Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ

Крах мечтаний Елены Ляуфлер о независимое положение

(по повести «Человек»)

III вариант

О. Кобылянская была первой украинской писательницей, что посвятила свои произведения просвещенной, интеллигентной женщине. Хоть украинская женщина традиционно была более свободной, чем, скажем, даже русский, но до равноправия с мужчиной ей было очень далеко. В то время, как на Западе девушки начали получать профессиональное образование, обучаясь в университете, в Украине они только могли изучать языки, играть на фортепиано, их назначением было найти богатого и достойного мужа, вести хозяйство и воспитывать детей. И многих женщин, что имели влечение к книгам, это не удовлетворяло, и они мечтали о независимом от мужа и семьи положение, о право самим управлять своей жизнью. Такова и героиня повести В. Кобылянской «Человек» - Елена Ляуфлер.

Еще в молодом возрасте она удивляла окружающих своим ясным умом, знаниями и разговорами о прогрессивные учения того времени, какими были дарвинизм, социализм, феминизм. Ее мысли поражали и резали слух порядочным хозяйкам, которые были уверены, что вместо того, чтобы говорить о таких опасных вещах, лучше бы она искала себе хорошего мужа. А одна знакомая матери Елены даже считала, что девушка таким образом просто кокетничает с мужчинами.

Ее понимал только один человек-врач Стефан Лієвич, ее тайный жених. Но не так сложилась ее жизнь, как мечталось. Любимый умер, и девушка вынуждена бороться за свое право самой выбирать свой путь в жизни.

В разговоре со старой учительницей Елена признается: «Предпринимаю жить по своей натуре и по правде». Она не хочет вступать в брак с К., потому что не любит его, мечтает, что когда-нибудь настанет время, «когда женщина не будет вынуждена жертвовать свою душу физическим потребностям», о которые напоминают ей врач и Маргарета.

Врач в разговоре с Еленой подчеркивает, что она всего только человек, а потому является не чем иным, как зверем, что должен есть, бороться за существование и размножаться. Совсем другие взгляды имеет Елена на то, что такое человек. «Говорила, между прочим, что не могла бы-сь без любви к никому принадлежать, разве бись перестала чувствовать. А тогда... человек?». Следовательно, для девушки в человеке весит прежде всего духовное.

Но в конце концов физическая сторона человека побеждает ее. Она не изменила своей любви и своим взглядам, то есть себе, просто поняла, что на нее возложена ответственность за всю семью. Она оказалась самой сильной из всех в тех тяжелых условиях, в которых оказалась семья советника. Оказавшись на селе, занятая хозяйственными делами, она чувствовала, что со временем перейдет незаметно до тех людей, среди которых пришлось жить. Но ее беспокоил не свое благосостояние, а то, что скоро вся семья окажется на улице. Она могла бы зарабатывать на себя саму, но куда денутся родители и сестры?

Следовательно, свои мечты о жизни согласно природе и правде пришлось забыть, и Елена влюбляет в себя лесничего Фельс. Она испытывает к нему неприязнь из-за его ограниченность, за то, что он так быстро попал в ее сети. Ее даже не привлекают его красота и сила. Девушка долго мучилась перед тем, как выслушала его признание. Она даже готова была отказать ему, но понимала сама, что то бы была «большая глупость». Выслушивая упреки Ирины, Елена сначала умоляет сестру не будить в ней бывшей человека, но немного погодя успокаивается словами: «Ты не знаешь человеческой натуры? Не знаешь, что «человек»?» Итак, наконец-то Елена сама поняла, что не всегда в человеке царит ее духовную сторону, часто побеждает и физиологическая натура, о которой говорил врач.

О. Кобылянская сочувствует своей героине, но, как и Елена, понимает, что в тех условиях, в которые была поставлена женщина в конце XIX века в Украине, по-другому быть не могло. Поэтому самые умные из женщин были жить, как все, как это сделала Елена.