Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Графически-стилистическая речь старопечатных книг XVI - XVIII вв

 

Украинская книжная гравюра 16-18 вв. издавна привлекала внимание исследователей.

Не угасает интерес к ней и в наши дни - как у ученых, так и у широкого круга поклонников древней культуры.

Пример смелого, творчески активного освоения захїдного искусства показал Иван Федоров. Прототипами некоторых его фигурных и орнаментальных украшений стали гравюры западноевропейских художников Ергарда Шэна, Ганса Зеебальда Бехама, А. Альдегревера и других. До западных образцов обращались также мастера из Стрятина, Крилоса, Киево-Печерской лавры, известные издатели Спиридон Соболь, Михаил Слезка, Кирилл Ставровецкий, целый ряд граверов 17-18 вв. Творческое усвоение лучших достижений западного искусства не нивелировало национального лицо украинской книги и ее убранство, наоборот, существенно обогащало арсенал изобразительных средств, усиливало, оттеняли ее самобытную своеобразие.

Щедры на неожиданные открытия оказались дальнейшие исследования характерного явления стародрукованого искусства --миграции гравированных досок, клише. Избитые доски с книжными иллюстрациями не изымались из арсенала печатных материалов. Их берегли, ремонтировали, реставрировали и использовали снова и снова. Они переходили из книги в книгу, от одного печатника к другому, из типографии в типографию, нередко попадали и за пределы Украины. Внимательное изучение этого феномена нашей древней книги, начатое М. О. Макаренко и А. С. Зьорновою, позволило сделать ряд важных наблюдений, уточнить датировку друків, гравюр, точнее определить, когда и где работал тот или иной гравер.

Ранее считалось, что в украинском книгопечатании гравюра на металле - мідьорит и офорт - с"появились только во второй половине 17 в. Такое позднее усвоение новой гравировальной техники, которая по сравнению с гравюрой на дереве (ксилографією) давала более широкие изобразительные возможности, вызвало удивление. Ведь мідьорит уже с 15 в. был известен в западной книге, в начале 17 в. появился в белорусско-литовском книгопечатании, которое развивалось примерно в одинаковых с Украиной условиях. Энергичные поиски в этом направлении увенчались успехом. Еще Иван Федоров, как оказалось, ходатайствовал об убранстве своего творения - острожской Библии - гравюрами, отраженными из резных металлических форм, но по каким-то пока не установленных причин не смог осуществить своего замысла. Это сделали вскоре другие печатники - его последователи. Использование мідьоритів теперь зафиксировано в нескольких львовских латиномовних изданиях первой половины 17 в., начиная с 1615 года, и в киевских - кириллическом 1628-го и латиномовних 1641 и 1645 гг. Вот почему среди украинских граверов второй половины 17 в. выросли такие выдающиеся мастера гравюры на металле, как Леонтий и Александр Тарасевичі, Иван Щирский, Лаврентий Крщонович, Никодим Зубрицкий, а впоследствии - Даниил Галяховський, Иван Мигур, Оверкій Козачківський, Григорий Левицкий, которые зажили всеевропейской славы.

Развивая традиции художников книжной миниатюры, мастера украинских старопечатных книг вписали яркую страницу в историю отечественной культуры. Они создали книги, являются настоящими художественными шедеврами - с их неповторимым собственным лицом, особой красотой кириллических шрифтов, композиции листа, титульными гравюрами, фронтиспісами, сюжетными иллюстрациями, заставками, заглавными буквами. Глубиной содержания, искренностью высказывания, яркостью и лаконизмом художественных средств эти украшения в целом составляют оригинальное, самобытное явление в мировом искусстве.

Доходчивые и внятные, проникнуты гуманистическими идеями, они вкарбовувались в сознание современников как живые исторические аналогии, перекликались с явлениями окружающей действительности, звали к протесту и борьбе.

Общественно-историческое развитие украинского народа затруднился тем, что соседние государства, спасены Киевской Русью от монгольского нашествия, направили агрессивные действия против нее самой, воспользовавшись стремление трудового народа освободиться из-под татарского ига.

Социально-экономическое развитие углубляет дифференциацию ремесленников, которые отошли от сельского хозяйства. Расширяется номенклатура изделий, связанных не только с обслуживанием потребностей населения, но и с военно-вооруженной, архитектурно-строительной и художественной сферами.

Гуманистические идеи, что впервые оказались в культуре Италии, быстро проникают в другие страны, в том числе и восточноевропейские. Именно этим обуславливается эволюция стилей искусств, в памяти"палатках письменности наблюдаем уклон от религиозного содержания в поучительного с элементами светского характера.

Развитие духовной жизни народа, а следовательно и всех видов искусства определялся социально-экономическими и политическими условиями. Со второй половины 16 в. большинство земель Украины в результате Люблинской унии 1569 г. оказалась в составе Польши. В 1596 г. было введено Брестскую церковную унию, усилилась эксплуатация крестьян, основанная на крепостном труде. Польская шляхта и украинские паны захватывали новые и новые земли, нещадно эксплуатировали население.

Для відпору этой экспансии на Украине возникают общественные и национально-религиозные объединения - братства, а также ремесленные цеха. Братства разворачивают просветительскую деятельность, организуют школы, типографии.

Освободительная антифеодальная борьба народа влияла как на его мировоззрение, так и на эстетические предпочтения. От искусства требовалось создание новых образов, не столь изящных, но более дохідливих и понятных массам. Художники стремились свободного истолкование ареопагитик канонических сюжетов, представление их, предоставляли своим картинам национальной формы. Персонажи изобразительного искусства доставали большую индивидуальную выразительность и змальовувались в реальном окружении. Под влиянием вкусов ремесленно-крестьянских слоев искусство стало теснее связан решаться с жизнью, пыталось ответить на эстетические и идейные запросы своего времени.

