Духовно одаренный от рождения Ольга Кобылянская глубоко чувствовала богатство и красоту родного края. В чудесных лесах зеленых Карпат писательница черпала творческое вдохновение.
На материале увиденного, пережитого написаны новеллы «Битва», «Некультурная».
Писательница вспоминала: «С таких дальних прогулок я привезла с собой вели-. кого леса достижение, а это - «Битву», которую я видела собственными глазами... Долгое время я носила ту картину живой природы в душе, пока не наступила волна, где я бросила ее на бумагу, жалея, как фанатичная поклонниця природы, за пышным лесом...»
Острое зрение писательницы охватил и красоту тысячелетних гор, что стали «в немом величии, одетые в пихтовые леса», и разноцветное богатство растительного мира. И вдруг все изменил приезд локомотива и наемников. Образами-олицетворениями передано в новелле переживания писательницы, когда она наблюдала, как уничтожали лес. Это было настоящее социальное бедствие. Деревья, как живые существа, в предсмертную минуту оказывают сопротивление варварам: «Старшие стояли уоружені в гордость и недоступность...» Все живое в лесу действует. «Молодые елки стояли так густо... что дальнейший ход был почти невозможен. Они кололи в лицо, рвали волосы и приставали враждебно одежды». Истребителей леса кусали гадюки, что прятались в спорохнявілих где- ' деревьях, врагам сопротивлялась дикая рожа. В новелле «Битва» впервые в украинской прозе природа становится главным персонажем произведения.
Рабочий Клевета возмущается грабительскими действиями иностранных захватчиков. «Уничтожают чужие антихристы наши прекрасные леса, что составляют поместье нашего края... Теперь имеется сей прекрасный Материал вывозить, наверное, аж за море! И что имеет наш край?» Правда, протест рабочего еще не поддержан другими «ответ укараного потерялась в оглушаючім гуку».
Писательницу глубоко возмущает пассивное отношение коренного населения к уничтожению природы, что «они жили со дня на день, не заботясь о будущность и ее безнадежность; их желания были просты и прозрачны, а условия их счастье - блеск солнца и синее небо». Жители этого края еще не осознали, что промышленники-иностранцы, уничтожая могучий лес в Буковинских Карпатах, не только посягают на природные богатства, но и на волю тружеников, несут социальные путы.
Ольга Кобылянская одной из первых в украинской литературе стала на защиту зеленых сокровищ природы, она, говоря словами Леси Украинки, создала «истинно трагической и высокохудожественную картину» разрушение первобытного леса, выразила возмущение и ненависть против эксплуататоров.
Новелла и сегодня не потеряла воспитательного значения: это одно из лучших произведений, направленных на защиту природы.
В немецком и украинском вариантах известен также рассказ «Природа» (1895), написанное на основе впечатлений от выходов в горы, следовательно оно также является автобиографическим. Показывая встречи городской барышни и гуцульского молодца среди пышной карпатской природы, углубляясь в психику героев, писательница показывает различие между ними, обусловленную условностями воспитания девушки и ничем не искаженным жизнью сына диких гор. Хоть жизнь гуцула внешне однообразна, однако в нем больше содержания, чем в вылощенным, однако внутренне пустых местечковых барчуков.
Такая идея рассказа відтінюється и пейзажными описаниями. Героиня признается, что в горах набиралась силы и терпения, праздновала свои «золотые часы поб», когда выбиралась на опасные отвесные скалы, «присматривалась вблизи вірлові, его черным, искрящимся, враждебным глазам, его чатуючій вперед наклоненной позе».
Про «замечательную женщину, верную, чистую ребенка природы, что, как сестра смерік» между ними проживала, говорится в новелле «Некультурная» (1897). Произведение начинается с лирического горного пейзажа, напоенного светлым, задумчивым настроением. До гор Магуры и Рунга приютилась хижина гуцулки Параски, человека щедрой души и мужественного сердца. «С ее оживленных темных глаз бьет безжурність, из каждого движения, интонации голоса - сила... жизни, юмора, а заодно - детская наивность».
Прасковья проявляет удивительную силу духа перед ударами судьбы. Неусыпная работа, внутреннее равновесие и красота горной природы создавали душевный мир этой «некультурной» труженицы. Параска не совершила никакого особого подвига, но своей моральной красотой, цельностью натуры сумела преодолеть трясину рутины. Десятки лет прожила вдова в одиночестве, не получила никакого образования, ежедневно усердно работала, но сохранила не только силу духа, но и внешнюю привлекательность.
Тема человека и природы стала сквозной в творчестве Кобылянской. Ольга Юлиановна мастерски воспроизвела красоту Буковины, ее природу - этого живописного уголка Украины, в то же время ярко обрисовав колоритные образы человека-труженика, ее радости, тревоги и надежды.