Статья
Народные символы Украины: хлеб, барвинок, колосья, ива, писанки
Цель. Воспитывать любовь и уважение к родному краю.
(Класс оформлен в украинском стиле. На стенах полотенца. На столе - хлеб, букет из барвинка, колосья, ивовые ветви; миска с писанками. Страницы журнала готовят ученики группами, каждая - свою).
Ведущая. Народы мира различаются между собой одеждой, обычаями, традициями. У каждого народа есть свои национальные святыни, любимые вещи, деревья, животные. Украинцы имеют свои традиции, которые испокон веков чтят и берегут. Это - родительский дом, материнская песня, святой хлеб, вышитый рушник, красная калина, грустная ива, крещатый барвинок, удивительная писанка, верный своему краю аист. Все они наши давние и добрые символы, наши обереги.
Возможно, имея такие прекрасные символы, украинский народ сумел уберечь от забвения нашу песню и думу, нашу историю и родословную память, свободолюбие.
Поговорим о них на страницах нашего журнала. Наши народные символы окутаны легендами, воспетые в песнях, поэтому иллюстрациями к страницам журнала будут старинные легенды, народные песни, стихи.
Первая страница. «Хлеб - всему голова».
Хлеб - символ жизни. С давних времен он в большом почете в народе. Недаром в молитве к Богу «Отче наш...» люди, как великой милостыни, просили не лишить их хлеба, потому что он не просто основа жизни. Испокон веков хлеб называют святым. Он всегда лежал на столе. Какое счастье, какое добро, что он есть на свете. Сначала в земле, потом в муке, и, наконец, на столе. Если бы у нас было столько хлеба, что могли бы им прокормить весь мир, мы все равно сказали бы: берегите каждый ломтик хлеба, каждый колосок, каждое зернышко, берегите не потому, что мы скупые, а потому, что это наш хлеб.
«Как уродится рожь, то будем жить», - говорит народная пословица. Хлеб с человеком от рождения и до смерти. С хлебом идут на семьи, крестины, новоселье, сватовство.
В знак согласия девушка подает хлеб на свадьбе, хлебом мать благословляет к венцу и встречает молодые супруги.
В Украине с хлебом-солью встречают на вышитом рушнике почетных гостей. Он - признак гостеприимства украинского народа.
С хлебом у нас встречают гостей,
Хлеб на свадьбах цветет в караваи,
И лучших нет на свете вестей,
Нож - хлеб уродился на славу.
Добрым словом, хлебом и солью
Мы братьев-гостей встречаем,
Хлебом - новоселье и свадьбы,
И праздник дружбы-согласия квітчаєм.
1. Исполнение песен о хлебе.
2. Инсценировка сказки «Лентяй и труженик».
- Зачем держишь хлеб в руках? Дай мне, - просит Лентяй.
- Я бы тебе дал, - отвечает Труженик, - но он очень дорогой для меня. Чтобы его достать, надо прежде вспахать землю.
- Тогда уже можно хлеб есть?
- Нет, надо дождаться лета, пока из зерна вырастет злак.
- Тогда можно есть?
- Нет, надо зерно смолоть, а потом испечь хлеб.
- Тогда уже есть?
- Да. Только ленивому не дадут.
3. Пословица.
• Хлеб - всему голова.
• Сила - от хлеба, хлеб - от земли.
• Хлеб - отец, вода - мать.
• Если хлеб и вода, не страшна нам зима. Вторая страница. «Недалеко красное яичко».
С давних времен люди празднуют Пасху - Кулич. На Пасху взрослые расписывают и красят яйца, дарят их детям, приговаривая «Христос Воскрес». Дети отвечают: «Воистину Воскрес».
Из глубины веков от предков нам в наследство досталась удивительная писанка. Это чудо-творение рук человеческих, рожденный не из дерева, не из металла, а из обычного яйца, и который представляет собой живописную миниатюру. Накануне Пасхи в Украине был обычай расписывать яйца и раздаривать их с добрыми намерениями друзьям, знакомым. Писанка - символ жизни. У славян яйцо, как и дерево, было еще символом пробуждения и обновления мира, символом победы жизни над смертью.
1. Рассказ сказки «Сказка про писанку».
2. Рассказ легенды «Легенда о яйцо».
3. Стих.
«КАК НАШИ БАБУШКИ»
На Пасху я проснусь поутру,
Вероятно, еще раньше от птички на клуни -
Так когда ранехонько вставали
Наши все бабушки и прабабуней.
