Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ

Безрадостное, бесперспективно жизни женщины из небогатой интеллигентной семьи на фоне тяжелых общественных условий (по повести «Человек»)

Ольга Кобылянская после Леси Украинки и Михаила Коцюбинского рядом с Стефаником является одной из самых заметных фигур в украинской литературе конца XIX - начала XX века.

Печататься она начала лишь в 1894 году, когда на страницах львовского журнала «Зоря» появляется повесть «Человек». Впоследствии увидели свет повесть

«Царевна», рассказ «Битва», «Банк рустикальный», «Некультурная» и другие. Тематика этих работ разнообразна, но наибольшее внимание в них уделено проблемам эмансипации женщины в условиях тогдашней действительности, предоставления ей права самой выбирать свою судьбу, и освобождения ее из-под любого гнета, в том числе и патриархально-семейного. Именно в это время Ольга Кобылянская увлекается так называемым женским движением, участвует в организации общества женщин-феминисток в Западной Украине. В 1894році в Черновцах на собрании женщин, созванного обществом, писательница выступила с докладом «Немного об идее женского движения». Рассказывая о тяжелой и безрадостной жизни женщин на Буковине, она призывала женщин бороться за свое человеческое достоинство, получать образование, чтобы стать на собственных силах в жизни, чтобы мочь стать гордостью наших отцов, братьев, мужей и стать опорой нашему народу, основой нашей нации и чтобы она могла славиться своим женщинами, как своим лучшим цветом».

Впоследствии О. Кобылянская увидела ограниченный характер женского движения и отошла от него, однако идея амансипації женщины в обществе продолжала волновать писателя. Она внимательно присматривается к жизни, ища прототипов героинь будущих произведений - свободолюбивых и гордых, которые бы осмелились защищать не только свое право на независимое положение в обществе, но и демократические права человека вообще. Более того, в статье «Балаканка про русскую женщину», говоря о тогдашней украинскую литературу, Ольга Кобылянская призывал художников создавать образы передовых женщин: «Мы имеем в своей литературе Марусь, Кать, Ганнусь, и как хорошо идет - и Оксанок. Но не достичь бы нам еще по другие типы? Не придались бы нам в развития нашего общества женщины мирового образования или женщины геройских характеров?». Сама писательница посвящает созданию образа такой женщины целый ряд произведений, в частности повести «Человек» и «Царевна». Повесть «Человек» является смелым и страстным протестом против рабского положения женщины в обществе. Это произведение имеет свою историю. В 1886 году Ольга Юлиановна написала короткий рассказ «Она вышла замуж» и направила его в альманах «Первый венок». Рассказ не был напечатан. Иван Франко, который был редактором альманаха, позже писал: «Я ни на минуту от первого появления Ольги Кобылянской на поле нашей литературы не сомневался о ее таланте. Правда, первое ее повествование, написанное для «Первого венка» на немецком языке, я не признавал достойным печати через его слащаво-сентиментальный стиль, и панна Кобылянская со временем помирилась с моим осуждением».

В 1887 году писательница присылает рассказы в новой редакции немецкого альманаха «An der schonen blauen Donau», но и там оно не увидело света. Дважды она основательно переделывала произведение, и в 1894 году под названием «Человек» он был опубликован в журнале «Заря».

Героиня произведения - Елена Ляуфлер. Это духовно красивая, гармоничная, сильная духом человек.

Елена - дочь императорско-королевского советника. Судьба девушки была определена заранее: церковь, кухня, дети. И не хочет мириться с этим Елена, хочет вырваться из такой среды. Наибольшую отраду находит она в книгах. Произведения художественной литературы, научные трактаты, книги, в которых изложены передовые социальные теории, зовут к другому, духовного полноценной жизни. Она хочет найти смысл своего существования, своим трудом приносить пользу народу. Такие Оленині стремления не могут и не хотят понять даже самые близкие люди, потому что «кто же будет дома кушать варить, наколи женщина станет к правительству ходить?». Стройная девушка с нежно-белым лицом и спокойными ласковыми глазами чувствует себя в этом мире очень одиноко. И когда в кругу ее знакомых появляется студент-медик Стефан Лієвич, который был «действительно цельным человеком... не гнулся, а направлялся безоглядно к другу, к праведной, и что заглядывался на женщин не глазами нынешнего грязного эгоизма, а человека человечного», Елена потянулась к нему своей знудженою за настоящими людьми душой. Лієвич становится для девушки апостолом правды, который открывает для нее новые горизонты, цели жизни, зовет к борьбе.

