Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИЛИ УКРАИНЦЫ ЛЮБЯТ ГОВОРИТЬ КОМПЛИМЕНТЫ?



Слово «комплимент» украинский язык позаимствовал из французского (во французском языке оно буквально означает приветствие). Первичное значение «приветствие» (хоть и свое - родное!) комплимент частично сохранил и в нашем языке: комплимент употребляют в основном при встрече вместо традиционного приветствия, например: «Какие вы замечательные сегодня!», «Вы очаровательны сегодня, как всегда!».

Однако комплименты («приятные, любезные слова, похвала, лесть») могут звучать и после слов поздравлений или во время разговора.

Своеобразие комплимента как элемента речевого этикета заключается в том, что его говорят в основном женщинам мужчины (хотя вполне возможна ситуация, при которой пользуются комплиментами любые говорящие, независимо от пола и возраста). Механизм «комплиментарности» составляют несколько элементов: внушение того, что приятное человеку; преувеличение ее достоинств; положительные эмоции адресата.

Существуют своеобразные правила употребления комплиментов, их стоит придерживаться, чтобы избежать возможных недоразумений.

Во-первых, не говорите человеку того, что ей неприятно или совсем не свойственно. Скажем, больному вряд ли уместно сказать: «У вас сегодня прекрасный вид», правда, это гораздо уместнее, чем «святая правда и откровения вроде: «Боже, что с тобой, ты так похудела (на тебе кровинки нет), ты вся зчорніла» и др. Прежде чем сказать невродливій женщине «У вас такие красивые глаза!», стоит семь раз подумать, вы не добавите таким комплиментом ей сомнений и содержащим тайной печали. А возможно, вообще лучше помолчать?

Во-вторых, комплимент не должен быть многозначным: это опасность его двоякого толкования, а главное - восприятие. Услышав от любимого в свой адрес восхищенное «Ты словно весна», адресатка по-разному может воспринять даже такие трогательные слова: весна ведь такой разной бывает и не всегда очаровательной и приятной.

В-третьих, желательно избегать непонятных слов (иноязычных, диалектных), если вам заранее не известно, знает ли их ваш собеседник (или собеседница) или нет.

А еще комплимент должен соответствовать ситуации общения. Представим себе: жена, уставшая, возвращается с работы, а муж ей говорит: «У тебя такой красивый вид». Неуместность подобных слов очевидна.

И, наконец, комплимент должен быть искренним. Понятно, что комплимент - это всегда преувеличение, но во всем нужна разумная мера. Искусственно и неестественно звучат слова, сказанные, например, плохому актеру: «Вы непревзойденный!» Фальшь никогда не была украшением общения и комплиментарности.

В то же время не стоит скупиться на доброе слово. Сказать человеку приятное - это значит внушить ей веру в себя, в собственные силы. Выбирая между более или менее, не колеблясь, надаймо предпочтение большему: лучше сказать человеку слова с определенным авансом, чем забыть их и вообще промолчать.

Будьте изобретательными и умейте проявить собственное мнение, позицию, оценку, говоря комплимент: даже самый лучший комплимент, повторенный одному и тому же лицу в десятый раз несколько дней подряд, теряет свою прелесть. Удачный комплимент всегда побуждает к ответной любезности: «У вас великолепный вкус» - «Ваша наука».

Стиль комплимента зависит от пола, социального положения адресата, от характера взаимоотношений с ним, от ситуации общения и предварительного содержания разговора.

Умение радоваться чужим успехам - мерило благородства. Если вы представляете гостям своего знакомого, замечательного знатока многих языков, почему бы не сказать: «Андрей Пап, непревзойденный знаток языков». Обычай говорить человеку хорошее о ней возник и прижился не случайно: он помогает людям общаться, жить вместе, вместе работать. Когда человека поддержать, похвалить, подчеркнуть что-то хорошее в ней, она чувствует себя увереннее, пытается равняться представлению, которое о ней сложилось. Особенно это нужно молодому человеку, который не всегда бывает уверенным в себе, нуждается в подтверждении своих положительных черт и начинаний.

Вот поэтому так важно с детства культивировать в человеке чувство собственного достоинства, ощущение определенной «себестоимости», чтобы впоследствии не сложился комплекс неполноценности или ущербности. Недаром же украинцы говорят: «Если говорить человеку постоянно, что он свинья, то со временем он захрюкает». И наоборот, слыша разумную дозу похвалы детства («Ты - молодец!», «Ты - умница!», «Ты - моя надежда и утешение!»), ребенок возвышается не только телом, но и духом, вырастает личностью.

Не менее важными станут для нее слова одобрения (если для этого, конечно, есть основания) из уст учителей, а впоследствии - коллег по работе.

Утешая, сочувствуя или одобряя кого-то, стоит избегать местоимения «я», предпочитая «ты» или «вы»:

- Вы прекрасный мастер! Вы редкий специалист! С тобой так интересно разговаривать! Ты сегодня отлично выступил! Приятно видеть, как вы посветлели, отдохнули...

