Запорожская Сечь - один из мировых феноменов, над которым задумывались, который пытались разгадать многие поколения исследователей.
Казаков Сечи называли в народе "святыми рыцарями", их воспели в думах, песнях и легендах. Доблестные запорожцы стали героями множества литературных и художественных произведений. Весьма гордился принадлежностью к казачеству Тарас Григорьевич Шевченко. Именно поэтому он так вдохновенно воспел знаменитое рыцарство в своих произведениях, 1 не удивительно, что образ казака является одним из основных в его поэтическом творчестве. Уже в ранний период творчества Кобзаря фигура казака-рыцаря, защитника народа, его воли и православной веры является своеобразной тоской поэта по прошлому. Подтверждением тому является поэзия "Тарасова ночь". В основу произведения положены события 1630 года, когда состоялся бой казаков против войск польского гетмана С.Конецьпольського под Переяславом. Во главе борьбы стоял Тарас Трясило, который в тесном единении с казаками одерживает победу над врагом. В этой поэме Шевченко высоко превозносит героизм украинского народа в борьбе против внешних врагов. Чтобы лучше раскрыть величие и красоту казацкой доблести, автор прибегает к фигурам Наливайко. Павлюка. Вспоминая былые события, поэт выражает тоску, что где-то делась судьба-воля, о которой теперь только кобзари поют:
Было когда - царили,
И больше не будем!
Той славы казацкой
Век не забудем!
Этот мотив звучит и в поэме "Иван Подкова", в которой главный герой произведения наделен сверхъестественной силой и мужеством. Вот Подкова поднял шапку - и лодки стали, затихло море; надел шапку - и "снова закипело синее море", снова зверюгой стонет бурная природа, а казакам безразлично - они спокойно "плывут себе и поют".
Смелость, отвага, свободное, беспечальной жизни присущи образам рыцарей казачества в поэме "Гамалия".
Обобщенный образ главаря приобретает особое значение. Он всегда с запорожцами, всегда там, где больше всего нужен. Так, плывя в Турцию, Гамалия "впереди и байдаком руководит" . А в бою он всегда в самом пекле, не прячется за казацкие спины, ничего не боится и является примером для подражания. Зримые картины боя в турецкой столице свидетельствуют о казацкую отвагу, воинскую доблесть:
Скутар, словно ад то, пылает,
Через базары кровь течет,
Босфор широкий доливает.
Как будто черные птицы в роще.
Казачество смело летает.
Никто на свете не убежит!
Огонь ожесточенных не печет.
Во время возвращения из похода предводитель плывет последним: "...позади заядлый Гамалия: Орел орлят языков стережет". Как отец он заботится о своих казаков, вместе с ними приобретает славу "на весь мир большой, на всю Украину". Не удивительно, что и рыцари в знак уважения и благодарности своему атаману составляют о нем песню:
Слава тебе, Гамаліє,
На весь мир большой,
На весь мир большой.
На всю Украину,
Не ты дал обществу
Сгинут на чужбине!
Когда хотели подчеркнуть красоту человека, его лучшие черты, говорили: "он казацкого рода", "с него будет добиий казак". Поэтому побывать на Запорожской Сечи было делом чести каждого юноши, который хотел быть достойным рыцарем.
Поэма "Пленник" отражает картину проводов отцом сына на Сечь, где бывалый казак передает в наследство единственному отпрыску свою гордость, силу - казацкое оружие:
Послужи, моя ты оружие,
Молодой еще силе,
Послужи ему так искренне,
Как мне служила!
Дух древних казацких времен, неповторимый героизм рыцарей Сечи воспроизвел Тарас Шевченко в поэме "Монах". Центральной фигурой произведения является Семен Палий, о котором в народе сложено множество песен и легенд. Удалой казак прошел все испытания судьбы. И теперь на склоне лет, по старым запорожским обычаям, он постригся в монахи. И в воображении героя постоянно встают картины славного сечевого братства. Палий тяжело переживает свое бессилие, свое одиночество. Но как настоящий патриот он думает прежде всего об Украине:
... Монах мой встал,
Надел клобук, взял палицу,
Перекрестился, взял четки...
И молиться за Украину
Старый монах направился.
Казацкая доблесть, величие и красота подвига наших славных предков будут жить в віках. их храбрость, высокая мораль, любовь к родной земле является источником национального достоинства украинцев. Поэтому большая тоска за теми давними временами, "страной казаков" звучит в поэзии Т.г.шевченко "К Основьяненко", ибо:
Слава не ляжет;
Не ляжет, а расскажет,
Что творилось в мире,
Чья правда, чья кривда
И чьи мы дети.
Поэта пробирает гордость за славных рыцарей-запорожцев, за казацкий род, которому никогда не будет переводу. А живой голос предков постоянно напоминает нам, современникам, о том, что:
Наша дума, наша песня
Не умрет, не погибнет...
Вот де, люде, наша слава.
Слава Украины!
Борцами "за святую правду-волю" казаки предстают в поэмах Кобзаря "Гайдамаки" и "Холодный яр" Боевые победы гайдамаков, которые изображены в одноименной поэме, свидетельствуют об их военный опыт, изобретательность, храбрость. Захват Шевченко героическими подвигами повстанцев красной нитью проходит через все произведение. Повстанцы для поэта - это настоящие герои, орлы, что на призыв Украины слетелись, чтобы спасать ее. Так бывший наемник Ярема Галайда вместе с главарями восстания - Железняком и Гонтой отчаянно сражается с врагом, проявляя недюжинный героизм:
А Ярема - страшно глянуть -
По три, по четыре
Так и кладет.
В чем секрет казацкой величия и доблести? В любви к родной Украины, в стремлении к свободе. Недаром слово "казак" означало свободного человека, в которой умная голова и сильные руки. Гордые, крепкие, как львы, казаки были достойным примером для подражания. Слава их оживает с каждым днем, как оживает настоящая история нашего народа без прикрас, извращений, правдивая, честная. И проанализированные выше произведения подтверждают, что нельзя уничтожить животворные источники нашей национальной духовности, нельзя обрезать крылья нравственному возрождению украинцев.