С папой, с мамой в церковь я поеду,
Не оставим и маленькой Лідуні,
Пусть она «Христос Воскресе» петь учится,
Как пели еще бабушки и прабабуней.
На Пасху посвятить принесем
Круглую пасочку и писанки-красавицы.
Так когда-то давным-давно делали
Наши все бабушки и тграбабуні.
А потом, еще и гаївку заспіваїм -
Возле церкви мы девочки пригожие.
Как когда-то пели на Пасху
Наши все бабушки и прабабуней.
Третья страница. «Полотенца, полотенца - то мамочке моей годы».
Украинский рушник! Кто из вас не видел его? Он прошел сквозь века и сейчас символизирует чистоту чувств, глубину безграничной любви к своим детям, ко всем, кто не черствеет душой. Полотенце передавали как оберег из рода в род, из поколения в поколение. А какой он красивый! Его можно сравнить с песней. Без полотенца, как и без песни не обходилось ни одно семейное торжество. Больше всего обрядовых сюжетов связано с полотенцем.
Полотенца - это обереги от всего злого, что может зайти в дом. «Пусть стелется вам судьба полотенцами» - желали людям счастья.
1. Моя бабушка красиво вышивает,
Цветут на холсте розы и виноград,
Розмай калиновый там играет,
И странные птицы щебетять.
Навек з'єдналось черное и красное - Моего края гордость и красота. Душа народа - малиновые колокола, Его радуга и его слеза.
2. Стих.
«ПОЛОТЕНЦЕ»
Рушниковое лицо веселое
Обпліта каравай на столе,
Призывает гостей к дому,
Излучает щедрость земли.
Полотенце на столе - давний обычай,
Им шлюбують детей матери,
Он домой с дали зовет,
Где в калине живут соловьи.
Он простелен тем, у кого сердце
Не черствеет и дарит тепло.
Пусть этот символ находится по соседству вечно,
В нашем доме на мир, на добро.
3. Стих.
«РУШНИЧОК»
Дождь прошел с грозой,
Вмите солнце сияет,
В небе над рекой
Полотенце спустился,
Прямо в нашу реку
Потом простелився.
В лугу, будто лента,
Упала на калину
Облачко сивувата,
Я бегу в долину
Полотенце искать.
4. Исполняется «Песня о полотенце».
Четвертая страница. «Песня - душа народа».
Ведущая. Какое это чудо - украинская народная песня! Кого только не пленила ее вечная красота. Украинская песня - это живой клад, что идет от поколения к поколению, неся радость или грусть, очаровывая человеческую душу, давая ей силу и вдохновение. Любовь к родному краю, языку начинается с колыбельной. В ней - материнская ласка и любовь, мир добра, красоты, справедливости.
Здесь мамина песня звучит и ныне,
ее подхватили поля и рощи,
ее вечерами по всей Украине
Поют в садах соловьи.
И я приходится к ней устами,
И сердцем впитываю, как жаждущий воды.
Без родного языка, без песни, без мамы
Обеднеет, оскудеет земля навсегда.
Проходят века, меняются поколения, а народные песни остаются. Они обладают замечательной способностью покорить человеческое сердце, помогать в труде, воспевать с радостью отдых, утолять душевную боль. Земля наша украинская такая певучая, что не только каждое село, и улица имела свои песни.
В родном крае и сердце поет,
Аисты издали нам весны несут.
В родном крае и небо бескрайнее,
Потоки, потоки, словно струны, текут.
Здесь каждая травинка и каждая былинка,
Вигойдують мечты на теплых ветрах,
Под окнами мальвы в саду душица,
Воспетые щедро в песнях.
1. «Легенда о песне» (рассказ легенды).
2. Когда песни моего края
Плывут в родных голосах,
Мне кажется, что собираю
Целебные травы я в лугах.
В песнях и труд, и день народа,
И за народ пролитая кровь.
В песнях - девичья светлая тоска
И свободный взмах косаря,
В них юность возникает вторая,
Высокая светится заря.
3. Выполняются украинские народные песни.
1) «Ой у полі криниченька».
2) «Почему ты не пришел».
3) «Два дубки».
4) «Ой под вишней, под черешней» и др.
Пятая страница. «При долине куст калины».
Калина - самая любимая в Украине растение. О происхождении куста калины рассказывает народная легенда (рассказ легенды «Легенда о калине»), а также сказка «Калинка».
Покосившаяся калина - расстроенная девушка. Чтобы велся род, калину сажали возле дома. Куст калины возле материнской дома - это не только украшение, но и наш духовный символ, наше наследие.