106

Таким образом вы подчеркиваете собственное внимание и привязанность к собеседнику. Однако местоимение «я» вполне возможен в структуре комплимента, построенного на сопоставлении, что усиливает меру «таланта» адресата, например: «Ты - уникальная и непревзойденная хозяйка, а я, к сожалению, не могу этим похвастаться», «У тебя - золотые руки, а мои ни к чему путному не пригодны» (женщина - женщине). Кстати, такой своеобразный «антикомплі-мент» побуждает к обмену комплиментами. Правда, считают, что женщины (и не только украинские) слишком редко «сыплют комплименты» своим знакомым, подругам, а тем более соперницам.

За что хвалят чаще всего? За поступки, за характер, за внешний вид, одежду, прическу (например: «У тебя ангельский характер», «У вас утонченный вкус», «У тебя безупречный вид», «У тебя такая элегантная платье», «Тебе так идет новая прическа»). Можно похвалить кого-то из вашей семьи или знакомых, сказать доброе слово о детях (например: «У вас дом - райский уголок», «Галина твоя подруга? Замечательная девушка!», «А ваш Вася - восьмое чудо света: удивительно мудрый ребенок»).

Не вежливо бросать комплименты малознакомым или незнакомым людям. Лучше подождать, зазнайомившись ближе, или даже подружиться с ними.

Ответ на комплимент должен быть созвучным содержанию. Воспользоваться можно одним из следующих:

- Спасибо! Спасибо за комплимент! Это вам только так кажется (на преувеличенную похвалу). О, нет, это не про меня! Спасибо, но вы явно преувеличиваете! Спасибо, но я этого не заслуживаю! Я рад это слышать. Мне приятно это услышать от вас. Я это же самое могу сказать о вас.

Несомненным разнообразием и возможностью проявления индивидуальности отличаются комплименты влюбленных, моделируются вроде общеизвестных: «Ты - лучшая в мире», «лучше тебя в мире нет».

Хотя комплимент традиционно считается привилегией влюбленных, помните, что слова похвалы, как бальзам, нужны каждому. Учимся

говорить их, если хотим сделать кому-то приятное.

(918 слов, при С. Богдан)

Задача

Вариант И

1. С какого языка позаимствовала украинская слово «комплимент»? а) образование; б) из французского; в) из греческого; г) с немецкого.

2. Когда чаще всего говорят комплименты?

а) приветствие; б) в середине разговора;

107

ББК 75.6 7А1 М74

Автор книги - кандидат медицинских наук М. Г. Мокриева - рассказьівает в применении фи-зических упражнений в бьіту,. производит комплек-сьі утренней гигиенической гимнастики .для жен-щин, мужчин и детей, а также примеркне комп-лексьі упражнений лечебной физкультурьі при которьіх хронических заболеваниях.

Рассчитана на массового читателя.

Рецензент О. К. ЗУБЕНКО

М-

60901-132 М209(04)-80

178.80.4201000000

/^ Издательство ^«Здоровье», 1980

ФИЗКУЛЬТУРА - ЖИЗНЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

С давних времен физические упражнения используются не только для развития двигательных качеств человека, тренировки силы, скорости и выносливости. Физическая культура получила признание как незаменимое средство расширения и развития функциональных возможностей организма людей разного возраста, профилактики и лечения заболеваний, достижения долголетия.

Физические упражнения воздействуют не только на тот или иной орган, но и на весь организм в целом через основной пусковой механизм - нервную систему. Вот почему даже при небольших физических нагрузках (ходьба, приседания и т.п.) мы сразу же объективно отмечаем изменения функций почти всех органов и систем организма. Так, углубляется и учащается дыхание, ускоряется пульс, меняется артериальное давление, активизируется функция желудочно-кишечного тракта, печени и почек.

Во время выполнения физических упражнений вследствие углубления дыхания увеличивается жизненная емкость легких, и организм усваивает больше кислорода. А это важно при заболеваниях легких и сердца.

Профессор А. Н. Крестовников подсчитал, что у бегунов процент усвоения организмом кислорода при небольшом ускорении дыхания увеличивается почти вдвое. Это улучшает питание тканей кислородом, к тому же на саму работу дыхательного аппарата его расходуется меньше.

В деятельности сердечно-сосудистой системы отмечается такая реакция на физические упражнения: немного ускоряется пульс (на 40-50% от исходного) и увеличивается разница между максимальным (систолическим) и минимальным (диа-столічним) артериальным давлением. Как отмечают ряд ученых, такое увеличение амплитуды артериального давления свидетельствует об увеличении ударного объема сердца (количество крови, которое сердце выбрасывает за одно сокращение). Следовательно, увеличивается и минутный объем крови (количество крови, поступающей в сосуды за 1 минуту)-. Органы и

1* С

ткани получают за единицу времени большее количество обогащенной кислородом крови, что улучшает их питание.

Вот почему в лечении больных с сердечно-сосудистой патологией широко применяют лечебную физкультуру.

Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями возникают заметные изменения и в обмене веществ. Повышается способность организма расщеплять и синтезировать гликоген, активизируется функция ферментативных систем, пеліпшується 'функция желез внутренней секреции. У человека улучшается аппетит. Все функции желудочно-кишечного тракта, как-то: моторная, секреторная и химическая - нормализуются. При хронических гастритах и колитах под влиянием длительного применения лечебной физкультуры нормализуется кислотность: пониженная - повышается, а высокая, наоборот, снижается, что в большой степени зависит от методики лечебной физкультуры.

Жовчовидільна функция печени и мочевыделительная почек под влиянием физических упражнений активизируется. Сейчас разработаны специальные комплексы физических упражнений, которые помогают улучшить функции указанных органов.

Как видим, систематические занятия физической культурой благотворно влияют на организм как здорового, так и больного человека.

УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Выполнение физических упражнений сразу же после вставания с кровати способствует быстрому исчезновению отечности тканей после сна, приводит весь организм в деятельное состояние, создает бодрое настроение и дает заряд энергии на целый день. Утреннюю гигиеническую гимнастику можно также использовать и как лечебное средство.

Содержание утренней гимнастики для лиц разного возраста и пола должен быть разным. Здесь должны учитываться биологические и физиологические особенности детей и взрослых, мужчин и женщин. Так, мужчинам, например, свойственна хорошо развитая скелетная мускулатура, .у них лучше развита дыхательная система, поэтому и физическая нагрузка упражнений для мужчин должно быть больше. У женщин скелетная и мышечная системы слабее, по сравнению с мужчинами, поэтому физическая нагрузка упражнений для них должна быть меньше. Мускулатура тазовой области и бедер у женщин,

наоборот, развита лучше чем у мужчин. Биологической особенностью женского организма является более широкий развернут таз с широким нижним кольцом, поэтому особое значение для них имеет состояние мышц тазового дна, которые удерживают в правильном положении половые органы женщины. Кроме того, необходимо помнить об особенностях строения половых органов женщины, потому что специальный развитие мышц, участвующих в деторождении, имеет большое значение. Следует также учитывать изменения жизненных функций организма женщины в разные периоды ее жизни - месячные, беременность, послеродовой период с кормлением ребенка и климактерический период. Вот почему мы для женщин подаем отдельный комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики.

Примерные комплексы утренней гигиенической гимнастики

Длячоловіків

1. В.п. (исходное положение) -о.с. (основная стойка), руки на поясе, глубоких вдоха и выдоха (через нос). Повторить 2-3 раза.

2. То же самое делаем с разведением рук в стороны и поднятием их вверх (вдох), с постепенным сведением к груди и опусканием вниз (выдох). Повторить 5-6 раз.

Кстати, для занятия физическими упражнениями совсем не обязательно иметь специальный спортивный инвентарь. При желании и некоторой фантазии из предметов домашнего обихода можно составить набор, імпровізованих'спортивних приборов. -

"3. Возьмите полотенце за концы прямыми руками так, чтобы руки были .ширше плеч и, натягивая его, поднимите руки вперед, вверх и назад за спину, прогнитесь и сделайте вдох. Обратным движением вернитесь в исходное положение - выдох.

4. В.п.- стойка ноги нарізко, руки с полотенцем, вверх. Не сгибая ног, делайте наклоны туловища вправо и влево. Во время наклона - выдох, в исходное положение - вдох.

5. Возьмите гимнастическую палку руками на ширине плеч и держите ее горизонтально. Согнув ноги, переступите через палку вперед и назад сначала одной

2 857 ' 5

2. В.п.- то именно. Вытянуть левую ногу назад, вернуться в исходное положение. То же - другой ногой. Повторить 4 раза каждой ногой.

3. В.п.- то именно. Вытянуть ногу назад и в сторону. Сделать ею 3-4 круга, вернуться в исходное положение. То же - другой ногой. Повторить 4 раза каждой ногой.

4. В.п.- стоя на коленях и предплечьях. Сесть на пятки, затем потянуться вперед, вверх и назад, насев на пятки. Туловище и голова при этом выполняют круг. Повторить 4-6 раз.

5. В.п.- стоя на коленях и локтях, поставить как можно шире. Правым коленом достать левый локоть. Колено скользит по полу. То же - левым коленом, доставая правый локоть. Повторить 3-4 раза каждой ногой.

6. В.п.- стоя на коленях и предплечьях. Рывками передвигать предплечья справа, потом слева. Колени на месте. Повторить 3-4 рази.в каждую сторону. Закончить занятия дыхательными упражнениями.

Количество повторений упражнений можно постепенно увеличивать, доведя до 10 раз.

Молодые женщины некоторые упражнения комплекса могут выполнять с нагрузкой, например, зажав ступнями ног набивной мяч (медицинбол ) весом 0,5-1 килограмм. Это ускоряет укрепление мышц брюшного пресса и тазовой диафрагмы. • .

ФИЗКУЛЬТУРА

В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ

Занятия физической культурой в период беременности благотворно влияют на все функции организма женщины. Следует иметь в виду, что у беременных женщин сердце приобретает почти горизонтального положения, поскольку плод, развиваясь, поднимает диафрагму; вены, особенно нижних конечностей, расширяются, вследствие застойных явлений бывают даже отеки ног, кишечник сдавлен. Активизируются функции желез внутренней секреции (щитовидной, гіпофі-зарної и других), вследствие чего изменяется обмен веществ. Повышается возбудимость нервной системы.

