Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПАВЕЛ ТЫЧИНА

Романтический идеал свободы в ранней лирике Павла Тычины

Бурная общественная жизнь, огромные исторические изменения, происходившие в начале XX века, стали катализатором литературного процесса. В украинской поэзии того времени появилось столько талантливых художников, их достижениями почти века могла бы питаться более спокойная эпоха. Яркой звездой в этом созвездии сияет имя Павла Тычины.

Поэзия Тычины рождалась вместе с революцией и проникнута ее идеалами, ожиданиями, надеждами. Первый сборник поэта «Солнечные кларнеты» полна двойственности ощущения. Стихи, воспевающие природу, любовь, отбивают и времени тревогу, неуверенность надежд, веру в лучшее. Поэтому облака в небе раздаются арфами, а гроза происходит как бой:

Будет бой Огневой!

Смех будет, плач будет...

Перламутровый...

Подобные настроения присущи почти всем стихам этого времени. Неотделимость от жизни и людей, предчувствие больших сотрясений отражаются даже в «чистой» лирике, посвященной природе:

Скрипят и рыдают деревья под ветром...

Чего? Болит сердце или судьба их горька?

Или давят важкії, понурії облака?

И плачет трава сама при дороге...

Революцию Тычина воспринимает так, как много поэтов и художников. Его ощущения чем-то близки к словам Блока, который призывал слушать музыку революции. Это не объективно-историческая, а, скорее, романтическая оценка. Тычина сам это осознает:

Создатели революции в основном лирики.

Революция есть трагическая лирика, а не драма, как поговаривают.

Павел Тычина сначала воспринимал революцию как стих, как заклятие, что разрушит темные силы и поднимет солнце. Он надеялся конца больших страданий Украины, которую любил безмерно:

Украине, ее народу

Хочу вечно я служить.

А раз ей - то и человечеству буду.

У1917-1918 годах Тычина пишет цикл стихов «Скорбящая мать». Послереволюционные события наполнили душу поэта отчаянием, болью за новые муки родины, зневірили его в безкористі и искренности «партійноборчих рожениц». Он видит, как страну рвут на куски, как «спустили курки на матерей и отцов», а простые люди гибнут и уже ни на что не надеются. Анализировать стихи из сборника «Скорбящая мать» - то же самое, что анализировать крик смертельно раненой агонизирующей человека. Скорбь требует других образов, и естественно приходит к поэзии Тычины Божья Мать, что родила спасителя и потеряла его. В ней сливаются черты реальной женщины и евангельского персонажа, надежды гибнущего народа, и матери Украины, которую в который раз пытаются убить.

Страшные картины сменяют друг друга, и нет никакого просвета:

Орел, Трезубец, Серп и Молот...

И каждое выступает как свое...

Свое же ружье в нас убила.

Свое на дне души лежит.

Это строки из поздней, двадцатого года, сборники «Вместо сонетов и октав». Стихи короткие, скупые на метафоры и цвета. Как прерывается дыхание у поэта - слишком много он видел, много испытал. Доминанта этого сборника - проклятие. «Проклятие тем, кто зверем стал»проклятие эстетизма, который «любує из перерезанного горла», пустоты души, тем, кто «стреляют сердце, стреляют душу - ничего им не жалко».

На глазах поэта гибнут идеалы. Революция принесла еще больше горя, потому что гибли невинные ради чьих-то партийных побед, карьер, честолюбия. Горькие строки, в которых Тычина признается, что ни до кого ему говорит, вокруг «палачи однокласові». А украинцы получили свободу, и

Что теперь всем воля,

врезали вам поля,

в головах тополь,

а голов нет.

Нелегкая судьба выпала Тычине. Внешний благосостояние, звание академика, награды... И мог он забыть ту «безвинную сич» двадцатых, закрыть глаза на голодомор тридцатых? История литературы частым неводом прошла через его произведения. И оставила самые драгоценности.