Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Речевой этикет украинцев

 


Нормы и правила поведения, что их исповедует национальное сообщество, - воспроизводят уровень и состояние ее зрелости, совершенства, цивилизованности, самодостаточности. Потому что взаимоотношения между людьми отражают самую сущность народной психики, народного характера. Украинство с изначально присущими ему качествами - доброжелательностью, чуткостью, гуманизмом, нравственной культурой - выработало развитую систему речевого этикета - условных стереотипов общения, в основе которых - стремление к взаимопониманию, согласию, добронравию. Общероссийские правила и нормы речевого этикета распространенные на всех территориях, где проживают украинцы. Но наряду с ними - не заменяя, а скорее дополняя их - уживаются и несколько отличные средства уважительного общения, основанные на местных традициях, обычаях, обрядах и верованиях.

Как и на всех украинских землях, в галицкой семье ребенка с детства учат быть вежливым, соблюдать неписаные, но обязательные в отношениях с людьми разного возраста и положения правил этикета. Старшее поколение прививает малышам черты поведения, которые обеспечивают не только комфортное сосуществование в ближнем среде, но и дают возможность усвоить присущие ему ценностные ориентации, национально обусловленные представления и убеждения. Эти нормы и правила, соединены с общеукраинскими, формируют языковой тип личности. В поведении вежливых, обходительных галичан часто отражается тот дополнительный этический компонент, который выделяет их среди подолян и слобожан, полищуков и волынян.

Как известно, общество вырабатывает определенные стандартизированные нормы социального поведения (в том числе и речевой), которые определяются представлениями о шаблонах поведения в конкретной ситуации. Чтобы функционировать как единое целое, как сложная социальная система, общество должно установить такие рамки поведения индивидов, в которых это поведение становится однообразной, стабильной, такой, что повторяется. Именно такими рамками и есть этикет - система правил внешней культуры человека, его поведения, приличия, хорошего тона и т.д. В обществе он функционирует в двух основных формах поведения: речевой и немовленнєвої. Как правило, эти формы поведения тесно между собой связаны и взаимозависимы.

Если этикет как установленный в обществе набор правил регулирует наше внешнее поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет можно определить, как правила, регулирующие нашу речевую поведение.

Под речевым этикетом понимают микросистему национально специфических устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в нужной тональности. Такие устойчивые формулы общения, или стереотипы общения являются типичными, повторяющимися конструкциями, которые используются в высокочастотных бытовых ситуациях. То есть, набор типизированных частотных ситуаций приводит к появлению набора речевых средств, обслуживающих такие ситуации. Степень стандартизации единицы находится в прямой зависимости от частотности ее употребления.

Для реализации формул речевого этикета нужны определенные "координаты". Речевая ситуация происходит при непосредственном участии говорящего - "я" и адресата-собеседника - "ты" (или собеседников, их может быть несколько: этикетная ситуация всегда диалогична, ибо предполагает общение, даже, если ее участники (говорящие) разделены временем или пространством). Действие в основном происходит "здесь" и "теперь" (если речь идет о устное общение).

Систему речевого этикета нации составляет совокупность всех возможных этикетных формул. Структуру же его определяют такие основные элементы коммуникативных ситуаций: обращение, приветствие, прощание, извинение, благодарность, пожелание, просьба, знакомство, поздравление, приглашение, предложение, совет, согласие, отказ, сочувствие, комплимент, присяга, похвала и т.д. Среди них выделяются те, что употребляются при выяснении контакта между говорящими - формулы обращений и приветствий; при поддержании контакта - формулы извинения, просьбы, благодарности и др.; при прекращении контакта - формулы прощания, пожелания.

С точки зрения национальной специфики речевого этикета стоит сказать, что структура его сложилась у каждой нации на ее собственной народной основе под влиянием разного рода психологических, социально-политических, культурологических факторов.

Считается, что речевой этикет является одной из важных характеристик поведения человека. Ибо без знания принятых в обществе форм этикета, без вербальных форм выражения вежливых отношений между людьми, индивид не может эффективно, с пользой для себя и окружающих осуществлять процесс общения. Стельмахови М. Г. по этому поводу замечает: "Не надо забывать, что любое, даже малейшее отступление от речевого этикета портит настроение, вносит сумятицу в человеческие отношения, а иногда, даже, калечит душу и ранит сердце человека"1.

