Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ВЛАДИМИР СОСЮРА
100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.М. СОСЮРЫ

 

(1898-1965)

Любите Украину во сне и наяву,
вишневую свою Украину,
красоту ее, вечно живую и новую,
и язык ее солов"їну.
Сосюра В. Любите Украину //Украинское слово:

Хрестоматия укр. лит. и лит. критики ХХ вв.:

(В 3-х кн.).Кн. 2 /Сост.: В.Яременко (Украина),

Є.Федоренко (США); Подгот. текстов Б.Яременка. -

К., 1994. - С. 221-222.
 

Владимир Николаевич Сосюра - представитель высокого поэтического мира, где пахнут белые акации, полыхают загравами донецкие ночи и цветет різнобарв"ям Украина. Он - тонкий лирик и создатель развернутых лиро-эпических полотен.

Родился В.Сосюра на станции Дебальцево (ныне Донецкой области). По своим национальным происхождением Владимир Миколайлович - не украинец. По отцу он - француз. Об этом В.Сосюра неоднократно упоминает в своих стихах и воспоминаниях. Его отец , Николай Владимирович, по специальности чертежник, был человеком непосидющою и разносторонне одаренным, сменил много профессий, учительствовал, работал сельским адвокатом, шахтером.

Мать поэта - Мария Даниловна Локотош - мадярка, работница из Луганска, занималась домашним хозяйством.

Детские годы будущего поэта прошли в с. Третья Рота (ныне м.Верхнє) , в старой хворостянцы на берегу Донца, где в одной комнатке ютились восемь детей и родители. Одиннадцати лет В.Сосюра идет работать к бондарного цеха содового завода, потом телефонистом, чернорабочим. Начальное образование получает под опекой отца, зачитывается приключенческой литературой ( Майн Рид, Жюль Верн, Фенимор Купер), стихами О.Кольцова и І.Нікітіна. 1911 г. вступает в министерское двухклассное училище в с. Третья Рота.

С заинтересованностью детских лет Владимира принадлежали Гомер и Ф.шиллер, Т.Шевченко и Н.гоголь, А.пушкин и. Франко. А вместе с ними - А.Бєлий, О.Апухтін, М.Вороний, о. олесь, С.Надсон.

Свои первые поэтические попытки русском языке В.Сосюра относит к 1914 г. (все рукописи погибли в годы Первой мировой войны). в 1914 г. он поступает в трикласного низшего сельскохозяйственного училища в с. Яма, но смерть отца (1915) заставляет его оставить учебу и работать на содовом заводе учеником маркшейдерского бюро. Осенью 1916 г. В.Сосюра возвращается в училище, чтобы пробыть здесь до бурной осени 1918 г.

Поэт верит в революционное обновление жизни и вместе с тем болезненно, остро реагирует на драму гражданской войны, что отражено им в стихотворении "Брат на брата".

Становление В.сосюры как гражданина и художника приходится на первые послереволюционные годы. Осенью 1918 г. в составе рабочей группы содового завода он участвует в восстании против кайзеровских войск. Зимой 1918 г. становится казаком петлюровской армии. Осенью 1919 г. убегает из ее рядов и попадает в плен к деникинцам. Его расстреливают как петлюровца, но рана оказывается не смертельной и он выживает. Судил Сосюру красный ревтрибунал и только житейская мудрость председателя трибунала, который разглядел в парнишке поэта, спасла ему жизнь; 1920 г. Сосюра оказывается в Одессе, где его, больного тифом, принимают в свои ряды бойцы Красной Армии.

Політкурсант 41-й стрелковой дивизии, 1920 г. он знакомится в Одессе с Ю.Олешею, Е.Багрицьким, К.Гордієнком, О.Ковінькою, которые единодушно признают его за складом мышления и чувства поэтом сугубо украинским.

В ноябре 1920 г. красноармеец В.Сосюра направляется в Елисаветград, где попадает в больницу, а после выздоровления едет политработником на Донбасс. Во время отпуска 1921 г. он знакомится в Харькове с В.Коряком, В.Блакитним и І.Куликом. Начинается харьковский период напряженного творческого жизни в кругу ведущих украинских мастеров: а. Довженко, м. Хвылевого, О.вишни, О.Копиленка, І.Сенченка, М.Йогансена и др.