Уже в 15 в. в Европе интенсивно развиваются экономика, культура, политическая жизнь. Необходимость расширения знаний в различных отраслях производства, в торговле, науке, образовании побудила к настоятельных поисков простых средств, дешевого и быстрого изготовления книг. И такое изобретение осуществил в 40-х годах 15 века. Иоганн Гутенберг в Германии. Новое изобретение быстро, как на те времена, распространился по всей Европе.

Если раньше для изготовления рукописной книги надо было забить целое стадо телят, чтобы изготовить из их кожи нужное количество пергамента, то теперь бумагу производили мануфактурним способом, используя энергию ветра и воды, что было быстрее и дешевле. Рукописная книга, кроме того, что была очень дорога, каждый раз переписывалась в одном экземпляре. Печатная же выдавалась в сотнях и тысячах экземпляров.

Сначала печатная книга последовала рукописную - как в средствах отделка титульных листов и фронтиспісів, так и в шрифтовом оформлении - кириллические шрифты близки к рукописного полуустава. Стремясь предоставить своим изданием красоты и нарядности, первопечатники обращались к художников-миниатюристов, которые разрисовывали обрамление, заставки, концовки и заглавные буквы.

В рукописных книгах в начале была только название, исполнители письма и украшений упоминались редко. Новый способ изготовления книг наполняет сердца печатников законной гордостью, сознанием собственного достоинства, значимости своего труда, поэтому на титульном листе указывается рядом с названием произведения и фамилия печатника, сведения о том, по чьей участием или чей счет, кто, где и когда издал книгу.

Изготовление печатной книги требовало объединения усилий значительного числа людей разных профессий, а основания типографии - преодоление многочисленных трудностей: нужны были значительные средства на приобретение печатного станка и другого оборудования, на изготовление шрифтов, покупку бумаги или налаживание его производства.

Быстрому становлению книгопечатания на Украине способствовало развитие ремесел, которые затем использовали печатники, в частности золотарство с тиснением, литье пушек и колоколов с надписями, чеканки монет и печатей с помощью пуансонов. Палітурництво существовало задолго до книгопечатания, и его без существенных изменений использовали печатники. Древней была традиция набивок - перенос изображений с доски на ткани. Подобным способом изготавливали колтрини (обои), игральные карты. Так и станковые гравюры начали изготавливать раньше книжные.

Печатный станок имел вид пресса, что прижимал бумагу к набору с помощью металлического винта. Были здесь еще рамы для набора и две отшлифованные металлические доски - нижняя и верхняя.

Буквы отливали в медных формах (матрицах), выбитых пуансонами - сначала из олова, а позже из смеси свинца, олова, сурьмы и железа.

Бумага старопечатных книг в основном высокого качества - белый с водяными знаками (филигранями) и добротной фактурой поверхности, время теплого оттенка старой слоновой кости. Эта бумага хорошо впитывает краски, от чего печать имеет привлекательный бархатистый вид.

Напрестольные Евангелия часто одевали в металлические одежды, серебряные или позолоченные. В древнейших образцах это были только боковики и средники, на бархате, преимущественно красного цвета, впоследствии - сплошные металлические пластины.

На оправах 16 - первой половины 17 в. рисунки на металлических наугольниках и в середнику выгравированы, но уже со второй половины 17 в. преобладают рельефы - как орнаментальные, так и сюжетные. Иногда, чтобы придать книге большей нарядности, применяли одновременно золочения и серебрения, что помогало золотареві лучше выявить композицию, выделить основные элементы. Большое внимание уделялось заглавному листу-титула и следующем - фронтиспісу, а также заставкам перед текстом, заглавным буквам и конечностям.

Украинские старопечатные отличаются чрезвычайным разнообразием и индивидуальными приметами отделки. В украинских изданиях 16 - начале 18 вв. прослеживаются своеобразные черты в оформлении титульного листа, в заставках, концовках, ілюстраціях.На обратной стороне входного листа (титула) в основном помещались сюжетные гравюры, иногда герб, связан не с содержанием книги, а с тем лицом, на чьи средства она выдана, или с местом издания, а также тексты в честь меценатов и благотворителей, авторов книг, печатников, издателей. Книги с любовью украшали заставками, стоявших перед началом текста. В ранних друках они имели растительный орнамент, а впоследствии их стали дополнять композицию фигурными и сюжетными изображениями.

Видное место отводилось иллюстративной гравюре; она не только украшала книгу, но и облегчала восприятие текста, дополняла его.

Гравюры-заставки, концовки и рамки выполняют роль цезуры, отмечают начало раздела или важные места, требующие выделения. Украинским старопечатным изданиям свойственны особый лаконизм и выразительность художественного языка, монументальность в структуре и композиции, в трактовке фигур и окружения.

Украинское книгопечатание основал Иван Федоров. Своей издательской и культурно-образовательной деятельностью он дал новый импульс развитию книгопечатания в Москве, Белоруссии и на Украине. Апостол, изданный им в 1564 году в Москве, является первой точно датированной русской книгой. Выданный им же в 1574 г. во Львове Апостол положил начало непрерывном украинскому книгопечатанию.

Иван Федоров родился около 1528 г. Он был дьяконом церкви Николы Гостунського в Кремле. Царь Иван IV приказал Федорову вместе с Петром Мстиславцем учредить типографию и дал на это средства. Выданный здесь Апостол является выдающимся произведением печати и графического искусства, красотой шрифтов, совершенством печати и богатством украшений превзошел напечатано до того в анонимных российских изданиях.

в 1572 году Федоров переселился во Львов, где восстанавливает типографское дело. Помогли ему в этом львовские ремесленники и члены братства - объединение украинских мещан. 25 февраля 1573 г. он начал, а 15 февраля 1574 г. окончил печатание Апостола - много украшен заставками, концовками и ініціальними буквами и фронтиспісом с изображением книги автора - евангелиста Луки. Того же 1574 года Федоров издал еще и Букварь - небольшого формата, но красиво украшенный. Это была первая светская книга в східнослав славянских народов.