Речевой этикет как социально-лингвистическое явление детерминировано с функциональной стороны, то есть в основе его выделения лежат специализированные функции. Формановська Н. И.2 насчитывает их около шести.

Первая из них контактная (фатична) функция - установление, сохранение или закрепление, поддерживаемых связей и отношений, индивидуальных или социально-массовых. Понятие "контактная функция" одинаково касается всех тематических групп единиц речевого этикета, ибо даже прощаясь, мы устанавливаем возможность дальнейшего контакта.

Функция вежливости (конотативна) - связана с проявлениями вежливого обращения членов коллектива друг с другом.

Регулирующая функция (регулятивная) - тоже касается всех проявлений речевого этикета, ибо выбор определенной формы при установлении контакта регулирует характер отношений адресата и адресанта.

Функция воздействия (императивная, волюнтативна) - предусматривает реакцию собеседника - вербальный, жестовый, деятельностная.

Функция звертальна (апелятивна) - тесно связана с императивным, так привлечь внимание, значит осуществить воздействие на собеседника.

Эмоционально-экспрессивная (емотивна) функция является факультативной функцией, поскольку она присуща не всем единицам речевого этикета.

Все функции речевого этикета существуют на основе коммуникативной функции языка.

Существование указанных функций доказывает, что речевой этикет не является каким-то случайным или несущественным явлением, а наоборот представляет собой своеобразный механизм, с помощью которого может происходить эффективная коммуникация.

Вообще же, по происхождению единицы речевого этикета в некоторой степени приближаются к условных сигналов. Но гораздо больше в них свойств, характеризующих их как единицы языка. Они не произвольны, поскольку появились не в результате искусственной договоренности, а возникли и развивались (и развиваются) естественно и постепенно, на базе существующей языка, как вторичные образования.

Речевой этикет социальный по своей природе, потому что выявляет социально-ролевую сторону общения. То есть на выбор той или иной единицы речевого этикета влияет социальная роль индивида - нормативно одобренный обществом образ поведения, который ожидается от каждого, кто занимает данную социальную позицию.

При изменении ролевой структуры ситуации общения индивид переключается с одних стереотипов поведения на другие, пользуется различными стилями языка, разными единицами речевого этикета и т. д. То есть, социальные роли языковой личности являются ключевыми в понимании сущности речевого этикета.

Речевой этикет исследуется различными лингвистическими дисциплинами. На него обращают свое внимание культура речи (первая за все, с точки зрения нормативности - ненормативності используемых единиц относительно норм литературного языка), стилистика, социолингвистика. Исследования явлений речевого этикета осуществляется в двух основных аспектах: соціолінгвістичному и стилистическом.

Социолингвистика интересуется социальной стороной речевого этикета. С помощью речевого этикета происходит социальное воздействие коммуникантов друг на друга, что характерно для общения вообще, а в речевом этикете проявляется особенно ярко. Социальная дифференциация носителей языка, их постоянный социальный статус и переменные социальные роли диктуют отбор единиц и, как следствие, закріпленність по группам носителей стилистически маркированных формул и т.д.

С точки зрения же стилистики речевой этикет - явление надстильове, не прекріплене к одному стилю. Можно говорить лишь о большей или меньшей мере его проявления в том или ином стиле. Например, типичной формой проявления речевого этикета является устное контактное спонтанное диалогическое речи, и эти признаки приближают речевой этикет к разговорной речи. Но речевой этикет не относится к разговорной речи, а тем более до разговорного стиля (хотя наиболее полно речевой этикет выражается именно в устной разговорной речи).

Письменная или устная форма речи накладывает определенные ограничения на использование речевого этикета. Например, эпистолярный жанр (как представитель письменной речи) разработал специфические для письма единицы.