в 1921 г. увидела свет сборник В.сосюры "Поэзии", которая до сих пор считалась его первой книгой. Недавно найденный документ корректирует эту мысль. Рукой Сосюры в нем записано: "В 1918 г. после проскуровского погрома, который совершил 3-й гайдамацкий полк, казаком которого я был, на деньги Волоха (ком. полка) было надруковоно и издан первый сборник моих стихов "Песни крови"*.

1921 г. выходит поэма "Красная зима", которая имела невиданный успех. В ее небольших девяти разделах уместился целый духовный мир представителя "рабочей ране": теплые воспоминания о детстве и дом, мальчишники развлечения и первая любовь, порыв повстанческих отрядов, возвращение домой и сумм потерь, ощущение единства с народом и вера в идеалы народовластия. Получение своего берега в бурном общественном море, мировоззренческая определенность как подарок бунтівливій души - вот психологическое и философское основание поэмы, несмотря на всю суровость изображаемой реальности (голод, нищета, разруха, война и смерть) насквозь проникнута оптимистическим звучанием.

Широкий диапазон имеет и социально-философская тематика поэта. Его данью космизма 20-х годов является поэма "Вокруг" (1921), лирический субъект которой стремится охватить взглядом всю розвихрену революцией планету. Вселенские масштабы измерения событий и в поэме "В веках" (1921). Стоическое восприятие суровой действительности отраженный в посвященном николаю хвылевому диптихе "Снег" ("Снег... перед глазами за лицами лица...").

А в стихотворении "Грациозно подала руку и пошла" царит стихия революционного романтизма. Подобные колебания философских акцентов также свидетельствуют о синкретизм художественного мышления Сосюры.

Из-под пера художника выходит ряд лиро-епичних поэм: "Оксана" (1922), "Робітфахівка" (1923), "Шахтер", "Селькор", "Хлонь" (1924). Сейчас трудно утверждать, что они принадлежат к вершинных художественных образцов, но тогдашнему читателю эти расширенные социальные портреты, психологически проницательные и точные, говорили много про него самого. Одним из первых проявлений интереса молодой литературы к родной старины (особенно ценного в атмосфере лівореволюційних вульгаризацій истории) стал стихотворный роман В.сосюры "Тарас Трясило" (1926).

От 1925 г. В.Сосюра полностью отдается литературной работе. На протяжении десятилетия (1922-1932) он был членом многих литорганизаций (Пролеткульта, "Плуга", "Гарт", ВАПЛИТЕ, ВУСПу и др.), руководствуясь не столько отношением к их идейно-эстетических программ, сколько личными симпатиями.

Слишком открытый и импульсивный, В.Сосюра часто бывал беззащитным, иногда сам натыкался на острые упреки. Так, он впал в отчаяние с приходом нэпа, откровенно отразилось в сборнике "Город" (1924). Правда, свою мрачную разочарованность (по-своему оттененную рядом экзотических образов - "далекой Іранії", "мечтательной Индии" и др.) поэт довольно быстро преодолевает. Уже в поэме "Оно" (1924) читаем: "Знает он, од нэпа стало лучше, хоть поначалу и никла голова". Но недругам было что брать на недобрую память.

Сборки Сосюры "Золотые коршуны" (1927), "Когда зацветут акации" , "Где шахты на горе" (1928) полны погодных настроений и силу творческого деяния. 1927 г. поэт пишет взоровану на традиции шевченковской политической сатиры поэму "Ответ"; поэмы "Учительница", "Поэт", "ГПУ", и наиболее значительный из них - "Заводянка". Все это дает основания утверждать, что он счастливо вышел из "непівського" психологического разлома, мобилизовался и как лирик вжился в мирное будни Украины. Это отмечает беспристрастная критика, усматривая в Соссюре ведущего мастера лирического жанра. Однако на весах политической конъюнктуры профессиональная мнение уже ничего не весила. Бесконечные упреки в сторону поэта с ужесточением (вплоть до "перевоспитания" его при станке (1931), ввергая Владимира Николаевича в состояние глубокого творческого кризиса. Настроения отчаяния сказывались и на сборнике "Сердце" (1931) и, в частности, в одноименном стихотворении.

