкописцем».

В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона» читаем басни Глибова, что они «отличаются прекрасным украинским языком, юмором, знанием народной жизни, простотой фабулы и ясностью морали».

«Живу и народную» язык басен Глебова отмечал М. Драгоманов.

Первые басни Леонида Ивановича Глебова (1827-1893) появились в 1853 году в «Черниговских губернских ведомостях». И тогда же, в 50-е годы, он пишет ряд лирических стихотворений в духе песенно-романтической поэзии 20-40-х годов XIX века. Всего перу Глебова принадлежит 107 басен, написанных на украинском языке, более 48 песенно-лирических произведений, водевиль «До мирового», 54 стихи-загадки и столько же відгадок, 14 акровіршів. На русском языке создано более 90 лирических и около ЗО сатирических стихов, 2 пьесы, 4 рассказа, несколько статей, рецензий, фельетонов.

Конечно, самым ценным в творческом наследии Л. И. Глебова является его басни. Выводя байку за рамки традиционных сюжетов, Глебов придает ей то новеллистических, то песенно-баладної формы, развивая тем самым возможности жанра. Основным эстетическим принципом Глебова-баснописца есть народность, что, в свою очередь, определяет национальное своеобразие его творчества. Басни Глебова отражают психический склад, мораль народа, его ум, стремления, надежды. Они полнятся украинским народным юмором, иронией, говорят до читателей не только прямыми высказываниями, но и подтекстом.

За время написания басни Леонида Глибова разделяют на два периода. К первому относят те произведения, которые были написаны в 40-60-е годы (позднее все они были представлены в сборнике 1872 года), ко второму - что вышли из-под авторского пера в 80-90-е годы.

Байки первого периода творчества отличаются своей злободневностью тематики, имеют антикріпосницьку направленность. Среди них - всем хорошо известные «Волк и Ягненок», «Волк и Кот», «Щука», «Мельник», «Медведь-пасечник» и т.д.

В написанной в 1854 году басне «Волк и Ягненок», сюжет которой был известен еще в античной литературе, в образе Волка воплощены черты представителя власти с его циничным утверждением права сильного. Волк сначала пытается подвести «юридическую» основу для расправы с беззащитным Ягненком. Однако, когда оказывается полнейшая нелепость его аргументов, Волк цинично заявляет: «Что ты за птица?!». И дальше, уверен в полной безнаказанности, абсолютно не скрывает причины своих издевательств над горемычной животным:

Как смело ты меня спрашивать?

Волк, может, есть захотел!..

Не вам о тее, дуракам, знать! -

И Волк Ягненка задавил.

Актуально прозвучала написанная в 50-е годы байка «Мельник», в которой показано полное банкротство существующей системы хозяйствования. Абсолютно беспомощен в необычных обстоятельствах мельник Фома не способен реально оценить ситуацию, проявляя свое самодурство и ограниченность: когда плотину прорвало и мельница остановился, он убивает кур, которые пришли напиться воды.

Социальный мотив басни усиливается авторским замечанием, которое звучит в выводах басни: «На свете есть такие господа». Байка отмечается также своеобразными меткими высказываниями, которые имеют фольклорную основу: «Фоме за ухом не чешется», «Воды нет и кур чортма».

Структурные особенности басни прежде всего в том, что Глебов отступает от принципа різностопності строк произведения. Зато ощущается четкая ритмическая организованность строк с разнообразным чередованием выразительных рим: параллельным и перекрестным, что приближает размер байки до четырехстопного ямба. Этим была разнообразной форма жанра.

Вообще надо сказать, что, мастерски используя все законы жанра басни, Глебов пишет произведения, которые часто напоминают небольшие пьесы с поэтически очерченными действующими лицами. Звери в его произведениях выступают как воплощение конкретных человеческих характеров с их отрицательными чертами и достоинствами.

Напомним, что известный немецкий теоретик Г. Лессинг еще в XVIII в. высказал довольно интересную мысль относительно того, почему героями басен являются преимущественно животные; у них постоянный характер, что сразу делает понятным для читателя их поведение и отношение к разным вещам. Действительно, морально-психические качества животных - персонажей басен, как правило, всем известны. И это дает возможность избежать абстрактной аллегоричности в прочтении басни, герои которой наделены конкретно-человеческими .и в то же время присущими именно данному животному чертами характера: лиса - хитростью, овца - покорностью, медведь - грубостью и т.д. Часто в своих байках Глебов сам называет черты характера, присущие тем или иным животным:

Зібравсь всякий зверь:

Волки, лисы с сусликами.

