Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ВАСИЛИЙ СУХОМЛИНСКИЙ
СУХОМЛИНСКИЙ О РАБОТЕ НАД СЛОВОМ




Для возрождения Украины, национального сознания народа, науки и культуры большое значение имеет творческое наследие выдающихся педагогов и методистов.

Весомый вклад в развитие методики украинского языка сделал Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970).

Педагог действительно народный, глубоко национальный, Сухомлинский при всем разнообразии интересов и енциклопедичності знаний был прежде всего учителем украинского языка и литературы.

Главная задача словесника, по его убеждению, - это воспитать у ребенка любовь к родному языку. Учитель должен сделать родное слово основой духовного мира ребенка. Ведь родной язык - одна-единственная на всю жизнь, поэтому надо знать, беречь, обогащать ее. В своем блокноте В.сухомлинский записывает: «Два родных языка - это так же нелепо, если бы мы пытались представить, что одного ребенка родили две матери. У ребенка есть одна мать. Родная. До смерти. До последнего вздоха». Этими словами выдающийся педагог высказал свое педагогическое кредо.

Методическая наследие Сухомлинского достаточно многогранная и глубокая: он касается проблем формирования языковой культуры как учащихся, так и учителей-словесников, конкретных методических вопросов относительно различных языковых уровней.

Вся педагогическая деятельность ученого направлена на то, чтобы «животворный источник - богатство родного языка - было открыто для детей с первых шагов их жизни»1. Во многих его работах («Слово родного языка», «Источник бессмертной колодца», «Родное слово», «Слово о слове», «На трех китах») находим ответы на актуальные вопросы: как научить ребенка воспринимать, понимать слово и удачно использовать его в устной и писемному речи.

Кто сердцем чувствует слово и может передать тончайшие оттенки человеческой мысли и переживания, то поднимается на ступеньку высокой человеческой культуры. И наоборот, низкая речевая культура обедняет духовный мир человека. С живой мысли и слова «началось становление человека: мысль, воплощенная в слово, подняла нас над природой, над всеми вещами и явлениями, над эпохами и веками. Слово впитало в себя тончайшие движения наших чувств; в нем запечатлелась душа, обычаи, традиции, радости и боли народа - все его духовные ценности, созданные веками».

Овладение культурой слова является непременной предпосылкой успешного обучения и умственного развития ребенка. Слово и мысль неразрывно связаны. Когда ученик учится высказывать мнение, он обязательно совершенствует и мышления. Выражения мысли словом дает возможность вникнуть в суть познаваемого.

Тем временем мы нередко забываем о самом важном источник знаний - окружающей среды, заставляем детей зубрить, утоляя их мнению, забываем то, чему учили «йеменский, Песталоцци, Ушинский.

Сухомлинский В. Избранные произведения: В 5 т. - Т.Н. - С.202. (Далее цитируем по этому изданию.)

Сухомлинский советует вести детей к неисчерпаемому и вечно нового источника знаний - в природу: в сад, в лес, на берег реки, в поле. Обращать внимание на тончайшие оттенки цветов, звуков, движений. Раскрыть детям человеческий труд как творчество. Все это должно отображаться в слове.

В Павлышской школе посвящались специальные уроки таким словам, как заря, вечер, степь, поле, река, дзюр-чить, мерцает, гремит...

Сухомлинский требовал от учеников кропотливой работы над словом, его значением и эмоциональной окраской. Он акцентировал внимание на том, что чувствительность к содержанию и красоты языка «производится тогда, когда человек понимает и чувствует игру слова: его внутреннее смысловое богатство, эмоциональная окраска».

Красоту слова особенно можно почувствовать в поэзии. Восхищаясь стихотворением или песней, дети слышат музыку слова, прониклись тончайшими эмоциональными оттенками родного языка. Школьник получает большое наслаждение, повторяя слова, что запали ему в душу. Сухомлинский стремился, чтобы дети чувствовали и переживали музыку поэтического слова. На лоне природы в те минуты, когда мальчики и девочки были очарованы красотой окружающего мира, он читал им стихи. «Однажды мы вышли в поле; перед нами открылся великолепный вид на пруд, в глубине которого трепетало отражение ив. Я прочитал детям строки из стихотворения Тараса Шевченко:

Тихонечко ветер веет,

Степи, поля мечтают,

Между оврагами, над прудами

Ивы зеленеют...»

Дети повторяли за учителем, творя живой словесный образ. Наслаждаясь красотой увиденного, пытались высказаться так, чтобы зазвучала мелодия слова. В такие минуты душу ребенка пронизывает поэтическое вдохновение. Дети ищут и находят слова для выражения своих чувств, мыслей, переживаний. Растрогать детское сердце - значит открыть еще одно животворный источник мысли. «Сила этого источника в том, - говорил Сухомлинский, - что слово отражает не только предмет, явление, дает им определения в человеческом языке, но и воплощает глубоко личные восприятия, чувства, переживания».