К проблемам общественно-литературных прибавляются личные, сказывается беспощадное отношение Сосюры к своему здоровью. в 1934 г. он попадает в психиатрическую больницу. Учитывая развязанный в стране террор можно предположить, что это спасает его от гораздо страшнее. В этом же году Владимира Николаевича исключают из компартии. Лишь в 1940 г., после его отчаянного письма к Сталину, которому он искренне верил, восстанавливают в рядах ВКП(б).

В эти годы В.Сосюра почти не пишет, занимается поэтическими переводами. Декотра стилевое однообразие, обусловленная природой поэтического мышления, скрывает другого Сосюру - блестящего версифікатора, который в совершенстве владеет словом (например, его перевод "Демона" М.Лермонтова).

И все же "вершители судеб" признают за лучшее сохранить "поэта рабочей ране", которого знает и любит народ. 1936 г. Сосюру принимают в Союз советских писателей. в 1937 г. он имеет возможность переехать с семьей в новую столицу Украины - Киев, удостаивается ордена "Знак почета". В притоке новых сил и надежд возвращается к работе. Печального для страны 1937 г. появляется сборник "Новые стихотворения", которая свидетельствует, что и в тяжелую пору муза заглядывала к В.сосюры, оставляя такие свои щемні знаки, как "Астра" (1934) или "Волна" (1934).

"Новые стихотворения", а еще больше сборник "Люблю" (1939), обозначили новый этап его творчества, время художественной уравновешенности, стилистической утонченности.

1940 г. В.Сосюра завершает свое наибольшее лиро-епичне полотно - роман в стихах "Красногвардеец", который вобрал все то, что составляет автобиографическую основу его творчества 20-30-х годов.

Предвоенные книги ("Журавли прилетели", "Сквозь ветры и годы", 1940) полны мотивов любви к женщине ("Марии"), природы ("Я цветок не могу сорвать"), к родине, к жизни, что, проходя мимо так быстро, дарит душе безмерное переживаний.

Война застает Сосюру в Кисловодске. Впоследствии он возвращается в Киев, в составе писательских агитгруппы выступает перед населением. С приближением фронта вместе с Союзом писателей Украины выезжает в Уфу. Оттуда раздается искреннее слово поэта, его слышат и на оккупированных землях. Написан в Башкирии знаменитый "Письмо к землякам" (1941) распространяется в форме листовок по всей Украине.

1942 г. поэт настаивает на переезде в Москву, работает в украинском радиокомитете, украинском партизанском штабе и в 1943 г. направляется в распоряжение Политуправления фронтов, которые вели бои за Украину". Сотрудничает с редакцией фронтовой газеты "За честь Родины", выезжает в действующие войска, выступает перед воинами.

Выходят из печати сборники В.сосюры "В час гнева" (1942), "Под гул кровавый" (1942), появляются многочисленные публикации в периодике.

Из крупных произведений этого периода наиболее интересной является поэма "Мой сын" (1942-1944), что осветила драму войны как примножену сумму конкретных трагедий и личных потерь.

1944 г. В.Сосюра возвращается в Киев, пишет и одновременно работает на восстановлении города. "И стало тихо так вокруг, словно не было земли", - да увековечит он первую минуту мира в поэме "Огненные дороги" (1947).

Черты идейно-стилевой эволюции оказались в стихотворении 1941 г. "Любите Украину !", что на волне победного настроения сразу пошел в мир, был опубликован в Украине и Москве ( в переводах О.Прокоф"ева и М.Ушакова), а в 1951 г. повлек к острейшим обвинений поэта в национализме. Начиная со статьи в газете "Правда" (1951, 2 июл.) "Против идеологических извращений в литературе", нарастает мутная волна "голобельних" выступлений, в которых В.Сосюрі отказывается в праве на общественную и литературную жизнь и в запопадливій "активности" отрицается уже не только этот стих, но и все созданное им.