Наблюдения проф. С. А. Ягунова и Л. Н. Старце-ной показали, что беременные женщины, которые занимались физической культурой, чувствовали себя намного лучше по сравнению с ти-

38

мы, физкультурой не занимались. У них улучшалась функция сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, а благодаря систематической тренировке мышц, участвующих в родовой деятельности, роды у этих женщин проходили нормально, реже возникали осложнения в послеродовой период.

Профессор С. А. Ягун разработал методику лечебной физкультуры (ЛФК), которая широко применяется в кабинетах ЛФК поликлиник и родильных отделений больниц. Методика охватывает все периоды беременности.

Этот комплекс упражнений, несколько сокращен, можно выполнять и дома при условии соблюдения следующих методических указаний.

В первые 2,5 месяца беременности не разрешается выполнять упражнения, которые резко повышают внутрибрюшное давление, а именно: резкие наклоны туловища вперед или поджимание коленей к животу, прыжки и упражнения с отягощением. Поскольку такие движения резко повышают внутрибрюшное давление, они могут привести к відслоєння слизистой оболочки матки, то есть к самоаборту.

На 4-м месяце беременности матка уже выходит из малого таза, в котором была сжатая, в большой таз. Теперь она уже может свободно перемещаться в зависимости от того, какие движения мы делаем. Поэтому от 3-го до 7-го месяца беременности можно смелее выполнять различные упражнения. Но это должны быть упражнения типа так называемых свободных движений, то есть без дополнительной нагрузки (набивные мячи, гантели и т.д.).

От 7-го месяца и до родов общая нагрузка физических упражнений снова надо уменьшить, поскольку в этот период у женщины могут отекать ноги или все тело за задержку солей в организме; сосуды нижних конечностей нередко сдавливаются большим животом, что также приводит к отекам или даже до расширения вен на ногах; затрудняется дыхание.

В этот период рекомендуются упражнения, по своему содержанию похожи на те, которые мы подаем для больных на сердце. Исходные положения для выполнения упражнений - в основном на боку или сидя. Для облегчения выполнения некоторых упражнений (таких, например, как сгибание ног в суставах) можно пользоваться скакалкой или тонким полотенцем, сложенным удвоє. их забрасывают поперек подошвы и, держа за концы руками, помогают движению ноги,

39



и слегка выпячивать задний проход, сокращая и расслабляя мышцы ягодиц. Повторить 5-6 раз.

7. В.п.- лежа на животе, руки перед грудью, согнуты в локтях. Согнуть и разогнуть ноги в коленях. Повторить 10 раз.

8. В.п.- глубокое дыхание.

Этот комплекс выполнять в течение трех недель после родов. В дальнейшем при удовлетворительном самочувствии можно постепенно добавить упражнения из исходного положения сидя, а затем стоя. Эти упражнения представлены нами в разделе, где говорится о ЛФК при опущении внутренних органов,

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ВЫРАБОТКИ КРАСИВОЙ ОСАНКИ

Правильная осанка тела имеет не только эстетическое, но и важное физиологическое значение. Она гласит, что все процессы в организме проходят нормально, Когда же председатель

ЛФКЛІСЛЯ РОДОВ

В родильных отделениях больниц роженица начинает заниматься физкультурой уже на второй день после родов. Задачи ЛФК в этот период следующие: 1) улучшение общего состояния здоровья роженицы; 2) ускорение обратного сокращения матки и нормализация функций всех органов женщины; 3) профилактика опущения внутренних органов и матки; 4) борьба с запорами и профилактика геморроя; 5) профилактика послеродовых осложнений (тромбофлебиты, расширение вен).

В больнице роженица занимается гимнастикой в течение 7-9 дней. Занятия следует продолжать и после выписки из больницы, ведь брюшной пресс и матка приходят к норме в течение 5-6 недель.

Предлагаем комплекс упражнений, рассчитанный на 15 - 20 минут.

1. В.п.-лежа на спине. Поднять руки вверх - вдох; вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 4-5 раз.

_ 2. В.п.-то именно. Согнуть и разогнуть правую, а затем левую ногу в коленном и тазобедренном суставах. Повторить каждой ногой 4 раза.

3. В.п.-лежа на спине, руки поднять перед собой пальцы переплетены. Согнуть руки в локтях, ладонями к себе, затем вытянуть их вперед, слегка приподняв голову и плечи. Повторить 5-6 раз.

4. В.п.- лежа на спине, ноги согнуты в коленях с опорой на ступни. Поочередно отводить то одну, то вторую ногу в сторону с возвратом в исходное положение. Повторить 4 раза каждой ногой.

Родильницы со швами на промежности это упражнение в больнице не выполняют до снятия швов, а после их снятия-выполняют указанные движения в ограниченном объеме (отводят ноги на 40-45°). Постепенно объем движений следует увеличивать.

