Ум всеобъемлющий и мятежный. Благословенны вы, следы, Не смыть вечности дождями, Путешественника Сковороды... Максим Рыльский
История каждый раз ставит перед человеком проблему преодоления времени с его вечной длительностью. Одни приспосабливаются к временам, в которых живут, и исчезают так же бесследно, как и появляются, другие пытаются изменить время, преодолеть, вырваться из его невблаганності, - таким суждено бессмертие, они опережают свои эпохи, они принадлежат будущим поколениям, им суждено вечность.
Так из глубин тысячелетий подают нам голоса безымянные строители Египетских пирамид, приходят к нам из античного мира Сократ и Платон, поднимаются над жестокостью рабовладельческого Рима рыцари свободы Спартак и Катиліна, пробиваются сквозь толщи веков титанические фигуры.
Леонардо да Винчи, Микеланджело, Шекспира.
Среди великих имен, которыми гордится украинский народ рядом с Шевченко и франко, называем имя Григория Сковороды, первого нашего ума, великого просветителя. Философ и поэт, оригинальный и независимый мыслитель, бунтарь мнением и самим образом своей жизни, вот уже 280 лет возвышается он над нашей землей, словно творения зодчих Киевской Руси, поднимается, словно всплески народной души в вільнолюбній казатчине и непокорности гайдаматчины, говорит за душевностью своей поэтической свирели, как уныло-задумчивое звучание народной песни.
Интересный факт из истории начала XX века.
В буреломе октябрьского переворота очень много противоречивых страниц, но, когда в 1918 году был подписан декрет о становлении памятников выдающимся ученым философам, писателям, то наряду с именами Радищева, Ломоносова, поставлено было имя Григория Сковороды. Писатель В.Бонч-Бруевич, который подготовил к изданию философские произведения Сковороды, в своих воспоминаниях приводит такие слова В.И. Ленина: "Когда наступит время ставить памятник Сковороды, то Вы должны выступить и разъяснить народу, что был Сковорода, какое значение он имел для всего человечества.
Интересный штрих издание подготовленных В.Бонч-Бруєвичем произведений Сковороды было осуществлено на средства простого украинского рабочего машиниста Ф.Радзиковського, который давно задумывался над проблемами вечности, много читал, искал ответы на вопросы жизни ф человеческой деятельности. "Рыцари духа исчезли, их нет, а без них - не жизнь, а скука - говорил он В.Бонч-Бруевичу. - Народ страдает и мечется не имея опоры в истинных учителях, которым были бы дорогие безграничны далее, вопрос вечности, а не славы и гордости земных. Вот у нас на Украине был такой рыцарь духа Григорий Савич Сковорода, но он повержен, его похоронили и придавили столетним гнетом. Его надо поднять, он должен встать и уйти.".
Этот эпизод весьма красноречивый именно тем, что в нем отразилось характерное для фигуры Сковороды - философа глубокая народного, связанного с жизнью народным и своими мыслями, и своим поведением, и своим образом жизни.
У гениев всегда простые биографии, или и вовсе нет того что принято считать биографиями, то есть перечень каких-то внешних событий и случаев, которые, собственно, и не затрагивают сущности человека. Однако, как заметил еще Гете, "художник должен иметь происхождение, знать, откуда он взялся".
Григорий Сковорода вышел из самых глубин народа. Сын простого малоземельного казака из городка Чернухи на Полтавщине, он, несмотря на высокое образование, какую сдобу, несмотря знакомства с сильными мира, в конце дня не предал тем людям, из среды которых вышел, он оставался среди тех людей, вошел в их мысли, в их песни и надежду, и таким знаем его и сегодня, таким он останется в вечности...
В его жизнеописании отмечено небольшое количество событий. Но каждая - это ярчайшая страница душе великого философа.
Родился в селе Чернухи... Двести лет не было даже известно, в каком месяце и какого числа он родился. Только в 1992 году переводчик Петр Пелех нашел в письме к литератору М.І.Ковалинського от 22 ноября 1763 года рассказ о том, как провод день своего рождения Г.С. Сковорода. Эта автобиографическая указание есть и до сих пор единственным документом, удостоверяющим дату рождения Григория Саввича Сковороды - 3 декабря 1722 года.
Исследователи отыскали архивные материалы рисуют нам социальное положение его семьи. В казацкому переписи Чорнухской сотни Лубенского полка за 1745 год записано: "двор Пелагии Сковородыхи, которой сын обретается в певчих". А отца названо не почтенным именем Савва, а "Савка", что указывает на принадлежность семьи к малоимущим.
Малый Григорий имел исключительные способности к учебе, и родители отдали сына в науку к дьяку, а от дьяки, к Чорнухской церковноприходской школы.
В родном селе Чернухах Григорий задержался до 11-12 лет, но на всю жизнь вкарбовує в память все разнообразие детских впечатлений. Не случайно встречаем в письмах, написанных спустя десятилетия впечатления детства: "Я еще мальчишкой изучил басенку" или "я еще мальчиком слышал от знакомого Персіянина такую побасенку". А слушать и запоминать было что! Тогда еще носили по Украине бессмертную народную думу, вдохновленную казацкую песню слепые лирники и кобзари, неся своему народу высокие поэтические образцы художественных вкусов и предпочтений соотечественников. Того влияния потерпел и Сковорода. Григорий имел от природы замечательный голос и незаурядный музыкальный талант. Позже свободно играл на свирели, флейте, скрипке, бандуре. В Чорнуській школе был солистом в церковном хоре, вместе с исключительными способностями к обучению открывало ему дорогу в приготовительный класс Киевской академии.