Говорила мать: «Не забуться, сын,
Как строишь дом, посади калину.
Белый цвет калины - радость Украины,
А огненные гроздья - наша кровь красная.
Звездная калина и красота, и красота
Нашей страны - нашего народа». -
Помнишь, сынок, что говорила мать:
«Посади калину возле дома».
Из калины делали колыбели для младенцев, украшали горницы.
На калине меня мать качала,
Счастья, судьбы в чистом поле выглядела,
Ой, калина красная, наклонись,
От земли ты силы-сока наберись.
И лета давно прошли-одлунали,
Как меня ветки высокое колихало.
Вновь коло млина калина расцветает,
Моего родного сыночка забавляет.
Вырастай же, мой сыночек, мой сокол.
Тебе счастьем колосится родное поле,
Пролегла тебе на поле путь орлиная
И в дорогу провожает цвет калины.
* * *
Зацвітай, молодая калина,
Среди тихого повесіння.
Чистая волна к тебе течет,
Омывает твое корни.
Это же тебе от ветров ломаться.
Белым цветом шумите над миром,
Свежих сил от земли набраться,
Чудом кистей пламенеть.
Неподоланому народа,
Соловьиной моей Украине,
Над камнями, над седые воды
Ты о счастье шумы, калина. КАЛИНА
Посадите калину круг школы,
Чтобы на целый белый свет
Улыбнулась истинная судьба,
Материнский нежный цвет.
Посадите калину на огороде,
Чтобы розквітнула земля!
С росы - пречистая краса,
С неба - почерк журавля.
Посадите калину возле дома,
Чтобы на все, на жизнь,
Стал бы каждое утро праздником,
Детям будет возврата.
Посадите калину в чистом поле,
Пусть она освятит время,
Род наш очень любит свободу,
Пусть же и Воля любит нас!
А чтобы цвет ее не стерся,
Не завял в спориші,
Посадите калину возле сердца,
Чтобы цвела она в душе.
Ведущая. Вдумайтесь в слово «Родина» и вдумайтесь в слова «Что такое Родина?». (Размышления учащихся).
Что такое Родина?
За окошком калина,
Тихая сказка бабушки,
Нежная песня мамочки,
Сильные руки у папы,
Под тополями дом.
Под ивой колодец,
Среди щелочи аист,
И дубрава далека.
И радуга над лесом,
И стремительный обелісок...
Кем в жизни ты не станешь:
Шахтером, земледельцем,
Зореплавцем храбрым,
Строителем, солдатом -
Следует всегда помнить:
Когда любишь ты все это
И принимаешь в сердце,
Как готов ежесекундно
От беды защищать
Каждую в луге травинку,
Каждую в роще пташинку,
Значит - это Родина
Имеет хорошего сына.
Наша святая земля, родной дом, соловьиный язык, бессмертная песня, красная калина и все, о чем мы говорили, - является нашей Родиной, которая зовется Украиной. Поэтому любить, уважать, беречь ее и будем достойными ее сынами и дочерьми.
ПОХОД-РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДО МУЗЕЯ НАРОДОВЕДЕНИЯ
Цель. Расширить и углубить знания детей о народной символике. Ознакомить с прошлым и современной жизнью украинского народа. Воспитывать уважение к народным традициям, обычаям,
Ход занятия
(Воспитатель организовывает детей).
- Дети, сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие, во время которого мы попадем в музей народоведения. Мы с вами увидим живописно оформлены стенды, витрины, макеты и большое количество экспонатов, заглянем в дом, где некогда жили наши дедушки и бабушки. Но путешествие это будет необычная. По дороге мы встретим интересных сказочных героев с их очаровательными кувшинами, макитрами, борзыми и смелыми ложками.
А дорогу кто покажет нам, дети? (Выходит переодетый Колобок).
- Так, Колобку, веди нас по дороге в гости к сказкам. Но сначала расскажи о себе.
(Колобок поет «Песню о Колобке»). Колобок.
Я по закроме метений,
Я на яйцах испеченный,
Я от бабки убежал,
Я от деда убежал,
Я от зайца убежал,
Я от волка убежал,
От медведя убежал,
От лисы убежал,
И от тебя убегу...
В нашем музее мы увидим макет печи, в которой наши бабушки готовили вкусную еду и при этом пели такую песенку:
Я пеку, пеку, пеку
Детям всем по калачу,
Сверху маком потрушу,
В горячую печь посажу,
Випікайтесь, калачи,
В натопленной печи.
