Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ВАСИЛИЙ СИМОНЕНКО
Василий Симоненко. Поэзии



 
План

1. Жизненный и творческий путь писателя

2. Новаторство поэзии Симоменкової

3. Патриотическая лирика

4. Сатирические стихотворения в. Симоненко

5. Духовная красота и величие простого человека в поэзии в. Симоненко

6. Красота и искренность чувств в интимной лирике в. Симоненко
 
 
 

Украина! Ты для меня чудо!

И пусть плывет за годом год,

Буду, мама гордая и красивая,

с тебя удивляться век...
В.Симоненко

 

 

Родился Василий Андреевич Симоненко 8 января 1935г. в крестьянской семье в Біївцях Лубенского района на Полтавщине. Детство пришлось на годы войны, было трудным, голодным, рос Василий без отца, который оставил семью. Мать тяжело работала, зарабатывая горьований кусок хлеба. Помогали дедушка и бабушка:
У меня была только мать

И был еще седой дед, -
Никому не сказал "папа"
И верил, что так и следует, -

так вспоминал будущий поэт в поэзии "С детства". Его детские впечатления легли в основу многих стихотворений. И когда в стихотворении "Жернова" вспоминает, как "материнские руки тянули за ручку камень без конца", то и его детским рукам выпало молоть на жерновах муку на хлеб насущный...

Бабушка и дедушка очень любили своего сообразительного внука. Их любовь и заботу помнил Василий до последних дней своей короткой жизни. Может и не удивительно, что дедова смерть глубоко потрясла тогдашнего восьмиклассника, вызвала большие размышления о сути жизни, которые впоследствии вылились в стихи "Дед умер" и рассказ "Дума про деда". Так же стихотворение "Баба Анисья" посвящен легкой жизненной судьбы постовой бабушки (они с дедом Федором потеряли трех сыновей и всю любовь к детям перенесли к внуку)

От матери, Анны Федоровны, и от деда Федора малый Вася брал первые уроки жизни, уроки доброты, любви, невтолиму жажду знаний. Дед был неграмотным, не ходил в школу, но самостоятельно научился грамоте, много читал, рассказывал внуку о прошлом.

Ходил до школы далеко, аж за девять километров. "как на мои четырнадцать лет, то это не так уж и мало", - вспоминает писатель в рассказе "Дума про деда".

Васильева учительница Ульяна Николаевна Демченко вспоминала: "А как-то зарядила метель. В такие дни наша школа затихла, потому подвоза же тогда не было... И вдруг на школьном пороге появилась снежная баба. Это из всех чужосельців пришел в школу только Василий... В классе Вася выделялся среди учеников, во-первых, своим бедным одеждой, во-вторых, своим умом. Даже учителя не читали столько книг, как наш лучший ученик..." парень начал Писать еще в школьные годы, помещал стихи в школьной стенгазете.

В 1952г. Василий Симоненко поступил на факультет журналистики Киевского университета, где одновременно с ним учился Ю.Мушкетик, В.Шевчук, Т.Коломієць, С.Тельшок .

Студенческая жизнь была богата на дружбу, на интересные личности, творческие споры, мечты о будущем. Чтобы как-то облегчить свое материальное положение, а еще, пожалуй, чтобы приобрести газетярського опыта, практики журналистской работы, Симоненко работает секретарем в университетской многотиражке.

В годы учебы В.Симоненко продолжает писать, но с печатью своих произведений не спешит. На первых курсах университета мало кто из однокурсников слышал его поэзии. Потом он начал активно работать в вузовской литературной студии, где его избрали старостой.

По окончании университета Василий работает в газете "Черкасская правда", затем - в "Молоді Черкащини", собственным корреспондентом "Рабочей газеты" , как журналист, он смело вторгався в различные сферы жизни, резко критиковал проявления бюрократизма, невнимания к труженикам, теплым словом отзывался о добрых людях.

Не потеряли своей ценности и на сего дня его статьи и отзывы на литературные произведения, кинофильмы и театральные спектакли.

Печатает В.Симоненко и стихи, однако те его произведения, в которых поднимались острые проблемы того времени, высказывались самые глубокие мысли , на страницах партийно-комсомольской прессы, конечно, не могли быть опубликованы. Да и те поэзии Симоненко, как и всех шестидесятников, которые были напечатаны, официальная критика всячески пыталась подавить, оболгать, обвинить их автора в грехах, начиная от формализма и кончая украинским буржуазным национализмом.