Киевская академия манили каждого, учиться в ней - было мечтой многих. Перед ее воротами. Остановился зачарованно в 1734 году дванадцятилітній Григорий Сковорода.
Киевская академия была первым выше учебным заведением на Украине. 1625 год-год открытия Киевской братской школы, считается началом высшего образования в Украине. В 1631 году выдающийся украинский деятель культуры Петр Могила объединил братскую школу с школой Кирко-Печерской лавры в единый Киево-Могилянский коллегиум. С 1694 года коллегиум называют Киевской академией. Вся украинская культура XVII-XVIII вв. - литература, музыка, живопись, архитектура - непосредственно связана с историей Киевской академии, которая давала не только хорошее светское образование, но и высокое патриотическое воспитание. Сюда ехали учиться из Петербурга и Москвы, Белоруссии и польши, Молдавии и Румынии, Болгарии, Сербии. Сама в 1734 году, когда Г. Сковорода пришел в Киевскую академию, там находился М.В. Ломоносов, работая в академической библиотеке.
Сковорода застал в академии еще много добрых традиций и бросился в водоворот студенческой жизни. Солист академического хора и начинающий композитор, Сковорода отмечается в науках и уверенно шел к цели. Но согласно царского указа девятнадцатилетний из класса философии становится солистом хора царицы Єлізовети.
Сковорода опинається в Петербурге. Казалось бы: перед простым украинским юношей - путь к запаморочної карьеры. Казацки сыновья, добираясь до царских покоев, частенько и останавливались там, как то было с сыновьями казака Розума из-под Козельца, которые стали Разумовскими и прогремели на целое столетие. Видимо, Сковорода тоже мог иметь большой успех при дворе, что видно уже из того, что вменилось его было к свите императрицы Елизаветы Петровны во время ее путешествия на Украину в 1742 году. Однако, чудаковатый казацкий сын, приехав в Киев, не вернулся в столицу, а решил докінчувати свое обучение. Видимо, это не первое проявление его независимости, когда вспомнить тот малоисследованных факт, что сын простого крестьянина из далеких Чернух пробился в Киев и стал слушателем Академии, славной тогда во всем славянском мире и, говоря откровенно, открытой все же прежде всего для детей сильных мира того, а не таких, как Савчин сын Греческо. Но что-то было в том казацкому сыну такое, что толкало его только к науке, давало силы преодолевать все препятствия, не обольщаться никакими прелестями, быть независимым и самостоятельным в своем жизненном поведении, так и во взглядах, что впоследствии оказалось полной мере в его философии и творчества!
1750 Сковороду за его обширные знания языков и наук, за понимание и умение музыки и пения рекомендуют в состав миссии генерала Вишневского, который едет в Венгрию по поручению самой императрицы и требует для своей миссии мужчину образованного, так сказать, универсально, потому что в обязанности Сковороды входило быть словно секретарем миссии, капелланом, историком, дипломатом, переводчиком, эрудитом, собственно, миссия-это и был Сковорода, который уже на то время знал в совершенстве языки Европейские и древние, знаком был с философией, литературой, естественными науками, отличался выдающимися способностями.
Генерал-майор Федор Вишневский имел высокую поддержку и особое благоволение со стороны порфіроносної императрицы, так же, за неотъемлемыми записями в истории царской династии, стал ее вожделенным сватом. Это он в свое время, еще полковником, привез в Петербург из села Лемеши на Черниговщине, молодого казака Алексея Розума, который, как признали все при царском дворе "имел приятный голос и красивую внешность". Поэтому он довольно быстро был переведен поста царевны Елизаветы Петровны, взойдя на царский престол, развела Алексея (уже!) Разумовского в графское достоинство, а впоследствии произвела его в генерал-фельдмаршалы, и в конце концов оформила с ним брак, который, правда, не давал права престолонаследия.
Надо ли еще раз подчеркивать, что отношение императрицы к своему переяславского свана Федора Вишневского было постоянно благосклонным, почти семейным. Она засыпала своего верного слугу и свата щедрыми подарками - от "царских мелочей", таких, как медальон собственноручной резьбы по дереву ее отца Петра I, в нескольких сел - Жарбован, Наказуемы, Дідичок и других - на Переяславщине.
Вон как замысловато перемешается история и конкретных людях, их судьбах, их жизнях! Сейчас исследовано интересный путь Токайської миссии, которая по именному указу императрицы Елизаветы Петровны от 6 апреля 1745 года должна была торопить генерал-майора в дорогу, ибо умоляла ее императорское величество "А когда возможно хотя бы три сантала (бочонок-анкерок на 60 бутылок венгерского вина) почтой прислать, ибо сделалась потребность, а нигде найти невозможно, а я без него обойтись не могу, что и вам известно; не колеблясь, поспешили в дорогу.