В детстве каждый человек - поэт. Но учитель справедливо отмечал, что было бы наивным думать, будто поэтическое вдохновение приходит как чудесный дар. Душу пробуждает чувство прекрасного. Если это чувство не воспитывать, ученик останется равнодушным к красоте природы и слова. Поэтическое творчество - высшая ступень речевой культуры, которая выражает сущность человеческой культуры. Педагог убеждал, что поэтическое творчество доступна каждому и не является привилегией особо одаренных, что она - такое же закономерное явление, как рисование, ведь рисуют все, через это проходит каждый ребенок. «И поэтическое творчество становится обычным явлением в духовной жизни детей лишь тогда, когда воспитатель открывает перед детьми красоту окружающего мира и красоту слова. Как любовь к музыке нельзя воспитать без музыки, так и любовь к поэтическому творчеству нельзя воспитать без творчества».

Особое внимание учитель обращал на выразительность, правильность речи. Юноши и девушки любят выражать свои мысли в беседах с друзьями и, выражаясь, словно прислушиваются к каждому слову, взвешивают его полноту, содержательность, выразительность. В этом возрасте возрастает интерес к красоте слова, усиливается эмоциональная насыщенность речи.

Безграмотность, невнятность речи, косноязычие педагог приравнивал к невежеству: «...Каждое слово

имеет свой смысл, неумение выбрать нужное слово - то самое, что вместо остро заструганого карандаша на уроке рисования пользоваться гвоздем...»

Сухомлинский учил детей задумываться над словом: что оно означает и когда его лучше употреблять. Для этого уже в начальных классах ученики имели записную книжечку - «Словесную ящик». В нее записывали слова, которые казались интересными или непонятными. Учитель потом объяснял детям значение или эмоциональную окраску слова. В «Словесную ящик» помещались также обороты, фразы, предложения, что понравились ученику.

Путешествия к истокам живого слова продолжаются и в подростковом возрасте и в годы юности. Творится сокровищница родного языка, а одновременно проходит активный процесс умственного, нравственного и эстетического воспитания. Ведь слово не только раскрывает понятийную систему, но и влияет на деятельность эмоциональной сферы мозга. «Я не представляю преподавания языка, - убеждал Сухомлинский, - без походов и экскурсий по родному краю, без созерцания картин природы, без проявления чувств в словах. На берегу реки, в поле, возле ночного костра, в шалаше под тихий шум осеннего дождя я учу детей выражать мнение о том, что их окружает. Радуюсь, что моя любовь к слову передается детям, захватывает их мысли и чувства. Они чувствуют красоту, аромат, тончайшие оттенки слова, творят свои рассказы-миниатюры о природе, сочиняют стихи. Чувствительность к красоте слова - это огромная сила, которая облагораживает духовный мир ребенка. В этой чувствительности один из источников человеческой культуры».

Большое значение придавал он ученическим сочинениям, ибо «сборка произведений - это загальнопедагогічна проблема, от решения которой зависит умственное развитие детей, богатство их духовной жизни». В Павлыше с первых дней пребывания в школе детей учили думать о том, что они видят, и говорить о том, что они думают. Наблюдая явления природы, дети составляли произведения с натуры.

Творчество словом - это сложный процесс, который активизирует умственную и психическую деятельность ребенка, «это ни с чем не сравнимый духовное состояние, у ребенка радостно бьется сердце, она чувствует прилив энергии, переживает гордость творца».

Ученый доказывает, что составлять сочинения-миниатюры дети могут даже в период дошкольной подготовки, потому что восприятие окружающей среды в них достаточно острое и активное. Именно детское мышление склонно к творчеству. Надо вести учеников на берег реки, пруда, вместе с ними наблюдать, как садится солнце за горизонт, отсвечиваются разными красками вода, поле, луг; помочь ребенку найти нужное слово для выражения мысли, построения фразы.

В течение учебного года ученики начальной школы писали по пять-шесть произведений с натуры, в 5-7-х классах - по семь-восемь, в 8-10-х - по три-четыре. Составлять произведения, по совету ученого, дети должны еще в период дошкольной подготовки, а начинать записывать их следует в третьей четверти первого года обучения. В 5-7-х классах даются темы, связанные с программными произведениями. В своих работах школьники высказывают свои мысли, отношение к жизни, к людям, к окружающему.

Хорошая осведомленность Сухомлинского с особенностями речи учащихся дала ему возможность определить оптимальный вариант творческих работ с языка. Вот некоторые темы сочинений, что их писали ученики.

1-й класс. Школьный сад. Цветы возле школы. Вечерняя заря. Первый весенний цветок. Сумерки. Рыбки в аквариуме.

2-й класс. Лето и осень. Журавли в синем небі. ежик готовится к зиме. И под снегом в лесу жизни. Как зерно становится хлебом. Ласковый ветерок,

3-й класс. Восход солнышка. Осень в саду. Как работают пчелы. Осенние цветы. Первый снег. Радуга. Мое щенка. Весенний дождь.

4-й класс. Пруд и река (сравнение). Когда начинается осень. Солнечная поляна в лесу. Что посеешь, то и пожнешь. Если бы я стал невидимкой... Каким человеком я хочу стать. Куда улетают аисты.

