Григорий Михайлович Тютюнник родился 5 декабря 1931 года в с. Шиловке Зеньковского района Полтавской области. Когда ему было 5 лет умер отец. С 6 лет жил на Донбассе, его забрал к себе брат отца. Дядя со своей женой отдали Григора в школу и через три года началась война. За уничтоженное детство войной Тютюнник написал повесть "Климко", которую напечатал в газете "Правда".
Осенью 1947 года он получил специальность слесаря и стал работать на заводе имени Малышева в Харькове. Написал "Смерть кавалера"; "Огонек далеко в степи". Вскоре он вернулся в село - заболел легкие. Работал в колхозе. Пахал, учил, потом завербовался на Донбасс. Строил Мироновская ГРЭС, слесарил, был шофером. Его призвали в армию. Четыре года служил на Дальнем Востоке. Потом пять лет учился в университете на филологическом факультете. Именно здесь он увлекся литературным трудом. Был инициатором создания студенческого журнала "Луч" и редактором. В 1962 году вместе с женой едет на Донбасс, где работает в вечерней школе. В Киеве работает в издательстве "Молодь", "Веселка", журнал "Смена", печатает рассказ "Смерть кавалера". Журнал "Днепр", "Завязь", "На пепелище", "Диковинка". Сборники: "Тысячелистник"(1960), "Родительские пороги" (1972), "Край неба" (1975). 6 марта 1980 года 1980 года умер. Похоронен в Киеве.
Есть у Григора Тютюнника повествование, которое помогает нам понять не только истоки его социального опыта, но и всю драматическую жизненную биографию поколения «детей войны», к которому принадлежал и сам писатель. Называется оно «Сито, сито...».
... Где-то далеко в большом свете гремит война, а в маленьком глухом селе, что присмирело в глубоких снегах, теплятся искорки человеческих надежд: там, на войне, вражеские пули обойдут сыновей, мужей, отцов, и они, живые-живісінькі, даже не ранены, вернутся к родным дворов, когда придет победа и наступит мир. Но наряду с надеждой черно гнездится в человеческих душах и тревожная неизвестность, потому что многим так давно нет писем с фронта, и они боятся признаться себе, что завтра могут прийти «похоронки».
Чтобы хоть немного разогнать тревоги и тяжелые сомнения, утешить или просто обмануть себя, солдатки гадают друг другу на своих мужей, каждая пытается убедить другую в том, что ее муж жив, а если и поверит, то ее вера незаметно передается и другим.
Гадает Илькова мама девушкам, и всем наворожу, что их мужья живы наперекор смертям. Помогает ей при том деле и парень, хоть он хорошо понимает: сито одно показывает, а на самом деле может быть совсем другое...
Пожалуй, каждый его сельский ровесник найдет в глубине своей памяти то, что описано в рассказах «Сито, сито...», «Смерть кавалера», в повестях «Осада», «Климко», «Огонек далеко в степи».
В литературу он пришел уже зрелым человеком после серьезных жизненных университетов. О в литературный период своей биографии лучше всех рассказал он сам в воспоминаниях о брате Григория, названных «Корни».
В повести «Климко» есть такая характерная для поведения юных героев Григора Тютюнника сцена. Посреди базара оккупированного фашистами городка Климко и Зульфат увидели свою бывшую учительницу Наталью Николаевну с младенцем на руках. Она пыталась подступиться к телеге, на котором вел торги упитанный мужчина, что хотел нагреть руки на человеческом горе. За какую-то горсть муки, кукурузы, а белой славянской соли забирал у людей одежду, обувь, не скрывая пренебрежения к ним, погейкуючи на мужчин и женщин, как на скот.
И вот среди этой базарной канители бедовые и неполохливі ребята, с их воинственной готовностью восстать против любой обиды и несправедливости, угледели смятение и испуганный недоумение в глазах учительницы, обращенных на этого мужчину, что в ходе всенародного горя потерял человеческий облик. А еще мальчишки увидели в руках у Натальи Николаевны вещь, которая живой нитью памяти сразу же связала этот момент с еще совсем недавним прошлым, с их незабываемым школьным днем. То была "розовая, словно сто роз, платье".
Болью занялись детские души на унижение любимой учительницы; в свой незатейливый способ они дают отпор обидчику, мстя и за Наталью Николаевну, и за всех тех солдаток, что их до нитки обирает на базаре предприимчивый торгаш. Они вполне резонно считают, что такого прощать никогда нельзя, что с подобными людцями надо бороться так же, как и с врагом. Вот когда имеет возможность учительница убедиться в том, что она правильно воспитывала детей, что не зря их учила доброте, человечности и справедливости.
Самые беззащитные дети, Климко и Зульфат начинают заботиться об учительнице и ее детеныш, ведь она осталась без крова и средств к существованию, ей очень нелегко выжить в этом жестоком мире, не идя ни на какие компромиссы с врагами и отступниками. Маленькие защитники и помощники Натальи Николаевны становятся ее опорой. Климко решает отправиться в неблизкий Славянск, чтобы разжиться там для учительницы соли. Зная, что она никогда не отпустила бы его в это рискованное путешествие, он тайком, среди ночи отправляется в путь, оставив лаконичную записку в чистом школьной тетради: «Наталья Николаевна! Я пошел. Зульфат вам все расскажет. Я скоро возвращусь. Клим». За этими словами предстает вся его благородная душа, волнение, чтобы учительница не беспокоилась за него, а также и решительность в осуществлении своего умысла облегчить существование той, что воспитывала его, учила расти настоящим человеком, была и является высоким моральным образцом в жизни.