В конце августа 1745 года, в яблонную успенский пору, большой, хорошо настроен обоз генерала Вишневецкого двинулся из Киева.
Более трех лет длилось путешествие Сковороды. Он получил возможность изучать Европу, "знакомиться в первую очередь с людьми, ученостью и знаниями, хорошо известными тогда. Побывал он в Венгрии, Польше, Пруссии, Германии, Северной Италии, был в Будапеште, Вене, Пресбургу (Братиславе). В Париж, кажется, не добрался, но все равно это не помешало ему следить за развитием событий во французской столице, которые привлекали тогда внимание всего культурного мира.
Слушал лекции знаменитых профессоров, изучал различные философские системы, присматривался к жизни и по окончании миссии через пять лет вернулся в тень родных ив.
Сковороде шел тогда 28 год. Это уже был человек с устоявшимися убеждениями и большим запасом знаний, хоть и без малейших средств к жизни.
Родители давно перебрались на кладбище, так и не дождавшись своего ученого сына, а единственный брат уехал куда-то в поисках судьбы, и следы его навсегда потерялись.
Как жить? Дальние странствия не привели в землю обетованную. Не встретилось ему ни страны, в которой все имели бы счастья, ни философской теории, которая бы отвечала на все "почему" и "как".
Единственное богатство, которое он принес домой, - знание, что заставило говорить о нем, как об одном из самых эрудированных людей не только Украины, но и всей Российской империи.
В 1751 году в Париже вышли первые тома знаменитой "Энциклопедии", перед этим появились "Философские мысли" Дидро и "О разуме" Гольвеція, потрясал Европу Вольтер, которого уже дважды был брошен в Бастилию и изгнаны за пределы Франции, задумывались даже в тех слоях общества, где совсем не часто наблюдается привычка мыслить, одновременно с распространением идей просветительства усилились внимание к экономического положения народа.
Или доходило все это тогда к Сковороде? Мы не найдем в его произведениях прямых ссылок на Вольтера, Дидро, Руссо, Д'Аламбера, Гольбаха. Встретим имена Сократа, Платона, Эпикура, Демосфена, Аристотеля, Силона, Плутарха, Горация, Вергилия, Цицерона, Марка Аврелия, Лукиана, Сенеки, Лукреция, Персия, Теренция, Ньютона, Коперника, лейбница, Декарта, но направление его мыслей, круг его интересов выражают прямое знакомство с трудами французских просветителей, немецких и английских современных Сковороде мыслителей, с произведениями Ломоносова и его предшественников Дмитрия Туптало, Феофана Прокоповича, Кирилла Старовецкого, Мелетия Смотрицкого, Иоанна Галятовского, Лазаря Барановича, Стефана Яв орського, Ивана Вышенского.
Он вернулся на родную землю, без сожаления расстался с Европой, утверждая, что счастье можно найти только внутри человека, а не в чужих краях.
И вновь не столицы, не карьера, не высокие должности, а скромное место преподавателя пиитики в Переяславськім коллегиуме. Выкладывать чужое Сковорода не мог. Кончилось накопления знаний, пришло время отдать эти знания людям. Он пишет учебник поэтики новым строем, а не по древнему обычаю "Рассуждение о поэзии и руководство к искусству оной". На домогательства переяславского епископа Иоанна Козловича отказаться от проповедования нового способа стихосложения, Сковорода ответил: "Другое дело архипастырская патериця, а другая - чабанская свирель". Не собираясь поступаться своими взглядами Сковорода оставляет коллегиум.
Осенью 1751 году Сковорода делает последнюю попытку закончить Академию и восстанавливает обучения в последнем, богословском классе. Но с весны 1753 году его приглашают наставником сына помещика Степана Томары в селе Ковраї на Переяславщине. Сковорода учил своего воспитанника Василия Томару думать, а не повторять с чужих уст или книг ерунды. Выведенный из терпения тупостью своего питомца, Сковорода как-то имел неосторожность сказать, что воспитанник "думает так, как свиная голова", за что был немедленно изгнан с Ковраїв. Воспользовавшись случаем, Сковорода побывал в Москве, остановился в Троицко-Сергиевской Лавре недалеко от Москвы. Наместником в Лавре был воспитанник Киевской Академии Килило Мшевецький. Его захватили образованность и ум Григория Сковороды, и он просил его остаться в Лавре преподавателем монастырского училища. Сковороде предлагали место, деньги, славу, но он затосковал по родине, по ее степями и садами. А тем временем Степан Томара стал думать, как вернуть редкого учителя, и, проследив, когда Сковорода возвращался на Украину, спящего ворует его и привозит в свой особняк. Помещик извинился и еле уговорил Сковороду остаться. Еще более трех лет труда отдал он своему воспитаннику - Василию Томари, пока поэтому настало время идты к официальной школы.
Период 1753-1758 гг. - отдельная страница жизни Сковороды. Все свободное время он любил проводить в полях и рощах. На сон оставлял не больше четырех часов, а с первыми лучами солнца был на ногах, надевал свой простой одежда, брал свирель, сумку с книгами, в руки палку и шел, куда хотел. Был строгим вегетарианцем: ел только овощи, молоко, сыр и то только раз в день по захождении солнца. Но никогда не терял хорошего настроения, веселья и доброжелательности, за что его любили и всегда искали общества с ним.