Зайцы глупые, вредный хорек

И еще там некоторых немало ...

(«Медведь-пасечник»).

Сюжет басни «Медведь-пасечник» можно наблюдать и в народных юморесках, и в мотивах некоторых басен Крилева («Медведь у пчел», «Морская сходка»). Речь идет о круговой поруке хищников с целью удержания в своих руках власти и одурачивание народа. Эта проблема, которую Глебов переносит на времена пореформенной действительности, когда новые порядки заставили хищников искать новые формы для узаконивания своего привилегированного положения, к сожалению, еще никогда не теряла своей актуальности. Поэтому внимательно вчитаемся в строки произведения: по предложению хитрющої Лисы на общественном совете пасечником выбирают известного медолюбивого вора, что дает ему возможность свободно (ведь община выбрала!), не таясь, воровать мед. Но даже после того, когда вора вывели на чистую воду, звери вновь дают себя обмануть, вынося абсолютно алогичный приговор:

Прогнали вора старого.

Да еще и приказ дали:

Запереть бісового сына

На целую зиму в берлозі.

Зато завершения этой истории вполне логичный:

Мишке бедствия час:

Зарылся в лозе,

Зря, все ему безразлично.

Лежит и ласуе медком.

Покровительство Лисы приводит к достойному судебной комедии завершения и в известной басне «Щука». Розбійницю Щуку, от которой «у пруда никто жизни не имел», с большими трудностями «гуртом в суд притащили, хотя чубы и мокренькі стали». Но Лисица, которой Щука не раз слала «сотеньку карасиков живеньких или линей хорошеньких», предлагает судьям (Ослу, нікчемній Кляче, двум старым Козлам) «в реке сотрясу Щуку утопить!». Так оно и произошло.

В языке басни неоднократно проступают повествовательные элементы: автор прибегает к зачину-вступления, вводит разговорную лексику, украинский народный юмор, остроумное іронізування. Все это свидетельствует о творческое осмысление Глибовим традиционного сюжета («Суд» Боровиковского, «Медвежий суд» Гребенки). Тонкий психологизм, предоставление басням національного. колорита, обогащение жанра за счет разнообразия формы - все это присуще басням Глебова так называемого первого периода, которые определяют его место в литературном процессе 40-60-х годов XIX века.

Басни второго периода творчества писателя отличаются более глубоким лиризмом, новелістичним или балладный стилем. Разнообразятся живые интонационные оттенки речи, появляются новые темы и образы. Вместо зверей-хищников чаще появляются Кузнечик, Песик, Лягушки, Цяцькований Осел, Рисованный Столб, в образах которых осуждается паразитизм, прислужничество, тупоумие, мещанская самовлюбленность.

В целом, ко второму периоду принадлежит более 50 басен, большая часть которых создана за оригинальными сюжетами, другие - углубляют и развивают уже известные. Так, в басне «Щенок», сюжет которой развивается на основе басни Крылова «Две собаки», Глебов выступает против лакейского угодничества, паразитизма выскочек Щенков. Но если Крылов лишь передает разговор дворового Барбоса с комнатной Жужу, то Глебов вводит и размышления Бровка в разговоре с ничтожным и запанілим Песиком:

Вишь, каким он господином.

Ленивый Щенок, стал.

Давая оценку словам Щенка о служении на задних лапах, Бровко говорит: «Чтобы ты сказивсь!».

Создавая образ самовлюбленного и вместе с тем жалкого Щенка, автор использует соответствующие художественные средства: «лохматый Пес», «сухонькие лапки», «хвостик чистый», «ленивый Песик». Тонкий психологизм чувствуем в последних строках басни, где поведение Бровка напоминает нам поведение критически мыслящего человека:

Бровко молчит, и я молчу,

Воды не сколочу...

Художественный метод поэта-баснописца неотделим от таких элементов народного фольклора, как поговорка и пословица, которые и выступают как средство словесного юмора, и усиливают национальный колорит, басни. За первооснову они, как правило, имеют народный юмор: «рад дурак, что пирог велик», «Хлебушек ешь, а правду режь», «И не дохнет, как не брехне», «Есть веселая поговорка: ешь, когда рот еще свіж». В свою очередь, много афористических выражений самого Глебова вошли в народный обиход. «Никогда не хвались, пока хорошо не сделаешь дела», «Причудливый язык дорогу промете, и можно вибраться далеко-предалеко» и т.д.