Как известно, весной 1960г. в Киеве, по воле пробужденного "оттепелью" юношества был основан Клуб творческой молодежи. На общественно-политической арене на горе партократам появилась инициативная и динамичная общественная организация, которая ставила своей целью объединить духовные и физические усилия молодого поколения для развития обновленной Украины. Позже, в литературе поэтов, принадлежавших к этому Клубу, стали называть шестидесятниками.

Хотя на то время Симоненко жил и работал в Черкассах, однако с Аллой Горской и Иваном Драчом, Линой Костенко и Иваном Светличным, Евгением Сверстюком и Василием Стусом, Николаем Винграновским и Михаилом Брайчевським он стал душой и украшением этого Клуба. Охотно разъезжал по Украине, как общепризнанный поэт принимал участие в литературных вечерах и творческих дискуссиях, выступал перед рабочей и сельской молодежью, стремящийся пробудить в душах сверстников и жажду национального возрождения.

Однако просветительская деятельность на удовлетворяла Василия. От природы человек дела, он стремился делать с конкретными, зримыми результатами. Такими результатами, которые сделали бы невозможным в будущем реставрацию сталинизма на родной земле.

Скоро в Клубе творческой молодежи для Василия нашлась работа по душе. Тогда, когда он примкнул к комиссии, которая сала проверить слухи о массовых расстрелах в энкавэдистских застенках и изыскать место тайных захоронений жертв сталинского террора. Вместе с Аллой Корською они обходили десятки прикиївських деревень, опросили сотни и сотни местных жителей, обнаружили урочища, где, по свидетельству крестьян, большевистские палачи прятали своих гнусных преступлений.

Именно при участии Симоненко на основе неопровержимых вещественных доказательств для человечества были открыты братские могилы жертв сталинизма на Лукьяновском и Васильковском кладбищах, в зарослях Биковнянського леса. С его участием тогда же был написан и отправлен в Киевской горсовета Меморандум с требованием обнародовать эти места печали и превратить их в национальные мемориалы.

Конечно, управляемая "верными ленинцами" Киевский горсовет грубо проигнорировала призыв поэта к моральному очищению нагло перед убиенными. Однако этот поступок Василия Симоненко следует считать высоким гражданским подвигом и одновременно собственноручной собственным приговором. Ибо с тех пор талантливый мастер слова оказался, по компартийной терминологией, "в сфере особого интереса соответствующих государственных органов".

Правда, еще задолго до политического краха великого "кукурузника" Хрущева Симоненко четко и недвусмысленно осознал, что за особыми "оттепелями" не всегда наступают вожделенные весны. Более того, ему все отчетливее виделось зловещее потрескивание грядущих общественных морозов.

Разве не о ползучую реанимацию сталинизма свидетельствовал бандитский разгон с применением пожарных машин и водометов мирной сходки киевской молодежи возле памятника Тарасу Шевченко в сотую годовщину прибытия из Петербурга гробы с прахом Кобзаря для захоронения в украинской земле ? А что означало спешное добыча сусловцями из идеологических прискринків пронафталіненого жупана украинского буржуазного национализма?

Скорбной эпитафией звучат слова, записанные Симоненко до своего дневника 3 сентября 1963 г.: "Друзья мои притихли, о них не слышно и слова. Печатные органы стали еще бездарнішими и беспардоннее. "Литературная Украина" кастрирует мою статья, "Украина" издевается над моими стихами. Каждый лакей делает, что ему заблагорассудится... К этому же можно добавить, что в апреле были сняты мои стихи в "Смене", зарезанные в "Октябре", потом поступили тыквы из "Днепра" и "Отечества".

Сколько в этих строках горечи и доконечного сумму!

Правда, на то время Василий уже точно знал, что ему осталось три числиці к смерти. Знал давно, но, будучи человеком мужественным и немного фаталистической, не жаловался на судьбу. Единственное, что жгло ему душу, отравляло последние дни жизни, то это - осознание того, что примасковані убийцы, которые обрекли его в могилу, остаются верховодить на белом свете и будут безнаказанно синити свои черные дела.

Смерть дватцятивосьмирічного рыцаря украинской поэзии уже три десятилетия окутана едким туманом загадок, легенд, мещанских сплетен.