1578 г. вышел букварь с подборкой церковнослав славянских и греческих текстов, 1580 г. - Новый Завет Псалтырь, а еще через год - Библия.

Отличительной чертой федоровських друків является их высокая исполнительская культура. Они воспринимаются как единое художественное произведение. Большое внимание уделял Федоров организации страницы, ввел новые элементы - колонцифри, колонтитулы, сигнатуры, разработал целую систему выделений в тексте, надписей на берегах. Широко применял красную краску не только для инициалов, но и для выделения заголовков и текста, которому придавал особое значение. Не меньшее значение придавалось декоративным элементам - сюжетным гравюрам, титулам, заставкам, конечностям и большим инициалам.

В стиле орнаментальных украшений друків Федорова находим аналогии с мотивами миниатюр украинских рукописных книг 15-16 ст., в которых видное место занимают соединены элементы античного и ренессансного искусства. Они своеобразно перетлумачені на прозрачную и внятную язык черно-белой гравюры на дереве, которую так широко применял Федоров в своих друках. Находим в них и абстрактное геометрическое плетение, что иногда встречается вместе с растительными мотивами в рукописной книге.

В поэтическом воображении граверов часто сочетаются красный и черный цвета. Тактично, с любовью применял их и Федоров, вводя в черный текст красный цвет. Когда же орнаменты в заставках и инициалах однотонные, то воспринимаются как серебряная чернь на бархатно-черном фоне.

Заставки созданы граверами федоровского круга, несут на себе карб особенностей украинского декоративного искусства. В заставках к львовских изданий отдается предпочтение черной плоскости, которая хорошо расположена между растительным орнаментом ренессансных форм. Этот стилевой средство достиг наивысшего развития в острожских изданиях. Композиции заставок на удивление разнообразны: в одних в центре вазон с веточки, завитки которого стелются по бокам, а в других - картуши, стилизованные плоды и цветы. В таком же стиле выполнено и инициалы, которые производят эффектное впечатление благодаря обрамлению хрупким белым орнаментом на черной плоскости. Орнаменты заставок и инициалов острожских изданий схожи с орнаментами таких шедевров украинских рукописных памятников, как Пересопницкое евангелие.

Если в орнаментах изданий Федорова заметный большое влияние ренессансных мотивов, то в изображении евангелиста Луки на гравюре они менее заметны: авторы, предоставляя определенной собранности личности и индивидуализации черт лица, передачи его особенностей, приближаются к народной гравюры иконописного характера.

Развитие украинского книгопечатания после Федорова происходил в условиях дальнейшего обострения социальной борьбы. Польские и украинские магнаты, шляхта, католическое и униатское духовенство пренебрегали украинские традиции, тормозили развитие национальной культуры.

Еще с середины 16 в. происходит смена арсенала художественных средств с тяготением к реализму. Единство стилей в литературе и различных видах искусства - живописи, архитектуре, різьбярстві, прикладного-декоративных изделиях - объясняется общими эстетическими принципами. Арка-портал, как и классические растительные орнаменты, своеобразно перетлумачені или в чистом виде, господствуют в жилищной, дворцовой, культовой и оборонной архитектуре, в резьбе, в интер"ерах, в иконостасах, на киотах, в изделиях ювелирного и литья, в украшении рукописных и печатных книг, гаптуванні и вышивке.

В конце 16 в. - первой половине 17 в., кроме главных стационарных типографий, действовавших во Львове, Остроге, Киево-Печерской лавре, -- возникают передвижные типографии - в Дермани, Стрятине, Крылосе, Уневе, типография Павла Телки, что побывала в Венграх, в Галиции и в Луцке, Четверти и Черной на Волыни; типография Кирилла Транквилиона Ставровецкого - в Почаеве, Рахману и Чернигове; Тимофея Вербицкого - в Киеве, а затем в Белоруссии.

Вместе с увеличением количества типографий возросло и численность книг и их тиражей, достигали 600-1200, а учебников - 6000 экземпляров. Тематика их разнообразна.

Какую бы книгу наши печатники не выдавали, они всегда заботились о ее художественном оформлении. Тем-то Захария Копыстенский в предисловии к Триоди постной 1627 г. отмечает, что она "многим трудом и художественное выдана", потому что имеет 125 гравюр с 84 досок.

Свою деятельность после Ивана Федорова Острожская типография возобновила около 1583 г. и просуществовала до 1612 г. Большинство ее изданий - полемические произведения, направленные против унии, что и обусловило сдержанное убранство острожских друків. Например, титульная страница Книжиці (1598) имеет лишь орнаментальную наборну рамку в виде скромной черной мережки, что мотивами перекликается с произведениями народного прикладного-декоративного искусства. В верхней части листа красивым шрифтом набрано заглавие, а в нижний - размещено три заставки с растительным орнаментом. Зато "Книга о постничестві" Василия Великого (1594) имеет красивое оформление, повторенное частично из предыдущих друків. Привлекает внимание фронтиспіс с изображением автора книги. Архитектурная рамка здесь очень сложная, в ней причудливо сочетаются разнородные элементы, хотя они не достаточно согласованы, композиция немного перегружена. Внизу фронтиспіса, в центре, изображены городские ворота, возможно, Острожской, к которой по бокам примыкает аркада.

Гравер в этом произведении пытается преодолеть плоскостной стиль, стремясь к об"объемного изображения в трехмерном пространстве. Ловко нарисовано фигура Василия Великого. У него маленькая голова, вытянутая шея, узкие плечи, но вместе с тем плоскость гравюры хорошо заполнена, красиво аранжировано на белом фоне черно-серые пятна штриха. Стилистические особенности этого фронтиспіса подобные гравюр евангелистов, напечатанных П. Бериндою.

Шагом вперед в развитии украинской гравюры на дереве есть издание Стрятинської (1603-1606) и Крилоская (1606) типографий, владельцами которых были братья Гедеон и Федор Балабани. Хоть там было издано всего три книги: в Стрятине Служебник (1604) и Требник (1606), в Крылосе - "Евангелие учительное..." (1606), однако их роль в развитии искусства украинской печатной книги трудно переоценить. Граверы этих книг тесно связаны с львовской художественной школой.