5. В.п.-лежа на спине, ноги скрещены в голенях или поставлены на ступни, опора на локтях. Немного поднять таз-вдохнуть и втянуть задний проход (предотвращение геморроя); вернуться в исходное положение, расслабить мышцы - выдохнуть. Повторить 4-6 раз.

6. В.п.- лежа на спине (см. упражнение 5). Втягивать



наклонена вперед, а спина сгорблена, у человека затрудняется дыхание и кровообращение. Доказано, что одной из причин искривления позвоночника является плохая осанка тела в юности. В преклонном возрасте искривление позвоночника может возникнуть вследствие какого-либо заболевания (радикулит, перелом ноги, плеврит и т.п.), когда человек меняет свою осанку при стоянии или хождении. Спондилез (отложение солей в позвоночнике) чаще всего бывает у людей с плохой осанкой.

Кроме того, с годами мышцы скелетной мускулатуры человека ослабевают, растягиваются, усиливается отложение жировой ткани, вследствие чего фигура меняет свои формы. Предотвратить это помогают занятия физической культурой.

Для выработки красивой осанки следует выполнять движения верхними конечностями. Чтобы добиться большего эффекта рекомендуем выполнять упражнения со снарядами (гимнастическая палка, гантели, эспандер, медицинбол и другие).

Для развития мышц рук, плечевого пояса и груди (особенно больших и малых грудных мышц, на которых содержатся молочные железы) рекомендуем такие упражнения.

1. В.п.- стоя, в вытянутых руках палка. Занести палку за спину, на лопатки, вернуться в исходное положение. При наклоне - выдох, в исходном положении - вдох. Повторить 8-10 раз.

2. 'В.п.- стоя, палка на лопатках. Отвести палку влево и левой рукой поднять ее левый конец вверх; вернуться в исходное положение. То же самое - справа. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.

3. В.п.- стоя, палка в вытянутых руках сзади внизу. Встать на носки, палку оттянуть назад - вдох; вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 6 - 8 раз.

4. В.п.- стоя, палка на лопатках. Вдохнуть, затем палку через верх перенести вперед, наклонить туловище вперед, а палку вытянуть перед собой, глядя на нее,- выдох. Следить за тем, чтобы при наклоне вперед туловище и ноги образовывали прямой угол. Повторить 6-8 раз.

5. В.п.- стоя, палка на плечах, держаться руками за концы палки. Повернуться вправо, затем влево. Ноги не возвращать. Повторить 8-10 раз в каждую сторону.

6. В.п.- стоя, палка на лопатках. Поднять палку .вгору и посмотреть на нее, потом, вытянув руки, подать палку вперед и наклонить туловище вперед до прямого угла. Из этого положения положить палку на лопатки и, выпрямившись, возвратиться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.

Палку можно заменить эспандером или гантелями. При систематическом выполнении этих упражнений выравнивается осанка, а вследствие укрепления грудных мышц молочные .залози становятся тугішими,



Женщинам, у которых тонкие ноги слабо развиты мышцы внутренних сторон бедер, следует выполнять упражнения ногами, непременно с сопротивлением. Используйте эспандер или широкую прочную резину длиной 70-80 сантиметров, на концах которой сшейте кольца.

1. В.п.- лежа на спине, возьмите один конец резины или ручку эспандера руками и зафиксируйте его на животе или груди, а стопу ноги проденьте в кольцо резины с другого конца. Отведите ногу в сторону, скользя ею по полу

(можно и в воздухе), вернитесь в исходное положение. То же - другой ногой. Повторить 8-10 раз каждой ногой. Постепенно число повторений довести до 20-ЗО.

2. В.п.- лежа на спине, взять резину (как в предыдущем упражнении), но при этом нога должна быть согнута в колене и отведена в сторону (вся нога лежит на полу). Выпрямить ногу, растягивая при этом резину, и вернуться в исходное положение. Нога скользит по полу. То же - другой ногой. Повторить 10 раз каждой ногой. Постепенно довести до 20-30 раз.

3. В.п.- лежа на спине, ступнями зажать набивной мяч, мешочек с песком весом 1-1,5 килограмма и т.д. Энергично отвести обе ноги с отягощением вправо, а затем влево. Выполнять упражнение до легкой усталости.

4. В.п.- то именно. Согнуть ноги с отягощением в коленных и тазобедренных суставах, притягивая пяти до ягодиц. Колени при этом отводить наружу.

5. В.п.- то именно. Повторить предыдущее упражнение, но без отягощения. А еще лучше - отвести одну ногу в сторону и выполнить ею 8-10 круговых движений. То же - другой ногой.

6. В.п.- стоя боком к спинке стула, рукой держаться за спинку. Быстро (рывком) отвести ногу в сторону и вверх. Вернуться в исходное положение. То же сделать другой ногой, повернувшись на 180°. Повторить 10-15 раз.

7. В.п.- а.с., руки на поясе. Прыжки на месте, разводя прямые ноги в стороны, а затем скрещивая их. Повторить 10 раз, постепенно количество повторений увеличивать.