Нет, в правильности выводов патологоанатомов никто не сомневается, а вот что предшествовало тем выводам... Не только в пору княжения "товарища" Щербицкого в Украине , а даже в годы горбачевской "перестройки" на эту тему было положено строго табу. А суть тщательно охраняемого сектора заключается в том, что Василия Симоненко по-зверски "обработали", а точнее - прибили охранники общественного порядка в милицейских мундирах.

Произошло это летом 1962 года. На железнодорожном вокзале в Черкассах между буфетчицей тамошнего ресторана и Симоненко случайно вспыхнула щонайбанальніша спор: за несколько минут до обеденного перерыва самоуправная хозяйка прилавка отказалась дать Василию коробку папирос. Тот, конечно, возмутился. На шум-гам пришли двое милиционеров, и, понятное дело, потребовали у Симоненко документы. Не предвидя ничего дурного, Василий предъявил редакционное удостоверение. Увидев его удостоверение, милиционеры перевезли его с железнодорожного вокзала Черкасс до Смелы. Когда он начал громко протестовать,...появился один здоровяк, как тисками скрутил за спину руки, толкнул вниз на деревянный лежак и привязал к нему поясами. Когда Симоненко сказал: "Что же ты делаешь, гад?". Вот тогда он начал его избивать. Он почувствовал, будто что-то оборвалось внутри...

Об этом раньше знать было запрещено. Смерть Василия Симоненко была первой жертвой на пути возрождения тоталитарной системы в Украине.

После смерти в 1964г. вышла второй сборник стихов "Земное притяжение"

В 1965 г. вышел сборник его новелл "Выло из роз". Через три года по смерти вышли "Стихотворения", где помещены стихи из предыдущих сборников и еще 20 еще не опубликованных произведений. А потом - молчок, как будто и не было Симоненко и его творчества.

Только в 1981 вышел сборник "Лебеди материнства", а в 1984г. еще один сборник "Поэзии", которую выдали друзья поэта. Во второй половине 1980-начале 1990 гг. в журналах опубликованы неизвестные произведения поэта. Он пришел к нам предвестником новой эпохи Украины. Короткая вспышка его жизни стал неугасающей звездой его поэзии.

 

 

 

 

 

 

Василий Симоненко принадлежал к поэтов-шестидесятников. По сути своей шестидесятники были новаторами, которые стремились поставить нашу литературу на уровень мировой культуры. Они по-новому подходили к конструирования художественных образов, поэтизируя, в частности реалии, которые принесла научно-техническая революция, достижения в развитии космонавтики, атомной энергии, различных отраслей науки. Особенно ярко эти новые качества искусства слова раскрылись в творчестве и. Драча, М.Вінгроновського, Лины Костенко, Дмитрия Павлычко.

Однако, присмотревшись к поэзии в. Симоненко, этих атрибутов новаторства не заметно. Нет в ней ни космических масштабов, ни атомных страстей, ни примет научных достижений, вплетенных в основу художественных образов, ни каких-либо жанровых новаций, символов. Весь Симоненко в русле поэтики, основы которой заложил великий Кобзарь, которую развивали дальше Леся Украинка, М. Рыльский, В. Сосюра, А. Малышко.

И все-таки, видимо, новаторство - это именно то качество, которым назначена поэзия В. Симоненко . Оказывается это новаторство не в поисках новых поэтических форм, жанров, а в самом содержании произведений, в широком, непідробленому интересе к внутреннему миру так называемого простого человека, в проникновении в ее богатый внутренний мир, и смысле и художественной воспроизводстве человеческого достоинства, самоуважения, в смысле неповторимости каждой личности, праве ее уважение, любовь, на обычное человеческое счастье по жизни - и на добрую память, когда она уйдет из него.

Именно розтоптану в годы сталинского произвола человеческое достоинство очищает от грязи, поднимает из болота В.Симоненко. Одним из его первых стихов, что произвел впечатление взрыва в стране, где еще не отошли духовные зашпори от постоянного страха, в котором жили-существовали люди, есть стихотворение "Ты знаешь, что ты человек..."

Как будто ничего нового, неизвестного читателю не говорит поэт. Но он способен перевернуть душу, заставляет задуматься над таким простым и таким сложным вопросом:

Ты знаешь, что ты - человек?

Ты знаешь об этом или нет?

Улыбка твоя - единственная,

Мука твоя - единственная,

Глаза твои - одни.