В Стрятинському Служебнике и Требнике для украшения титула использованы уже знакомые нам архитектурные мотивы арки, но трактованы они здесь своеобразно. Две орнаментированные пилястры несут арку лучковой формы с маскароном, что держит гирлянды овощей и цветов. Формой эти пилястры напоминают орнаменты герба князей Острожских в "Правилах истинного живота христианского", только пилоны подано в перспективе. В основе арки вдоль герба учредителей типографии Балабанов изображены два однороги. В Служебнике привлекают внимание три одинаковые по композиции гравюры святителей. В рамке арочной формы, покрытой пізньоренесансним орнаментом и трипроменевими розетками в тимпанах, выгравировано фронтально поставленные большие, монументальные фигуры. До этих изображений очень подобные акварельно-гуашевые миниатюры в рукописном Требнике Ивана Боярского (1632). Однако в орнаментах на рамках гравюр есть некоторые различия, обусловленные разной техникой исполнения. Здесь они состоят из геометрических элементов, тогда как в миниатюре имеют преимущественно растительный, ренессансный характер, иногда с геометрическими деталями, характерными для гравюры.

В стрятинських друках искусно выполненные заставки, в которых четко выделяются черные орнаменты с вплетенными в них мифологическими существами. В П-образной заставке есть сюжет "Венчание", а по бокам - вазоны с побегами орнаментов и ангелами над ними. Автор этих заставок и инициалов достигает эффекта контрастом светлого фона и черных сочных орнаментов.

В связи с материальным затруднением прекращает свою деятельность львовская типография, что в 1616 г. играла ведущую роль, а также закрываются Стрятинська, Крилоская и Острожская типографии. Видное место в украинском книгопечатании заняла типография Печерского монастыря в Киеве, основанная где-то между 1606 и 1616 годами на базе Стрятинської, которую приобрел архимандрит Киево-Печерской лавры Елисей Плетенський, и этим "воскресил типографию, припалую пылью".

Киевские граверы в совершенстве овладели техникой гравюры по дереву, выработали собственный стиль, расширили сюжетный репертуар и оригинальные образные средства, ввели в гравюру как необходим равноправный компонент ландшафт, фольклорные элементы, бытовые реалии, архитектуру. Их работам присущи особая теплота и лиризм. На первый взгляд эти гравюры чрезвычайно просты, но при увжнішому рассмотрении проступают тонкости художественного исполнения: в них выразительно, мастерски, сильно воплощено искренность чувства, поэтическое восприятие мира. В их персонажей почти нет ничего надособистого, а если это иногда и проглядывает, то едва заметно, а самое обычное, человеческое возвышается до уровня высокой поэзии.

Как и предыдущие мастера, киевские печатники пристальное внимание уделяли титульном листе, фронтиспісу, сюжетной гравюре и заставке. И хотя основным мотивом титульных листов остается рамка в форме арки, характерная для стрятинських и львовских друків, однако киевские художники внесли в своих изданий много новых разнообразных элементов. Показателен в этом отношении титул Анфологиона (1619). Он сложный, насыщенный декоративными элементами и сюжетными изображениями: на пилонах арки выгравированы святые Антоний и Феодосий (основатели Печерского монастыря), с обеих сторон, в кругах - евангелисты, в центре, в верхней части композиции - трехбанная церковь с "Успением" на ее фасаде.

Еще интереснее титул книги Иоанна Златоуста "Беседы на 14 посланной святого апостола Павла" (1623), повторен в книге "Імнологія, си есть Піснословіє" (1630). Здесь впервые введено изображения сооружений Печерского монастыря - Успенского собора, Ближних и Дальних пещер.

В оформлении титульных листов все больше внимания уделяется растительным орнаментам, а в сюжетных композициях - правдивому воспроизведению окружающей действительности: внешнего и внутреннего видов сооружений, мебели, одежды, местной растительности, животных и т.д. Иногда на обороте титула вмещали гравюры "Успения" или "Вседержителя" в окружении сюжетных клейм или растительных орнаментов.

Показателен в этом отношении выполненный мастером Ильей титульный лист книги "Евхологион, альбо Молитвослов, или Требник" (1646), что его заключил Петр Могила. Благодаря тому, что светлого фона бумаги мало, а тоненькие штрихи и густо уложены, весь лист имеет вид легкой мережки. В семи больших, вертикально поставленных овалах изображены сцены "таинств", в двенадцати меньших - "страсти", а также арка с красно-черной надписью. В таких титулах, если их долго рассматривать, можно обнаруживать все новые и новые детали - в группировке фигур, в изображении одежды, интерьеров.

В Киеве впервые в украинском книгопечатании выдано поэтическое произведение светского содержания: Касиян Сакович, "Стихи на жалосний погреб зацного рыцаря Петра Конашевича Сагайдачного" (1622), иллюстрированный несколькими гравюрами, которыми, по сути, основан в нас жанр исторической, пейзажной, батальной и портретной гравюры.

в 1630 году после длительного перерыва (с 1616 г.) возобновила свою деятельность Львовская братская типография. А в 1638 г. во Львове возникает еще один очаг книгопечатания - частная типография Михаила Слезки, которая просуществовала до 1667 г.

Среди львовских друків с художественной точки зрения заслуживают внимания выданные братской типографией Октоих (1630), украшения которого повторены в переизданиях 1639 и 1644 гг., "Анфологион ..." (1632), переизданный в 1638, 1641 и 1643 гг. и Евангелие (1636), иллюстрации которого повторены много раз в 17 и 18 вв. Это Евангелие привлекает титулом, где, кроме абриса для заголовка, весь лист представляет собой орнаментальное плетение виноградной лозы, среди которой, вверху арки, помещены в круглых медальонах изображения апостолов, пророков и "Моления", а в основе - "Успение". Автор рамки титула - львовский гравер Георгий. Четыре фронтиспіси с евангелистами оттесненные из досок, изготовленных еще в 1616 г. мастером, принадлежавший к кругу Памва Беринды, а возможно, и им самим.