- Дети, то Колобок волнуется, видимо, ему очень хочется путешествовать дальше.
Колобок катится и останавливается...
Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке «Лисичка и Журавль, Колобок рассматривает иллюстрацию вместе с детьми).
- Кого мы видим на рисунке?
(Лисичку и Журавля, которые рассматривают кувшин и не могут попробовать блюда).
- Дети, а давайте с вами рассмотрим, какие волшебные кувшины музее.
- Колобку, расскажи нам, что ты знаешь о кувшин, а малыши послушают.
Колобок. Кувшин сделан из глины, он правильной круглой формы. Из такого кувшина ели наши дедушки и бабушки.
- Дети, давайте вместе с вами попробуем вспомнить, какой еще старинная посуда присутствовал в сказке «Лисичка и Журавль»? (Горшок)
- Правильно, дети. Наверное, Колобок понял, что вы очень хорошо знаете эту сказку, потому что вспомнили название этого старинного посуды.
Иди, иди, дождик,
Сварю тебе борщику
В глиняном горшке...
Весь этот посуда разрисована петриковской росписью. С давних времен славится село Петриковка замечательным народным искусством - стенной росписью и декоративной росписью на деревянных и глиняных бытовых вещах. Петриковские мастера отражают природные формы цветов, например, гвоздики или калины, создавая образы фантастических, невиданных в природе цветов. Кроме разнообразных цветов, петриковке рисуют ягоды (клубнику, виноград) и птиц. Реже встречаются изображения животных и людей.
Красные грозди калины
Горят всеми огнями.
Без калины нет Украины,
Без народа Страны нет.
(Дети рассматривают красочное переплетение орнамента петриковской декоративной росписи). У нас впереди еще очень много интересных встреч. И наш Колобок покатился по сказочной тропе музея.
-Дети, подивіть, кто это?
(Показ иллюстрации к сказке "Курочка Ряба)
(Курочка Ряба)
- Курочка Ряба снесла яичко не простое, а золотое. А теперь давайте рассмотрим крашенки, писанки нашего музея. Видите, какие они хорошие. Из простого яичка они превратились в красивые писанки, благодаря умелым рукам художника. (Воспитатель показывает писанку).
- Писанка такая красивая, что с ней сравнивают красивую девушку, говорят: «Красивая, как писанка». С писанками на Пасхальные праздники организуют различные игры, каждый пытается разрисовать их как можно лучше. Расписывают и взрослые, и дети.
(Дети узнают, что яичко, выкрашен в один цвет, называют пасхальным яйцом. Вспоминают цвета, которые можно использовать, рассматривают красочные пасхальные яйца в плетеной корзинке, вспоминают пословицы, стихи)
Как родила, то была белая, Теперь посмотрите: рябенькая я целая. Мне обрисовала Оксаночка бочки, и желтые, И красные, и белые цветочки. Писанки нашего музея разрисовали дети из кружка «Волшебные писанки».
- И снова Колобок трогается.
- Катится, катится, а навстречу ему кто? (Показ иллюстрации к сказке «Колосок»).
- Дети, вы узнали героев этой сказки?
- Да, это мишенятка Круть и Верть, а с ними петушок Голосистое Горлышко.
- И что они держат в руках? (Колосок) (Воспитатель читает стишок «Колосок»)
Колосками, колосе,
Мудрая голова,
Ветерок лапами
Тихо повіва.
Посмотрите на сноп колосьев в нашем музее. Это колосья является началом хлеба на столе. Колобок, (спрашивает у детей):
- Что петушок сделал с зерном колоска?
- Обмолотил, а потом сморозил зерно на муку.
- Молодцы, дети, а теперь посмотрите, что стоит в нашем музее на столе?
- Макитра.
- А что в башке?
- Пирожки, петушок испек в печи, притрусил маком. В древности мак терли макогоном.
- А чем петушок розкачав тесто?
- Качалкой.
Посмотрите, все это есть в нашем музее народоведения. Колобок. А я знаю еще и стишок про качалку.
Наташа-Полтавко,
Бери-ка скалку,
Утром покачай,
Нам пирожков дай.
- А сейчас я всех приглашаю малышей к бабушке, которая угостит нас пирожками, лежащие в красиво разрисованной глиняной миске.
Спасибо Колобку за то, что он нам показывал дорогу и вместе с ним отведаем эти вкусные пирожки. (Дети угощаются пирожками).
|
|