Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Язык - интеллектуальный портрет народа




Чем объяснить, что сейчас к языковым вопросам такой интерес в Украине которого не было еще никогда?

Здесь есть несколько важных причин. Но остановимся на одной. Люди начали чувствовать вкус к украинского языка. Она стала привлекательнее, интереснее для граждан. С советских времен такого интереса к украинского языка не было. Это уже наша победа. Начинает формироваться языковая культура граждан. А это - свидетельство уважения к государственному языку, а следовательно, к Украинского государства. Правда, необходима еще и четко взвешенная языковая политика государства, направленная на обязательное овладение всеми гражданами (независимо от национальности, вероисповедания) украинского языка как языка государственного, а также на развитие языков национальных меньшинств, на большее внимание к иностранным языкам. Имеется в виду - правильный русский литературный язык, а не суржик. Надо формировать мотивы и потребности для общения на украинском языке (кому и для чего это нужно) и создавать комфорт украинского общения. Если человек заговорит на украинском языке и ей станет приятно от того, что она присоединилась к украинской культуре, то она и дальше будет говорить на этом языке.

Но почему изучение украинского языка не переходит в свободное владения ею?

Пока что, к сожалению это наблюдается повсеместно и означает , что учебная и воспитательная) цель не достигается, не формируется достаточная мотивация, а соответственно и положительная языковая поведение. Современное украинское общество в целом не отличается высокой культурой и этикой речевого общения ни украинским, ни русским языками. Элитные слои общества - интеллигенция, різночинне властное чиновничество - не только не озабочены общественными и государственными проблемами языка, но и часто шокируют граждан своим суржиковим, до карикатурности звульгаризованим речью. Здесь хорошо прислужилась бы лингвистическая риторика. Аргументированно дискутировать, естественно, не чувствовать нехватки слов, вести полемику, интересную беседу, ненавязчиво поддерживать разговор или незаметно или непринужденно выйти из нее достойно произнести политическую речь или юбилейное поздравление, построить развернутый монолог и приятно его озвучить - этому учит языковая наука риторика.

Известно, что обесценивание языка обесценивает ее носителей-говорящих, обесценивает нацию и ее духовную культуру. Язык моделирует и поступки человека, она показывает миру, какие мы есть. Если знаем и уважаем государственный язык,

распространяем в мировом пространстве - следовательно, уважаем себя и заслуживаем уважения от других.

Языковых проблем стало бы значительно меньше с введением такого предмета, как лингвистическая риторика.

Риторика как наука о красноречии имеет 2500-летнюю историю. Возникнув из народной речи действительно демократической древней Греции, риторика хорошо выполняла свое предназначение-влияла на разум и волю граждан живым словом, помогала им, защищала, окрилювала или поднимала на пьедестал власти и славы. Веками ею пользовались люди, которые хотели достигать успеха в жизни. Во второй половине XX в. цивилизованные страны вновь привлекли риторику к активным наук, имеющих формировать гуманистически ориентированную совершенную языковую личность, толерантный языковой климат в обществе.

Сейчас в старших классах гимназий, лицеев, средних школ, во многих высших учебных заведениях вводится курс риторики. И это хорошо. В Украине преподавание этой науки не начинается, а восстанавливается. Киево-Могилянская риторическая школа XVII-XVIII вв. готовила риторов мирового уровня. Риторика - наука универсальная, она нужна во всех отраслях, во всех сферах общественной жизни. Это, если хотите, наука успеха.

Когда формируется языковая устойчивость? В раннем детстве. Ученые утверждают, что в утробе матери ребенок уже устроен на язык предков. И надо говорить с ребенком сразу после рождения, ибо в ней формируется акустико-артикулярний речевой аппарат. Такие детки будут более развитым , быстрее научатся говорить. И во взрослой жизни они всегда успешны. До трех лет - это очень важный период для малышей - закладывается очень многое из того, что им понадобится во взрослой жизни. Развитие речи и вообще познания у малышей, как не странно, зависит от активности кончиков пальцев. Надо, чтобы ребенок как можно больше работала ручками. Игрушки следует покупать небольшие и разборные - пусть малыш раскручивает, разбирает их, тогда активно работают пальчики. Так начинается познание мира. До трех лет языковая картина в общих чертах уже сформовується. В этом возрасте ребенок должен хорошо говорить. Родители должны внимательнее и ответственнее относится к языковому обучению и воспитанию детей.