Как львовские, так и киевские издания дают богатый материал для исследования общих стилистических тенденций украинской гравюры в целом и творческого почерка мастеров. Внимательнее присмотревшись к гравюр киевских изданий - таких, как "Анфологион, или Минео праздничная" (1619), можно заметить несколько архаичный характер этих иллюстраций, тяготеет к византийского искусства.

Уже с начала 17 в., кроме иллюстраций для книг, с деревянных клише відтискували немало эстампов, среди которых особое распространение получили "печерские листки", что на них изображались пейзажи городов, ландшафтов, а также библейские сюжеты. К сожалению, их сохранилось мало. Представление о них может дать гравюра "Неопалимая купина" (1626). Композиция здесь представляет собой сложное переплетение сочных линий, образующих восьмилучевую звезду. На омофорі Богоматери расшитой изображения ангелов. В лучах по горизонтали и вертикали - ангелы инея и росы, грома и молний, радуги, мороза, ветра, молитвы, раскаяния, а ниже - ангелы ярости и гнева, надежды и страха. Все лучи и направление движения ангелов ведут к центру звезды с фигурой богоматери. Таким образом в сети штрихов выделено средник с основным сюжетом.

На всех этапах истории украинского книгопечатания и гравюры наблюдаются тесные связи между киевскими и львовскими издателями и художниками. Они обменивались не только шрифты, клише, а бывало сами выезжали в город, в котором готовилось то или иное издание. Вот почему иллюстрации одних и тех же мастеров встречаются как в киевских, так и в львовских изданиях. И хотя этих мастеров можно объединить в одну школу украинского дереворит, каждый из них представляет собой неповторимую индивидуальность.

Львовский гравер Георгий работал в 30-40-х годах 17 века. Его произведения встречаются в изданиях львовской Братской типографии - Евангелие (1636, 1644, 1690 и 1743 гг.), Октоїхах (1639 и 1644 гг.). Внимание привлекают титульные листы этих изданий, сохраняющих традиционную арку для заголовка, в тимпанах которой выгравированы головки ангелов. Георгий любил умеренную густоту штрихов, хорошо ритував, в пропорциях фигур и лиц придерживался предписаний ренессансной эстетики. Это хорошо видно, например, на гравюре "Вседержитель" - "Акафисты ..." (1624), повтореній в Евангелии 1636 г. Как и художники Киева, Георгий склонен к монументализации образов. Его "Расп"новаций" в Евангелии (1636) - это величественная композиция, развернутая фронтально по плоскости, а три креста и четыре лица пристоячих занимают почти весь формат гравюры. Фигуры создают особую атмосферу значимости события. Чтобы не вносить элемента, который бы снизил высокий пафос, автор не показывает воинов, которые, по Евангелию, разыгрывали облачения Христа. Возможно, Георгию принадлежат еще и другие гравюры в этой книге, которые по манере исполнения подобные подписанных им работ.

Народная эстетика повлияла на творчество одного из самых плодовитых и оригинальных граверов 17 ст. Илью. Он длительное время выполнял самые разнообразные гравюры в киевских и львовских изданий. Среди них особенно интересны большие титульные листы к Требника (Киев, 1646), фронтиспіси с апостолами в роскошных интер"ерах к Апостолу (Львов, 1639), украшен заставками, концовками и гербами. Наиболее известны его гравюры к Требника (1646), Патерика Печерского (Киев, 1646, 1661), Библии (не изданной).

Илья умел скупыми штрихами, отдельными деталями передать глубину интерьера.

Изобретательность Ильи оказывается в сложных композициях титульных листов и больших сюжетных заставок. В каждой гравюре он стремится как можно лучше донести до зрителя содержание. Удивления достойно богатство и неисчерпаемость его фантазии. Достаточно указать, что на титуле Требника (1646) со сценами семи таинств и сценами страстей, выгравировано эпизоды, в которых изображено от четырех до двадцати человек, размещенных на фоне архитектурных сооружений или в интерьере. Выразительности этим листам придает своеобразная манера, свойственная только Ильи, -- густо штриховать изображения. Только в тех случаях, когда он стремится придать иллюстрациям легкости и прозрачности, штрихи кладет разреженно.

Заставки к этой книги - настоящие шедевры, ясные содержанию, яркие по форме, легкие и тонкие композиционно. Сочный орнамент четко обрисовывает форму заставки, силуэтом подобная картуша благодаря густо возложенной горизонтальным штрихам между орнаментом. В заставке "Тайна миропомазания" прекрасно изображен интерьер, в котором происходит эта жанровая сцена.

Об одаренности Ильи, его наклон к строгой монументальности свидетельствуют и гравюры, которыми он должен был украсить Библию. Источником для них послужили иллюстрации голландского художника, гравера и издателя Пискатора к Библии, вышедшей в Амстердаме 1614, 1639, 1643 и 1650 гг. Эти иллюстрации Илья творчески переосмыслил. Его композиции лаконичны, в них меньше действующих лиц, отсутствуют второстепенные детали, а в пейзаже внесено много характерных сооружений, пейзажей родного города и отечественной архитектуры, бытовых деталей, изображений местных домашних и диких животных.

Освободительная война 1648-1654 гг. и воссоединение единения Украины с Россией оказали огромное влияние на историческое развитие украинского народа.

Художественное творчество Украины этих времен проникнута пафосом освободительной борьбы, демократическими идеями. Она развивалась в условиях консолидации прогрессивных сил украинского народа, национального самоутверждения, обострение классовых противоречий и усиление сопротивления против татаро-турецких захватчиков и польско-шляхетских поработителей на Правобережье. Рос интерес к этике, морали, к познанию окружающего мира. Это положило выразительный карб на все виды искусства, определив его реалистическую тенденцию, придав его образу истинной человечности, величия и торжественности.

