Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО: ПРОБЛЕМА ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА



В теории эстетической науки проблема художественного творчества занимает особое место. Так сложилось, что творчество традиционно изучалась психологической наукой и эстетика еще должен обосновать наличие специфического, то есть эстетического аспекта творчества. Что же касается психологической науки, то она определяет творчество как деятельность, конечным итогом якол является создание новых материальных и духовных ценностей. В течение последних десятилетий наука делала попытки хотя бы частично сломать эту традицию: утверждалось, что «творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический «механизм» осуществления акта творчества. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в разные исторические эпохи.

Попытки осмыслить творчество как философскую категорию, которая имеет сложную внутреннюю понятийную структуру, предпринимались исследователями неоднократно. В общетеоретическом плане творчество интерпретируется как деятельность, порождающая нечто качественно новое, нечто, которое никогда раньше не существовало».

Среди существующих взглядов заслуживает внимания и такой, что пытается совместить два разных понятия - создание и освоение: «Творчество - это целенаправленная деятельность, следствием которой оказывается открытие (создание, изобретение) чего-то нового, ранее неизвестного, или активное, что отвечает требованиям времени, овладение уже существующим богатством культуры».

Особое внимание следует обратить на такие признаки творчества - как неповторимость, оригинальность, общественно-историческая уникальность. Ведь, приняв концепцию творчества как «овладение уже существующим богатством культуры», следует признать, что овладение созданным имеет элементы новизны только для конкретного индивида, что такая ориентация разрушает творчество как оригинальность, как общественно-историческую уникальность. Итак, творчество как овладение созданным может рассматриваться только в рамках педагогики, воспитания человека, стимулирование ее интереса к знаниям, к культуре.

Анализируя наиболее важные, специфические параметры творчества, нужно подчеркнуть, что творчество - это сознательная, продуктивная деятельность по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей, которые имеют общественно-историческую значимость.

Важным аспектом изучения творчества является рассмотрение вопроса о видах ее, ведь та или иная концепция складывается в зависимости от того, «сужено» или «расширен» толкуется творчество. Стремясь поднять авторитет той или иной профессии, исследователи иногда нарочно подчеркивают творческий ее характер, хотя на самом деле речь идет про обычную шаблонную деятельность, которая не может претендовать на создание качественно новых ценностей. Для того, чтобы поднять авторитет профессии или найти пути стимулирования профессиональных навыков, необязательно манипулировать понятием «творчество». Речь должна идти о развитии нравственного мира человека, формированию у нее чувства ответственности, профессиональной гордости, чувство долга и т.д. Следует, на наш взгляд, четко разграничивать понятия «творчество» и «ремесло». Творчество обязательно включает в себя овладение ремеслом, которое выступает как своеобразный трамплин для творчества, помогает накоплению творческого опыта. Однако ремесло как культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов не предусматривает обязательного «прорыва» в творческую сферу.

В истории эстетики делались попытки определить специфику ремесла и искусства. В этом плане заслуживает внимания точка зрения И. Канта, который обосновал прежде всего отличие искусства от природы.

Проблема видов творчества имеет и такой аспект, как обусловленность творчества той сферой культуры, в которой она реализуется: наука, искусство, техника, политика, педагогика и т.д. А это требует выявления своеобразия психологии творчества в каждой из них, а также характера отношений между ними.

В исследовании художественного творчества определенного внимания заслуживают и такие нетрадиционные понятия, как авторитарность - социально-психологическая характе-ристика художника, который стремится максимально подчинить своему влиянию партнера по творчеству. Авторитарность порождает агрессивность, переоценку собственных возможностей, строгий контроль за действиями других. Негативные аспекты авторитаризма четко прослеживаются в коллективных виДах художественного творчества, например, в театре, в кино.

В систему понятий, которые привлекаются для исследования художественного творчества, следует включить и понятие активность, «надситуативна активность», «поисковая активность», то есть те, которые фиксируют способность субъекта ставить новые цели, разрушать стереотипы, изменять существующие художественные, художественные ситуации, авторитеты, каноны.

 

2. СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ИСКУССТВЕ

 

Понятие «художественное творчество» охватывает весь процесс работы художника независимо от любого конкретного вида искусства и включает в себя художественную деятельность писателя и композитора, художника и актера. Это, бесспорно, так. Ведь представители каждого конкретного вида искусства решают общую задачу - художественно осваивают объективную действительность.

