Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

II семестр

 

С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)

 

ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4

 

Урок 96. УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ. ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА

 

Цель: учить учащихся читать быстро и выразительно; осознавать смысл прочитанного; углубить знания учащихся о тяжелом труде хлебороба, развивать память, эрудицию; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к земледельческому труду.

Ход урока

И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Игра «Сократи предложение»

Учитель произносит предложение - дети осознают его. Предложение повторяется учителем - ученики запоминают. После этого учитель предлагает учащимся сократить предложение последовательно, произвольно, но сохраняя основное содержание (чтобы оно осталось понятным).

Тяжелые капли срывались с неба и быстро падали на землю.

Тяжелые капли срывались с неба и быстро падали.

Капли срывались с неба и быстро падали и т. д.

2. Работа над чистомовкою

Ям-ям-ям - весело весной воробьям,

Ты-ты-ты - легко еду им найти.

Аты-аты-аты - червячков насобирать,

Ать-ать-ать - на зеленых веточках петь.

Ички-ички-ички - тут же скачут и синички,

Ов-ов-ов - догоняют воробьев.

Ам-ам-ам - весело птичкам.

Ны-ны-ны - дождались весны.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Работа с выставкой книг

1. Рассматривание выставки

2. Беседа

- Какие книги вы читали?

- Какие книги с выставки привлекли ваше внимание?

 

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Отгадайте загадку.

• Вырос в поле на доброй земле

Место лучше нашел на столе. (Хлеб)

- Хлеб - самый драгоценный творение человеческого разума, человеческих рук, человеческого труда. Хлеб - всему голова. Видимо эти слова вы слышали много раз, и они стали привычными и обыденными. Но к хлебу не можно относиться по-будничному. Это святыня человеческая. И сколько ни проходит лет и тысячелетий, а он остается святым и великим всегда.

 

V. ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЧИТАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

1. Работа над пословицами

- Хлеб относится к особо почитаемых символов украинского народа. Недаром о нем существует немало пословиц. Проведем конкурс на лучшего знатока пословиц о хлебе.

Игра «Закончи пословицу»

Хочешь есть калачи - ... (не сиди на печи).

На черной земле - ... (белый хлеб родит).

Паляница - ... (хлебу сестрица).

Самый вкусный хлеб... (от своего мозоли).

Игра «Розсипанка»

Земля а матушка батюшка хлеб (Земля - матушка, а хлеб - батюшка.)

Сестрица буханка хлеб (Буханка - хлеб сестрица.)

Хлеба без беседа сухая (Без хлеба сухая беседа.)

2. Толкование слова хлеб

- Интересно, а что означает слово хлебе Слово предоставляется нашим Усезнайкам.

- Толковые словари украинского языка дают несколько значений слова хлеб.

1) Хлеб - это зерно, которое перемалывают на муку.

«Собрать три мешка хлеба».

2) Хлеб - это выпеченное изделие из муки. Продукт питания.

Душистый хлеб лежит на столе.

3) Хлеб - это зерновые сельскохозяйственные растения.

«Созревает хлеб в поле».

4) Существуют и переносные значения этого слова. их использование также очень распространено в нашем языке:

• Хлеб - это пища, пропитание.

«Зарабатывать себе на хлеб», то есть обеспечивать себе благосостояние.

• Хлеб - это заработок, средство существования.

«Жить на чужих хлебах», то есть на чьем-то содержании.

- Хлеб - самое главное богатство. Не может быть семья богатой, если в доме нет хлеба. Поэтому не удивительно, что в нашем языке немало добрых слов, которыми называют хлеб.

Физкультминутка

3. Игра «Из какого произведения?»

• Не кидайсь хлебом, он святой! (М. Рыльский «О хлебе»)

• От солнца позолота в хлеба. (Т. Коломиец «Хлеб»)

• Как тепло пахнет хлеб. (П. Воронько «Пахнет хлеб»)

 

VI. ЧТЕНИЕ НОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

1. В. Сухомлинский «Борщ с ломтем свежего хлеба»

1) Самостоятельное чтение рассказа учащимися.

- Как звали сыновей?

- Почему у них были такие имена?

- Почему Трудолюбивый хвалил мамин обед?

- Почему Ленивому обед показался невкусным?

2) Чтение рассказа по лицами.

- Чему учит нас этот рассказ?

2. В. Сухомлинский «Кусок хлеба»

1) Выразительное чтение рассказа учителем.

- Почему воспитатель оставил детей сидеть за столом?

2) Чтение рассказа учащимися «цепочкой».

- Что означает выражение «Хоть сквозь землю провались»?

- Как вы оцениваете поступок Семена Кравченко и солдата Андрея?

 

VII. ИТОГ УРОКА

- Какой вывод можно сделать из сегодняшнего урока?

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Следующий урок внеклассного чтения мы проведем по теме «Мама милая, добрая, милая...».

Задания к уроку и список литературы вы найдете в уголке читателя.