Значительное влияние на книгопечатание оказало расширение духовных интересов и запросов людей того времени. Об этом мы можем судить, в частности, в больших библиотеках, принадлежащих учебным заведениям, монастырям и частным лицам. Здесь были книги по различным отраслям знаний, среди которых особенно часто находим труда гуманитарных наук и искусства в немецких, итальянских, французских, голландских, польских изданиях.

Специфика культуры в эту эпоху определялась также и тем, что в общественной жизни значительно увеличился удельный вес городских ремесленных и крестьянских масс. Именно их запросы и требования повлияли на художников, и благодаря им вся культура стала приобретать демократического направления. В искусство и литературу все больше вливалось свежих сил, поднявшихся из народных глубин. Они внесли в духовную жизнь общества просветительские веяния, гуманизм. Писатели, как, например, воспитанник Киевской академии Феофан Прокопович, защищали и распространяли научные теории Галилея и Коперника.

Приказом Петра I от 5 октября 1720 г. Киево-Печерской типографии было запрещено печатать любые книги, кроме богослужебных, но и их надлежало "для совершенного согласия с Великоросийскими произведут прежде печати ...дабы никакой розни и особого наречия во оных не было". Поскольку запрет 1720 г. не касалась художественного оформления, киевские и черниговские граверы имели возможность развивать свое искусство.

В 50-х годах 18 в. на Украине начинается завершающий этап в развитии стиля барокко. В эволюции художественной культуры этой эпохи прихотливо сочетаются ренессансные и барочные эстетические принципы. Всеохватность европейского искусства тех времен вовсе не означала, что самобытность национальных культур растворилась в мировых художественных стилях. Своими большими достижениями оно зобов"связано именно вклада каждого народа. Новые находки давали художникам возможность выражать высокие и прогрессивные идеи - превозносить родину, национальную гордость, подносить этическую и моральную самоценность человеческой личности. Эти идеи были близки и понятны народу, что и обусловило распространение в различных странах новых художественных стилей и методов.

На фоне общеевропейского искусства украинские художники вышивали и свой оригинальный узор во всех видах и жанрах с присущими различным стилям особенностями: для ренессанса - величественной торжественностью, равновесием и гармонией; для барокко - динамикой сложных композиций, контрастной игрой светотени, великолепием архитектурно-орнаментальных украшений, алегоричністю, символикой, экспрессией образов. Украинское книгопечатание и графика второй половины 17-18 вв. - чрезвычайно яркое и плодотворное культурное явление. Тогдашние украинские книжные гравюры декоративной красотой и окрашенной фольклорной непосредственностью и гуманизмом, искренностью высказывания достигли западноевропейского уровня.

Граверы, работавшие на Украине в 18 в., в основном еще анонимные, но имена многих из них уже известны - около ста человек. По сравнению с предыдущей эпохой, все большее число мастеров заявляют о своей индивидуальности. Среди них прежде всего надо назвать Александра и Леонтия Тарасевича, Л. Крщоновича, И. Щирського, Федора А., И. Мигуру, Д. Галяховського, М. Карновски, Н. Зубрицкого, Г. Левицкого, Адама и Иосифа Гочемських, Георгия, Макария, Я. Кончаковского. Именно их творчества тогдашняя украинская гравюра обязан своим стремительным взлетом, высоким профессионализмом, тематическим разнообразием.

Большинство названных граверов работала в новой графической технике - мідьориті, то есть ритуванні - исполнении резцом изображения на отполированных, как зеркало, медных пластинках. Новая техника была сложна и требовала большего, чем гравюра на дереве, давления винтового пресса, но она давала большие преимущества: благодаря ей можно было выявлять светотеневое моделирование формы, точнее передавать с помощью малозаметных, словно паутина, линий все ее нюансы, игру света и не только линейную перспективу, но и воздушную, строить пространство, позволяла тонко, как в живописи, "играть" световыми эффектами.

Впоследствии стал распространяться также офорт - гравюра на металле с помощью травления кислотой. Этот способ гравировки имел более широкие технические возможности в плане более детального моделирования формы, передачи об"емкости и многоплановости пейзажа. Офорт часто готовился к печати на отдельных листах, которые вклеивались в книгу или распространяли в розницу.

Украинские мастера в полной мере воспользовались новой техникой гравюры. Первые мідьорити на Украине появились еще в начале 17 в. в книгах, печатных украинском, латинском и польском языках, а также в виде отдельных оттисков - "бумажных иконок" и других эстампов. Но настоящего расцвета гравюра на меди достигает на Украине между 70-80-ми годами 17ст., когда на родину из-за границы вернулись Александр и Леонтий Тарасевичі и их ученики. Возглавив лаврскую художественную мастерскую в Киеве, В. Тарасевич несравненно высоко поднял профессионализм граверської дела, подготовил целую плеяду талантливых художников, поэтому его следует считать подлинным основателем украинской гравюры на меди.

Если в предыдущие сутки наибольшее распространение получила книжная гравюра, а эстампная - менее, то с конца 17 в. и на протяжении всего 18 в. рядом с ней приобретает популярность эстампная гравюра. Значительное место занимают панегирические по тематике произведения, приветственные адреса, об"явы, геральдика. Любимыми становятся символическая и гербовая эмблематика, тезисы (объявление в научных диспутов в Киевской академии и в коллегиумах, эпитафии и различные аллегорические композиции). Особого расцвета достигает графический портрет. Великолепие, декоративная красота и торжественность этих произведений были призваны поднимать престиж науки на Украине, выдающихся деятелей культуры, представителей церкви и гетьмансько-старшинской верхушки. С утверждением мідьориту жанровый корпус в украинской гравюре приобретает явных реалистических черт.