Сосюра перестают печатать, он живет под прямой угрозой ареста, отмененного только со смертью Сталина в 1953 г. И тогда появляются новые книги стихов "За мир" (1953), "На струнах сердца" (1955), "Соловьи"їні далі" (1957).

Много работает В.Сосюра в эпическом жанре - пишет поэмы "Студентка" (1947), "Отечество" (1949), "Украина" (1951).

Долгое время (начиная с 1929 г. по 1960 г.) В.Сосюра работал над произведением "Мазепа". Возвращая из забвения зневаженного царизмом гетмана, поэт ведет речь о борьбе за свободу и счастье народа:

Я сердцем хочу показать

страшную трагедию Мазепы

и в ней, в то время страшный несогласия,

страшную трагедию народа...

...Любил Украину он душой

и предателем не был для нее...

Он сердцем боль народа слышал,

что в даль смотрел сквозь штыки...

Отнесена к "запрещенных"произведений, поэма вместе с основательным литературоведческим анализом лишь в 1988 г. была опубликована в журнале "Киев". Этот большой, задумчивый в эпических измерениях, произведение еще раз подтвердил лирический талант В.сосюры, для которого переживания событий было всегда ближе их осмысления.

Поэму "Мазепа" В.Сосюра писал тогда, когда его безумно травили за стихотворение "Любите Украину!". Публично поэту приходилось "каяться" и печатать такие стихи, что вскоре составили сборник "Мир".

1960 г. В.Сосюра заканчивает поэму "Расстрелянное бессмертие", начатую в довоенное время и опубликованную только в 1988 г. Есть основания считать, что "запевная" часть этого произведения, посвященного жертвам сталинского террора, является возобновленным с памяти куском утраченной поэмы "Махно". Поэма богата проницательные характеристики, которые с расстояния лет автор дает друзьям и знакомым и вместе с оценкой собственных поступков и чувств воспроизводят духовный образ трагического времени. Эти поэтические мемуары стали первым большим обращением послевоенной поэзии к фактам эпохи сталинизма и вместе с его автобиографическим романом "Третья Рота" (1989) положили начало разработки этой темы.

Ряд интересных произведений приносят книги "Близкая даль" (1960) и "Поэзия не спит" (1961), выходящих из мастерской Сосюры несмотря на его тяжелую болезнь сердца.

С большим талантом и искренностью, без отчаяния и скорби, говорит поэт о красоте осенней поры в стихах, входящих в сборники "Осенние мелодии", "дыхание Весны" (1964).

В поэзии в. Сосюры звучат библейские мотивы в их трогательной человечности. Утверждается народный мировоззрение с его меркам добра и зла. И хотя поэт готов бороться и побеждать, но еще больше он умеет любить. И прощать... Приобщаясь к идее бессмертия души, исполненной добра и красоты:

Одсіяють годы, как облака над нами,

и вот так уже в поле будут двое идти,

но, васильками станем - я и ты.

Так же будет поле, как теперь, синеть,

и облачка лететь в неизвестное время, и

второй, дальний, исполненный привета,

с родными глазами сравнит нас.

("Одсіяють годы...")

На библейско-мифологических сюжетах построен произведение "Христос", написанный в 1949 г. Старая Библия в трех его книгах, образы и сведения, заимствованные из этих анналов, собственно и являются главными. Образ Христа в поэме изображается в течение всей его жизни.

Второй поэмой, которая по-своему продолжает библейско-космогенічні представление Сосюры, является его интересный, но своеобразно незавершенный произведение-поэма "Ваал". Какова судьба персонажей - Каина, Евы и Адама, - однако речь в другой поэме Сосюры - его "Каїні".

Найдена рукопись поэмы "Моисей", которая должна быть напечатана в журнале "Киев" в 1997 г.

