Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ВАСИЛИЙ СТЕФАНИК

Каменный крест как художественный символ трагизма судьбе украинского крестьянина-бедняка в одноименной новелле В. Стефаника

Писатель-гуманист Василий Семенович Стефаник - один из самых известных новелістів мира - жил и творил для народа. Поэтому его произведения - документ о тяжелое, беспросветное жизни людей. Сам писатель говорил: «Я писал так, чтобы струны души нашего крестьянина так крепко настроить и натянуть, чтобы с того вышла великая музыка Бетховена». В произведениях Стефаника, в этих «золотых жатве», отразились человеческие мучения, отчаяние и страдания. Ближайшей ему была тема крестьянского бытия.

Процесс обнищания галицкого крестьянства привел к усилению эмиграции. Мог новеллист не откликнуться на это горе, когда тысячи его земляков были вынуждены бежать куда глаза глядят? Трагедию эмиграции писатель описал в новелле «Каменный крест», написанной почти сто лет назад.

Новелла «Каменный крест» основана на конкретном факте. Прототипом главного персонажа новеллы Ивана Дидуха был Стефан Дидух, что жил в Рахове, а затем уехал за океан, оставив память о себе - каменный крест, который и до сих пор стоит на холме в его родном селе.

Как показывает Стефаник, никогда радости не знал Иван Дидух. С детства батрачил, а потом отбыл десять лет в армии. Жил, как скотина. Так и не привык у стола есть. Работал, как скотина: «Коня запрягал в підруку, сам себя в борозду; на коня имел ременную шлею и нашильники, а на себя Иван накладывал малую веревочную шлейку...»

Иван любит землю, любит работать на земле. Но именно эта нечеловеческая тяжкий труд и истощила Дидуха, превратила его в «зробок».

Беда гонит Ивана из родного края. А на чужбине его ждет страшное бедствие, может, и внезапная смерть. Предчувствие страшного неизвестного охватывает душу человека, и он говорит перед отъездом своей жене, показывая ей через окно на могилу: «Ади, видишь, где твоя дорога и твоя Канада? Там!»

Прощаясь с селом, домом, лоскутом поля на холме, он как бы прячет себя и в знак этого выносит на тот холм тяжелый каменный крест, выбив на нем свое и жінчине имена. Сказался Ивану тот бугор: и вымучит, и покалечил его, а каким же милым, родным и дорогим он кажется ему теперь, в минуту прощания. Описания противоречивых чувств Ивана и особенно сцены прощания звучат в Стефаника тоскливо, надрывно, как реквием. Каменный крест - символ человеческой памяти, символ непостижимой любви крестьянина - труженика к своей земле, символ земли, лишенной жизненного корни. Каменный крест - немой и вечный свидетель моральной смерти главного героя Ивана Дидуха.

И не только Ивана Дидуха, а миллионов украинских крестьян, которые развеялись по земле чужой, «как письмо по полю». Один Бог только и знает, что там на них ждет. Прощание Ивана с домом, с односельчанами, с землей, к которой он не раз приходился змореним лбом, - это величественная и страшная сцена. Именно она утверждает несокрушимую силу народного духа, величие души, моральную красоту человека труда.

Сопоставлением Канады с могилой Стефаник, как Франко (цикл стихов «В Бразилии») и Короленко («Без языка»), подчеркивал, что переселение в Америку не может быть для крестьян выходом из тяжелого положения. Писатель осуждал эмиграцию за океан, где украинских крестьян превращали в рабов. Прошло почти сто лет, а тема эта остается актуальной и сейчас, когда проблема эмиграции приобрела новое содержание.