Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Виды устного общения

        


В зависимости от содержания, назначения, формы или способа произнесения, а также обстоятельств и профессиональных устремлений тех, кто выступает публичное выступление делится на такие жанры, как доклад, лекция, беседа, лекция, репортаж.

        

Доклад деловая содержащий изложение определенных вопросов с выводами и предложениями. Информация, содержащаяся в докладе, рассчитана на подготовленную аудиторию, готовую к восприятию, обсуждения и решения проблем. Максимальный результат будет достигнут, если участники собрания будут заблаговременно ознакомлены с текстом доклада. Тогда можно ожидать активного обсуждения, аргументированной критики, посутніх дополнений и плодотворно выраженного решения.

        

Доклад отчетная содержит объективно освещены факты и реалии за определенный период жизни и деятельности руководителя, депутата, организации или ее подразделения и т.д. В процессе подготовки к отчетной доклада докладчик должен четко определить цель, характер и задание, к каждому подобрать положение аргументированные факты, выверенные цифры, убедительные примеры, меткие и уместные цитаты. Стоит также заключить общий план и все положения и части связать в одну стройную систему изложения.

После обсуждения, дополнений и корректив доклад одобряют собранием и принимают окончательное решение, как программу будущих действий на последующий период.

        

Речь - это устное выступление с целью освещения определенной информации и воздействия на разум, чувства и волу слушателей, логической стройностью текста, эмоциональной насыщенностью и волевыми импульсами говорящего.

Древнеримская ораторское схема: что, для чего, может и сейчас быть определяющей для оратора. Следовательно, учитывая вид речи, оратор должен изменять и характер выступления, и средства, которыми будет оперировать во время ее произнесения.

С речью выступают на митингах, массовых собраниях в честь определенного события, юбилея и т.д.

        

Митинговая речь обычно произносится на злободневную тему и касается общественно значимой проблемы, которая волнует широкую общественность. Это короткое, эмоциональное выступление рассчитан на непосредственное восприятие слушателей. Задача оператора - выявить новые, нестандартные аспекты темы, побудив присутствующих по-новому воспринять уже известные факты и реалии.

Успешность митинговой речи зависит от индивидуального стиля оратора, его умение уместно использовать весь арсенал вербальных и невербальных средств общения и мастерства импровизировать в зависимости от реакции аудитории. Палка, заклична, актуальна, искусно произнесенная митинговая речь, как свидетельствует история действенный фактор влияния на сознание слушателей.

        

Агитационной речи присущи практически все составляющие митинговой речи. Касаясь актуальных общественно-политических проблем, активно воздействуя на сознание, оратор побуждает слушателя к определенной деятельности, к необходимости занять определенную гражданскую позицию, изменить взгляды или сформировать новые. В агитационной речи, как правило, разъясняют или выясняют определенные вопросы, пропагандируют определенные мысли, убеждения, идеи, теории и т.д., активно агитируя за их реализацию или воплощение в жизнь.

        

Деловая речь характеризуется лаконизмом, критичностью, направления, полемічністю и аргументированностью изложенных в ней фактов. В отличие от митинговой и агитационной деловая речь ориентирована на логически выраженное, а не эмоционально взволнованное восприятие слушателя. Чаще это выступление не имеет самостоятельного значения, он понятен и воспринимается лишь в контексте проблемы, которая обсуждается на конкретном собрании.

        

Юбилейная речь Посвящается определенной дате, связанной с чествованием отдельного человека, группы лиц, торжествам в честь событий из жизни и деятельности организации, учреждения, заведения и т.д. Если это итог деятельности к юбилейной речи можно включать в хронологическом порядке важнейшие этапы деятельности и достижения юбиляра, пожелания дальнейшего плодотворного развития и всяческих успехов.

Уместна пафосность не должна переходить в заштамповану, скучное однообразие. Подходящими в юбилейной речи будут экспромты и импровизации, тактичные шутки и остроумное акцентирование внимания слушателей на своеобразных чертах юбиляра, воспоминания об интересных и малоизвестных фактах из его жизни и деятельности. Форма и содержание юбилейной речи, несмотря на непринужденность и остроумие ее изложения, должны морально и этически взвешенные оратором, чтобы не обидеть ни юбиляра, ни его близких, ни слушателей.

        

Лекция является одной из форм пропаганды, передачи, разъяснения сугубо научных, научно-учебных, научно-популярных и др. знаний путем устного изложения учебного материала, научной темы, которая имеет систематический характер.

Учебно-программные лекции составляют систематическое изложение определенной научной дисциплины. Обязательной составной частью этих лекций должен быть обзор и комментарий научной литературы, акцентирование внимания на еще не решенных вопросах и проблемах.

Настановча - вводная лекция имеет целью ввести слушателя в круг вопросов определенной дисциплины, познакомить с ее предметом, заинтересовать слушателей последующим изучением предложенного материала.

Обзорные лекции, как правило, читается после изучения всего курса. Они имеют целью систематизировать знания слушателей по определенному предмету, натолкнуть на дальнейшее самостоятельное проработки какой-то проблемы, активизировать мысль.

Лекции из специального курса обычно предназначены определенной узкой области науки, исследования. Они дают широкие возможности ввести слушателей в науку, пробудить их мнению. Такие лекции значительно легче построить как проблемные по сравнению с учебно-программными.

Эта форма публичного выступления требует большей официальности и академичности изложения. Как правило, лекция традиционно имеет четкую структуру вступление, основная часть, выводы.

Вступление - своеобразный запев, зачин к выбранной темы лекции, ее актуальности во времени, месте и аудитории проведения, должен быть лаконичным, в определенной степени интригующим. Сплотив и заинтересовав слушателей, лектору следует приложить усилия, чтобы удержать их внимание.

В основной части должно бумы изложен последовательно и логично раскрыто стержневое вопросы лекции с увиразненням всех причинно-следственных связей каждой смыслово-самостоятельной части.

Выводы должны логично вытекать из всего содержания лекции: обобщать основное и занимать около 5% времени и объема всего выступления. Уместным будет в заключении и итоговый и настановчий элемент по выполнению определенных действий.

Лектор должен быть готов к вопросам слушателей по теме выступления. Ответы его должны быть корректными, взвешенными и лаконичными.

Выступление, как правило, не готовится заранее, а является спонтанной реакцией на только что услышанное от выступающего, докладчика. В лаконичном выступлению оратор может нарушить один-два вопроса, дать на них конкретный ответ, не отходя от тематики повестки дня.

Выступление на собрании, совещании, семинаре предусматривает:

- изложение сущности какого-либо вопроса;

- акцентирование на основном;

- высказывание своего отношения и оценки;

- подчеркивание значимости, важности и актуальности ( или наоборот );

- подкрепление своих доводов примерами (ссылками на источники).

Адресовать свое обращение оратор должен не только докладчику или президиума, но и ко всем присутствующим, построив его таким образом, чтобы полученная ими информация была понятной и легла в основу их собственных размышлений и выводов.