Владимир Николаевич Сосюра остался нежным и тревожным певцом глубоких чувств человека. Стали классическими его стихи "Так никто не любил", "Когда поезд в загромыхает", "Белые акации будут цвести", "помню вишни допели", "Сад шумит", "Васильки" и много других.

Творческого труда не бросал он и тогда, когда тяжело заболел. Владимир Николаевич Сосюра ушел от нас в расцвете своего таланта.

Живи, мое сердце, живи не для себя,

для себя же потому ты и не жил, -

писал он в стихотворении "Люблю Украины возлюбленной небо".

Поэт навеки остался в сердце своего народа. На его могиле сооружен памятник. Дано им"я М.В.Сосюри Дома культуры стеклозавода м.Лисичанська и одной из улиц г. Киева. В г. Лисичанске открыт музей поэта. В Киеве, на доме, где жил и работал Владимир Николаевич Сосюра, установлена мемориальная доска с барельефом.

Л И Т Е Р А Т У Р А

ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.В. СОСЮРЫ

Сочинения: В 4 т. / Редкол.: Олейник Б.И. (председатель) и др. - К.: Днепр, 1986-1987. - Т.1-4.

Произведения: В 2 т. / Сост. и подгот. текстов П.Д.Моргаєнка; Вступ. ст. Б. олийныка. - К.: Днепр, 1978. - Т. 1-2.

Избранное: Стихи и проза / Сост. и вступ. ст. В.П. Моренца. - К.: Сов. писатель, 1989. - 237 с. : портр. - (Шк. б-ка).

Избранные стихи . - Х.: Держлітвидав, 1936. - 159 с. : ил.

Журавли прилетели: Поэзии. - Б.м. : Сов. писатель, 1940. - 175 с.: портр.

Избранное: Пер. с укр. - М.: Гослитиздат, 1939. - 123 с.

Избранное Пер. с рус. Б.Турганова; Предисл. Б.Олейника. -. М.: Худож.лит., 1978. - 429 с., 1 л. портр.

Сквозь ветры и годы: Стихи. - М.: Сов. писатель, 1940. - 131 с.

Крылья: Стихи: Пер. с укр. / Вступ.ст. С.Тельнюка. - М.: Худож.лит., 1988. - 302 с.

Люблю: Стихи . - К.: Держлітвидав, 1939. - 199 с.

Люблю я море... Поэзии . - Одесса: Маяк, 1989. - 174 с. : ил.

Поэзии . - Х.: Держвидав Украины, 1929. - Т.1-3.

Сердце: Стихи . - Х.; К.: Лит. и искусство, 1931. - 51 с.

Сын Украины: Поэма. - Б.м.: Союз сов. писателей Украины, 1942. - 19 с. - (Б-ка "Фронт и тыл").

Так никто не любил: Стихи / Сост. Ю.С.Бурляй. - К.: Сов. писатель, 1987. - 151 с. : ил.

Такой я нежный, такой тревожный...: Стихотворения: Для ст. шк. в./ Сост. и передм. М.Сома. - К.: Радуга, 1989. - 286 с. : ил.

Третья рота / Сост. С.А.Гальченко, В.В.Сосюра; Послесловие и примеч. С.А. Гальченко. - К.: Сов. писатель, 1988. - 357 с. : ил., портр.

Третья рота: Роман / Пер. с укр. Н.Высоцкий, С.Плахтинского; Вступ. ст. С. Гальченко. - М.: Сов.писатель, 1990. - 269с.

Христос Легенда: / Публ. Ю.Бурляя // Киев. - 1997. - №1/2. - С. 12-26. Время: Николаю Хвылевому //Отечество. - 1995.. №7/8. - С. 133.

Красная зима: Стихи / Библиотека Всеукр.пролеткульту. -. Б.н.: Всеукрліто, 1922. - 44с. Красная зима: Стихи . - К.: Днепр, 1987. - 183 с. : ил.

Красная зима / Вступ. ст. и впоряд. М. Ласло-Куцюк. - Бухарест: Критеріон, 1987. - 172с. (Малая б-ка). Красные розы: Стихи . - Х.: Изд-во "Движение", 1932. - 87с.

О ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ В.М.СОСЮРИ

Моренец В.П. Владимир Сосюра (1898-1965) // История украинской литературы ХХ века: Кн. первая (1910-1930-е гг.) / За ред. В.Г.Дончика. - К., 1993. - С. 260-277.

Антоненко-Давидович Б. Неповторимый Володя: (Воспоминания о в. Сосюра) // Укр.мова и лит. в шк. - 1989. - № 8. - С. 29-32.

Килимник А. Волшебник слова: Несколько эпизодов из встреч с В.Сосюрою) // Донбасс. - 1987. - № 6. - С. 90-93.

Гальченко С. Мои дни языков кресты: Лирико-драмат. этюд из жизни В.сосюры // Самост. Украина. - 1993. - 17 марта. - С. 8.

Крыжановский С. Почему я не пишу воспоминаний о Владимира Сосюру... // Родина. - 1992. - № 1. - С. 176-179.

Бурляй Ю. Червіньковий Орфей // Отечество. - 1995. - № 7/8 - С. 131-137.

Гловацька К. Незнакомый В.Сосюра? // Лит. Украина. - 1996. - 12 дек.

Гуторов А. Владимир Сосюра - знакомый и незнакомый // Радуга. - 1991. - № 9. - С. 121-122.

Бедзик Ю. Отчаянный Владимир Сосюра // Зеркало недели. - 1996. - 10 янв. - С. 16.

Микитенко В. Друзья или противники? // Киев. - 1990. - № 2. - С. 138-149.

Моренец В. Соловьев"їне поднебесье Владимира Сосюры // Рад. літературознавство. - 1989. - № 6. - С. 37-46.

Моренец В. Владимир Сосюра: Очерк жизни и творчества. - К.: Днепр - 1990. - 262 с.: ил.

Бурляй Ю. "Я в вас жив!": [Творчество В.сосюры] // Киев. - 1997. - № 1/2. - С. 26-32.

Яременко В. Маленький штрих к большой проблемы, или Материк его души: [О творчестве в. Сосюры] // Киев. - 1990. - № 8. - С. 66-67.

Асеева С.А. Произведения Сосюры в годы войны // Укр.мова и лит. в шк. - 1991. - № 11. - С. 73-74.

Коваль В. Любите! : [Суд над стихотворением Сосюры "Любите Украину!"] // Лит. Украина. - 1989. - 2 марта.

Ющенко О. "Арестован стихотворение": [В.Сосюра и В.Дубовка] // Лит. Украина. - 1992. - 30 апр.

Абліцов В. Найзрадливіша женщина в мире - идеология: [Творчество в. Сосюры и Д.павлычко за условий ідеолог. давления сов. общества] // Голос Украины. - 1995. - 1 июл. - С. 6.

Будівський П. Владимир Сосюра и народное творчество // Наша газ. - 1993. - 30 апр. - С. 5.

Гальченко С. "... Мои дни, как кресты":[Сценарий театраліз. спектакля, присвяч. страницам жизни и творчества В.сосюры] // Дивослово. - 1994. - № 7. - С. 53-60.

Коваль В. Кто кого морочит?: Мрачное слово, произнесенное светлого дня рождения. Владимира Сосюры // Демокр. Украина. - 1995. - 26 янв.

Доценко А. Где родился поэт... [Увековечения памяти В.М.Сосюри в Дебальцево] // Лит. Украина. - 1994. - 27 янв.

Про В.И. Мемориальный музей В.М.Сосюри: Путеводитель. - 2-е изд. - Донецк: Донбасс, 1988. - 28с., 6 л. фот.

И Л Ю С Т Р А Ц И Й

Владимир Сосюра: Жизнь и творчество в документах, фот., ил.: 3б. / Сост. Ю.С.Бурляй и др. - К.: Рад. шк., 1978. - 144 с. : ил.

*-Цит. по кн.: История украинской литературы ХХ века. Кн. первая (1910-1930-е гг.) /За ред. В.Г.Дончика. - К.,1993. - С.263.