ГИМНАСТИКА МЫШЦ ЛИЦА И ШЕИ В БОРЬБЕ С ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫМ СТАРЕНИЕМ

Старение организма в первую очередь отражается на лиц-. чи и шеи человека.

Дело в том, что в период старения организма все мышцы тела (в том числе и мышцы лица) ослабевают, теряют свой тонус, растягиваются; изменяют свою форму. Щеки начинают одвисати, и контур лица постепенно приобретает форму четырехугольника.

Однако это можно предотвратить благодаря гимнастическим упражнениям. В результате постоянной тренировки мышцы

лица укрепляются, увеличиваются в объеме, становятся упругими, «подтягиваются» отвислые щеки, сглаживается носогубная складка и т.д.

Нами разработан комплекс гимнастических упражнений для мышц лица и шеи. По своей методике предлагаемые упражнения отличаются от всех, что были описаны в литературе до этого времени (А. И. Кдртамишев и В. А. Арнольд, Д. И. Лакомое и М. Г. Поликарпова, Е. Есть. Залкина и др.). Подчеркиваем, что это не массаж, а активная гимнастика, поскольку в комплекс включены упражнения с сопротивлением, с напряжением мышц, а это дает значительный эффект.

Выполнять упражнения комплекса можно в любой який'час в течение дня. Они займут у вас всего !0-12 минут. При выполнении упражнений следует придерживаться следующих методических указаний.

1. Начинайте тренировки с мышц лба и висков, затем переходите к мышцам глаз, носа, щек, подбородка и заканчивайте гимнастикой мышц шеи. 2. Упражнения выполняйте без напряжения. Дней через 10-15 ваши движения усовершенствуются и вы будете выполнять упражнения легко и быстро. 3. Осваивайте упражнения постепенно и последовательно. Пока хорошо не освоите одно упражнение, переходите к следующей. 4. Избегайте переутомления мышц. Первые 10 дней строго придерживайтесь заданного количества повторений, затем каждый день добавляйте по одному повторению, доводя их до десяти.

5. Сначала все упражнения выполняйте перед зеркалом.

6. Лицам пожилого возраста с признаками преждевременного старения лица рекомендуется заниматься гимнастикой С-4 раза в день.

Описание упражнений

1. Подушечками полусогнутых пальцев рук постукивать по лбу, начиная с надбровия и вверх, к волосистой части. Затем такие же движения выполнять от середины лба к вискам. Повторить 4-6 раз.

2. Постукивать подушечками пальцев от середины щек мимо ушей вверх. Повторить 4-6 раз.

Эти упражнения укрепляют лобная и височная мышцы и улучшают в них кровообращение.

. 3. В.п.- голову держать прямо. Посмотрев вверх (на потолок), закрыть и открыть глаза, потом посмотреть направо, закрыть и открыть глаза, тогда - вниз,

46

на пол, закрыть и открыть глаза, затем влево, закрыть и открыть глаза. Двигать веками следует слегка, мягко, «словно засыпаете». Повторить 4-6 раз.

4. В.п.- указательные пальцы обеих рук положить на веки у самых ресниц и слегка приподнять веки, фиксируя пальцы у начала костной основы глазных впадин. Из этого исходного положения опускать и поднимать веки. Упражнение нужно выполнять так, чтобы веки тянули за собой пальцы, а не наоборот (пальцы создают легкое сопротивление). Повторить 8-10 раз.

5. В.п.-указательные пальцы положить возле внешнего края глазных щелей и слегка (на 0,5 сантиметра) оттянуть их по горизонтали и вверх, то есть создать косой разрез глазных щелей. Глаза закрыть. Из этого положения розплющув-аты и закрывать глаза, одновременно двигая глазными яблоками к носу и от носа. Повторить 8-10 раз. Кожа лба должна быть совершенно неподвижной. Если этого достичь не удается, необходимо наложить на лоб повязку из бинта.

Благодаря этим трем упражнениям укрепляются и подтягиваются отвисшие веки глаз, исполняются глазные впадины, разглаживаются морщины вокруг глаз, укрепляются слезные мышцы.

6. В.п.- ладони положите на щеки так, чтобы концы четвертых пальцев были возле ноздрей носа, широко откройте рот. Втягивайте верхнюю губу в ротовую полость. Повторите 6-8 раз. ,

Это упражнение укрепляет мышцу верхней губы и сглаживает носогубная складка.

7. В.п.-'указательный палец левой руки положить на подбородок, а первый и второй пальцы правой руки - на уголки рта. Нижнюю губу тяните вверх, закладывая ее в ротовую полость. Повторить 6-8 раз.

Это упражнение для мышцы подбородка с сопротивлением, которое создает указательный палец левой руки.

8. В.п.- Второй и Третий пальцы правой руки положить под виличну дугу правой щеки (это верхняя точка прикрепления косой мышцы щеки), а ладонь левой руки положить на левую щеку так, как это написано в шестом упражнении.

Верхнюю губу тянуть вниз и слева (скривити рта), вернуться в исходное положение. Поменяв руки, выполнить такое же упражнение для левой мышцы щеки. Повторить 3-4 раза для каждой мышцы.

