10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ
Безрадостное, бесперспективно жизни женщины из небогатой интеллигентной семьи на фоне тяжелых общественных условий (по повести «Человек»)
Ольга Кобылянская после Леси Украинки и Михаила Коцюбинского рядом с Стефаником является одной из самых заметных фигур в украинской литературе конца XIX - начала XX века.
Печататься она начала лишь в 1894 году, когда на страницах львовского журнала «Зоря» появляется повесть «Человек». Впоследствии увидели свет повесть
«Царевна», рассказ «Битва», «Банк рустикальный», «Некультурная» и другие. Тематика этих работ разнообразна, но наибольшее внимание в них уделено проблемам эмансипации женщины в условиях тогдашней действительности, предоставления ей права самой выбирать свою судьбу, и освобождения ее из-под любого гнета, в том числе и патриархально-семейного. Именно в это время Ольга Кобылянская увлекается так называемым женским движением, участвует в организации общества женщин-феминисток в Западной Украине. В 1894році в Черновцах на собрании женщин, созванного обществом, писательница выступила с докладом «Немного об идее женского движения». Рассказывая о тяжелой и безрадостной жизни женщин на Буковине, она призывала женщин бороться за свое человеческое достоинство, получать образование, чтобы стать на собственных силах в жизни, чтобы мочь стать гордостью наших отцов, братьев, мужей и стать опорой нашему народу, основой нашей нации и чтобы она могла славиться своим женщинами, как своим лучшим цветом».
Впоследствии О. Кобылянская увидела ограниченный характер женского движения и отошла от него, однако идея амансипації женщины в обществе продолжала волновать писателя. Она внимательно присматривается к жизни, ища прототипов героинь будущих произведений - свободолюбивых и гордых, которые бы осмелились защищать не только свое право на независимое положение в обществе, но и демократические права человека вообще. Более того, в статье «Балаканка про русскую женщину», говоря о тогдашней украинскую литературу, Ольга Кобылянская призывал художников создавать образы передовых женщин: «Мы имеем в своей литературе Марусь, Кать, Ганнусь, и как хорошо идет - и Оксанок. Но не достичь бы нам еще по другие типы? Не придались бы нам в развития нашего общества женщины мирового образования или женщины геройских характеров?». Сама писательница посвящает созданию образа такой женщины целый ряд произведений, в частности повести «Человек» и «Царевна». Повесть «Человек» является смелым и страстным протестом против рабского положения женщины в обществе. Это произведение имеет свою историю. В 1886 году Ольга Юлиановна написала короткий рассказ «Она вышла замуж» и направила его в альманах «Первый венок». Рассказ не был напечатан. Иван Франко, который был редактором альманаха, позже писал: «Я ни на минуту от первого появления Ольги Кобылянской на поле нашей литературы не сомневался о ее таланте. Правда, первое ее повествование, написанное для «Первого венка» на немецком языке, я не признавал достойным печати через его слащаво-сентиментальный стиль, и панна Кобылянская со временем помирилась с моим осуждением».
В 1887 году писательница присылает рассказы в новой редакции немецкого альманаха «An der schonen blauen Donau», но и там оно не увидело света. Дважды она основательно переделывала произведение, и в 1894 году под названием «Человек» он был опубликован в журнале «Заря».
Героиня произведения - Елена Ляуфлер. Это духовно красивая, гармоничная, сильная духом человек.
Елена - дочь императорско-королевского советника. Судьба девушки была определена заранее: церковь, кухня, дети. И не хочет мириться с этим Елена, хочет вырваться из такой среды. Наибольшую отраду находит она в книгах. Произведения художественной литературы, научные трактаты, книги, в которых изложены передовые социальные теории, зовут к другому, духовного полноценной жизни. Она хочет найти смысл своего существования, своим трудом приносить пользу народу. Такие Оленині стремления не могут и не хотят понять даже самые близкие люди, потому что «кто же будет дома кушать варить, наколи женщина станет к правительству ходить?». Стройная девушка с нежно-белым лицом и спокойными ласковыми глазами чувствует себя в этом мире очень одиноко. И когда в кругу ее знакомых появляется студент-медик Стефан Лієвич, который был «действительно цельным человеком... не гнулся, а направлялся безоглядно к другу, к праведной, и что заглядывался на женщин не глазами нынешнего грязного эгоизма, а человека человечного», Елена потянулась к нему своей знудженою за настоящими людьми душой. Лієвич становится для девушки апостолом правды, который открывает для нее новые горизонты, цели жизни, зовет к борьбе.