Переяславские годы не прошли бесследно, как для сковороды, так и для украинской литературы, положив начало одной из самых интересных поэтических сборников в древней украинской литературе.
"Сад божественных песен" создавался в течение 1753-1758 гг. "Божественные" песни не следует понимать буквально, хотя Сковорода и указывает, что его "Сад" пророс, из зерен священного писания". Сборник является своеобразным лирическим дневником, в котором отразились жизненные события, размышления, лирическое настроение их автора. Так как и в жизни Сковороды Переяславщина отложила свою яркую страницу, так и в истории Переяславского края Сковорода проходит как светоч, гений, странствующий философ. Это видимо очень самобытный край, в котором сплелись тропинки выдающихся исторических и литературных событий. Тарас Шевченко родился через 20 лет после смерти Григория сковороды, а свой "Завет" он написал именно на Переяславщине. Много интересных страниц Переяславской Рады, а сколько интересного из основ Киевской Руси, скифского периода, что трудно даже мыслью все облететь.
В Переяславе - Хмельницком создан уникальный историко-культурный заповедник, основателем в своей неустанной подвижнический труда которого является Михаил Михайлович Сикорский. В этом музее-заповеднике есть и страница жизни и пребывания в переяславском крае такого выдающегося человека, как Григорий Саввич Сковорода. Началось все с подготовки к празднованию 250-летия со дня рождения.
Увековечить память Сковороды - давняя мечта Михаила Ивановича. Еще с детства запало ему в сердце повествования о удивительного старца, а он слышал это, когда еще в детском доме частенько с детьми ходили в Чигирин, то на базар, то на Каменную гору. Старец ходил между людей, учил их уму и не имел с того никакой пользы. С большим интересом слушали ребята рассказы старых лирников-кобзарей о человека простого происхождения, достигла вершин науки, обладала даром предвидения и всю жизнь провела в странствиях, ничего не имея кроме свитки, сумку с краюхой хлеба, свирели и своих мудрых песен.
И вот, судьба привела Сок орського на Переяславщину, где он имел возможность ознакомиться ближе с известным коллегиумом и устроить небольшой музей. Иначе нельзя было. Здесь ходила славная Человек. Жила здесь, творила песни и славу оставила здесь заметную. В бывшем коллегиуме был монастырь, потом механические мастерские. Начинать пришлось с нуля. Сначала перенести механические мастерские, реставрировать помещение и заниматься поисковой работой.
С имущества бывшего коллегиума нашли классную доску, часть книг, некоторые вещи, мебель, книги сковородиновского времени, сковородинівській секретер.
В 1953 году сотрудники музея узнали о скульптора Ивана Петровича Кавалеридзе. Встретились с ним. Иван Петрович поведал, что у него есть намерение сделать памятник сковороде. Музею он подарил большой бюст философа, а затем передал и макет памятника Сковороде, установленного в Киеве на Подоле. Иван Петрович так увлекся, что подключил к этому и студентов художественного института - одна из дипломных работ "Путешественник Сковорода" - тоже экспонируется ныне в Переяславе.
Очень интересным оказалось знакомство с царством музея.
Все начинается с высоких дубовых ворот. В них входили тогдашние ученики - студии. Класс синтаксиса. Здесь получали азы науки. На стене - потускнела от времени картина - мудрец с долотом и стомискою, Перед ним безформений кусок древесины, из которого мудрец вознамерился вытесать Человека.
Дальше - другой класс - поэтики и риторики. Снова рисунок-символ. Криница. На повороте два ведра. Пустое опускается в глубь, полное подошло к цямрин, хлюпает животворной влагой. Бери и пей - пока не утолишь жажду знаний.
Завершалось обучение в классе философии и богословия. А здесь на рисунке над землей собираются тучи, но их уже одолел могучий орел и поднимается все выше и выше - он направляется к солнцу.
Это все рисунки еще тех времен 1753 года, отреставрированные сотрудниками музея.
Заходя в классы, попадаешь в обстановку XVIII века. Среди выпускников Переяславского коллегиума такие выдающиеся имена как Михаил Херасков, русский писатель, Арсений Берго - окончил еще и Киево-Могилянскую академию, дружил с Фсофаном Прокоповичем, был известным поборником образования на Украине.
В классе поэтики дух захватило от удивления. Длинные дубовые столы, деревянные скамьи... На столах - открытые фолианты древних книг. На противоположной стене простая вешалка, на ней несколько свиток... Здесь живет торжественная тишина. Но кажется, вот сейчас сюда ворвутся скудеї, запыхавшиеся, розгарячілі, займут свои места за столами и в класс войдет Григорий Савич...
Странное чувство охватывает каждого, кто заходит сюда впервые. Такое впечатление, что ты не в музее, а в тогдашней обстановке. Настолько зримо предстает здесь прошлое. И этот класс. И камья Григория Савича. И его фигура, застыла над рабочим столом в минуту творческого вдохновения. А рядом шапка, соломенный брыль, которые напоминают потомкам: Сковорода не был кабинетным учеником. То лишь на мгновение присел философ, чтобы в перерыве между лекциями записать очередной раздел трактата "рассуждения о поезии и руководство к искуству оной". Или записать новую поэзию к "Саду божестви них песен".
