Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Силабічне стихосложение (греч. syllаbe - слог) - система стихосложения, в основу которой положена равное количество слогов (часто - 13, реже - 11) при неблагоустроенном свободном расположении ударных и безударных. С в. характеризуется также парным римуванням, преимущественно паракситонним, метрической константой, то есть когда ударение приходится на клаузулу и на соответствующий склад перед цезурою, которая делит, стихотворный строку на две равновеликие части:

Вроде как копья, // колосья по полю,

Люди колосья /И рубящим без боли (Лазарь Баранович, перевод с польского Ольги Крекотень).

С в. присуще поэзии, базирующийся на языке с постоянным ударением в словах на последнем (французская) или предпоследнем (польская) составе. В их пределах он не имеет смислорозрізнювального значения, его перемещение происходит в виде одного и того же размера. Это наблюдается во французской, польской, турецкой, сербской, армянской и др. версифікаціях. Под влиянием такого стихосложения в Польше и латиномовних поетик С. в: распространилось и в Украине XVI-XVIII вв., найдя здесь встречные течения фольклорного происхождения - частушки. При определенном господстве парокситонної рифмы в творчестве тогдашних украинских поэтов (Дмитрий Братковский, Лазарь Баранович, Софроний Почаський, Климентий Зиновьев, Семен Дівович и др.) принимались стихи с окситонним римуванням, не свойственным польской поэзии (И.максимович, "Алфавит собранный, рифмами сложенный"), случались дактилічні окончания перед цезурою (некоторые фрагменты из произведения Касияна Саковича "Стихи на жалосний погреб зацкого рицера Петра Конашевича-Сагайдачного...": "Кгди же лепій ест казнить // живот за ойчизну, / Ніжли неприятелю // достать ся в коризну". Украиноязычная стихия с гибкой формой акцентирование способствовала постепенному видозмінюванню С. в., предопределяла медленный переход версифікацій, начиная от Ивана Некрашевича и Григория Сковороды, к згармонійованої силабо-тоники, что заметно оказалась в украинской поэзии второй половины ИХ века. Силабічна система прививалась и русскому стихосложению благодаря воспитанникам и преподавателям Киево-Могилянской академии Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович и др.), но контрастировала с естественным для русского языка райошником и другими формами акцентного стиха, казалась несколько "искусственным". Поэтому реформа Тредіаковського - Ломоносова (XVIII в.), на основе которой развилась российская силабо-тоника, опиралась на собственные языковые закономерности, вытекающей из потребностей русской поэзии.