Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ВАСИЛИЙ СУХОМЛИНСКИЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА В. СУХОМЛИНСКОГО НА УРОКАХ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

           


Творческое наследие известного украинского педагога, нашего земляка Василия Сухомлинского многогранна. Этот ценный задел учитель-словесник может использовать на каждом уроке языка и литературы.

Много высказываний педагога содержат глубокий смысл и действительно стали крылатыми.

Предлагаемые предложения и небольшие тексты, взятые из произведений Сухомлинского, способствуют формированию высоких моральных качеств, трудолюбия, героизма, любви к Родине, матери, развивают поэтичность во взглядах на природу. Материалы используются также для языково-грамматических заданий и предназначены для работы по синтаксису и стилистике в 11-м классе.

Прочитайте текст. Объясните значение выделенного выражения. Определите главные члены предложения и синтаксическую роль тире.

Воспитывай в себе человека - вот что главное. Инженером можно стать за пять лет, учиться на человека надо всю жизнь.

Самое главное в душе - это красота. Красота в широком смысле - это искусство, и музыка, и сердечные отношения с людьми («Письма к сыну»).

•Прочитайте текст. Объясните, как вы понимаете смысл выделенного предложения. Какое слово в каждом абзаце несет основную смысловую нагрузку? Объясните употребление знаков препинания.

Тот, кто по-настоящему любит Родину, во всех отношениях настоящий человек.

Наша Родина - это мощное тысячелетнее дерево. Пусть каждый с нас будет не сухой, бесплодной колючкой на этом дереве, а живой ветвью. Помни, что наша Родина никогда не подчинялась ни одному завоевателю. Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как это делали звери фашисты, но покорить нельзя («Письма к сыну»).

•Какой смысл вкладывает автор в текст? Установите в сложных предложениях независимую, главную часть и синтаксически зависимую, подчиненную главной части. Определите виды придаточных предложений.

Родина - это ласковая и требовательная мать. Родине, как родной матери, больно, когда ты не станешь настоящим человеком. Живи и работай так, чтобы Родина гордилась тобой.

•По представленным началом продолжите мысль автора своими размышлениями. Объясните употребление знаков препинания.

Человек должен работать не только для того, чтобы добывать себе хлеб и одежду, построить жилище, но и для того, чтобы рядом с его домом всегда цвели цветы, давали радость ей и людям.

•Дайте заголовок представленном отрывке. Какие разновидности предложений преобладают в тексте - простые или сложные? Определите строение первого складнопідрядного предложения. Назовите смысловые отношения между частями всех сложноподчиненных предложений.

Радость труда и гордость за результаты труда приходят лишь к тем, кто материальные последствия добыл нелегкими усилиями, кто землю оросил потом, пережил несравнимое чувство духовного единства.

В первую весну своей школьной жизни дети посадили «Сад матерей» - 31 яблоню и столько же кустов винограда. Ведь мама - самый дорогой и близкий человек. Через 3 года яблоки и виноград принесут первые плоды. Первое яблоко, первый виноград матери - это и будет наш подарок. Самое святое и прекрасное в жизни человека - это мать. И теперь каждую осень, когда наш сад давал плоды, мы праздновали осенний праздник мамы. Каждый ребенок дарила матери то, что вырастила своими руками («Сердце отдаю детям»).

•Прочитайте текст. Одним-двумя предложениями сформулируйте основную мысль. Сделайте синтаксический разбор каждого предложения. Какие средства используются для объединения предложений в сложное синтаксическое целое?

Радость труда - это прежде всего радость преодоления трудностей, гордое осознание и переживание того, что вот мы, напрягая физические и духовные силы, вышли победителями; поднялись на вершину, к которой долго стремились. Путь к радости труда нелегкий, его можно сравнить с напряжением и подвигом альпиниста: мало приятного и притягательного в хождении по скалам и бескидах, но все это необходимо для того, чтобы достичь вершины, утвердить свою честь, достоинство.

Радость труда - в гордому продвижении к вершине, в достижении победы над силами природы.

•Прочитайте. Какие языковые средства являются показателями эмоциональной окраски текста? Выделите предложения, значение которых может быть раскрыто лишь в связном тексте, в сочетании с дру-•мы предложениями.

Во всяком физическом труде есть возможность для творчества. В последние годы пребывания в школе, кроме работы в мастерской, в поле или на животноводческой ферме, в жизни юношей и девушек надежно входит любимая работа, труд «в душе», что приносит эстетическое наслаждение. У юношей - это выращивание плодовых деревьев и винограда, резьба по дереву, выпиливание и выжигание, радиотехника; у девочек - вышивание, уход цветов. Мастерство, обнаруженная в этой работе, похожая на художественное творчество («Сердце отдаю детям»).

•Прочитайте. Определите, какую синтаксическую роль выполняют однородные члены предложения и обобщающие слова при них. Сформулируйте правила употребления знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающими словами.

Человек живет не одной лишь работой. Радости труда открываются перед ней только тогда, когда ей доступны и дорогие радости, культурные ценности и духовные блага - художественная литература, музыка, живопись, спорт, путешествия («Сердце отдаю детям»).

•Прочитайте предложение. Передайте своими словами понимание его содержания. Сделайте синтаксический разбор предложения.

