Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Потебня Александр Афанасьевич



(1835-1891)
филолог

Родился Александр Афанасьевич Потебня 10 сентября 1835 года в селе Гавриловка Роменского уезда Полтавской губернии (теперь с. Гришино Роменского района Сумской области) в украинской дворянской семье.

Атмосфера, царившая в семье бывшего офицера, а впоследствии служащего, еще с юных лет способствовала серьезному увлечению парня углубленным изучением языков, истории, литературы.

Имея за плечами основательную общеобразовательную подготовку, Александр Потебня вступает Харьковского университета с целью изучения юрисдикции, но, проучившись год, переходит на историко-филологический факультет, который заканчивает в 1856 году.

Вся будущая деятельность ученого четко разграничивается на две основные жизненные периоды. С 1860 до 1865 года - разработка философско-психологической теории языка на базе критического осмысления идей В.Гумбольдта и Г.Штейнталя, психологических исследований І.Гербарта и Г.Лотце, а также представителей классической немецкой философии, в частности и. Канта. С 1865 до 1891 года - научная деятельность в сфере грамматики и фонетики русского, украинского и других славянских языков с применением новейших достижений индоевропеистики.

Почти вся творческая жизнь великого языковеда была связана с Харьковским университетом. Здесь он начинал как преподаватель русской словесности, здесь в 1861 году защитил магистерскую диссертацию «О некоторых символах в славянской народной поэзии», здесь же в 1862 году пишет свою самую знаменитую работу «Мысль и язык».

В том же году О.Потебню был командирован в Германию для студий над санскритом на кафедре сравнительной грамматики индоевропейских языков. Через год он возвращается в Харьковский университет и занимает должность доцента кафедры славянского языкознания.

Значительным вкладом в языковедческую науку стала работа А.потебни «Из записок по русской грамматике» (1874 г.), что была его докторской диссертацией. В ней дан сравнительно-историческое исследование грамматического строения и всей системы восточнославянских языков в их связях с другими языками. Эта работа основывалась на больших данных украинского языка, а язык вообще рассматривалась в связи с историей народа, в тесном единении с развитием человеческой мысли.

С 1875 года О.О.Потебня становится профессором кафедры русского языка и литературы, где и работает до конца своей жизни. Грамматическую систему А.потебни позже творчески использовали ведущие отечественные ученые Д.Овсянико-Куликовский, В.Ягич, а. шахматов и др.

Большое внимание ученый уделял изучению психологии словесно-художественного творчества - «Из лекций по теории словесности», «Из записок по теории словесности». О.Потебню по праву считают создателем лингвистической поэтики.

Значительный вклад О.Потебня сделал в развитие науки о народное поэтическое творчество и этнография.

В условиях жестокого угнетения царизмом малейших проявлений всего национального О.Потебня постоянно возвращался к истории украинского языка и литературы, к истокам устного народного творчества. Он теоретически обосновал неотъемлемое право каждого народа развивать и реализовывать свои духовные достижения с помощью родного языка, поскольку «нет языка и наречия, которые бы не были способны стать орудием неограниченно разнообразной и глубокой мысли».

Умер О.О.Потебня 29 октября 1891 года, похоронен в Харькове. Имя А.потебни носит Институт языкознания НАН Украины.

Начало деятельности Александра Потебни приходится на 60-е годы XIX века - время, когда происходила активизация социальных движений как сопротивление реакционным проявлениям самодержавия. На общей волне подъема общественного самосознания формировалась направленность мировоззрения ученого, его позиция гуманиста и демократа.

В это же время в Украине все сильнее начинает ощущаться влияние западных идей, в частности представителей немецкого идеализма Канта, Фихте, Шеллинга. Доступными становятся работы В.Гумбольдта, которые имели решающее значение для формирования научных взглядов Александра Афанасьевича Потебни. Он изучает романтическую систему В.Гумбольдта, ассоциативную психологию І.Гербарта, Г.Лотце, психологическое языкознание Г.Штейнталя, объединяет их, и это позволило ему выступить основателем нового направления в языковедческой науке.