47

9. В-.п.- два пальца (второй и третий) правой кисти положить на нижнюю челюсть спереди ее угла. Левую ладонь - на левую щеку, как в предыдущем упражнении.

Нижнюю губу тянуть вверх и влево, вернуться в исходное положение. Такое же упражнение выполнить для левого мышцы нижней челюсти, поменяв руки. Повторить 3-4 раза. •

10. При откинутой назад голове, фиксируя пальцами руки боковые мышцы шеи у их нижнего основания, делаем наклоны головы к правому и левому плечу, медленно опуская голову вниз.

Это упражнение для мышц шеи способствует виповненню подключичных впадин.

11. Фиксируя правой рукой переднюю область шеи у ее основания, а левой рукой обхватив заднюю область шеи, делаем круговые движения подбородком (вправо, вверх, влево, вниз) по ходу часовой стрелки и в обратную сторону. Повторить 6-8 раз.

Благодаря этому упражнению укрепляются глубокие мышцы шеи.

12. В.п.- ладонь левой руки положить на основание шеи, открыть рот, нижнюю челюсть слегка выдвинуть вперед.

3 этого положения делать движения нижней челюстью вверх и вниз, одновременно поворачивать голову вправо и влево. Тем, у кого полная шея, повторять упражнение 10 раз, а с кого тонкая -^- 5-б раз.

Это упражнение укрепляет поверхностную мышцу шеи.

13. В.п.- ладонь левой руки положить на основание шеи. Слегка запрокинув голову назад, шлепнуть языком по верхней губе, и вернуться в исходное положение. Одновременно голову поворачивать вправо и влево. Повторить

4 раза.

Это упражнение для глубоких мышц шеи. Она вызывает прилив крови к всех сосудов шеи, в том числе и сосудов щитовидной железы, благодаря чему в ней улучшается обмен веществ. Как показывает практика, упражнения для мышц шеи имеют большое лечебное значение при заболевании щитовидной железы.

14. В.п.- то именно. Спокойные круговые движения головой по часовой стрелке и в обратном направлении. Повторить 2-3 раза.

Если выполнять приведенные упражнения ежедневно, то уже через месяц-полтора ваше лицо намного помолодіє.

V

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И РЕЖИМА В КЛИМАКТЕРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Климактерический период является одним из важных этапов старения человека. Но старение, будучи сложным биологическим процессом, начинается еще задолго до старости.

Если климакс протекает нормально, человек в этот период жизни может работать с полной отдачей и хорошо себя чувствовать. И здесь уместно будет вспомнить такой афоризм: «Умение продлить жизнь заключается прежде всего в том, чтобы не сократить его». Однако нередко встречаются случаи так называемого патологического климакса. У женщин он проявляется маточными кровотечениями, повышением артериального давления, расстройствами деятельности желудочно-кишечного тракта, различными нарушениями функции нервно-психической сферы, обмена веществ и т.д. У мужчин в этот период тоже может наблюдаться повышение артериального давления, расстройства в обмене веществ, повышенная раздражительность. Случаются также нарушения со стороны мочеполовой системы (гипертрофия предстательной железы с нарушением функции мочеотделения).

Все эти нарушения искажают закономерный темп физиологического старения, приводя к преждевременному его наступления.

Следовательно, патологический климакс является не столько следствием старения организма, сколько фактором, что способствует развитию преждевременных возрастных изменений. Поэтому патологический климакс требует определенных лечебных мероприятий.

В этом плане физическую культуру людей пожилого возраста необходимо рассматривать как одно из средств эффективного лечения указанных расстройств и укрепление всего организма.

Данные геронтологии свидетельствуют, что одной из важных предпосылок долголетия является активный двигательный режим.

Институтом геронтологии АМН СССР и Киевским медицинским институтом, которые изучали данный вопрос, доказано, что у людей с патологическим климаксом уже после 3-4 месяцев занятий физкультурой улучшается общее состояние здоровья. Больные реже жалуются на ощущение приливов крови, сердцебиение, удушье и т.д. Гимнастика помогает им стать более подвижными и бодрыми.

Упражнения для людей с патологическим климаксом могут быть различными, их выбор зависит от возраста, состояния

49

здоровья, пола, а также физической тренированности. Можно выполнять упражнения, представленные нами для утренней гигиенической гимнастики, а больным людям советуем использовать соответствующие комплексы лечебной физкультуры.

Кроме лечебной гимнастики очень полезны прогулки. Они тренируют сердечно-сосудистую систему и положительно влияют на нервную систему людей преклонного возраста. Прогулки можно совершать в любое время дня. Начинать следует с дистанции 1-2 км, что займет около ЗО - 40 минут, постепенно увеличивая расстояние в 4-5 километров. Поначалу рекомендуется ходить по ровной дороге в медленном темпе, затем темп постепенно ускорять. Впоследствии для прогулки можно вибир-аты дорогу с подъемом 10-15°. Одеваться на прогулку надо легко, в солнечную погоду голову накрыть шляпкой. Во время хождения нельзя задерживать дыхание, особенно на подъемах.