А уже на этой основе, философской, світовизначальній, різьбилися стихи, до щемящей боли впечатляющие душу картины жизни простых людей. Дядя хорошо знает, что "воровать плохо, куда уж хуже". И нищета, измеряемые пустыми трудоднями, толкают его на это. Василию болело человеческое горе, он дошукувався первопричин его - и выносил на люди. В поэзии Симоненко ни разу не употреблено слово система, но ее зловещий призрак встает между строками стихов. Этим и страшен был Симоненко партийно-бюрократическому аппарату, системе, тем и старалась она заглушить голос поэта, облив грязью его, не пуская произведения в свет, в люди. И поэзия Симоненко сама шла к людям, шла не со страниц книг, которые имели бы выйти и не выходили, а из уст в уста. Голос поэта стал голосом народной совести, выразителем правды, надежды, веры народа. При этом обрисовывая злободневные деньги жизнь конкретных людей, конкретного времени, он силой поэтического таланта, образного обобщения поднял их до уровня общечеловеческих проблем и идеалов, привлек к духовным достижениям мировой культуры.

Патриотическая лирика, любовь к родной Украины занимает определяющее место в творчестве Симоненко. И не зря. В.Симоненко нашел проникновенные, яркие образы, чтобы передать силу любви к Родине, к родной украинской земле. Чувство патриотизма - самое святое чувство человека. Каждый из нас любит землю, где родился, вырос, язык, впервые услышанную из уст матери, улицу на которой вырос. Любит сильно, искренне. А вот найти слова, чтобы выразить свою любовь - трудно, не сбиваясь на общие трафаретные.

Василий Симоненко такие слова нашел. Он сумел передать в "Лебедях материнства" и любовь к родной матери, и любовь к прекрасной нашей неньки-Украины в простых, искренних словах.

По форме это, собственно, колыбельная песня. Но кажется, что создана не матерью, а отцом, хоть и имеет романтическое название "Лебеди материнства". В ней воедино сплелись и материнская нежность и мужская твердость. Главное в поэзии - пожелания сыну вырасти настоящим человеком, верным сыном Украины.

В колыбельной леси Украинки ("Месяц маленький, тихий луч...") мать тоже не только желает сыну вырасти здоровым, быть счастливым, а и "сражаться с недолей", когда придет время.

В "Лебедях материнства" поэт в духе народного творчества рисует картину вечера, Когда заглядывает в окно сказка серыми глазами, материнская добрая ласка у нее за плечами", когда танцуют лебеди в доме на стене, лепечут "крыльями и розовым пером". Слышишь, как мать отгоняет от сына колыбель досаду, просит, или тихие звезды опускались сыну под ресницы. Весь мир в глазах у матери фантастический. А дальше начинается своеобразная разговор поэта с сыном, о том, что он, выросши, отправится в жизненную дорогу - с дорогой часто связаны изменения в человеческой жизни:

Вырастешь ты, сын, отправишься в дорогу,

Вырастут с тобой усыпленные тревоги

Поэт говорит о встречах, которые ждут сына на жизненных путях, о будущем любви, друзей, жену. Все, все может выбрать человек, и пути, которыми пойдет. И всегда с сыном будут "глаза материнские и белокурая хата":

За тобой всегда будут путешествовать

Глаза материнские и белокурая хата.

Эпитет белокурая дом не только передает традиционный белый цвет дома, но и как бы очеловечивает ее, создает такое впечатление, будто речь идет о живом существе человека.

Никогда и нигде не забывайте: чтобы нас в жизни не постигло, может, придется и упасть на сухом поле, но "Придут из Украины ивы и тополя".

Завершается песня строками, которые говорят, что можно выбирать друга, жену "и по духу брата, но нельзя родную мать выбирать":

Можно все на свете выбирать, сынок,

Выбрать нельзя только Родину.

Для нее жил и творил сам Симоненко.

В стихотворении "Комочек земли" в человеческой душе засеваются первые зерна любви к родному краю, когда еще маленький ребенок любуется природой, среди которой растет:

Еще в детстве я ходил в травы,

В шумные трепетные леса,

Где дубы молчали величаво

В каплях ранней росы.