Глубокое и заинтересованное изучение и осмысление вышеобозначенных теоретических источников обеспечило формирование и будущее развитие особых взглядов ученого, что тем или иным образом отразились на постановке и решении ряда философских и эстетических проблем.

Свои научные исследования О.Потебня начал с ответов на вопросы, которые в свое время было поднято в немецкой философии и языкознании, - об отношении языка к мышлению. Всестороннее и конструктивное рассмотрение этих положений неизбежно подводит в свою очередь к решению вопросов о происхождении языка, к констатации того, что попытка уяснить начало человеческой речи невозможна без выяснения значение слова для мысли и уровня его взаимосвязи и взаимозависимости как с духовной жизнью вообще, так и нации в частности.

Основополагающим принципом для А.потебни было то, что в любом случае вне слову и к слову есть мнение. Слова только служат обозначением определенного течения или развития мысли.

Углубляясь в свои научные исследования, ученый никогда не отступал от своего, так сказать, сквозного задача - выяснить механизм об'єктивування чувственных знаний данных индивидуальной психической жизни как процесса последовательных форм человеческого познания.

Опираясь на достижения своих предшественников, творчески переосмысливая их, О.Потебня приходит к констатации неоспоримого связи языка с мнением. Если В.Гумбольдт доказывает тождественность языка и духа - «без языка нет духа и, наоборот, без духа нет языка», то наш знаменитый земляк пошел значительно дальше, утверждая, что «область языка далеко не совпадает с областью мысли. В середине человеческого развития мысль может быть связана со словом, но в начале она, наверное, еще не доросла до него, а на высокой степени отвлеченности покидает его, как то, что не удовлетворяет ее требованиям...»

Слово необходимое для воплощения низших форм мысли в понятия. С помощью слова «впервые человек творит свое мнение». Соответственно язык - средство выражения уже готовой мысли, а создание. Язык является необходимым дополняющие совершенствования мышления «духа без языка не бывает, ибо создается он при помощи языка, и язык в этом есть первое по времени событие».

Фундаментальным положением А.потебни является утверждение о том, что язык составляет особую форму человеческой деятельности. «Язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать ее... она отражает не світоспоглядання, которое сложилось, а деятельность, которая его составляет».

На основе учения о языке как познавательную деятельность О.Потебня усматривает в истории, в психологических наблюдениях современных нам процессов мышления - разгадку к тому, как осуществлялись эти процессы в начале жизни человечества. Слово выступает у него не только выразителем, но и носителем всего предыдущего опыта как человека, так и нации. «В слове мы различаем внешнюю форму, то есть отчетливый звук, содержание, объективироваться посредством звука, и внутреннюю форму, или ближайшее этимологию значение слова, тот способ, каким выражается содержание... Внутренняя форма слова есть отношение содержания мысли к сознанию; она показывает, как представляется человеку его собственная мысль. Этим только можно объяснить, почему в одном и том же языке может быть много слов для обозначения одного и того же предмета и, наоборот, одно слово, совершенно согласно требованиям языка, может означать разные предметы». Убедительно, всесторонне обоснованно и взвешенно доказывает свои утверждения О.Потебня, как именно через внутреннюю форму слова осуществляется неизбежна суб'єктивізація объективного мира, как бы наглядно иллюстрируя выводы о том, что мнения того, кто говорит, и того, кто его понимает, совпадают между собой только в слове.

Глубокие знания основ языкознания позволили А.потебни сделать чрезвычайно интересные и важные исследования образцов устного народного творчества, проблемам мифологии вообще.

Провозгласив основополагающими утверждение «Народ - это язык», «Язык есть средство понимать самого себя», украинский ученый многим просто открыл глаза на вещи, которые объективно попирались или же считались второстепенные и неважные.

Еще и сегодня мы имеем много общественных проблем именно потому, что не можем до конца осознать простой истины: речь составляет духовную сущность народа. Знание этого, а следовательно и соблюдение соответствующих справедливых требований относительно этого в повседневной практической деятельности, сняло бы очень много общественных проблем.