Ученики и студенты, легко теряют родной язык, в которых не сформирована языковая устойчивость. Человек, владеющий государственным языком, комфортнее, успешнее, в ней нет скованности. Россиянин или русскоязычный украинец, которые не адаптировались к украинскому речевого общения, а также те, кто не имеет достаточного образования и языкового воспитания, реагируют на украинский язык время

раздраженно, не редко даже агрессивно. Такие люди чувствуют дискомфорт, протестуют против украинского языка, которая ни в чем не виновата. Протестуют вместо того, чтобы изучать язык народа, среди которого они живут.

Советское общество долгое время было довольно аскетичным. И вдруг интеллигенция поет блатные песни. В университетах и пивных тот же сленг. Одновременно - английский и блатная языка. Что дальше?

Так. Все чаще нарушается граница языковой культурой народа и преступного мира. Жаргонизмы и нецензурная лексика агрессивно входят в быт. Удивляет ныне стремление наших, таких законопослушных граждан "прикоснуться" к преступному миру, романтизировать его. Например, в последние годы появилось слово "тусовка". Это слово истолковано лишь в словаре тюремного жаргона: "Ротировать - бить, скандалить, ссориться в компании бомжей, проституток, наркоманов". Сейчас в периодике появилось еще и такое словосочетание: "политическая тусовка".

А как остановить эту вульгарную вольницу без берегов?

Только позитивным речевым поведением. В языке за последние 15-20 лет произошли не только негативные, но и позитивные изменения. Партийная языковая однообразие (выступать только по написанному) изменилась многоголосием. Появилось живое слово. Но усилилось и употребление просторечия, языкового мусора. В общество выплеснулась также речь "зоны". Все ныне щеголяют словом "крутой". А это же означает-авантюрный рецидивист, вооруженный грабитель. Или "лох" - жертва преступления, "наезжать" - грабить и т.д. Когда употребляем такие слова, думать об их значении. В бывшем Союзе слово "блатной" распространялось в последние десятилетия с невероятной скоростью. Это уже был сигнал - общество становится преступным.

Поэтому родители, интеллигенция должны активно выступать против этой напасти, плохие, против разрушения душ наших детей. Ругань, нецензурщина. Откуда и когда они пришли к нам? Это настоящая угроза нашему языку и культуре. Уже и у представителей власти нецензурная лексика становится потребительской. А речь государственного служащего должно быть имиджевые . О своем имидже чиновники должны думать постоянно. Бомж может ругаться , а министр или другой чиновник не имеет права говорить "низким стилем". Ведь речи государственного служащего - это его визитная карточка, благодаря которой оказывается образованность, интеллект, воспитанность, характер, достоинство, уважение к себе и другим.

Язык уголовного мира - мат, язык Гулага - не только расшатывает, но и разрушает эталон любого литературного языка, украинского, русского. Мат - это большой грех от Бога и большой стыд от людей.

Язык - интеллектуальный портрет человека. Не забывайте об этом! И если внешний портрет можно изменить с помощью одежды, макияжа, то с языковым - гораздо сложнее.

Есть трудности, есть проблемы, но есть и выход из них. И политическая элита должна предложить свои пути решения сложившейся ситуации. Возлагать большие надежды на новый закон о языках в Украине. Реализация стратегии языкового образования, которую уже начала Академия педагогических наук совместно с Министерством образования и науки Украины, также будет способствовать удовлетворению языковых потребностей граждан Украины. Суть языковой стратегии сводится к тому, чтобы каждый гражданин Украины овладел государственным, то есть современным украинским литературным языком, имел возможность изучить родной национальный язык и 1-2 иностранных. Это, наконец, одно из важных условий социальной защиты каждого гражданина.