Стоит сказать, что речевой этикет сохраняя традиционную структуру этикетных выражений, не является закрытой системой, потому что ему присуща динамика и гибкость. Часть формул речевого этикета постепенно архаїзується (например, формулы приветствия "Добридосвідок!" , "Бог на помощь!" " С воскресеньем будьте здоровы!"). Могут возникать новые, в основном оказіональні образования, создаются по типовым, для украинского языка моделями. Некоторые выражения, потеряв первоначальную семантику, употребляются в других коммуникативных ситуациях. Например, выражение "Ни пуха, ни пера! " , возникший в древности среди охотников, как пожелание удачи на охоте, сейчас используются гораздо шире.

Подытоживая сказанное, заметим, что речевой этикет является одной из важных сторон человеческого общения, - это совокупность в значительной мере стандартизированных выражений, которые составляют собой стереотипы речи, готовые формулы с определенной синтаксической структурой и лексическим наполнением.

Выбор стандарта речевой поведения, этикетных формул зависит от социальных качеств (статуса, возраста, образования) адресата речи в их отношения с качествами автора высказывания, и от характера взаимоотношений между коммуникантами, степени их знакомства и близости и других конкретных ситуаций вещания.

На речевой этикет галичан существенно повлияла народная культура местных этнических групп - гуцулов, бойков, покутян, опілян, западно-украинская литературная традиция, в конце концов - и заимствованные от соседей-поляков элементы подчеркнутой добронравию. С течением времени и прежде всего в единых языково-литературных процессах последнего полувека сформировались те речевые правила, которые закрепились в сознании украинского народа как галицизми (хотя при их распространенности в Украине считать их лишь западноукраинским явлением было бы нелепостью, преувеличением).

Обращает на себя внимание нынешняя повсеместная активизация на западноукраинских землях едва не запрещенных во времена тоталитаризма обращений господин, госпожа, господа. Если на востоке Украины их употребление закрепилось преимущественно в официально-деловой сфере (это обращение к иностранных гостей, высокопоставленных чиновников, участников собраний и заседаний и т.п.), то на западе нашего государства эти обращения снова стали бытовыми, общепринятыми. Здесь их можно услышать на улице, в магазине и на рынке, в автобусе и электричке, в школе и т.д. Поэтому слово господин и производные от него снова, как и в досоветский период, потеряли экспрессию и никак не удостоверяют высокую социальную принадлежность собеседника. Эта удобная форма не сопровождается другими словами обращение, если адресованное незнакомому человеку. В официальной обстановке она сочетается с собственным именем, фамилией или названием должности (кстати, такие сообщения - уважительные обращения): Юрий, Оксана, господин Ющук, пане учителю. Правда, лишь иногда можно услышать более капризные дамочка, панно (вспомним Тичинине «О панно Инно! Панно Инно!»).

В первый год независимости представители новой галицкой интеллигенции, не желая возвращаться к «скомпрометированного» социальной оценке обращений господин, госпожа, предлагали употреблять в этой функции старые галицизми дядьку и вуйно, но эту идею не поддержали. Дядькой и вуйною называют здесь или родственников, или старших по возрасту мужчину и женщину, чаще в сельской местности, где эти обращения сохранились и до сих пор. Показательными являются и уменьшительно-ласкательные имена, которыми называют детей, родственников, близких друзей. В отличие от русифицированных Ваня, Вася, Коля, Миша, Маша и под. это собственно украинские образования, причем частично такие, что их редко когда встретишь на востоке Украины, особенно в городах: Ванечка, Миколайку, Мишенька, Мирося, Марічко. В художественных повествованиях эти красивые имена становились одним из признаков галицкого колорита. Сравните в «Тенях забытых предков» Михаила Коцюбинского: «Милый Ванечка! Ци будем в паре все?; должен идти в долину, Марічко...». Очевидно, тенденция к образованию собственно украинских уменьшительно-ласкательных собственных имен постепенно приобретет силы, и галицкие образования могут стать образцом, основой, импульсом этих процессов.

До сих пор популярны в Галичине, особенно на селе, и те обращения, характеризующие родственные отношения. С уважением и почтением называют почтенную женщину ненашкой («крестная мать»), молодую женщину племянницей («племянница»). Например: «Гандзю, Гандзюню! Сиди мне, милая, дома, я пойду в лес!» (И. франко). Как и по всей Украине, полноценно звучат обращения к крестного отца и крестной матери кума, кумо.