Диво дивное этот музей. Ничего подобного нигде нельзя увидеть. Поэтому проникается большой благодарностью его переяславским создателям. За простоту и доходчивость экспозиций, за их непревзойденную оригинальность такое могут сделать только люди, которые душой воспринимают идеи великого философа.
Диваєшся, которые только книги собраны здесь и сколько их - старопечатные издания: Гораций! Плутарх! Феофан Прокопович, Марк Аврелий, Руссо, Ломоносов! Энциклопедии: Церковные книги...
Сковорода очень много читал. И не что-нибудь, а самых прогрессивных авторов, будили общественное сознание, пытались ответить на жгучие вопросы того времени.
Книги находили в Москве, Ленинграде в обменных музейных фондах старопечатных книг. В Белой Церкви нашли уникальную вещь - энциклопедию по ботанике 1659 года издания. А Псалтырь XVIII века, времен Сковороды нашли на Алтае. Когда оформляли келью Сковороды, его жилище, ездили в Киев в Флоровский монастырь посмотреть на настоящие кельи, сравнить с бытом монахов восьмидесятых годов 20 века.
Работа по оформлению кельи подходила к концу. Уже и тапчанчик в ней з'явимвся, вжей иконка Иллі-пророка заняла свое место в углу, а под спинкой поставили шкаф с древними. В другом углу нашлось место для стола - на нем положили раскрытую книгу - мол, здесь все напоминает рабочую обстановку, а хозяин вышел на минутку пообщаться с природой. Но чего-то не доставало. Именно фигуры хозяина.
Кто бы мог ее сделать. Среди многих имен остановились на Ленинградском скульптору І.М.Хитрову. Но он на то время работал в Ульяновске над завершением Ленинского мемориала. Обратились к нему, но оказалось что заказов очень много.
Михаил Иванович Сок орский не отступал - понимаю, произнес он, - снова лепить царей, ханов, царей. А Человека - никогда? И вы ее, вероятно, не знаете? А Ленин между прочим, распорядился, чтобы Сковороде, одном из первых поставить памятник. Хитров колебался. Он даже не слышал о музее на Переяславщине. Михаил Иванович пригласил приехать, посмотреть, заверил, что Хитрову понравится, и в общем... лучше него никто не сделает фигуру Сковороды лучше Хитрова. Последняя похвала, вероятно, подкупила скульптора. Он приехал в Переяслав - Хмельницкого, ознакомился с музеями, слушал много рассказов о славу и гордость земли Переяславского.
Сделал несколько фигур для музеев что углубило знания скульптора в овладении украинским типажу.
Над фигурой Сковороды работал два года. Но Григорий Саввич вышел языков жив. Потому что кто бы не ступил сейчас на порог его кельи, останавливается пораженный неожиданной встречей. Так и хочется сказать: "Низкий поклон вам, Григорию Савичу! Добро пожаловать в класса - начинается следующий урок..."
В каждой музейной экспозиции есть вещи, на которых "держатся" целые экспозиции. О них говорят с особым уважением, для них справедливо отводятся самые почетные места. Одним из таких экспонатов считается портрет великого народного мыслителя работы неизвестного художника XVIII века.
Это скорее всего изображение Григория Савича, сделанное хорошим художником, современником Сковороды, человеком, которая встречалась с бродячим философом. Художник навсегда сохранил в памяти его смуглое лицо, живые карие глаза, высокий лоб и мудрое слово. Лучшего портрета Григория Савича Сковороды не имеет нигде.
На одном из стендов экспонируется кобза, скрипка, флейта и цитра. Потемневшие от времени, со следами человеческого внимания к ним, с незамысловатой отделкой, что свидетельствует: делались они народными мастерами для таких же любителей - бедняков, а не на продажу и не для барской забавы или коллекции. По всему видно: долгую и славную жизнь было у них, пока не попали в эту музейную тишину. Вероятно, не один ярмарка слышал их голоса, не в одном доме рождались и росли, веселились и грустили под звуки этих инструментов.
Григорий Саввич был прекрасным музыкантом... Тысяча семьсот сорок четвертый год, золотая осень. На Днепровских склонах вельможне господа устроило банкет в честь приезда в древний Киев любительницы острых ощущений - императрицы Елизаветы Петровны. Высокой гости захотелось послушать народные таланты Малороссии. Поэтому Рявкнул пением придворный хор, в котором более двух лет пел и Григорий Сковорода. А потом царица слушала знаменитого бандуриста с Полтавщины Григория Любистока. Видимо, многие здесь навеял кобзарь на присутствующих своей думой "Загрустила Украина что нигде прожить", потому что за тем оркестр ушкварив веселой, и царица пошла в пляс со своим фаворитом Алексеем Разумовским. Григорий Сковорода играл на флейте. В антракте импровизировал свой собственный произведение, в котором слышался журливий стон, словно ветер разносил степными просторами полосок и проклятие обворованного народа, как невольничий плач отзывался поскуливанием чайки и вздохом бездольної матери.
