Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ

Образ природы в творчестве М. Коцюбинского

Природа - это то животворный источник, из которого вышло все прекрасное на земле, которое породило человека и дало ей творческое вдохновение. Это безграничный мир, который вмещает в себе наше неповторимое существование. Природа является неотъемлемой частью почти каждого художественного произведения, ведь гармоничное существование человека и природы - это тот стержень, на котором держится мир.

Большой мастер художественного слова Михаил Коцюбинский тонко чувствовал природу, никогда не уставал «впитывать в себя» ее красоту. Писатель специально занимался исследованием премудростям изобразительного искусства, изучал краски и цвета, потому что считал, что ему, как и художнику, эти знания нужны для того, чтобы разбираться в цветовой стихии мира. Он говорил: «Краски должны приходить на помощь слову». Именно поэтому его произведения наполнены такими цветами, которые со временем не тускнеют. Природа является предметом и средством изображения во многих произведениях писателя. Например, в таких, как «Fata morgana» и «Дорогой ценой», «Андрей Соловейко» и «Елка», «Intermezzo» и «Маленький грешник», «Хо» и «Для общего добра».

Так, в повести «Fata morgana», которая изображает жизнь и борьбу крестьянства за землю и волю, природа играет особую роль. Печальная картина дождливой осени оттеняет невеселое настроение Андрея и Маланки, всех гастарбайтеров, что «идут и идут, черные, покосившиеся, мокрые, несчастные, словно калеки-журавли, что отбились от своего ключа, словно осенний дождь». Эта безрадостная картина становится как бы последним аккордом печальной мелодии, поет преходящесть ожиданий человека на лучшую жизнь.

Радостному настроению крестьянства во времена подъема революции созвучен такой пейзаж: «теперь каждую Ночь пожара. Как только стемнеет и черное небо плотно укроет землю, далекий горизонт вмиг расцветает красным сиянием и до самого утра осенние облака, словно розы». Подавленность бедняков в день кулацкого самосуда, их чувство безысходности оттеняет картина холодной осени. Произведение звучит оптимистично, несмотря на поражение революции, проникнутый верой в светлое будущее трудящихся. «Высоко над землей тріпались зари, словно в небесном аквариуме играли золотые рыбки», - читаем в конце произведения.

М. Коцюбинский продолжал традиции Великого Кобзаря - реалистически изображать жизнь, показывать контраст между великолепной украинской природой и нищетой трудящихся. В рассказе «Андрей Соловей» писатель рисует украинское село Босівку, что имеет «издалека веселый вид». М. Коцюбинский все свое внимание сосредоточивает на изображении тяжелой жизни крестьянства: «Те зеленые роскошные сады, те низенькие беленькие стены закрывают собой много горьких слез, тяжелой нужды, много беспросветной темноты человеческой...».

В сказке «Хо» писатель создал замечательные пейзажи, подчинив их идейному замыслу произведения. Картина восхода солнца, которое мощным потоком врывается в лес, что дремлет в передранішній тишине, оттеняет основную идею произведения - неизбежность победы света над тьмой, добра над злом. М. Коцюбинский умел мастерски использовать пейзажную деталь для подчеркивание содержания произведения.

Природа в новелле «Intermezzo» принимает непосредственное участие в развитии сюжета, сопровождает лирического героя, находясь в гармонии с его переживаниями и мыслями. Она «лечит» художника, настраивает струны его сердца на восприятие новых впечатлений общественной жизни, на новую борьбу за счастье людей. Картины природы служат утверждению главной идеи произведения: бегство от жизни в мир природы - это предательство интересов трудящихся.

В рассказе «Елка» картины природы рисуются сквозь призму восприятия Василька. Природа подается в движении, изменениях. Это те обстоятельства, в которых происходят события, и психологическое сопровождение переживаний героя. Когда Вася только выехал из дома «дул холодный ветерок, шел снег»; поздно вечером когда заблудился, «ему стало холодно и страшно «вокруг выла метель, бурхав холодный ветер и кружил снегом».

Поражают нас картины природы в рассказе«Маленький грешник». Пейзажи в произведении несут идейную и композиционную загруженность. Солнечный день служит контрастом к «душной, низенькой хаты, по самые окна влезла в землю», помогает раскрыть жизнерадостный, веселый характер Димы. Природа здесь как и в предыдущем рассказе, подается в восприятии маленького мальчика. Это описание помогает глубже раскрыть характер Димы. Он за мгновение смог охватить красоту земли и неба, откликнуться на нее своим детским сердцем.

В описаниях природы в рассказе «Дорогой ценой преобладают черные и красные цвета. Оба цвета созвучны переживаниям героев. Черная - в изображении мрака, осенней ночи, красная - в картинах пожара. Пожар изображено через воображение Соломии - отважного человека, что понимает свое бессилие в борьбе со страшной стихией. Пожар в плавнях казалась ей то красными горами, то зверем-великаном, то вогнян морем. Здесь природа выступает как действующая сила, которая участвует в развитии сюжета.

Михаила Коцюбинского называли великим солнцепоклонником, выдающимся мастером живописанню словом. Писатель глубоко знал и изучал жизнь, был кровно связан с народом, родной природой, считал себя неотъемлемой ее частью. Вот почему образ природы занимает видное место в его творчестве.