С правдивыми, психологически убедительными подробностями описал Григор Тютюнник эту тяжелую путешествие юного героя, что так трагически закончилась для него. Писатель хорошо знал этот маршрут, потому что прошел его сам в годы оккупации, прошел таким же мальчишкой, как и его Климко.
И рассказал правдиво, художественно сильно о детях в войне. Это была одна из ведущих тем его творчества.
Дети из рассказов и повестей Тютюнника - голодные, бездомные, гонимые нуждой - также вынуждены нести на себе бремя всенародного горя, не огрублюючись и не черствея душой, воспринимают ранимо и болезненно переживают любое проявление надругательства над человеком, проявляют особую чулість до тех, кому становится невероятно трудно, из всех сил стремятся им помочь.
Полными опасностей дорогами, побеждая в себе страх, возвращался обратно Климко с драгоценной солью, чтобы помочь вчительчиній беде, и здесь подстерегла паренька неумолимая смерть, как она подстерегала на тех дорогах многих его ровесников. И даже в эту судну час Климко предстает человеком, который заботится не о себе, а о других. Фашисты преследуют советского военнопленного, которому парнишка, забыв об опасности, показывает, куда бежать. Здесь и скосила очередь из немецкого автомата. «Он впился пальцами в дежурку на груди, тихо ахнул и упал. А из пробитого мешка тоненькой струйкой потекла на дорогу соль...
Самой дорогой темой, а следовательно и идеалом, писателя были и останутся доброта, самоотверженность и милосердие человеческой души в самых разных проявлениях...
В какие бы обстоятельства ни попадали малолетние герои писателя, они никогда не перестают быть людьми, теряют на дорогах испытаний доброты, несут ее невичахне тепло в своих душах и стремятся согреть им других. Только смерть помешала Климкові исполнить до конца свой благородный человеческий долг, он погиб, неся бессмертную эстафету доброты. Война убила этого голодного и холодного сироту, но не искалечила его - такой маленькой и одновременно такой большой, зогрітої теплом человечности и благородства души, кристально чистой, открытой для людей.
Если бы Климко остался жив, то в нелегкие годы повоєння ему, наверное, пришлось бы встретиться с Павлентієм, героем последней повести Григора Тютюнника «Огонек далеко в степи». Климко и Павлентій очень похожи между собой и своими моральными принципами, и благородством души, и даже в чем-то самыми нравами.
Павлентієві повезло уцелеть под смертоносным градом войны. Он вместе с другими своими ровесниками досрочно повзрослел в тяжелых испытаниях и ищет своего места в новом - уже мирном - жизни. Для многих из них, обворованных войной, сирот с голодными глазами и тяжелыми от горя сердцами, крестными родителями в жизни стали ремесленные училища, которые, как могли, обули и одели их, дали пайку хлеба и вывели в люди. Этих детей не просто видел, а хорошо знал автор повести, Он сам принадлежал к ним.
Эти подростки, что уже составили не один экзамен на пути к своего человеческого становления, научились безошибочно угадывать даже умело замаскированные фальшь, лицемерие, ложь, коварство, а также сразу чувствовать невзрачную внешне не афишируемую доброту. Часто они сами являются ее воплощением, как, скажем, тот же Павлентій.
Этот слабосилий, послушен и удивительно деликатный парнишка, что так напрямую, ничего не скрывая, рассказывает о себе, делит свой скупой паек, которого и самому мало, с тетей Ялосоветою. Он не просто ее любит, он прирос к нему сердцем, потому что она - самый родной ему человек. Тетя Ялосовета заменила ребенку мать.
Но даже в этих отношениях Павлентій не может пойти хотя бы на маленький компромисс (не может называть тетю мамой), хотя его отношение к мачехе - действительно образцово сыновнее, а она также его любит, как родного ребенка.
Незадолго до смерти писателя в повести «Климко» и «Огонек далеко в степи» были отмечены в нашей республике высокоавторитетным премией имени Леси Украинки, которая присуждается за выдающиеся произведения для детей и юношества. Повести Григора Тютюнника стали в один ряд с художественно сильнейшими книгами о детях войны.
Григор Тютюнник писал и для детей, и для взрослых. Уже сегодня классикой стали такие его «взрослые» произведения, как «Смерть кавалера», «Оддавали Катрю», «Сын приехал», «Нюра», «Тайнд ужин», «Три кукушки с поклоном», «Холодная мята ».
«Ласочка», «Лесная сторожка», «Степная сказка» - эти произведения о прекрасный мир и хороших в нем людей, о чудесах природа..
герои этих произведений предстают в мире согласия и любви среди своего привычного ежедневно, в котором автор умеет подчеркнуть небудничное, самое существенное из того, благодаря чему человек всегда просвечивается тем особым светом духовности.
В этих, как, впрочем, и во многих других произведениях Григора Тютюнника одна из самых активных действующих лиц - природа, которую он очень глубоко чувствовал, имея удивительную, вынесенное еще из детства, память и на свист ветра, и на птичьи переклички, и на, краски звечорілого неба, и на плеск кроткой волны...