10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ВАСИЛИЙ СТЕФАНИК
Историческая правда и художественный вымысел в новелле «Каменный крест»
III вариант
В. Стефаник реалистично изображал в своих новеллах жизни крестьян Западной Украины, тяжелое и нищенскую полна целого дня труда. На глазах читателя проходит одна за другой трагедии, вызванные постоянными лишениями. В частности, в новелле «Каменный крест» крестьяне, потеряв все свои силы и здоровье на родной земле, собираются искать более легкой и лучшей жизни за океаном - в Канаде.
В конце XIX века действительно много украинских крестьян продавали свои дома и землю, поверив рекламам различных агентств. В листовках, которые распространялись по селам, говорилось о райские земли Бразилии и Канады, которая бесплатно раздается всем желающим. Такая реклама попала и в руки сыновей Ивана Дидуха. Итак, в основе новеллы лежит историческая правда о так называемую первую волну эмиграции в конце XIX столетия.
Жизнь Ивана Дидуха могло быть жизнью любого крестьянина того времени. Молодого парня забрали в армию, вернувшись домой, он не застал в живых ни отца, ни мать, потому что тогда служили много лет. Получив свое наследство - ниву на самом высоком и самом худшем холме в селе, Иван начинает тяжело работать. Подкопив немного денег, он женится, рожает сыновей, покупает себе еще земли, таким образом, становится настоящим хозяином. Но продолжал работать на холме, впрягаючись вместе со своим конем, таскал вверх снопы с поля и навоз. На этом холме он подорвал здоровье: стал Переломаним, то есть изогнутым. И поддавшись уговорам сына и женщины, Иван собирается в дальнюю дорогу. Если не обращать внимание на некоторые детали,то перед нами типичное жизни украинского крестьян. Как писатель-реалист, В. Стефаник не мог отойти от исторической правды, но понятно, если бы он не добавил к этому вымыслу, то перед нами был бы очерк из истории или народоведения.
В. Стефаник раскрывает своего героя в монологе перед всеми хозяевами и ґаздинями, которых он собрал, чтобы попрощаться. Ивану очень тяжело прощаться с родной землей, с друзьями. Он боится, что в его смертный час никто не вспомнит о нем. Поэтому просит, чтобы как только до крестьян дойдут сведения о его смерти, что они помянули его и заказали в церкви обедню. Понимая, что он или его жена могут умереть еще в пути, Иван заранее прощается с ней и просит прощения за все плохое, что она от него, может быть, потерпела. Но самое главное в этой сцене - его рассказ о холм, на котором он покончил с собой и казнил здоровья: «Так баную за тем холмом, как ребенок за сиськой. Я на нем свой возраст спендив и окалічів- -ем. Кобы-м мог и бы-м го в пазуху спрятал, да и взял с собой в мир. Банно мы за найменшов крішков в селе за найменшов дитинов, но за тем холмом таки никогда не перебаную». Именно поэтому последний раз он впрягся в тележку, чтобы поднять на холм каменный крест, на котором вписал свое и жінчине имя. Каменный крест, по моему мнению, символизирует тяжелую жизнь этого крестьянина, большую часть которого он провел на горбу. Он нес свой тяжкий крест в прямом и переносном смысле. Как далеко не собрались Дидухи, но Иван, поставив крест, словно подчеркивает:
его душа остается здесь, на том месте, которое родное его сердцу.
Вся сцена отъезда, начиная от монолога Ивана рассказы его о каменный крест и заканчивая прощанием с домом и крестом на холме, - это художественный вымысел.
И именно благодаря сочетанию исторической правды и художественного вымысла В. Стефаник достигает наилучшего эффекта потому что смог показать эмиграцию как настоящую трагедию для старых крестьян, что навеки прикипели душой и телом к родной земле.