В то же время понятие «художественное творчество» требует определенной детализации. Она поможет выяснить специфику творчества художника в каждом конкретном виде искусства. Это понятие объединяет два вида творческого процесса - прямой и опосредованный. Такое распределение дает возможность увидеть, сколько самобытного с точки зрения психологии творчества индивидуального имеет в себе, например, музыка как искусство композитора и музыка как искусство виконавця. последствия творчества поэта отличаются от творчества актера.

Расчленение понятия «художественное творчество» позволяет говорить о литературу, живопись, музыку, скульптуру как о видах искусства, где творчество имеет прямой, а творчество в театре, в кино, во всех жанрах исполнительского искусства - опосредованный характер. Прямой и косвенный виды творчества далеко не равнозначны.

Художники, творчество которых имеет прямой характер, ярко выражают одну из важнейших черт искусства - его объективно-субъективный характер. Писатель или композитор используют единую объективную основу - окружающий мир, жизнь во всех ее сложности и многогранности. Познавая объективную действительность, художник отбирает те ее стороны и проявления, которые с наибольшей силой раскрывают его собственный внутренний мир, мировоззрение, вкусы, художественную позицию. Художник не ограничен в поисках жизненного материала, полностью свободен в выборе темы будущего произведения.

Специфика прямого вида творчества имеет еще одну важную черту: несвязанность художников с производством, индивидуальное планирование творческого процесса.

Опосредованный вид творчества осуществляется в основном коллективно. Это, как правило, ставит одного художника в творческую зависимость от другого. Оказывается, что в таком сложном процессе, как художественное творчество, рядом могут быть содружество и авторитаризм. Сергей Эйзенштейн подчеркивал, что даже искренне отстаивая принцип коллективизма в творческой работе, сама специфика кино и театра как вида искусства вызывает очень сложные отношения между режиссером и актером, оператором или композитором. Творческое содружество, по мнению Эйзенштейна, возможна тогда, когда существует «единство стиля, стилистического предвидения и воплощения вещи». Если режиссер чувствует «стилистическую неосознанность» или неспособность актера охватить всю «композиционную линию» фильма, он имеет право на проявление «железной воли».

Процесс художественного творчества независимо от вида ее или индивидуальных особенностей работы каждого отдельного художника включает в себя несколько этапов. Стадии творческого процесса, основные этапы работы художника над отдельными художественными образами и целым произведением интересовали психологов и искусствоведов давно. На рубеже XIX и XX вв. сложилось несколько своеобразных подходов к этим вопросам, и заключили предварительные поиски ученых. Интересной нам казалась позиция российского инженера и психолога П.Енгельмейєра. Он ввел понятие «еврологія», то есть изучение творчества в полном объеме этого понятия и толкование художественного творчества, технического изобретения, научного открытия, волевого действия». По мнению Енгельмейєра, важнейшим в творчестве является решение четырех вопросов:кто создает, как создает, создается, как создается? При этом второе и четвертое вопросы только с разных сторон освещающих творческий процесс, который имеет три предмета: субъект творчества, объект творчества и процесс творчества.

Определенные попытки раскрыть основные этапы творческого процесса были и со стороны ученых бывшего СССР. Так, известный психолог П. Якобсон считал, что процесс художественного творчества - это:

1) возникновение замысла;

2) его разработка;

3) активизация опыта жизненных впечатлений;

4) поиски форм и воплощения задуманного произведения;

5) реализация замысла;

6) доработка произведения.

П. Якобсон убежден, что подобная детализация «модели» творческого процесса позволит в определенной мере воссоздать целостность и многоплановость последнего, найти его существенные звенья в их динамической последовательности, а также увидеть характер психических актов художника.

В последние годы изучение закономерностей художественного творчества все активнее эт связывают с художественным восприятием искусства. Такую тенденцию следует приветствовать. Ведь полноценное изучение творчества возможно лишь тогда, когда прослеживается и последнее звено - жизнь произведения среди тех, для кого он создан.

Как уже отмечалось, процесс художественного творчества независимо от индивидуальных особенностей работы каждого отдельного художника включает в себя несколько этапов. Какой же путь проходит художественное произведение, прежде чем станет достоянием общества? Весь процесс работы художника над произведением можно схематично разделить на четыре этапа:

1) общее познание и наблюдения окружающей действительности;

2) возникновение замысла произведения;

3) выборочное познания и наблюдения окружающей действительности;

4) непосредственная реализация художественного замысла в художественное произведение.