Красота природы сливается с красотой родного слова, песен "задумчивых и нежных", в которых "звенело счастье неначатое", а пели эти песни девушки, которые "шли на поле на жатву". Эти приметы, великолепная природа, песни, труд, люди честные и трудолюбивые, и есть то, что составляет светлый образ Родины, с которой поэт хочет делить "радости, заботы и печали" И в его груди стучит как в сердце, "комочек любимой земли" (А. Малышко "Баллада о колосок")

Стихотворение "Украине" - это поэтическая декларация, в которой автор образно говорит о своей слитностью с Украиной, с ее судьбой:

Я... с твоим именем умираю

И в твоем имени живу

Без любви к Отечеству нет настоящего человека. Любить Украину, жить для нее - это значит любить ее людей , работать на их благо. Заботиться о том, чтобы передать им мир, землю лучшими, как были до нас.

В стихотворении "прекрасные Люди" поэт раскрывает свою жажду жизни, творчества, любви к родной земле и людям:

Люди - прекрасные,

Земля - как сказка,

Лучшего солнца нигде нет,

Погряз я по сердце

В землю вязко.

Она меня крепко держит.

Поэт призывает не быть равнодушным, оставить по себе добрую память, чтобы не сказали люди - "их на земле не было".

И, пожалуй, самым сильным, самым эмоциональным и художественно совершенным является стихотворение "Задивляюся в твои зрачки". Построен стихотворение в форме обращения сына к матери - Украины:

Задивляюся в твои зрачки

Голубые и мутные, будто рань.

Уже глагол "засматриваюсь" в зрачке свидетельствует о близость, тесная связь сына с матерью-Украиной, в зрачках которой поэт видит ее бурное прошлое.

Крешуть в них красные молнии

Революций, бунтов и восстаний

Две строки - а сколько сказано: не было мирным и счастливым прошлое родной земли, приходилось постоянно бороться не только свободу и независимость, но и само право на существование: то в борьбе против татаро-монгольского нашествия, то в освободительных войнах и восстаниях против польской шляхты, то давая отпор турецким людоловам, то защищаясь против русифицированной политики царизма или сталинской диктатуры.

Украина для поэта - самое дорогое в мире. Он называет ее "чудом", своей "молитвой, вековой разлукой" - вечно она изнывала в борьбе против более сильных врагов, часто почти безнадежной. Как и в других стихах, Симоненко говорит, что живет и творит только ради Украины:

Рады тебя жемчуг в душе сею,

Рады тебя мыслю и творю.

Пусть молчат америки и россии,

когда я с тобой говорю .

в этих строках казенная цензура увидела проявление национализма, пренебрежение к другим народам, в частности российского. Однако это мнение ошибочно:

Одійдіте, лукавые недруги !

Друзья, подождите на пути!

Я имею святое сыновнее право

С матерью побуть наедине.

Мать - самое дорогое на земле существо. Ей человек несет свои боли и радости, сомнения и успехи, ошибки и грехи. С ней хочется посоветоваться, поделиться заботами, покаяться в грехах. И разве может присутствовать при этой исповеди кто-то третий? Даже брат, сестра или отец? Нет - с матерью в одиночестве. Поэтому и предупреждает лирический герой недругов "одійдіте", друзей просит "подождите на пути". Следовательно, когда человек говорит с матерью-Украиной, - то и все остальные страны - америки, россии имеют не вмешиваться в этот разговор.

Поэт словно клянется в верности родине, стремится отдать ей все: труд, творчество, всего себя:

 

Рады тебя жемчуг в душе сею,

Рады тебя мыслю и творю.

И последние строки стихотворения:

Я проллюся капелькой крови

На твое красное знамя.

Эти строки писались в годы, когда писались лицемерные обвинения в национализме. Поэтому слишком бдительные критики веселились за "преувеличенное чувство национального", "за пренебрежение к братской России".

 

Размышления над горьким прошлым, тревога за современное народа, ибо уже было видно, что кратковременная эйфория "оттепели" заворачивает на морозы, заставляли поэта задуматься и над тем, что является первопричиной зла, кто виноват в пережитій трагедии. Еще в стихотворении "Пророчество 17-го года". Симоненко гневно обращается к "палачей-тиранов" с предупреждением о грядущей казни. Этот стих появился после того, как Василий с друзьями посетили одно из мест захоронения жертв сталинских репрессий - Быковню. Это событие взорвало душу поэта, обострила гнев и ненависть к тирании. Он предрекает пришествие справедливого общества, когда

Встанет правда и любовь на свете,

И на страже правды станет труд.

Этой теме посвящено стихотворение "Где сейчас вы, палачи моего народа?" С гневным жгучим сарказмом обращается поэт к тем, кто десятилетиями угнетал и мучил народ: "Где величие ваша, сила ваша где?" - противопоставляя их "черной злобе" почерпнутые из народного источника символические образы родного края - "ясные зори и тихие воды".