Можно глубоко дышать через одну ноздрю. Закрыв правую ноздрю пальцем, вдохните в течение трех шагов через левую ноздрю, затем, закрыв левую ноздрю, выдохните в течение пяти-шести шагов через лраву ноздрю. После этого вдохните через правую ноздрю, а через левую - выдохните. Повторить 5-7 раз. После прогулки снова повторите это упражнение. Такие дыхательные упражнения проводят в больницах с больными плеврит и воспаление легких (в период выздоровления), когда необходимо расправить легочные альвеолы, которые не действовали в острый период заболевания.

Вдыхание воздуха через одну ноздрю повышает так называемый носолегеневий рефлекс, благодаря которому лучше расширяются бронхи, пропуская больший объем воздуха. День за днем будет увеличиваться жизненная емкость легких, которая с возрастом уменьшается.

Прогулки хорошо проводить вечером, за 1 - 1,5 часа С/ перед сном.

^' -;,

V*' ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЛФК ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Доказано, что физическое развитие ребенка неразрывно связано с его умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием.

Под влиянием физических упражнений дети раннего возраста развиваются значительно лучше, повышается сопротивляемость их

50

организма. Движения необходимы не только для развития мышц, костей, суставов и связок, еще в большей степени они нужны для поддержания нормальной деятельности внутренних органов, для нормального течения всех жизненных процессов организма.

Физическое воспитание предусматривает применение физических упражнений И массажа, соблюдение определенного режима дня, рациональное питание и правильное использование природных факторов - солнца, воздуха, воды.

Физически здоровые и закаленные дети всегда лучше усваивают учебную программу, реже болеют, меньше устают. Они более дисциплинированные, организованные, самостоятельные, у таких детей лучше развита инициатива.

К сожалению, кое-кто считает, что ребенка нужно только кормить и хорошо одевать, чтобы не простудилась. Физическое же воспитание откладывается на позже, когда ребенок, мол, подрастет. Но мудрая народная пословица гласит: «гни Дерево, пока оно молодо, учи ребенка, пока она мала». Итак, следует помнить, что в первую очередь от родителей зависит, какими вырастут их дети.

Надо от самого рождения установить для ребенка строгий режим и стараться соблюдать его. Уже с первых месяцев жизни ребенка следует приучить кушать, спать, гулять и играть в определенное время. .кроме того, очень важно привить ребенку необходимые навыки личной гигиены: ежедневно умываться, мыть руки перед едой, вытирать ноги, перед тем как войти в помещение и т.д. В этом примером для ребенка должны быть сами родители, помня, что. детские глаза часто замечают именно то, что хотелось бы от них скрыть.

А. С. Макаренко писал: «Как вы одеваетесь, как вы роз,-мовляєте с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или грустите, как вы относитесь к друзьям и к врагам, как вы смеетесь, читаете газету,- все это ребенок захватывает, повторяет».

Родители должны знать основные правила физического воспитания и закаливания ребенка и внедрять их постепенно.

Едва родившись, младенец уже делает различные движения. Задача взрослых заключается в том, чтобы помочь ребенку в его физическом и психологическом развитии.

Очень важно заложить основу физического воспитания именно в первый год жизни ребенка, когда движения только

51

лх л

Автобиография

Я, Ферентюк Николай Васильевич, родился 6 января 1982 года в г. Коломыя, в семье рабочих. По национальности украинец, гражданин Украины.

В 1989 году поступил в 1-ый класс СШ №1 г. Коломыя. В связи с семейными обстоятельствами этого же года был переведен в Коломыйскую школу-интернат, где учился до 1995 года. В 1995 году был переведен в СОШ №9, 9 классов которой окончил в 1997 году.

В 1997 году поступил в Коломыйскую ВПУ № 17, которое окончил в 1999 году и получил квалификацию электромонтера и обслуживающего электрооборудование.

22.11.2000 г. был призван Коломыйским районным войском, "мдтом в

и

центр подготовки инженерных войск (в/ч'2237 м. Каменец-Подольский) на должности механика водителя БАТ-2, 17 декабря 2000 г. принял военную присягу.

26.05.2001 года был переведен в воинскую часть/2075 г. Изяслав, на

&ХЛМ&С-

должность?????т1?-?, после чего был переведен на должность электрика-оператора военного стрельбища. Демобилизован в запас 25.04.2002 года.

Холост.

Отец: Ферентюк Василий Николаевич 1947 г.р. - похоронен в Голоденківському р-не с. Островок 1999 г.

Мать: Ферентюк (Човган) Анна Тимофеевна 1952 г.р. работает в Коломыйской узловой поликлинике на должности сестры-хозяйки.

Сестра: Ферентюк Галина Васильевна 1979 г.р. работает в Коломыйской узловой поликлинике на должности младшей медсестры.

Сестра: Ферентюк Мария Васильевна 1985 г.р. учится в Коломыйском техническом лицее.

Я, мои родственники к уголовной ответственности не привлекались.

Паспорт СС 739313, выданный Коломыйским ГО УМВД Ивано-Франковской области.

15 мая 2002 года.