Как мы знаем, Григорий Савич в Петербург не вернулся. Потому вольнолюбиве сердце не могло петь на чужбине. И пошел он в народ. А самым первым другом, что постоянно сопровождал его в тех странствиях, была свирель. Случалось, что и на скрипке играл, и на цитре. Потому что до всех инструментов незаурядный талант имел. А еще любил кобзу. Когда Григорий Савич учительствовал на Переяславщине, он часто собирал бурсаков и ходил с ними в Борисоглибском церкви. Раньше там рядом колодец был. Сковорода садился возле нее со своими воспитанниками и рассказывал им переводы людей о давно прошедших временах. А потом играл на свирели, на кобзе - устраивал самобытные концерты народных мелодий.
Местные жители знали о способности учителя коллегиума, поэтому часто приглашали его домой, чтобы пообщаться с мудрым, талантливым человеком. В многих семьях он был учителем музыки и пения.
Вот и скрипка со стенда сохранилась в довольно музыкальной семье Козловичів. Несколько поколений их были в Переяславе известными скрипачами. Младшие потомки помнят рассказ старших о том, что в их доме бывал Григорий Савич, брал уроки игры на скрипке. Именно на этой скрипке. Поэтому она и передавалась от поколения к поколению как великая реликвия. В 1971 году она заняла свое место в музее.
И кобза из семьи Іваницьких тоже хранила в себе тепло рук Григория Савича. И она тоже в Переяславском музее.
А еще вот очень интересный экспонент. Когда приехал в музей один человек. Приезжий, не Переяславский. Долго и досконально изучал все экспоненты в музеях. А больше всего понравился ему музей сковороды.
Оказалось, что гость из Киева, по специальности детский врач, но интересуется искусством родного края и очень уважает Сковороду. А еще кто-то рассказал ему, что в Переяславе-Хмельницком открыли оригинальный музей великого философа, и он не поверил, решил на собственные глаза увидеть его. А еще спросил есть ли в музее книги, которые читал Григорий Сковорода?
Ему ответили, что вот "Слова и речи" Феофана Прокоповича, "Сочинения" Михаила Ломоносова. Но, к сожалению, трудно утверждать, что именно этими экземплярами пользовался Григорий Савич. Гость уехал, а через несколько дней снова приехал и подарил музею книгу. Это был "Псалтырь", конец семнадцатого века. Ею пользовался Сковорода.
И рассказал такую историю. Свидетелей у меня нет, но "Псалтырь" от прадеда. Отец рассказывал, что прадед торговал в Киеве на Подоле продуктами и часто имел дело с некоторыми странствующими людьми. Так вот однажды откуда-то поступили к нему запорожцы, набрали продуктов, а платить нечем. Тогда один, видимо старший среди них, достал из-за пазухи эту книгу, сунул прадеду со словами: "Возьми. Ее читал сам Сковорода. Правда, ты здесь ничего не тямуєш. Латина. Но когда захочешь, продашь в три дорога. Теперь таких нет".
Прадед знал, кто такой Сковорода. О нем тогда много легенд ходило. Поэтому и не отказался от такой своеобразной казацкой платные. И книга сохранилась. Теперь она лежит в музее на столике в келье Сковороды.
Очень интересными были поиски в селе Коврай, ведь пять лет Он отдал воспитанию малого Акима Томары. Сотрудники музея посетили село, но никаких следов пребывания великого философа не нашли. И когда на остановке ждали автобуса, подошел и присел старенький старичок. Он устал, выгоняя малых утят на свое жовтобоке беда.
Одна из сотрудниц музея вклинилась в монолог дедушки:
- Вы тоже когда-то были таким.
- Ваша правда - старый моментально выпрямился, глаза помолодели. - Бывало, залезем в пруд, то пока посиніємо. Бовтались, как те утята. Но больше всего я любил лошадей купать. Бывало приведет Томарин конюх барских отрив, то мы за три копейки их старательно мыли.
Вот наконец встретили человека, которая рассказала про бывшего господина Томару. А его деда Сам Сковорода учил. А наш собеседник после купания лошадей в детстве пошел на барскую конюшню конюхом.
Так сложилось, что у этого старичка сохранился подаренный ему господином Томарою старенький диван. И не просто диван, а на нем у покойного прадеда господина отдыхал сам Сковорода. Трудно было уговорить деда забрать диван в музей, но уговорили. И диван перевезли в Переяслав. Впоследствии нашлись еще два кресла от Томареного мебельного гарнитур. И все это сейчас воспроизводит ту обстановку и навевает дух того времени, когда тропами неньки Украины путешествовал философ Григорий Савич Сковорода.
В простой серой свите и сапогах, с палкой и сумкой, в которой было несколько любимых книг, и свои рукописи, странствовал он по Слобожанщине, бывал в России, доходя вплоть до Орла, гостил в Донских землях, мечтал добраться и до Кавказа, который манил его своим свободомыслием. Знал искусство жизни и тайну счастья, поэтому так охотно его везде принимали и слушали, поэтому был желанным гостем в найубогішій крестьянской избе, и, как говорили, на Слобожанщине во многих крестьянских домах висели портреты Сковороды и рассказывалось среди народа множество историй о гениальном "старчика", как любил называть себя поэт и философ. В своем произведении "Брань архистратига со сатаной" Сковорода сказал о себе: "Он шевствует со жезлом веселыми нагами и спокойно воспевает: "пришелец аз есть на земле".