 

3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

 

Определяя эстетический потенциал художественного творчества, следует учитывать, что ни одна сфера человеческой деятельности не имеет такой глубины эмоционального воздействия на человека, как искусство, что за каждым выдающимся произведением предстает яркая и самобытная личность художника, умом, чувством, волей которого создано все то прекрасное, над чем бессилен время. В связи с этим особой теоретической внимания заслуживает анализ внутренних психологических особенностей индивида, которые развиваются в динамике: задатки, способности, одаренность, талантливость, гениальность.

Задатки-это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга. Они составляют основу развития способностей.

Способности - это индивидуально-психологические особенности конкретного человека, благодаря которым успешно выполняется та или иная продуктивная деятельность.

Одаренность-это качественно своеобразное сочетание способностей, что является залогом успешного выполнения конкретной деятельности.

Талантливость - это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных, то есть таких, которые дают возможность успешно выполнять определенную деятельность: литературную, музыкальную, сценическую и т.д. Понятие талант следует использовать только при анализе профессиональной деятельности в искусстве, а также употреблять при оценке принципиально новых, отмеченных оригинальностью и самобытностью подхода художественных произведений.

Гениальность - это высокий уровень развития способностей, который определяет появление произведений, имеющих историческое значение в жизни общества, удостоверяющих новую эпоху в развитии культуры.

Что же к проблеме художественных способностей, то она связана с вопросом природной одаренности человека. Более того, талант является непосредственным результатом наличия певеих склонностей к художественной деятельности.

Своеобразное понимание роли и значения детской одаренности в становлении и змужнінні художественного таланта предлагает педагогическая система В. Сухом-линском. Выдающийся украинский педагог сумел убедительно продемонстрировать внутреннюю связь между художественной одаренностью ребенка, его пониманием красоты и утверждением этических принципов, раскрытием сил добра и зла. «...Необходимо вспахать и засеять семенами красоты поле детского сознания»,-говорил ученый.

Сухомлинский советовал преподавателям постепенно влиять на чувства, воображение, фантазию детей. Надо, чтобы небольшой отрезок жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги. Было бы очень хорошо, чтобы каждый воспитатель ребенка никогда не забывал наставления В. Сухомлинского: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми людьми и поэтами. Я тысячу раз убеждался: без поэтической, эмоционально-эстетического тока невозможно полноценное умственное развитие ребенка» .

«Музыка - воображение - фантазия - сказка - творчество - это тот путь, по которому, по Сухомлинским, идет развитие духовных сил ребенка. Опытный педагог воспитывал обычных, а не художественно одаренных детей. И обращение к эмоциональному миру воспринималось им как ступенька в пробуждении разума, сознания, заинтересованного отношения к труду. И не имеет принципиального значения, стал ли кто-нибудь из учеников Сухомлинского профессиональным художником. Но не вызывает сомнений тот факт, что рядом с таким педагогом дети не знали, что такое равнодушие, черствость души, мещанская ограниченность интересов.

Тенденции, заложенные В. О. Сухомлинским, находят плодотворное продол-жение в творческих экспериментах українськихпедагогів 80-90-х годов по развитию художественно одаренных детей.

Большинство психологов и воспитателей подчеркивают значение воображения и фантазии для развития художественных способностей ребенка. Своеобразную программу воспитания художественных способностей ребенка предложила Международная комиссия по вопросам образования, которая в 1971-1972 гг. изучала состояние образования в масштабах всего земного шара. В докладе комиссии, в частности, отмечалось, что «образование способно развивать или тормозить творчество». Это зависит от того, как понимать образование: как механическую передачу опыта и знаний или как пробуждение воображения, фантазии ребенка.

Творчество гениальных художников всегда органически связана с развитием определенных общественно-экономических формаций и обозначена способностью до глубокого постижения сущности общественных явлений. В то же время гений как человеческая индивидуальность ничего неестественного, таинственного в себе не скрывает. Талантливость, эмоциональность, страстность, работоспособность и много других признаков, которые отличают гениев, нередко присущи и другим людям. Но гениальность - это самое сложное слияние всех тех черт, которые частично присущи многим. Их синтез и дает нам новую человеческое качество, которое является суммированным и качественно новым проявлением всех лучших свойств, добытых человечеством на протяжении всей истории развития.