10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ВАСИЛИЙ СТЕФАНИК
Историческая правда и художественный вымысел в новелле «Каменный крест»
И вариант
Василий Стефаник по праву считается самым выдающимся украинским новеллистом. В своих произведениях он правдиво и досконально обрисовал трагическая жизнь крестьянства Западной Украины. Она в то время находилась под властью Австро-Венгрии. Тогда смертность населения на западе Украины была едва ли не самой большой во всей Европе. Поэтому, ища спасения от видимой гибели, люди бросились эмигрировать - в Америку, в Азию, в Бразилии, Канады. «Эмиграционная лихорадка» вспыхнула в начале 90-х годов XIX века и дальше росла. Появились специальные агенты, которые, не зная границ в восхвалении «американского рая», вербовали дешевую рабочую силу. На больную тему эмиграции появились десятки произведений И. Франка, В. Короленко, О. Кобылянской, С. Васильченко. Среди них не затерялся, а постоянно привлекает к себе внимание мастерское Стефаникове рассказ «Каменный крест». Написанию этого произведения предшествовало многолетнее наблюдение и внимательное изучение автором причин эмиграции. Прототипом главного героя произведения Ивана Дидуха был раховский крестьянин Стефан Дидух, который действительно уехал в Канаду, оставив на холме каменный крест.
В новелле В. Стефаника Иван Дидух всю жизнь выращивал хлеб на песчаном холме, который достался ему в наследство, и с того едва сводивший концы с концами. Проклятый горб, политый потом, забирал силу, сделал земледельца напівкалікою. Поэтому получил прозвище Иван - Переломанный. Рядом с главным героем автор изображает коня, который как бы дополняет своего хозяина: оба выступают олицетворением тяжелого труда, бремя которой сравнивается с каменным крестом. Но несмотря на все Иван ладен до самой смерти со всех сил трудиться, чтобы иметь кусок черного хлеба. Он говорит: «Не раз, как денек кончалась, я упаду на ниву и и истово молюсь к богу: господи, не оставь никогда черным куском хлеба, а я буду все работать, разве бы не мог ни руков, ни ногов бросить...» И все же дети заставляют отца продать свое убогое хозяйство и уехать в Канаду. Он пригласил соседей, чтобы попрощаться с ними. Основная часть произведения посвящена показа переживаний человека, который еще вчера был хозяином, имела какое-то хозяйство - и вдруг его лишилась. Впереди далекая и трудное путешествие. Иван пытается заговорить к соседям, но «камней, ибо слова не в состоянии был заговорить». Писатель сравнивает Дидуха с тем камнем, на котором когда-то в воде было хоть и трудно, но привычно. Кроме слов, мучительный душевный настрой Дидуха находит выражение также в его облике и жестах. Он «тупо смотрел перед себя», «одна слеза катилась по лицу, как перла на скале», он заскрежетал зубами, как жерновами... бился в грудь».
Решение о выезде за океан Иван принял не сразу, а после долгих споров и размышлений: «Два года ничего в доме не говорилось, лишь Канада и Канада...». Иван должен был покориться детям. Его страдания усиливаются еще и тем, что он и жена уже старые люди, что их, возможно, еще в дороге ждет гибель. И Дидух при соседях прощается с женщиной, как перед смертью, просит соседей помянуть. А на холме, на котором оставил всю свою силу, он поставил каменный крест со своим и жінчиним именами. И этот каменный крест, который поставил эмигрант себе еще при жизни, как-то сближает между собой понятия эмиграции и смерти.
Сопоставлением Канады с могилой В. Стефаник подчеркивал, что переселение за границу не может быть для крестьян выходом из тяжелого положения. Поэтому писатель осуждал эмиграцию. В своем произведении он смог мастерски совместить историческую правду и художественный вымысел, что сделало рассказ «Каменный крест» и сегодня наиболее популярным как среди истинных украинцев, так и среди эмигрантов.