10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ПАВЕЛ ТЫЧИНА
Романтический идеал национального освобождения и свободы в ранней лирике П. Тычины
Павел Тычина - один из тех поэтов и писателей начала XX века, которые восприняли революционные идеи романтично. Но Тычина был талантливее многих из них, поэтому и стал самым ярким певцом украинского ренессанса, остался в памяти поколений.
Рассказывая о чувствах, вызванных мартовскими событиями 1917 года, в поэме «Золотой гомон» поэт говорит:
Предки встали из могил,
Пошли по городу.
Предки жертвы солнцу приносят -
и того золотой гул!..
Ах, тот ропот!..
За ним не слышно, что друг твой говорит.
От него грозы, пролетая над городом,
плачут, -
Потому что их не замечают.
Гомон золотой!
Поэту кажется, что началась золотая пора единения украинцев, единения народов, возрастов:
И все смеются, как вино,
И все поют, как вино:
Я - сильный народ,
Я - молодой!
Эта поэма вместе с «Думой о трех ветров» и с циклом «Скорбящая мать» является национальной трилогией о событиях 1917-1918 годов, конечно, несколько субъективной, но такой, что дает ощущение эпохи.
Начинается гражданская война. Поверив обещаниям большевиков украинскому народу, Павел Тычина становится на сторону советской власти, принимая революцию 1918-го в единстве национальных и социальных задач. И снова с оптимизмом заявляет о возрождении родины. Сначала он считает, что лидерами национально-освободительного движения станут украинские интеллигенты, а впоследствии - пролетарии.
Такой настрой присущ сборникам «Вместо сонетов и октав», «Плуг». В этих же сборниках поэт говорит о всемирной революции, которую считает самым прекрасным моментом в истории человечества.
Уже в первом сборнике стихов Тычины, а затем и в сборнике «Вместо сонетов и октав» надежды на возрождение, на волю переплетаются с ужасом от того, что «все пути в крови». Однако напоминается, каким должен быть путь к свободе, к новой Украины:
Сыновья нас потешают:
Вот... воля и земля.
А что за тую волю
И бесконечная кровь...
Потребность преимущества добра над злом утверждается в стихах «Высшая сила», «Антистрофа». Вера в превосходство добра поддерживает в поэту бессмертный огонь человечности.
Прекрасные романтические образы революции показаны в стихах сборника «Плуг». Человек вступает в новый возраст с чистой душой, верит в лучшее будущее. Поэт сравнивает революцию с плугом, который пашет землю, выкорчевывает старые корни.
Говоря о романтический идеал революции, свободы в стихотворениях «Плуг», «Мадонно моя...», Тычина понимает, что «вместо лилии рожу целуют уста». Но он делает вывод, что, видимо, придется принимать революцию такой, какой она есть. О тех, кто отказался от кровавого пути к цели, говорит:
И только их мертвые открытые глаза
Открыли всю красоту нового дня!..
Итак, романтический идеал национального освобождения и свободы в ранней лирике Тычины течение времени менялся таким образом: сначала это был мирный путь возрождения украинской государственности в рамках национальной революции, затем в пределах Октябрьской и даже мировой революции. А впоследствии революцию было принято со всеми ее недостатками. Это был тяжелый и мучительный для поэта путь, но, видимо, необходимый на то время.