Часами они разговаривали, используя «жгучие, словно железо, опасные слова, как: социализм, натурализм, дарвинизм, вопрос женское, вопрос робітницьке - блестели, словно пчелы, возле ушей госпожа радникової и пугали, как страшила, в белой дню ее набожного душу, денервували ее и привлекали бессонные ночи...».
Лієвич, который учился за границей, рассказывал, что во многих странах открылись двери извечной женской темнице, и женщины получают независимое место в обществе. Тем более разрывалось его сердце за судьбу буковинской женщины. «Аж отчаяние берет, - говорил он, - когда подумаешь, в котором глубоком сне остаються еще сейчас женщины, как мало сокрушаются о своей самостоятельности!.. Это действительно последствия пересудов и темноты... Пока современное устройство общества будет существовать, до тех пор остануться они малолетними, и однако и этот строй не вечен...». Писательница верила, что общественный строй можно улучшить, дав народу образование. Это кредо она провозглашает устами Стефана Лієвича: «Будучина женская лежит в их руках. Пусть вооружается каждый по возможности, по обстоятельствам, а оружие их... какая чистая, какая сильная, как стоит по ней достичь!!! Это - знания!..»
И жестокая действительность безжалостно разбивает розовые мечты Елены Ляуфлер. Умирает любимый Стефан Лієвич. Потеряла Елена не только любимого, но и верного друга в борьбе против мещанского окружения. Родители, зная благородное сердце дочери, апеллируют к ее долга перед семьей - заставляют выйти замуж за богатого К. Никого не интересует, сможет ли она найти силы, чтобы стать женой нелюбимого, человека, чужого по духу и мышлению. Елена нашла в себе силы отказаться от нежеланного брака, потому что никто не властно заставить человека, навязывать ему свою волю. У девушки есть надежда «до последней минуты оставаться праведным», не хочет она жить ложью.
Хорошие намерения имела Елена, однако с каждым днем все отчетливее видит безысходность своего положения: «Как пойманный орел, убивалась она в тюрьме, неустанно думала о выходе из той глухой единодушия, и как все заново приходилось убеждаться, что теперешнюю жизнь дожидало ее и в будущее. В таких волнах сумм страшный налегал на ее душу... Незаметно упадала она под весом немых терзаний. Впереди - ничего радостного: беспросветность, нищета...». И в конце Елену Ляуфлер, человека с высокими идеалами и стремлениями, преодолевает жизнь - она сознательно идет на моральное самоубийство, приносит себя в жертву семье. Бракосочетания с Фельсом, ограниченным, «который не любил вообще думать, а был больше человек чувства», становится гибелью Человека. В последние минуты перед браком, перечитывая письма Стефана, Елена признается, что во всем «она виновата». Сама, точно она... И чем она оправдається? Что она человек?» Нет, девушка не стала Человеком, хотя желание и было. Не хватило собственных сил, не было и друзей, которые бы смогли помочь и поддержать. «Общество» не может понять, «кто же порядкуватиме дома, будет варить кушать, будет соблюдать детей, когда женщина заглядывать в книжку? ... Женщина - то молодой конь.
Услышит сильную железную руку, так и подастся и влево, и вправо...».
По определению современника Ольги Кобылянской Осипа Маковея, повесть «Человек» поражает «правдивыми взрывами чувств, что словно светят на темном фоне здеморалізованої, тупоумної семьи и не менее тупоумного окружения». К этим словам трудно что-то добавить.