В украинском граверстві второй половины 17 - начала 18 в. господствовали многочисленные направления, большое разнообразие творческих личностей, среди которых выделялись яркие индивидуальности, с присущими каждому из них своеобразными манерами, любимым жанровым репертуаром сюжетов, композиционными находками. Если отдельные мастера по требованию заказчика или по собственному усмотрению и обращались к произведениям своих предшественников или иностранных образцов, то они не копировали, а творчески перетлумачували их. Скорее в них можно увидеть иконографическое подражания.

К таким мастерам принадлежит анонимный гравер, который украсил гравировкой "Минею общего" (Киев, 1680) и Требник (Киев, 1681). Заставки к "Минее общої" имеющих прямоугольный формат, образованный энергично гравированным растительным орнаментом. В центре каждой заставки на образец картуша помещены маленькие сценки на евангельские сюжеты. В других они компонуются в виде маленького триптиха, как, например, "Представление святого равноапостольного великого князя Владимира, самодержца русские земли". В середнику - Владимир, а по бокам его сыновья, мученники и заместители Руси - Борис и Глеб.

Штрих у этого художника прямой, ритмичный и негустой, поэтому равномерно распределенный свет придает им красивого вида кружева или плетения. Только в иллюстрации "Богоявление" в изображении реки он применяет волнистые линии.

Не менее оригинальны также его заставки - орнаментальные и сюжетные, он с удовольствием вплетает или зайчиков, или птичек. В отдельных из них еще проглядывают даже древние мотивы резьбы и отделки рукописей тератологічними орнаментами (из пасти дракона вырастает стилизованный цветок). Однако в гравюрах они выполнены в стиле Ренессанса, тогда как в рукописях и у древних різьбярстві и архитектуре - в византийском.

Мастера гравюры второй половины 17 - начала 18 в. бережно берегли и дальше развивали художественные традиции своих предшественников. Это касается и львов"ян Василия Ушакевича, Ивана Глинского, Афанасия Клирика, Никодима Зубрицкого и Дионисия Синкевича. В эти сутки больше всего нового внесли в искусство гравюры киевские, новгород-северские, черниговские и почаевские мастера, и не так в технике, как в стиль, в идейно-образное содержание.

Львовские мастера и дальше продолжали работать в технике гравюры по дереву, ловко используя все его возможности.

Среди львовских мастеров этого периода едва ли не первое место принадлежит талантливому граверові на дереве, меди и офорта Никодиму Зубрицкому, который оставил очень богатое творческое наследие. Не было на то время ни одной типографии на Украине, где бы не выходили книги с его иллюстрациями. Зубрицкому присущ лаконизм, образность, уверен рисунок, оригинальные композиции, которым он придает величественности и монументальности или документальной достоверности архитектуры и ландшафта. Его "Осада Почаева турками" - один из лучших образцов батального жанра в тогдашней гравюре.

Граверы первой половины 18 в., и в первую очередь Козачковский, любили изображать пейзажи, предавались любви в художественной выразительной форме, изысканных динамических композициях. Этим они оказали значительное влияние на одного из самых одаренных мастеров украинской гравюры - Григория Левицкого.

Григорий Кириллович Левицкий родился около 1697 г. в с. Маячка на Полтавщине, умер там же 1769 г. Граверського искусства учился во Вроцлаве. Получил хорошее образование, овладел греческим, латинским,польским и немецким языками.

Искусный рисовальщик, мастер композиции, Г. Левицкий имел безупречный вкус. Продолжая дело Александра и Леонтия Тарасевича, И. Щирського, А. Козачковского, он блестяще соединил в своем творчестве достижения западноевропейского и украинского искусства.

Один из лучших его произведений - тезис в честь Рафаила Заборовского, киевского метрополита, мецената и знатока искусства. Этот огромный мідьорит разделена по вертикали на две боковые узкие и среднюю широкую полосу. На боковых изображены четырнадцать сюжетов в клеймах с киевскими пейзажами - Подола, верхнего Киева, Киево-Печерской лавры, здания Академии - и различные аллегории наук. В середнику внизу вокруг картуша награвірувано четыре аллегорические женские фигуры, олицетворяющие отдельные отрасли знания. Над картушем - герб Заборовского, еще выше - его портрет. В завершении помещено скрижаль, от которой расходятся лучи. Пейзажи Киева, его архитектурные памятники изображены документально точно, а фигуры вокруг картушей - с исключительным разнообразием и пластичностью, с гармоничным и декоративным светотеневой узором. Вся композиці проникнутая пафосом возвеличивание человеческой деятельности, ума. В ярких образах Левицкий прославляет мудрость, образование и науку как высшее проявление гуманизма своей эпохи.

Влияния творчества Г. Левицкого претерпело немало мастеров середины 18 века. Среди них следует назвать Макария, который вместе с Левицким выполнял гравюры к "Діяній и посланной апостолов" (Киев, 1738, 1752).

Влияние Г. Левицкого ощутим и в отделке Евангелия (Киев, 1759) и "Діяній апостолов" (Киев, 1784), над гравюрами к которым работало несколько мастеров. Среди них близки между собой по манере исполнения Филалет и Ириней.

В киевских изданиях 1740-1760-х годов появляется много новых оригинальных иллюстраций и сюжетных заставок в Тріодіоні (Киев, 1761) или в Псалтыри (Киев, 1742). Форма заставок самая разнообразная, они имеют прихотливые орнаментальные обрамления, в которых помещены чаще всего одну, редко две сцены. Размещен симметрично густой растительный орнамент наритовано с большой экспрессией. В конечностях появляются сюжетные элементы. Симметрия бывает скрытой. Несмотря на маленькие размеры заставок с сюжетными сценками, мастер сумел передать скупыми художественными средствами сложную гамму чувств и различные оттенки настроения персонажей.

Всем заставкам Часослова присущи своеобразные густые растительные орнаменты. Их завитки будто находятся в движении, они, словно волны о скалы, бы вьются вокруг средников с сюжетными сценами. Своим декоративным строем, органичным сочетанием декоративных и сюжетных элементов, драматизмом, высоким гуманистическим пафосом эти иллюстрации оставляют неизгладимое впечатление.