Можно услышать тета или тетю при обращении к маминой сестры. Такое словоупотребление является общепринятое в Галичине, его сфера - только сельские районы. Юноши, парня можно назвать молодцем, легіником. Конечно, такое обращение сейчас звучит как стилизация, но при определенных обстоятельствах (полушутя, чтобы подчеркнуть доброжелательное отношение) оно вполне естественное. Сравните: «А знаешь ли ты, легінку, что то по шанец, откуда взялся?» (Из журнала).

А вот уважительное, почтительное обращение к отцу, матери и старших родных на Вы, известно и на востоке Украины, сохраняется почти повсеместно, а не только в среде западноукраинской интеллигенции: - Вы, папа, приглашали... Вы, мама, приказали... «Тыканье» в общем - не галицкая традиция; такое словоупотребление пришло с востока, в нем ощутимо влияние русскоязычного населения. Лишь при условиях близких товарищеских взаимоотношений (в симметричной ситуации общения, как говорят языковеды) возможно обращение на ты: - Чего ты хочешь, брат?

Наряду с общеизвестными словами приветствия Добрый день! Добрый вечер! Мое почтение! широко применяемыми, особенно в селах, остается традиционное Слава Иисусу Христу! - Слава навеки Богу Святому!, или Слава навеки! В разговоре традиционное приветствие сокращается, приобретает вид стереотипа: «Славайсу». - «Навеки слава», - лишь только беседы и разговоры» (в. Стефаник). Почти не услышишь распространенного на востоке Здравствуйте!, сформированного под влиянием старославянского языка и общего с российским аналогом.

При прощании можно сказать До свидания! Прощайте! Бывайте!, а в кругу близких, хорошо знакомых собеседников эти слова заменяют более интимным и дружественным Па-па! На вопрос Как поживаешь? (Как жизнь? Как дела?) нередко в ответ слышать Может быть (в значении «чтобы не было хуже»). В подтверждение чего можно сказать так, но повсеместно звучит и бытовое ну! При отрицании наличия чего нередко прибегают к то ничего (нет ничего): - есть Ли у тебя деньги? - Ниц!

Слова учтивости, вежливости чрезвычайно частотные. Одно из самых распространенных среди них - прошу (очень прошу, редко - прошу пана), диапазон употребления которого даже трудно определить. Как писал ю. шевелев, «принесенная из Галичины форма прошу приобретает значение не столько глагольной формы, сколько наречия или, вернее, вставного слова, тождественного или близкого значением (хоть и несколько отличного и семантическими нюансами, и эмоциональной окраской) в слова пожалуйста». И действительно, слово прошу обозначает и элементарное просьбе, и не всегда желаемое разрешение, и удовольствие, и недовольство, и увлечение, и насмешки, и недочування (конечно с вопросом) и т.д. К тому же это слово произносится с разнообразной интонацией.

При извинении чаще всего употребляется форма извиняюсь; общепринятые слова извините, простите в быту ограничены. Основным словом благодарения благодарю и многочисленные усиленные формы типа хорошо спасибо, клево спасибо, красно (красненько) спасибо, большое спасибо; эти образования могут приобретать эмоциональной окраски (выявлять удовольствие, недовольство, восторг, отвращение и т.п.). Распространенное на востоке Украины спасибо (совместное с российским, от спаси Бог) малоупотребительное.

Как на востоке, так и на западе близкие знакомые с различной случаю (на религиозный праздник, именины, день рождения, при встречи) желают друг другу добра, счастья, здоровья. Формулы этих пожеланий, как правило, общепринятые: Дай, Боже! Дай, Боже, счастья и здоровья! (нередко в діалектному виде - Счастья и здоровья!) и т.п. Долей на обозначения повелительной формы пожелания обычно выступает самый: - Пусть Бог защищает (соблюдает)! Сравните: «Пусть нам Бег хранит каждого доброго человека...» (в. Стефаник).

