10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛЕСЯ УКРАИНКА
«Лесная песня» Леси Украинки как фольклорная сокровищница украинской литературы
Когда для укрепления здоровья Лесе Украинке пришлось проживать на чужбине, в далекой Грузии, родилась в ее душе большая тоска за лесами, среди которых она провела лучшие дни своей жизни. Писательница была влюблена не только в природу Полесья, но и народ, среди которого жил. Она изучала его язык, песенное творчество, обряды и обычаи, культуру и быт, внимательно слушала и запоминала разные переводы, интересовалась историей полесского края.
В далеком Кутаиси вспомнились гениальной певице «Предрассветных огнів» те прекрасные лунные ночи, когда она, очарованная полесскими легендами, украдкой бегала в лес с надеждой встретить настоящую золотокосу Мавку, с которым «познакомилась» в селе Жабриця, чтобы потом всю жизнь не расставаться с ней. В детском возрасте была не одна интересная путешествие Леси до вечного, неиссякаемого источника - фольклора, которое обогатило ее чудо-материалом, который затем превратился под ее чудодейственным пером на высокохудожественные произведения. Обратившись к фольклору родного народа, писательница достигла вершин поэтического искусства, написав драму-феерию «Лесная песня».
Все мелодии, что поэтесса выбрала для «Лесной песни», - то все мелодии Полесья, мелодии вечной живой музыки в природе, что она слышала их в детстве. Именно такими песнями пробуждает Лукаш весну. Уже в прологе мы попадаем в царство фольклорных образов, созданных фантазией жителей Полесья. Перед читателями предстают Потерчата, Русалка, Водяной. Каждого из них Леся Украинка изображает согласно легенд и поверий, но и вносит свои детали в их характеры. Далее читатель имеет возможность встретиться с Лешим, Нимфа, Перелесником и другими обитателями леса.
Главным действующим лицом является Мавка. По народным поверьям, Мавка - это сказочное существо, лесная русалка, что завлекает парней в лес и залоскочує их до смерти. Но Лесина героиня является воплощением нежности и доброты. Она предстает перед нами красивой девушкой, с распущенными волосами, в светло-зеленой одежде. В народном творчестве Водяной - это злой дух, живущий в реках, озерах, болотах и приносит людям несчастье, нищета и т.д. В «Лесной песне» Водяной не такой уж и злой, но изображен так же, как и в фольклоре: «Он древний, седой дух, с длинными волосами и бородой». Леший - это мифическое существо. Он - маленький бородатый старичок, находчивый движениями, с важным лицом. А вот и Нищета, что по народным преданиям, приходят к тем, кто не любит природу. Следовательно, и Мавка, и Леший, и Куц, и Потерчатка, и Русалка и другие действующие лица - не вымышленные. Ничего случайного в произведении Леси Украинки нет. Об этом свидетельствует и тот факт, что Нимфа превратилась в иву с сухими листьями и плакучими ветвями», а не в какое-то другое дерево. Ведь верба обладает способностью воскресать. Даже с изрубленного и небрежно брошенного на землю ивового колу вырастает дерево:
Легкий, рыхлый попілець
ляжет, [придя], в родную землицу,
вкупе с водой там увеличит вербицю, -
станет началом тогда мой конец.
Итак, «Лесная песня» - это гимн природе, загадочность и таинственность которой всегда манили и пугали человека. Это гимн поверью, преданиям, легендам, которые создавались народом, который имел мир за «сказку, полную чудес, таинственную, интересную».