Некоторые строки звучат как лозунги:

Народ мой есть! Народ мой всегда будет!

Никто не перечеркнет мой народ.

В.Симоненко с полным правом выступает от имени народа, поскольку всем жителям, каждым строки своих стихов доказал это право. Хоть стихотворение и называется "Где сейчас вы, палачи моего народа?", главный пафос его - в утверждении бессмертия народа, уверенности в будущем. Залогом этому поэт считает трудное, но славное прошлое, историческую память народа:

Под солнцем вечности древніє и молодеет

Его жестокая и ласковая душа

Контрастные эпитеты жестокая и ласковая душа раскрывают доброту украинского народа, врожденную кротость характера, а вместе готовности быть недоступным, самоотверженным, а то и жестоким, когда придется защищать свою свободу и независимость.

Этот стих Симоненко заканчивает метафорическим образом, в котором утверждается, как залог будущего, вольнолюбивое казацкое прошлое народа:

Народу мой! В его горячих жилах

Казацкая кровь пульсирует и гудит!

 

 

 

В богатой поэтической палитре Симоненко есть краски, которыми он творит сатирические рисунки. Поэт высмеивает тупых бюрократов, равнодушных чиновников, бездарных писак, всех, кто стоит на пути новому. Таким является сатирическое стихотворение "Суд". Параграфы, протоколы, циркуляры судят кого-то:

 

-Она чужая, - параграфы сказали,

-Она не наша, - сказал циркуляр.

Кого судят, пока не известно. Известный приговор:

... У распяли ее племянницу

во имя параграфов толстых.

И только с последних строк становится понятно: судили новую мысль. Глубоким содержанием определяется сатирическая "Сказка о Обманывала". Это сказка-притча, которая в аллегорической форме повествует о трагической судьбе украинского народа. Главный герой произведения - Дуралей, которого отец выгоняет из дома, фактически спасая от голода и желая ему лучшей доли: "Может где-то виб'єшся в паны". Паренек бродит по всем углам, быстро растет и ему захотелось вернуться домой.

В "Речитативі старшин рая" остро сатирически изображается такие присущие периода сталинской диктатуры явления, как жестокость, стремление создать рай для избранных за счет труда и страданий народа, засилье бюрократического аппарата, надувательство людей обещаниями о солнечное будущее. В.Симоненко в сказке прибегает к приему детского наивного осмысления Дурилом увиденных страшных картин и этим усиливает впечатление вич них.

- Чего, люди добрые, у вас ноги в крови?

И это, - ему говорят, - такая у нас привычка;

К счастью дорога ведет через реку -

И река из крови и немножко из слез....

Дуралей узнает, что это кровь тех, кто "подло не признал идей", которые господствовали в том крае для избранных, шли искать закованное в пещерах заковано счастье - "это, что для всех". И тогда он, как и подобает сказочному Дурилові, оставляет рай и идет уволить (и действительно освобождает) из неволи девушку - счастье. А она сказала, что ждет его в родном краю, в родительском доме. Облудний и жестокий рай для избранных охватило огнем, а Дуралей увидел в дали отцовский дом, родную мать...

 

 

 

Отношение к человеку как к винтика, которое унижало человека, его достоинство, убивало ее творческий дух, ярче и убедительнее, с огромным чувством любви к человеку разоблачено и осуждено в таких стихах, как "Ты знаешь, что ты человек...", "Я", "Дед умер", "Бабка Анисья", "Первый" и др.

 

Стихотворение "Ты знаешь, что ты человек?" имеет глубокий философский подтекст. Человек должен знать, что она - что она не бездушный винтик. Что она должна иметь право на свободу, на признание своего человеческого достоинства, на возможность жить так, как она хочет и право на счастье.

Человек - это целый мир. "На свете множество таких, как я, но я, ей-богу, один"; "Мы - это множество стандартных "я", и множество вселенных разных" - утверждает эту мысль В.Симоненко в стихотворении "Я"

Вот и здесь он с искренним энтузиазмом обращается к читателю:

Улыбка твоя-единственная

Мука твоя - единственная,

Глаза твои-одни.

