10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Владимир Винниченко
Драма Владимира Винниченко «Пророк» - это вершина мирового модерна в жанре социально-психологической драматургии
Сочинение-отзыв
Можно жить, а можно существовать. Можно думать - можно повторят. И не могут душу согревать Те, что не горят, не горят! Люди все по-своему упрямы: Родившись, умирает каждая. А живут века после смерти Те, что делают то, чего «нельзя».
В. Симоненко Писателя, творчество которого повлекла развитие нового направления в украинской литературе, слава которого гремела на родной земле почти три десятилетия, было грубо, безжалостно выброшено из сокровищницы национальной культуры, его произведения были изъяты из библиотек, а на его имя было наложено табу. И, наконец, настало время, когда можно и говорить о В. Винниченко, и читать его произведения, и глубоко изучать его жизнь и творчество. Вынужденная эмиграция сожалением, тоской отозвалась в сердце писателя, но была чрезвычайно плодотворной, творческой. Винниченко оставил нам огромное наследие: повести, рассказы, драматические произведения, дневники, письма. В украинскую литературу ворвался яркий метеорит, мятежный дух революционера в жизни и в литературе. Он видел и воспринимал жизнь во всей полноте его противоречий, сам переживал много драматических ситуаций, которые отразил в своих произведениях эмоционально, остро, со всей полнотой самовыражения своих героев.
Винниченко-драматурга - это более двадцати пьес. Его пьесы интриговали, захватывали и раздражали. От первой пьесы «Дисгармония» и до последней «Пророк», которая совсем недавно вернулась в Украину, потому что хранилась в личном архиве писателя в США, драматург пытался ускорить выход украинского театра на европейскую арену.
Драму «Пророк» написано в 1930 году. Уже само название произведения свидетельствует о его принадлежности к «пророческой» драмы, представленной в украинской и мировой литературе произведениям Леси Украинки «Кассандра», «Руфин и Присцилла», Г. Кулиша «Народный Малахий», «Маклена граса». В своей драме В. Винниченко обратился к теме человеческой личности, которая взяла на себя невыполнимую задачу изменить мир.
Во времена нравственных и социальных катаклизмов в обществе непременно возникает интерес к исключительных личностей, обладающих сверхъестественными способностями. Вспомним «распутінщину», а в наше время, «ивановцев», «кривоноговців», «мунівців». Так и главный герой драмы Амар - неординарный человек, что навеяла на массы общественный психоз, решил взять на себя сложную роль новоявленного Мессии, духовного, нравственного и физического врача потомленого человечества. Амар действительно обладает необычными, недоступными человечеству возможностями: мог сдвинуть энергетической силой мысли скалу, остановить машины, снять электрический ток на смертном кресле, оставаясь при этом живым и невредимым. Заявив о себе как о посланнике Бога, Амар проповедует среди людей любовь и братство, обещает соединить разбитую дрязгами и невзгодами человеческую семью, вернуть ей «потерянный рай». Выступления пророка, напоминающие проповеди Христа, его помыслы и слова вполне искренни: «...радуйтесь, говорю вам, братья мои! Вытрите слезы и пусть радость заиграет в глазах и на устах ваших. Не для слез и воплей я пришел, а для радости и счастья. Пусть же радость будет с вами!» Но Амар не учел, в какое общество он попал - оно поглощено стяжательством и ложью, где наибольшими заповедями жизни, по выражению скучающей красавицы - богачки Кэт, является «бессердечие» и «сребролюбие». Да и правда у каждого своя. Необычные способности, проповеди любви и мира не дали сами по себе ни возможностей, ни права Амару равен Богу. Ревностная христианка Ведд, трактуя чудеса пророка как проявления сатанинских сил, говорит: «...с другой стороны, ни креста, ни Библии не признает. Так кто же это, скажите мне, пожалуйста?!» А генерал Райт прекрасно осознает наивность иллюзий о равенстве, о обещанный мир, что его может дать амар'янська вера: «Я считаю индуса Амара за авантюриста, а его учение вредно и даже преступно». Райт ни на искорку не сомневается в человеческом, а не божественном назначении Амара: «Ты сам не знаешь, что ты делаешь. Ты не знаешь, что, проявляя любовь к одним, ты этой самой любовью неизбежно, крайне обнаруживаешь вражду к другим. Ты не знаешь, что у нас, что для одних добро, то оно для других есть зло. Ты сойди со своего трона и посмотри, что творится в стране, где ты учишь любви. Все в горячке, все в замешательстве...»
Драматург показал трагизм человека, который осмелился взять на себя роль наместника Бога на земле, миссию перекройки устоявшихся общественных норм общежития. Амар, хотя и неординарный человек, но порой он и сердится и выражает свои амбиции, наконец, плотские страсти ему тоже не безразличны. Именно взаимоотношения с Кэт развеивают миф о божественном назначении Амара: телесное взяло верх, потерял свои необычные способности, осознание того, что народ обманут им, ослепленный верой в него как мессию. Нечего ему здесь, на земле, делать, он растворился в людях, а чтобы все же не имели сомнений в том, что он пророк, Амарові необходимо исчезнуть, сотворить видимость вознесения пророка, тело которого разнесется на куски, на небо.
Итак, пророк, «растворившись в людях, перестает быть пророком», оставляет человеческую правду - ту правду, что одним удерживает власть, блага, роскоши, других утешит: «не существует раз навсегда заданной одной для всех правды, единого Добра, единого Зла, - есть извечная борьба Бога с Дьяволом».
Пьеса «Пророк», написанная в период назревающих общественно-моральных катаклизмов, - это своеобразная драма-притча о блуждании человека в лабиринтах земного бытия, о ее трагические ошибки в духовно-нравственном выборе, в поисках социально-этических гармоний, общественных и нравственных идеалов. Это и исповедь самого автора о собственном мучительное познание Истины. Драма «Пророк» - это свидетельство о достижении великим мастером вершины мирового модерна в жанре социально-психологической, политической драматургии.
|
|