С помощью фразеологічного оборота, характерного выражения, торгово-этнографических деталей, описания обычаев, воссоздание пейзажа Леониду Глебову удалось создать глубоко индивидуализированные национальные характеры. В частности, баснописец критикует те черты народного естества, которых желательно было бы избавиться. Именно о них идет речь в басне «Рисованный Столб», сюжет которой вполне оригинальный. Противопоставляя образы Рисованного Столба и живого дерева, Глебов с сожалением говорит о тех из нас, кто с «живой древесины» превращается в бездушного Рисованного Столба, равнодушного к другим, бездушного, себелюбного. Строки басни проникнуты грустью, отмечаются народнопісенним колоритом, что и придает ей лиричности, живописности:

Вспомнилась ему щасливая час,

Как был он деревом, шумел и зеленел,

Как улыбалась червоная калина

И степь широкая сердце веселил ...

И слышится где - то песня за горой

Раздается: «Ой, гук, мама, гук...»

И слезы капают холодной росой...

Кругом его гудит бессонный жук.

Неповторимую привлекательность придает воспроизведение знакомого читателю пейзажа в басне «Цяцькований Осел», где автор описывает, как глупое честолюбие Осла Нечипор Громовик («по-ученому Юпитером он звался») удовлетворяет серебряным колокольчиком:

Обрадовался Осел, в ноги повалился,

Фортуниху в рученьку лизнул

И так с горы чимчикувать пустился,

Что чуть шеи не свернул,

Побежал напрямик, ничего не проходит:

Или нива, или бахча - не разбирает,

Топчет и ломает.

На выгоне телят перепугал.

Вскочил в село - всякий глаза таращит,

А он брыкается, хвост задрал,

Аж пыль поднял, -

Собаки лают, и детвора бежит ...

Цяцькований Осел приобрел новую беду:

Где не повернется - все не в порядке.

Или вред втне - не подарят.

Услышат, что звенит, - палюгою угощают.

Эта яркая жанровая сценка передает тот неповторимый национальный колорит, который присущ многим байкам Глебова второго периода творчества и в критике немало в разное время упоминалось.

Довольно заметное место в творчестве Глебова занимают лирические стихи, которые И. Франко назвал «замечательными лирическими пьесами», а лучшие из них считал «жемчужинами украинской лирики». Печатались стихи Глебова на страницах «Черниговских губернских ведомостей», позже - в «Основе» и «Черниговском листке».

Журнал «Основа», как известно, играл значительную роль в популяризации таких жанров поэтического творчества, как лирическое стихотворение, баллада, поэма, песня-романс. На его страницах наряду с Глебовыми песнями «Журба», «Летящий голубь над полем», «Скажите мне, добрые люди» напечатано более семидесяти стихотворений Т. Г. Шевченко, произведения С. Руданского («Повій, вітре, на Вкраїну», «Ласточка», «Сны»), П. Кулиша («Кумейки», «Настенька»), В. Кулика («Вопрос», «Веснушки»), П. Морачевского («На Вкраине», «Чумаки») и многих других.

Как неоднократно подчеркивалось исследователями, поэзия «Основы» формировалась под мощным влиянием творчества Шевченко. И это в полной мере ощущается в лиризме и мелодичности таких стихов Л. Глебова, как «Мнение», «Зоренька», «Веснянка», «Ой не цвести калиноньци», «Журба». Последняя является самой известной из всех лирических стихов Глебова. Написана еще в молодые годы и напечатана в 1859 г., поэзия «Печаль» позже была положена на музыку М. В. Лысенко. Стихотворение начинается мелодичными строками в народнопісенному духе:

Стоїть гора високая.

Пепел горою гай.

Зеленый гай густесенький.

Как будто действительно рай.

Поэзия полна элегической грусти по молодости, что прошла. Задушевность чувства, воплощенного в светлых, прозрачных поэтических образах, мелодичность строки, использование любимых народной поэзией сравнений, эпитетов, ласкательных форм и повторов отдельных слов сделали это произведение популярным еще при жизни автора. Позже поэзию часто считали народной песней. Средством параллельного изображения картины природы и человеческих чувств поэт, в частности, достигает глубины лиризма:

Как хорошо, как весело

На белом свете жить!.

Чего же у меня сердечко

И млеет, и болит!

Болит оно и сокрушается.

Потому что вернется весна,

А молодость... не вернется.

Не вернется она!..

В последние годы творчества Л. Глебов написал много стихов для детей, которые печатал в львовском «Звонке». В стихотворной форме автор передавал также сюжеты народных сказок, загадок, придавая им особое своеобразие.

И все же наибольшую ценность имеет байкарська наследие Глебова, которой он и обессмертил свое имя.