Он принадлежал всей земли. Следов провинциальной ограниченности не найдем в нем, ибо мышление настоящего свободного человека зависит не от географии, а от того обязана этот человек своим положением кому-то или нет. Сковорода никогда не был обязан. Он независимый, был мудрецом, еще пытался побороть обстоятельства, твердо придерживался принятых для себя правил и не подчиняться общему мнению, когда она отдаляет нас от истины и добродетели.
Высокую мудрость Сковороды сможем по достоинству оценить, вспомнив, в какие времена он жил, хотя бы бегло окинув взглядом восемнадцатый он гордился своими подвигами, своей цивилизованностью, своим либерализмом. Во Франции королевская фаворитка мадам Помпадур заигрывала с поэтами и философами; Фридрих Прусский, выражая свою справедливость, позволил суду вынести приговор в пользу простого мельника, который осмелился судиться с королем; Императрица всероссийская Екатерины Вторая осыпала щедротами Вольтера и Дидро, приветствовала Дидро в Петербурге, предлагала ему перенести издание "Энциклопедии" в столице России, а феронейському мудрецу, что "в России нет мужика, который не ел бы курицы, когда хочет, а с некоторого времени они предпочитают индейкам". Подала голос и Америка, где в 1776 году была принята Декларация независимости, и того же года выдающийся ученый Франклин прибыл послом Америки в России.
А тем временем в той же Франции открыто преследовались лучшие умы и таланты. Вольтера, который дважды побывал в Бастилии, высланы за пределы государства, первые тома "Энциклопедии" запрещены королевским декретом. Руссо изгнан из Франции, его произведения были публично сожжены. Книга Гольвеція "Об уме" сожжена рукой палача. Произведения натуралистам Бюффона и историка Мабли запретной. Мемуары Бомарше сожжено, "Философские мысли", Дидро сожжено рукой палача.
Европа знекровлювалася в Семилетней войне, Фридрих Прусский и Екатерина Вторая рвали Польшу. В России окончательно закрепощены крестьян Украины. Разрушено Запорожскую Сечь. Провинциальная немецкая принцесса став российской императрицей старалась во всем превзойти Петра Первого. Перед всем миром выставляла свою благотворительность и просвещение, заигрывала с западными философами, одновременно посылая полки для кровавой расправы с Пугачевым, подписывая указ об аресте Радищева и сожжение его книги "Путишествие из Петербурга в Москву".
Во времена, когда Прусский фельдфебель учил уму-разуму Европу, когда в "свободной" Америке процветала открытая торговля рабами - неграми, а в России продавали вместе с лошадьми и каретами крепостных, когда невежеством царило в верхних слоях общества и высоко поднимало голову возле ступеней тронов, когда, по выражению Герцина, "все было прибито к земле, одна лишь официальная низость громко говорила", "вместо науки преподавали теорию рабства", в такие времена литература была последним втечищем свободы, в такие времена нельзя было углубляться в философию и одновременно не враждовать с действительностью во всех ее проявлениях, начиная с лицемерия власти.
Сковорода словно перекликался в своих произведениях с лучшими умами того времени. И в его художественных и философских произведениях самая главная мысль самая большая страсть, самое пылкое желание - познать самого себя, найти в себе человека, лучше в ее природе и свойствах. Где же искать этого человека? На это у Сковороды был только один ответ. В двадцать четвертой песне своей поэтического сборника "Сад божественных песен" он недвусмысленно заявляет: "А мы жребий с голяками". Стали уже афористическими словам Радищева с его безграничного "Путишествия": "Я взглянув окрест меня душа моя страданиями человечества представлено стояла".
Семнадцатая песня Сковороды "Сада" начинается так:
Видя жития сего я горе,
Кипящее как Черное море,
Выхрем скорбий, напастий, бед,
Заболел, ужаснулся, поблід.
О горе сущим в нем.
Такие аналогии полезны даже теперь , спустя более двухсот лет с цасу написания из этих вещей.
Не знать, как сложилась бы судьба Сковороды, колыб его произведения булиб отпечатаны за жизнь. Легко догадаться, что и про украинского вольнодумца "воспоследствувало" б "височайшие повеления", так же как по Радищева, и может, не досчитались мы многих самых смелых ночей нашего мыслителя. Хотя утверждать, что все сохранилось, тоже вряд ли кто осмелится, ибо Сковорода свои произведения переписывал собственноручно и посылал в виде писем знакомым и друзьям, не всегда оставляя себе копии.
Его сохранила память народная, поэзии Сковороды расходились между людьми, его песни пелись кобзарями и лирниками на многолюдных дорогах, Котляревский вставляет, немного переработав, в свою "Наталку Полтавку" песню Сковороды "Всякому городу нрав и права", малый Шевченко списывает поэзии Сковороды не с антологічних изданий, а с пиров народных -
Давно это было. Еще в школе,
Таки у учителя - дьячка,
Хорошенько украду пятака,
Потому что я было чуть не голый,
Такое убогое - тай куплю лист бумаги.
