Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЛЕСЯ УКРАИНКА

Впрославление мужества и силы человеческого духа в поэзии Леси Украинки

III вариант

Один из величайших поэтов мира Гете когда-то сказал: «Кто хочет понять поэта, должен отправиться в страну». Страна эта - творчество. Идем в страну Леси, где все дышит любовью к людям, высокой духовной силой и нежностью.

Во всем, что писала Леся Украинка, - от нежной элегии журнальной статьи - клокочет сильный поток чувств, раздается голос - внутренне раскованный голос человека, познавшего свою силу. Слово Леси Украинки - это пламя, которое, подобно природного огня - и светит, и греет, и сжигает.

Уже после появления ее первого сборника стихов «На крыльях песен» И. Франко провозгласил знаменательные слова «Украина, на наш взгляд, сейчас не имеет поэта, чтобы мог силой и разносторонностью своего таланта сравниться с Лесей Украинкой».

Открывается сборник стихотворением «тебе, Украина, наша бездольная иметь». Печаль и плач над судьбой Родины звучат в этой поэзии, ибо такова была тогдашняя действительность. А в стихотворении «Contra spem spero» Леся Украинка провозгласил свое кредо:

Так! Я буду сквозь слезы смеяться,

Среди бедствия петь песни,

Без надежды таки надеяться,

Буду жить! Прочь думы грустные!

Особое место в первом сборнике поэтессы занял стихотворение «Досвітні огні», в котором Леся выражает свое отношение к страшной царской действительности, воплощенной в образе «темной ночи», что спрятала людей под «черные широких крыла», покорив все живое «темной силе» заставив его «спать как в могиле». Леся Украинка приветствует появление на исторической арене великой, могучей силы, которая называется рабочим классом. Именно он поведет борьбу с миром зла до победного конца.

Произведение этот дышит оптимизмом, верой в победу света над тьмой. Среди тьмы и мрака призывно звучит: «Становись, хто живий, в кого думка повстала!» Своим горячим словом поэтесса зовет к бою.

Поэтические произведения Леси Украинки имеют преимущественно общественное звучание. Однако ее перу принадлежат и настоящие шедевры интимной и пейзажной лирики. Особенно интимная лирика волнует нас силой духа, искренностью, глубиной настоящего человеческого чувства. Поражают трогательные стихи, посвященные С. Мержинскому близкому другу поэтессы. Его преждевременная смерть вырвала из израненного сердца болезненные строки, полные грусти, отчаяния, рыдания. В этих стихах звучит разлука, скорбит зболіла душа. Но никогда гражданское мужество не покидает Лесю Украинку. Она всегда на поле битвы, потому что «в сердце крики раздаются боевые». Леся прежде всего - поэт борьбы, исполненной мужества человеческого духа:

Эй, блискавице, громова сестрица,

Где ты? Разбей злые чары!

Пусть мы хоть раз заговорим громом,

Так как весенней тучи!

Цикл стихов «Слезы-перлы» имеет отчетливое политическое звучание. Поэтесса понимает, что слезы, даже самые горькие, не могут помочь народному горю: Что слезы там, где даже крови мало», ее слезы-жемчуг викрешували из равнодушных душ искры мести, становились жгучим огнем, сожаление и тоску вращали в орудие борьбы.

Леся Украинка все свое житгя готова была превратить в подвиг, на вечное горение. С любви к родному ироду росла ее ненависть к покорного рабского ношение оков. Сердце поэтессы горит и истекает кровью от понимания того, что в кандалы рабства закован дух народа, что раб смирился со своим позорным положением, своей судьбой раба и даже не протестует. Стыд гнетет и жжет сердце Леси, и она обращается к человеческой совести, хочет разбудить чувства достоинства и гордости, напомнить человеку, что она - одна! Рабство сознательное - самое позорное рабство. Вот Леся м с болезненно-жгучим чувством пишет:

О, стыд молча гибнут и страдать,

Как имеешь в руках хоть заржавленный меч.

Шли последние годы XIX века. Это были времена революционного подъема. И Леся призывает к борьбе, где «без удержу свирепствует страшная, неусыпное война», где «играют на небе зарницы, ясные зарницы». Слышать голос отважного борца:

Даю тебе этот меч, зря, что ты не сильная,

Мой меч не тяжелый для отважных рук.

Битва будет нелегкая, будут поражения, падения, страшные жертвы и кровь. И все это зря:

Я знаю это и жду страшных ночей,

Я жду, что среди них тот огонь загорится,

Где теплится железо для мечей,

Закаляется ясная и твердая сталь.

Величественный и могучий образ титана Прометея стал ведущим в изображении положительного героя, бесстрашного борца, который олицетворял идеал всей эпохи. Потомки Прометея готовы «лучше врагу на одсіч дать голову», чем ниціти в рабстве. Дух их независимый и непреодолимый. Вот юноша, поверженный, распростертый, к земле пригвожден копьем, говорит «Убей, не сдамся!» Вот служанка гордо и пренебрежительно бросает в глаза завоевателю:

Ты меня убить можешь,

Но жить не заставишь.

Оптимизм, вера в силу свободолюбивого духа - самые приметные черты Лесиного слова, ее поэтические образы не дают знидіти человеческому сердцу. Они будят мысль, облучают радостью и верой победы добра над злом.

Борьба и труд. Эти две ведущие звезды сопровождали поэтессу в жизни. Жизнеутверждающий пафос присущ всем произведениям Леси. Именно это и дало основание И.франко назвать Лесю Украинку самой мужественной поэтом Украины.