Статья
ТАРАС ШЕВЧЕНКО
...Учитесь, читайте, и чужому научайтесь, и своего не цурайтесь... ( Тарас Шевченко )
Вдумаемся в эти слова великого сына украинского народа. Это духовное завещание всем. Эти строки из известного послания "И мертвым, и живым ..." обращены к тогдашней интеллигенции. Шевченко встречался с "малороссийскими" дворянами, которые осуждали крепостничество, николаевскую реакцию. Значительное большинство из них, получив за рубежом образование, зная иностранные языки, имея даже домашние театры, все же оставались убежденными кріпосниками. Шевченко называет их "землячками". Он хорошо знал, что большинство украинской интеллигенции фактически отошла от своего языка и культуры и работала в сфере культуры русской.
Тарас Шевченко был высокообразованным человеком, знал античную культуру, не представлял жизни без Байрона и Шекспира, знал труды и деятельность французских и польских историков, а также исторических деятелей славянских народов - Коллара и Шафарика.
Писатель знал многих людей, которые ездили за границу и привезли "больших слов большую силу и более ничего". Он осуждал тех псевдопатриотов, которые сторонились всего отечественного и низко склонялись перед иностранным:
В чужом краю
Не ищите, не спрашивайте
Того, что нет
И на небе, а не только
На чужом поле.
В своем доме своя и правда,
И сила, и воля.
История народа и Украина в послании - недоріка, слепая калека, старая мать, поэма вольного народа, которую "землячки" отдают на выучку немцам, а поэт хочет видеть Украину обновленной, с доброй славой:
И забудется срамотня
Давняя час,
И оживет добрая слава,
Слава Украины.
Поэт осуждает либеральную интеллигенцию, которая не знает своей истории ("Пусть скажет немец - мы не знаем"). Для них история - это поэма вольного народа, на самом деле подневольного, краденого панамы ("Кровью она умивалась"). Поэтому призывает внимательно читать ту историю:
От слова до слова,
Не пропустите ни точки,
Нет же тии запятой.
Не надо все слепо заимствовать за рубежом. Писатель имел право так говорить, потому что сам изучал летописи, труды Карамзина, Костомарова, деятельность гетманов. Еще в Свободно узнает о политической ситуации в Польше и Западной Европе, и здесь зарождается мысль о освобождение украинского народа из-под власти царизма. Поэтому и осудил тех гетманов, Которые были:
Рабы, подножки, грязь Москвы,
Варшавский мусор - ваши паны,
Ясновельможнії гетманы.
Проблемы, которые волновали поэта, остаются актуальными и для нашего времени. Настоящая история нашего народа не изучалась ни в школах, ни в вузах. Как писал Довженко, даже фашисты об этом знали:"Они не изучают истории. У них от слова нация остался только прилагательное". Многие из нас перестали гордиться, что мы дети великой нации. Прекрасно об этом сказал в песне-стихи "К украинцам" Баранов:
Украинцы мои! То вкраїнці мы с вами, или как ?
Или в могилах и умереть суждено нам еще от Тараса ?
Или в могилы и забрать суждено нам наш испуг,
Что згнітив наше достоинство до уровня проданной расы.
В течение нескольких веков поработители украинского народа, пытаясь лишить его национального сознания, сеяли выдумки о бедности и несамостоятельность языка, а без нее "наш край - территория, а не Вкраина".
Командно-бюрократическая система СССР сделала многое, чтобы мы забыли язык отцов, стали Иванами, без рода и племени, которым безразлично, на каком языке говорить. А построение суверенной Украины надо начинать с воспитания национального достоинства, любви к народным святыням.
И сегодня актуально звучат слова Шевченко-предостережение:
Доборолась Украина
До самого края,
Хуже ляха свои дети
Ее распинают.
А разве не распинают свою Неньку Украину ее же дети, забыв и родной язык, и чей хлеб едят? И разве же не вселяют в нас веру его пророческие слова:
Встанет Украина,
И развеет тьму неволи...
И будет правда на земле.
|
|