И сделаю маленькую книжечку. Крестами
И узорами с цветами,
Кругом листочки обведу
Тай списываю Сковороду...-
Величественной была слава этого народного мыслителя, который в основу своих размышлений положил проблему человеческого счастья, возвеличивание трудового народа.
Его жизнь горело огнем любви, ненависти, правды и разума. Рассказывают, что Екатерина II встретившись со Сковородой, спросила, почему он такой черный. Остроумный ответ содержал глубокий смысл, указывающий на суть его жизни:
- Э! Вельможная мать, разве ты где видела, чтобы сковорода была белая, когда на ней пекут и жарят, и она все в огне.
Когда Григорий Саввич почувствовал, что уже близится конец, в последний раз пошел он в путь до своего друга и ученика М.И. Ковалинского в село Хожетове вблизи Орла. Ему завещал все свои рукописи. Еще посетил знакомых в Курске и быстро повернул на Украину. Последнюю остановку сделал в селе Ивановна (ныне село Сковородиновка на Харьковщине) в имении А.И. Ковалинского.
Он умер 29 октября (9 ноября по новому стилю) не дожив одного месяца до своего 72 дня рождения. В этот день, как всегда, обедал, висилився, после обеда в саду срывал плоды, раздавал мальчикам.
На закат под липой стал копать яму. Когда хозяин спросил, что он делает, Сковорода ответил: "Пора, друг, кончить странствие. И так уже волосы слетело с бедной головы от странствование, пора успокоиться."
Тогда лег спать, положив, по обычаю, под голову сумку с книгами и рукописями. На утро его нашли мертвым.
На могиле своей просил написать: "Міръ ловилъ меня, но не поймалъ".
И сейчас сохраняется его могила с пророческой надписью.
Хотел сказать этим о збави и прелести мира, на которые не поменял независимости своей бунтарской мысли, но здесь нет речи о ту внимательность, с которой мир ловил каждое слово Сковороды при его жизни и по смерти.
Почти столетие понадобилось для того, чтобы собрать все произведения Григория Сковороды.
Первую попытку издать полное собрание его сочинений осуществил харьковский ученый Д. Ба гелий в конце девятнадцатого века (1894). Впоследствии Б. Бонч-Бруевич издал один том философских трудов. А в 1961 году впервые было осуществлено полное научное собрание сочинений великого философа и художника. Для современного читателя стиль и язык Сковороды не всегда доступны, часто осложненные, "темные", необычность их иногда может показаться даже комичным. Поэтому издатели часто пытаются "осовременить" Сковороду, его стихи переводятся на современный украинский язык и в таком виде помещаются в сборники, антологии, его афоризмы так же "для удобства" переводятся на язык современности.
Очевидно, все же Сковороду надо принимать таким, как он есть. Он был сыном своей эпохи, замыкал период эпохи, этого еще мало исследованного периода, который, сохраняя в литературном языке стихию церковнославянизмов, одновременно включал в свой оборот большое количество элементов народной украинского языка, русизмов, иногда искусственно сконструированных слов. Все это нужно было для полной передачи народной образности, роскоши высказывания, богатства, капризности, розсваволеності, чудернацтва этого стиля.
Заглубленный в жизнь народное, Сковорода в своих философских думаннях пытался дойти до сути вещей, учил о вечности материи как основы всего сущего, признавал силу и неизменность законов природы, прокладывая путь научному мировоззрению.
Он выступает перед нами как метафизик, астроном, ботаник, физик, геометр, моралист. Он знал языки древнегреческий, латынь, иврит, свободно владел ими и целым рядом европейских языков, переводил Вергилия, Овидия, Горация, Плутарха, Цицерона, с польского, чешского; пишет стихи на латинском языке, пишет друзьям письма на латинском языке.
Сегодня легко видеть противоречивости и философских взглядах Сковороды, но мы высоко ценим благородные намерения самого первого философа, который считал, что предметом философии должна стать живой человек с его земными делами, с мыслями и ощущениями, потому что именно человек является центром и ключом всех тайн природы и общества. Все это он воспроизводил в своих стихах, философских произведениях, афоризмам.
Перенимаем ту вселенскую мудрость которую оставил нам Григорий Савич Сковорода, ибо, как сказал Павел Тычина: "Великий наш философ щедрую оставил нам наследие по себе: "Объемом широкую содержательностью глубокую и что к мировоззрению своего - чистую и нравственную... Потоки творческого мышления Сковороды такие были мощные, что они, падая с вершин в долину, ломали на своем пути все колючки и бурьян, перепрыгивая через камни острое, и широко разливались по всем раздолье".
Литература
1. Григорий Сковорода "Сад песен" избранные произведения. Киев. "Радуга" 1983 2. Павел Загребельный "Неложными устами". Киев. "Советский писатель", 1981
3. Николай Махинчук "Переяславский сокровище" Киев. Издательство ЦК ЛКСМУ "Молодь" 1989 4. Владимир Стадниченко "Путешественник за знаниями" Красный горняк.
|
|