Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Каменный крест как художественный символ трагизма жизни украинского крестьянина-бедняка в новелле Василия Стефаника "Каминный крест"


 

Эмиграция. Сколько их, украинцев, живет за границей. В течение 1890-1910 годов только из Галичины выехало за границу 300 тысяч украинцев. Этой темы касались в своем творчестве многие писатели. Да и рассматривался этот вопрос по-разному. Так же и покидали свою родину люди по разным причинам.

В Стефаника в "Кмінному кресте" эмиграция - один из выходов для крестьян из невыносимого положения, поиски лучшей доли. Безземелье, упадок крестьянских хозяйств, угроза смерти - это подталкивает крестьян к эмиграции. Но и потеря родины для многих была равноценна смерти. Так и появился каменный крест на "могиле" живых людей как символ трагедии в жизни украинцев.

Новелла "Каменный крест" - единственное произведение Василия Стефаника посвящен теме эмиграции. В основу произведения положен подлинный факт. Односельчанин писателя, емігруючи в Канаду, поставил на своем поле каменный крест. Он и поныне стоит на высоком холме в Русе.

Герой новеллы Иван Дидух эмигрирует, поддавшись требованиям жены и сыновей: "Два года ничего в доме не говорилось, только Канада и Канада..."

Иван не тешил себя никакими иллюзиями. Он убежден, что Канада - это могила для него и жены.

Так, на горб "щонайвищий и наихудший над все сельское поле", что его получил Иван Дидух в наследство от родителей, на него потратил крестьянин молодецкую силу, на нем покалечился, постарел и стал хозяином. Не богачом, но свой кусок хлеба был. А теперь, на старости лет, хозяйство, налажено таким каторжным трудом и невероятными усилиями, Иван добровольно оставляет. "Эта земля не годна сколько народа здержіти и кильки беде выдержать", - звучит отчаяние в словах крестьянина.

Для героя расставания с родной землей - трагедия. Проникнутый страшной тоской, Дидух чувствовал себя как камень, выброшенный волной на берег. Да и весь он словно окаменел.

Картины прощания, исповеди, жалобный пение, сумасшедший танец - все это попытка автора показать читателю народную скорби, горе и одновременно надежду труженика на лучшее будущее.

Василий Стефаник - большой знаток психологии человека в ее самые критические минуты жизни. Писатель часто подает своего героя в ситуации отчаяния, тоски, захмеління с горя, то есть в таком состоянии, когда наболевшее вырывается наружу. Каменный крест со своим и женским именами, поставленный Иваном Дидухом на глиняном холме, стал памятником не только его семье, но и всем тем труженикам, которые выезжали к "Гамерики" и Канады, которые ассоциировались у Стефаника с могилой, стал символом трагизма жизни крестьянина-бедняка, эмигранта.

Слышишь, брат мой,

Товарищ мой,

Улетают серым шнурком

Журавли в теплые края.

Слышать: кру! кру! кру!

В чужбине умру,

Заки море перелечу,

Крилонька Сотру

( Богдан Лепкий ).