Среди черниговских граверов этой эпохи одним из лучших был Я. Таляревський. Он в совершенстве овладел техникой офорта и хорошо разбирался в возможностях этой техники.

В черниговских друках можно встретить гравюры и другой манере , для которой характерна еще большая плотность штриха и скупо брошены белые пятна света: "Рождество Богородицы" (Анфологион,1735). Эти произведения, хотя и не отличаются виртуозностью исполнения, однако своей экспрессией оставляют глубокое впечатление. В такой манере выполнены гравюры Талясевським "Правил ко святому причащенію" (1750,1758), "Анфологиона..." (1753), Требника (1754), Псалтири (1755) и Михаилом Чернявским, что последовательно придерживался этих эстетических принципов.

Если в конце 18 в. ни Унивская, ни Львовская типографии не дали с художественной стороны чего-то выдающегося, то с Почаевской вышло несколько красиво украшенных книг и немало писем - отдельных гравюр не только на религиозные, но и светские сюжеты.

Среди сюжетных заставок привлекают внимание произведения Иосифа Гочемського (работал в 40-70-х годах 18 в.) к Евангелию (1759), в которых между орнаментальным окружением и сюжетным средством границы нечеткие, через что они воспринимаются как единая сюжетно-декоративная целостность. Книги Почаевской типографии отличаются разнообразием в оформлении.

Наиболее утонченная и поэтическая гравюра И. Гочемського посвящена евангелисту Иоанну. Он удобно сидит на склоне холма, погрузившись в свои размышления. На устах его едва заметная улыбка, радость творчества. Левой рукой он держит раскрытую книгу, а правая лежит на колене. Вне легкая и вместе с тем энергичная. Еще мгновение - и он начнет писать или в творческом подъеме встанет, чтобы немного притамувати походкой волнения, втишити рой мыслей. За Иоанном, с правой стороны,-- несколько деревьев. Между ними и евангелистом его символ - орел, который держит чернильницу в клюве. Рисунок отличается тонким мастерским штрихом, певучестью линий, непринужденно и точно моделируют одежду и прозрачный ландшафт. Очень удачно распределено светотень. Вся картина проникнута пиететом, атмосферой глубокой интеллектуальности, очаровании бытия, гармоничного единения человека с природой.

Создал немало оригинальных гравюр на меди и дереве Адам Гочемський, что работал в 1770-1790 гг. Для этого гравера присущ широкий диапазон тематики, жанров и техники исполнения. Он делал титулы, фронтиспіси, сцены, ландшафты, сатирические картины, украшая своими иллюстрациями не только богослужебные, но и светские и научные издания, например, первый на Украине лекарственное учебник А. Крупинського (1774). Особой популярностью пользовалась гравюра А. Гочемського "Осада Почаева турками", в которой преисполнен славы звитяжність защитников города от татаро-турецких захватчиков.

Для его мировосприятие присуще пристальное внимание к изображению правдивых жизненных ситуаций, бытовых реалий.

В конце 18 в. в отделке почаевских друків определенное место занимают офорты. Некоторые из них возникли под влиянием офортов Рембрандта и его последователей. Как и на картинах Рембрандта, в почаевских мастеров свет сосредоточено на важнейшей части композиции. Так, например, в сцене "Рождество Богородицы" (Служебник, 1791) хорошо освещены только младенец, на других фигурах едва заметное дрожание света. Вся сцена окутана атмосферой покоя, значимости события - рождения ребенка. Среди других украшений этого Служебника привлекают внимание "Иоанн Златоуст" А. Гочемського, "Воскресение" и "Благовещение".

Это были последние произведения почаевских граверов в стиле барокко. В Западной Европе господствовал уже другой стилистическое направление, основанный на эстетических принципах классицизма, для которого характерны симметрия и равновесие в композиции, следование образцам античного искусства. Представителем этого направления был Федор Стрельбицкий, деятельность его приходится на 1773-1802 гг.

Вторая половина 18 в. была завершающим этапом в развитии древней украинской гравюры. Кризис феодального общества и его идеологии отражалась на всех сферах духовной жизни. Полученные в процессе развития художественные средства легли в основу формирования украинской реалистической графики 19 века. Уже рождалось новое искусство - светское по своему направлению, романтическое за емоціональним окраской. Но в историческом его развитии стилистические переходы не были резкими и внезапными. На смену стилю барокко приходят еще прихотливее, еще более роскошные формы рококо (в поздних гравюрах Г. Левицкого, А. Козачковского, Я. Кончаковского) или спокойные, уравновешенные пропорции классицизма - в почаевских граверов, в частности, в Ф. Стрільбицького, а также в рисунках киево-печерских мастеров. В граверстві наряду с тем, видимо, была широко представлена течение, представлена народными картинками, которые отвечали вкусам широких масс.

В отечественной гравюре конца 18 в. все отчетливее проявляется тенденция следовать за академическим рисунком, роль которого возрастает не только в традиционных художественных центрах (Киев, Львов, Чернигов, Почаев, Жолква), но и в многих новых. Академізація гравюры, как и всей украинской графики, обусловлена также стремлением молодых художников получить образование в известных Академиях художеств Петербурга, Вены, Рима, Флоренции, Кракова.

Отделка украинских старопечатных книг свидетельствует, что на протяжении всего своего исторического развития украинский народ находился в идейно-художественных связям с российским и белорусским народами. Своими достижениями они взаємозбагачувались. Печатная книга, ее оформление и иллюстрирование сыграли большую прогрессивно-образовательную роль, вкарбовували в умах людей гуманистические идеалы. Украинское книгопечатание имело также тесные взаимоотношения с книгопечатанием других слов славянских и западноевропейских стран. Итак, плодотворен и необходим для духовной жизни культурно-художественный диалог нашего народа с другими происходил постоянно.

Высокий художественный уровень украинских старопечатных книг положил заметный карб на дальнейшее развитие печатного и графического искусства, его образы и формы и до сих пор оказывают влияние на творчество художников книги.