Статья
МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Образ земли в романе "Сто лет одиночества" Г. Гарсиа Маркеса, повести "Fata morgana " М. Коцюбинского и мифе о Антея
"Какая же ты прекрасна, земля..." М. Коцюбинский
Земля - извечная колыбельная человечества, путь к спасению. Это поняли еще древние греки, увіковічивши эту истину в мифе о Антея. Со временем классики мировой литературы придали этому вопросу философско-психологического звучания. Остановлюсь на произведениях "Сто лет одиночества" Маркеса и "Fata morgana " м. Коцюбинского: рассмотрю их в сравнении с мифом о Антея. Во всех упомянутых произведениях земля предстает святыней, которая придает силы и упорства, однако в каждом произведении образ земли углубляется, глобализируется (от мифа к роману). Так в греческом мифе Геракл побеждает титана Антея, подняв его над землей, из которой он черпал силы. Но физическая смерть героя воспринимается как духовный упадок того, кто оторвался от матери-земли. Образ земли в повести "Fata morgana " имеет несколько иное звучание. Крестьяне всю жизнь обрабатывали барскую землю, которую любили как родную. И эта любовь к земле стала толчком людей к духовному росту, к борьбе за свои права.
Земля в романе Маркеса предстает в ином аспекте, полна философско - психологического содержания. Идея ее изображение совпадает с повести "Fata morgana " , и с мифом: земля - казна из которой черпает свои силы народ. Однако Маркес видит в земле единственное спасение человечества; выражает надежду на то, что здеморалізоване, порублене, одинокое и , казалось бы, потерянное поколение найдет спасение, держась земле, человечество может найти взаимопонимание, солидарность, которая противоположна одиночества. А тот, у кого есть родная земля, - часть народа, а значит - не одинок. И жизнь его полна глубокого смысла творения прекрасного...
|
|