Часами они разговаривали, используя «жгучие, словно железо, опасные слова, как: социализм, натурализм, дарвинизм, вопрос женское, вопрос робітницьке - блестели, словно пчелы, возле ушей госпожа радникової и пугали, как страшила, в белой дню ее набожного душу, денервували ее и привлекали бессонные ночи...».

Лієвич, который учился за границей, рассказывал, что во многих странах открылись двери извечной женской темнице, и женщины получают независимое место в обществе. Тем более разрывалось его сердце за судьбу буковинской женщины. «Аж отчаяние берет, - говорил он, - когда подумаешь, в котором глубоком сне остаються еще сейчас женщины, как мало сокрушаются о своей самостоятельности!.. Это действительно последствия пересудов и темноты... Пока современное устройство общества будет существовать, до тех пор остануться они малолетними, и однако и этот строй не вечен...». Писательница верила, что общественный строй можно улучшить, дав народу образование. Это кредо она провозглашает устами Стефана Лієвича: «Будучина женская лежит в их руках. Пусть вооружается каждый по возможности, по обстоятельствам, а оружие их... какая чистая, какая сильная, как стоит по ней достичь!!! Это - знания!..»

И жестокая действительность безжалостно разбивает розовые мечты Елены Ляуфлер. Умирает любимый Стефан Лієвич. Потеряла Елена не только любимого, но и верного друга в борьбе против мещанского окружения. Родители, зная благородное сердце дочери, апеллируют к ее долга перед семьей - заставляют выйти замуж за богатого К. Никого не интересует, сможет ли она найти силы, чтобы стать женой нелюбимого, человека, чужого по духу и мышлению. Елена нашла в себе силы отказаться от нежеланного брака, потому что никто не властно заставить человека, навязывать ему свою волю. У девушки есть надежда «до последней минуты оставаться праведным», не хочет она жить ложью.

Хорошие намерения имела Елена, однако с каждым днем все отчетливее видит безысходность своего положения: «Как пойманный орел, убивалась она в тюрьме, неустанно думала о выходе из той глухой единодушия, и как все заново приходилось убеждаться, что теперешнюю жизнь дожидало ее и в будущее. В таких волнах сумм страшный налегал на ее душу... Незаметно упадала она под весом немых терзаний. Впереди - ничего радостного: беспросветность, нищета...». И в конце Елену Ляуфлер, человека с высокими идеалами и стремлениями, преодолевает жизнь - она сознательно идет на моральное самоубийство, приносит себя в жертву семье. Бракосочетания с Фельсом, ограниченным, «который не любил вообще думать, а был больше человек чувства», становится гибелью Человека. В последние минуты перед браком, перечитывая письма Стефана, Елена признается, что во всем «она виновата». Сама, точно она... И чем она оправдається? Что она человек?» Нет, девушка не стала Человеком, хотя желание и было. Не хватило собственных сил, не было и друзей, которые бы смогли помочь и поддержать. «Общество» не может понять, «кто же порядкуватиме дома, будет варить кушать, будет соблюдать детей, когда женщина заглядывать в книжку? ... Женщина - то молодой конь.

Услышит сильную железную руку, так и подастся и влево, и вправо...».

По определению современника Ольги Кобылянской Осипа Маковея, повесть «Человек» поражает «правдивыми взрывами чувств, что словно светят на темном фоне здеморалізованої, тупоумної семьи и не менее тупоумного окружения». К этим словам трудно что-то добавить.