Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Литература (лат. littera - буква, буква) - совокупность письменных и печатных произведений определенного народа, эпохи, человечества; разновидность искусства, собственно, искусство слова отражает действительность в художественных образах, создает новую художественную реальность по законам красоты; результат творческого процесса автора, зафиксирован в соответствующем тексте с помощью букв. Л. по своему содержанию разграничивается на философскую, политическую, естественную (биологическую, математическую, географическую и т.д.), юридическое, филологическое, т.е. научную, и художественную, предназначенную специально для удовлетворения познавательных, интеллектуальных и эстетических потребностей. Сама специфика художественной Л. является предметом литературоведения, в частности теории литературы. Определение Л. как такого, что отражает действительность в художественных образах, созданных средствами языка, предполагает употребление терминов "искусство", "вид искусства", "действительность", "воспроизведение-отображение", "художественный образ", "язык-речь". Сущность искусства определяется на перекрестке понятий "эстетическое освоение действительности", "общественное сознание", "культура", "деятельность", "образ", "наука", "высказывание", "модель Действительности". При таком подходе к постижению сущности искусства обнаруживают свою односторонность теории мимесиса (подражания), гносеологізму, інтуїтивізму, конструктивизма. Имея в виду тысячелетнюю историю словесности, ее эволюции, изменяемость известных литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, импрессионизм, сюрреализм и т.п.), стоит сформулировать общее определение художественной Л. как вида искусства, что определенным образом соотносится с объективной действительностью, но не выдает своих творений за действительность. Теоретическая мысль еще со времен Аристотеля пытается постичь это свойство искусства слова. Длительная традиция на этом пути связана с сопоставлением поэзии (литературы) с историей (наукой) и другими видами искусства. Исходя из теории подражания (мимесиса), можно, следуя за Аристотелем, специфику Л. усматривать, в отличие от истории, которая наследует то, что было, в том, что Л. показывает то, что могло быть по вероятности, и главное внимание в исследовании специфики Л. сосредотачиваться на соотношении, диалектике объективного и субъективного, действительного и воображаемого, реального и вимисленого. Эта традиция прочная и сегодня питает традиционное литературоведение. Она дополняется сравнительным студиями науки и Л., в основе которых лежит понятийное и образное мышление. Главный тезис, что дифференцирует науку и искусство звучит так: ученый мыслит понятиями, художник - образами. Из нее следует вывод: наука и искусство имеют общий предмет познания - объективная действительность. Различие между ними начинается с формы познания (отражения, освоения) объективной действительности. Неразрывное единство образно-понятийного мышления человека побудила сторонников такого подхода к изучению специфики искусства свидетельствовать о доминанте одного из элементов (понятия или образа).в духовной деятельности человека и искать специфического предмета для освоения науки и искусства. Однако определение специфического предмета искусства по принципу его выделение из системы связей объективного мира (общественный человек) не убеждало исследователей, которые трактовали искусство как высший, специфическое проявление эстетической деятельности, в результате чего создавалась вторая, эстетическая реальность - художественный мир. Один из теоретиков феноменологической эстетики Р.Інгарден ввел специальный термин, который обозначил специфичность эстетического предмета, - интенциональность. Он констатировал, что представленный в произведении искусства мир может быть и отражением реального мира, и видуманим, небывалым миром (это не имеет никакого значения), но он скомпонован для того, чтобы вызвать эстетическое переживание. И в этом заключается его функциональная и онтологическая сущность, особенность. Писатель как физическое лицо, становясь автором произведения, перевоплощается в такую личность, которая подбирает образы, творит предметный мир по собственным, имманентным законом, согласно с которым представляет адресату идеальное послание-высказывания. Художественное произведение возникает как результат сотворчества творца и сприймача, что ведут между собой мысленный диалог. И этот объективированный результат сотворчества фиксируется в тексте средствами письменного языка, которая является формой разговорной речи автора, рассказчика, персонажей. Целостный художественный мир, созданный воображением писателя, предстает как схематическая структура текста, восприятие которой вызывает такой же целостный читательский образ (правда, его ізоморфність образа, созданного художником, остается проблематичной). Поэтому произведение художественной Л. не столько отражает действительность, сколько моделирует ее авторское восприятие, писательское видение. В этом отношении художественная Л. является результатом творчества, средством выражения, своеобразной языковой структурой, которая конкретизируется в читательском восприятии и в определенной степени отражает объективную действительность сквозь призму субъективного мира. Это - своеобразная фикция (fiction). Однако мера объективного и субъективного, отраженного и воображаемого, воспроизводимого и деформированного будет каждый раз иной в зависимости от цели субъекта художественного процесса, того литературного направления и стилевого течения, в русле которых автор, принимая их каноны или деформируя их, творит. Художественная Л. - гетерогенное по происхождению искусство, которое имеет самодостаточную эстетическую ценность, что может быть по-разному трактована, интерпретирована в зависимости от цели и опыта читателей, литературных критиков (см.: Культура, Общественное сознание).