На свадьбах, при праздновании чьих-то заслуг обязательно поют Многая лета! Мелодия не всегда одинакова, называются разные имена собственные - как «героев» праздника, так и приглашенных, но поют все присутствующие.

А на Святой вечер галичане обращаются друг к другу, используя старую обратную форму Христос (или си) рождается! В ответ говорят: Славим его! или Хвалімо его! Сравните, например, в современной співанці Г. Кумлика:

Помолились вместе Богу -
Хрестос си рождается.
Хвалить его, - радостно
Так с.

Добрые пожелания нередко сопровождаются фразеологізованим выражению ибо вы (мы) того стоят. Кстати, он не зафиксирован ни в 11-томному «Словарю украинского языка», ни в «Фразеологічному словаре украинского языка» (в 2-х книгах). Очевидно, выражение является діалектним, хотя его употребление не является территориально ограниченным. В последнее время он, в частности, звучит в передачах телевидения, радио и т.д.

В целом резкие, пошлые слова, а тем более пресловутый «мат» в Галичине традиционно употребляются очень редко; их нынешнее функционирование, как правило, заимствованное и, особенно для старшего поколения, неприемлемо. Ведь говорить непотребства - грех, и набожные галичане пытаются не нарушать христианские заповеди. Среди матерных пожеланий с резкой негацією, приближенных к проклятиям, стоит упомянуть традиционно-народное выражение Пусть его кондрашка (в просторечии путь) трафить! (старая калька с немецкого). Его применение вышло за пределы диалектного среды и является проявлением многих негативных эмоций - негодования, недовольства, гнева, отчаяния и т.д. Сравните: «Ого, уже най вола шлях трафить, что го корова бьет!» (В. стефаник); «Чтобы меня кондрашка хватил с такой работой. Хоть я до завтра не дождался!» (Л.Мартович).

Формулы этикета предусматривают правдивость, порядочность говорящего. Нужно каждый раз доказать, что храма рассказал является искренним, откровенным, не фальшивым. А потому вставные слова, частицы, междометия как подтверждение, заверение является обязательным элементом речи. Среди «словечек», что к ним прибегают галичане, можно, например, назвать и право (в значении «святая правда»). «Словарь украинского языка» в 11 томах отмечает в этом слове наслоения устарелости, однако практика его применения не свидетельствует соответствующего показателя. Сравните в устной речи: - ей-богу, правда! Ей-богу, не вру и т.п.; в художественном тексте: «Правду говорите, ой, ей-богу, правду» (в. Стефаник).

В діалектному среде есть типичные возгласы, что інтимізують речи, приближают говорящего к адресату и могут быть охарактеризованы как элементы своеобразного традиционно-крестьянского этикета. Это, в частности, слова вроде мой, ади (ады), лем и т.п. В сфере литературного вещания, среди молодежи, интеллигенции их не употребляют. Такие возгласы является средством индивидуализации речи персонажей художественных произведений, обращенных прежде в былые времена: «Мой, и этому же еще никто не видел с тех пор, как мир!» (В. стефаник); «Ой мой-мой! Шо ты говоришь!» (М. коцюбинский).

Характеризуя влияние галицких експресивів на загальнолітературну язык, ю. шевелев отмечал: «Такие словечки с более или менее насыщенными эмоциональностью расцветками выходят уже далеко за рамки книжной речи и, следовательно, является лучшим свидетельством того, как органично вливаются галицкие элементы к украинского литературного языка».

В наше время демократизации общества, культурного возрождения достояние галицкого речевого этикета могут пригодиться. Ведь в них воспроизводится изначальная история большого массива украинства, отражается традиционно-народное мировоззрение. Речевая практика сегодняшнего дня подтверждает: все ценное, что накоплено во всех регионах нашего независимого государства, является общим достоянием и может быть использовано в дальнейшем развитии родного языка.

 


Использована литература:

· Стельмахович М. Г. Речевой этикет // Культура слова. - К., 1981. - вып. 20.

· Современный русский язык / под ред. О.Д.Понамарева. - К., 1997.

· Шевченко Л.Ю., Ризун В.В., Лысенко Ю.В. Современный русский язык: Справочник. - К., 1996.