10 класс
  СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  ЛЕСЯ УКРАИНКА
  Идея служения художника народу в творчестве Л. Украинки
  Для каждого настоящего писателя очень важным является четкое определение своего отношения к общественной жизни и своего места в нем. Вспомним Т.шевченко, И. Франка, П. Грабовского, их произведения и найдем немало доказательств этого. Так, И. Франко в поэзии «Декадент» писал: «Я сын народа, что вверх идет, хоть был закрытый в погреб, мой зов: труд, счастье и свобода». П. Грабовский, будто перекликаясь с Т. Шевченко и И. Франком, гордо заявлял: «Я не певец чудовної природы...», потому что «с ума не идут обездоленные народы, - им я отдал все чувства мои». К когорте писателей-борцов принадлежала и гениальная украинская поэтесса Леся Украинка.
  Есть среди произведений Леси Украинки небольшой этюд про бабочку, где рассказывается, как маленькое существо, что родилось в темном погребе, впервые в своей жизни увидев свет, упорно стремилось приблизиться к нему и погибло, улетев в пламень. Когда кто-то из общества, которое сидело за столом и наблюдали соревнования бабочки со светом, заметил: «Глупому глупая смерть», - послышался голос: «А разве умнее была бы его смерть, если бы он навеки погиб в темном погребе? Свет сожгло его, но он рвался на простор. Он искал света!»
  Вот порыв к свету, непримиримость к пустому прозябанию, равнодушия были свойственны и Лесе Украинке, которая, избрав тернистый путь поэта, хотела видеть свои песни пломеніючими, слова - оружием искрящейся. Она им не раз приказывала: «Пылайте или курите, и не в'яліть!»
  Поэтическим манифестом писательницы, ее творческим кредо стало стихотворение «Слово, чому ти не твердая криця...»:
   Оружие моя, послужи воинам 
   Лучше, чем ты служишь больным рукам!
  В первой строфе этой поэзии писательница обращается к слову, которое должно поднимать народ на борьбу, а следовательно, «снимать вражьи головы с плеч».
  Следующая строфа - это, по сути, характеристика своей писательской, гражданской позиции. Поэтесса никогда не добывала фальшивых нот из своей лиры, для битвы с врагом закаляла слово кровью собственного сердца:
   Ты, моя искренняя, каленая речь,
   Я тебя видобуть из влагалища готова,
   Только ты кровь из моего сердца прольешь. 
   Вражьего сердца клинком не пробьешь...
  Поэтесса убеждена в том, что художественное слово становится прочной оружием лишь тогда, когда его возьмут сильные мстители, ради которых она и закаляет свое «оружие искрящуюся».
   
  Поэзия «Слово, чому ти не твердая криця...» отличается музыкальностью.
   Я. Степной написал романс с тем же названием.
  В своей ранней поэзии «Певец» Л. Украинка уверяет читателей в том, что никакие силы не заставят ее отказаться от патриотического долга - служить своей Родине и родному народу. Юная поэтесса осознавала: творческий путь трудный, и одолеть его одной тяжело - такие размышления и чувства пронизывают стихотворение «Мой путь»:
   Самой недолго сбиться с пути,
   И трудно с нее сбиться в группе.
  Леся мечтает своим словом пробудить народ к борьбе за свободу, за правду, знает, что в этой борьбе может погибнуть много борцов, среди них и она:
   Пусть я погибну, и пусть сияет мыло
   Над людьми солнцем правда и надежда!
  В поэзии «В черную тучу собралась тоска моя ...» автор предстает нежной, но стойкой и мужественной. Все чувства, которые она пережила - от невыразимой тоски до горького рыдания, - не сломили ее, «к земле не прибили», а, наоборот, закалили волю и сердце, принесло плод буряний мотив борьбы:
   ...Я выйду сама против бури
   И состояния, - поміряєм силу!
  Произведения поэта, уточняет Леся Украинка в стихотворении «Поэт во время осады», подобно жизни, должны быть всеобъемлющими, пение поэта должен будить от сна, служить общенародной делу борьбы за свободу.
  Леся Украинка хорошо знала по истории мировой и отечественной литературы, из собственного опыта, что часто судьба была жестокой к настоящих поэтов: итальянский поэт Данте был изгнан из своей страны; англичанин Байрон умер в Греции; О. Пушкин, М. Лєрмонтов, Т. Шевченко, П. Грабовский физически уничтожены царизмом. Поэтесса вспоминала эти трагические фигуры.
  В частности в стихотворении «На столетний юбилей украинской литературы », посвященном И. Котляревскому, она так отзывается о судьбе поэтов-борцов:
   Никто их не брал под свою защиту,
   Никто не спускался с высокого трона,
   Чтобы им уделять хвалы.
   Лоб не венчали лавровії виты.
   Тернов не скрашали ни злато, ни цветы,
   Страдали певцы в одиночестве.
  И будучи верной девізові: «Только в борьбе жизни и счастья», Леся Украинка вслед за Т. Шевченко и М. Некрасовым, вместе с И. Франком и П. Грабовским провозгласила: «Не поэт, кто забывает о страшных народные раны...»
  «Кто вам сказал, что я слабая...» - последний лирическое стихотворение тяжело больной Леси Украинки. Содержание его свидетельствует о стойкости поэтессы и ее веру в бессмертие поэтического слова:
   Кто вам сказал, что я слабая,
   что я повинуюсь судьбе?
   Разве дрожит моя рука
   или песня и мнение хилые?
  Обратимся еще к одному стихотворению - «Звезда поэзии», в котором поэтесса провозглашает свое эстетическое кредо.
  Она имела право сказать о своей поэзии: «Звезда моя! у тебя свет век будет ясное». Потому что человек избрал для борьбы с ненавистным врагом острый кинжал, то есть слово-оружие, не могла не зажечь в сердцах грядущих поколений огонь любви к свободе, ненависти к тирании.
  Жизненный и творческий путь великой поэтессы стал образцом для многих поколений, ведь, несмотря на свою неизлечимую болезнь, которая мучила ее с детства, Л. Украинка была человеком сильным, жизнелюбивым, по-настоящему красивой.