5-й класс. Утренняя и вечерняя заря. За окном осенний дождь. Багряный закат. На сенокосе. Первый осенний заморозок. Птицы улетают в теплые края. Вечер в лесу. Аисты. Для чего человек живет на свете. Друзей познают в беде. Мир через каплю воды.

6-й класс. Под лежачий камень вода не течет (сочинение по пословице). Человек является для меня примером. Каких цветов и оттенков приобретает листья, что опадают. Как меняется степь поздней осени. В лесу зимой. Весенние ручьи. Сочинение по картине А.Куїнджі «Украинская ночь». Можно проявить стойкость, мужество в мирное время. Что для человека самое дорогое в жизни.

7-й класс. День «бабьего лета». Зимний день в лесу. Степь осенью. Вечерняя заря зимнего дня. Сочинение по картиной-портретом О.Венеціанова «Девушка с васильками». Мои мысли о людях, погибших за свободу и независимость своей родины. Шила в мешке не утаишь. Куй железо, пока горячо (произведения с пословицами). Для чего нам пЬтрібні знания. Пусть никогда не будет войны.

8-й класс. Радуга. Цветут яблони. Лунная ночь на Днепре. Жаворонок в голубом небе. Как растет трава. На кого я хочу быть похожим. Мой любимый герой в художественной литературе и в жизни.

9-й класс. Осень в саду. Солнечный дымовой день. Памятный день моего детства. В чем счастье. Сочинение по картине А.Куїнджі «Березовая роща». На кого я равняюсь в жизни (мой идеал).

10-й класс. Береги честь смолоду. Что я люблю и что я ненавижу. Весенние капли. Соловьи в роще. Первый день жатвы. Степь летнего дня. Летнее утро. Сочинение по картине В.Сє-ров «Девушка с персиками». Птицы улетают в теплые края.

Письменным сочинениям Василий Александрович придавал особого значения, поскольку они являются не только средством проверки практических умений и навыков по языку, но и орудием, с помощью которого учитель формирует эти умения и навыки, возбуждает интерес к языку как учебному предмету.

Сухомлинский советовал использовать такое эффективное средство обучения, как образец письменного произведения. Пусть это будет «полнометражный» сочинение или сочинение-миниатюра - не имеет значения. Василий Александрович сначала вместе с детьми сочинял произведение, помогал создать образ, сформулировать мысль, развернуть сюжет, а впоследствии поощрял их к творчеству готовыми образцами. Таких пейзажных этюдов в павлиського учителя было очень много.

Довершала систему ученического творчества выработки индивидуального стиля. Этому способствуют во-первых, хорошо осознанный словарь; во-вторых, сформировано чувство слова, способность полностью воссоздать языковую ситуацию; в-третьих, осознание того, что ту же мысль можно выразить по-разному. Творчеству необходимо учить - это стойкое убеждение выдающегося педагога на основе богатого учительского опыта.

Особое место Сухомлинский отводил обогащению словарного запаса учащихся. Для «Школы радости» он составил список слов родного языка, что их дети должны запомнить. Сокровищница родного языка начиналась с простейших рисунков до слов мать, отец, бабушка, дедушка, сестра, брат, лес, пруд, дуб, луг, берег.

Овладение родным языком определяет богатство, широту интеллектуальных и эстетических взглядов личности, а поэтому ученый требовал, чтобы учителя всех предметов обогащали активный словарный запас детей, учили их думать, пользоваться внутренней речью, правильно передавать свои мысли устно и на письме.

Научить правильно говорить - это одно из звеньев учебно-воспитательной работы, от успеха которой во многом зависит духовная жизнь человека.

Сухомлинский считал, что интерес учащихся на родном языке скрытое прежде всего в самом языке. Нужно только по-настоящему раскрыть ее красоту. Он решительно не соглашался с мнением, будто язык принадлежит к «сухих» учебных предметов. «Засушивают» ее бездарные учителя своими примитивными уроками, равнодушием к родному слову и детей. У таких горе-учителей уровень грамотности и речевой культуры их учеников, как правило, низкий; ученики пренебрежительно относятся к родному языку, не знают ни одного ученого-языковеда, ни одного стихотворения о родной язык.

В связи с этим заслуживает внимания позиция ученого относительно личности учителя родного языка. «Преподавать этот предмет должны самые способные и талантливые. Потому что это не просто передача знаний, практических умений, навыков. Это прежде всего воспитание. Преподавание языка - это мастерство созидания человеческой души, ибо оно является тончайшим, нежнейшим діткненням к сердцу человека. Преподавание языка - человековедение, ибо в слове сочетаются мысли, чувства, отношение людей ко всему окружающему миру».

Творческое осмысление наследия выдающегося украинского педагога и методиста обогащает опыт работы над словом на уроках украинского языка. Углубляясь в его советы, пожелания, убеждаешься, что лучшей методики обучения родному языку, как у Василия Александровича Сухомлинского, по сути, сейчас нет. Стоит только учителям освоить ее и умело использовать на практике.