Жизнь должна убеждать, что лень и халатность закрывают двери для того, что доступное трудолюбивому и старательному.

•Прочитайте. Определите стиль. Какие средства выразительности, эмоциональности использованы в тексте? Объясните знаки препинания.

Тонкое чувство красоты природы, восхищение ею - источник радости бытия и понимания ценности жизни. Красота природы - иметь доброты и сердечности. Восхищение кустом шиповника, на котором пылают красные ягоды, стройной яблонькой, на которой осталось несколько пожелтевших листков, кустом помидоров, опаленных дыханием первого заморозка, - все это пробуждает у человека ласковое, бережное отношение к живому, прекрасному («Сердце отдаю детям»).

•Прочитайте текст. Определите, к какому стилю он принадлежит. Назовите характерные признаки этого стиля. Объясните употребление знаков препинания.

Юные мои друзья, щадите сердце и воспитывайте чувство. Помните, что в наше время человек с каждым годом все больше испытывает влияние окружающей среды. В идее - человек человеку друг, товарищ и брат - заложен глубокий смысл. Быть другом - это значит утверждать в себе человечность.

У тебя будут дети, помни: от того, как маленький ребенок относится к птиц, цветов, деревьев, зависит ее отношение к людям («Сердце отдаю детям»).

•Перепишите, поставив знаки препинания. Определите языковые средства, объединяющие предложения в связный текст. К какому типу речи относится этот отрывок?

Помни, что двадцать миллионов лучших сынов нашей Родины погибли, оберегая тебя. Миллионы матерей не знают, где похоронены их дети. В счастливый день своей жизни приди на могилу героев. Склоны голову, положи цветы.

Помни, что у каждого народа есть своя святыня - герои, которые отдали жизнь за счастье человечества («Письма к сыну»).

•Прокомментируйте взгляды Сухомлинского на вещи, о которых говорится в тексте. Сделайте синтаксический разбор каждого предложения.

Меня очень волнует потребительское отношение некоторой части нашей молодежи к духовным ценностям, особенно к музыке. Не хотят учиться играть на скрипке или на кобзе, не хотят петь. Наслаждаются музыкой, записанной на пленке. Нажал на кнопку - и музыка есть, не надо учиться, не надо думать. Так легко дойти до полного отупения («Письма к сыну»).

•Прочитайте текст, определите, к какому стилю он принадлежит. Объясните знаки препинания в тексте. Разберите по строению выделенные слова.

Если человека с детства воспитывают на красоте, на хороших книгах, если у него развивается склонность к переживаниям, восхищение красотой, то вряд ли она станет человеком избалованным, бессердечной.

Красота, а над все художественные ценности, воспитывают утонченную натуру, а чем более утонченная натура, тем острее человек воспринимает мир и тем больше может дать миру («Письма к сыну»).

•Прочитайте текст. Задумайтесь над смыслом прочитанного. Какие, по вашему мнению, были отношения Сухомлинского с его сыном. Определите стиль текста и тип речи. Сделайте (устно) пунктуационный анализ,

Помни, что Родина - это твоя колыбель, твой дом, источник твоего счастья. Это земля твоих предков, на которой пролито много крови и пота. В родном доме бывает и хорошее, и плохое. Если ты видишь плохое - не забывай, что это плохое в твоем доме. Над злом в родном доме злорадствует только подлый человек. Не отворачивайся от зла, сделай так, чтобы вместо зла в твоем родном доме было добро. Ты имеешь право говорить о зле в родном доме только тогда, когда ты сделал что-то хорошее. Право сказать одно слово о плохом добывается десятком добрых дел («Письма к сыну»).

•Прочитайте текст. Дайте ему заголовок. Объясните значение слов любви, какая разница между ними? Объясните употребление тире, кавычек.

Любовь - это прежде всего ответственность за того человека, которого ты полюбил, за ее судьбу, за ее будущее. Любить - это значит отдавать любимому силы своей души, творить для любимого счастья.

Помни, что от характера отношения мужчины и женщины до брака, зависит нравственная чистота твоей жизни, сынок. Как огня остерегайся «опыта» в любви. Чистая любовь приносит юноше возмужания, легкомысленное любовь делает его развращенным. Нет специальной «науки любви», помни - это наука человечности.

Любовь - самый важный экзамен человечности.

•Определите синтаксические единицы связного текста. Какие средства используются для объединения предложений в сложное синтаксическое целое? К какому типу связной речи принадлежит текст?

Ты слышишь пословица «Жизнь прожить - не поле перейти». В том, каков человек в семейной жизни, проявляется его истинное моральное лицо. К сожалению, немало в нашем обществе людей, которые вне семьи выдают себя за борцов за высокие идеалы, а в семье - мелкие эгоисты и деспоты.

Помни, что вступая в брак, люди берут на себя не только юридические, материальные, но и духовные обязанности. От характера отношений в семье зависит духовное богатство общества. Иногда молодые супруги в первые месяцы «разочаровывается», исчезает «поэзия любви».

Помни, сын, что если у тебя будет желание создать семью, ты должен хорошо проверить себя - готов ли ты выполнить свой гражданский долг («Письма к сыну»).