И эта простая, казалось бы, мысль оказывается совсем не просто. Человек задумывается над ней. Начинает думать - а так ли я живу? Или я достоин высокого имени человека? ЧТО надо сделать, чтобы оставить по себе добрую память, так же

Завтра на этой земле

Другие будут ходить люди,

Другие любить люди -

Добрые, ласковые и злые.

А сегодня все - озера, лес, степи - для тебя. Так проживи жизнь достойно, достойно человека, передай потомкам то, что получил ты в наследство от предков. На такие размышления наводит стихотворение. Человек должен почувствовать собственную значимость, собственное достоинство в этом мире.

 

Вместе с тем Симоненко осуждает бюрократов, аппаратчиков, чиновный руководство - от колхоза и сельсовета до центральных учреждений - за бездумное, пренебрежительное отношение к людям труда, к их жизни, потребностей, требований. Так, в одном из сильнейших стихотворений -"Вор" - рассказывается о том, как "дядю задержали поймали - Дяди и сельсовет ескортували", "дяди учили и упрекали: "Как же вам, дяденька, не ай-ай-ай воровать на поле свой урожай?" И дядя знай и без них , что воровать плохо, куда уж хуже"... Это видно и из таких деталей, как "он хлопал длинными ресницами", как ему "тяжело смотреть в глаза позора" и самого мучает совесть. И воровал он, если это можно назвать воровством, из тупика.

Поэт это хорошо понимает и спрашивает:

...Кто обокрал, ощипал его душу,

Кто его совести руки связал?

Это они, те демагоги, которые кричали о "светлое будущее", они "вязы скрутили дядьковій вере". И их поэт хочет поставить до суда, их, а не дяди.

А они - это они довели до того, что сами такие кочаны, возможно, украл дядя, гниют на заготпунктах, тоннами - и за это никто не отвечает ("Некролог кукурузном кочанные, что сгнил на заготпункті").

Нелегко жилось честным и трудолюбивым, которых считали "счастливыми". Именно об этом идет речь в стихотворении, которое так и называется, "Дума о счастье". И рассказывается в нем действительно о счастливом человеке - колхозную доярку, хотя уже с первых строк чувствуется - живется ей не легко. Она вошла "мешковато" в сени - почему так? И, видимо от усталости, хотя это только намек.

А дальше штрихи настораживают читателя: из дома веет "скука и одиночество". Видимо, женщина одинока, ведь живется их не легко. А труд - у нее даже веник в руках "засмеялся", с ней в дом ворвался "шум, ошалелый смех сніговиць. Когда мать пришла, то притихшие дети словно воскресли". И так весело, так радостно стало, что от детского "хохота и писка" даже месяцу захотелось заглянуть в эту обитель.

Поэт словно восхищается этой картиной:

Хлюпа счастье

Звонкой волной,

Будто здесь вікувало оно...

Однако поэт неожиданно поворачивает в другом направлении. Он иронично приглашает фотографов, поэтов воспроизвести это счастье в газетных фото или в ужасно веселом" стихи или "основательно тяжелых" статьях, где "прыгают веселые цифры"

Далее поэт раскрывает глубокую сущность, дорогую цену, которую платит эта женщина за счастье:

В этой доярки

Счастливой

Руки и ноги

Ночью гудят.

Так лишь одним высказыванием - "руки и ноги ночью гудят" - В.Симоненко показывает ту супертяжелый труд доярки . Поэтому то ее счастье -"тяжелое".

В "Думе о счастье" изображен хорошую, трудолюбивую с доброй душой. Человека, который действительно заслуживает большое счастье за свой труд, работу, любовь к другим, скромную и непритязательную. Она счастлива, потому что ее любят и она любит своих детей. Доярка-жизнелюбивая, веселая человек. Но счастье ее окрадене, бедное. Она получила его тяжелым физическим трудом, постоянной усталостью. Так В.Симоненко показал красоту и величие души простой труженицы и осудил тех, кто не ценя тяжелого труда и права на счастье, заставляет их жить и работать в тяжелых условиях.

Героям многих стихотворений Симоненко и есть вот такие, как эта бедная безымянная доярка, люди труда - простые, обычные, откровенные, богатые духовно. Таким был и Васильев дед Федор Трофимович, от которого внук взял много хорошего, в частности, доброты и любви к людям. Именно о нем написан один из лучших стихотворений поэта "Дед умер"

Образ деда, вечного сельского труженика, выписан с огромной любовью, с глубокой благодарностью за все, сделанное им для людей, для земли.

Начинается стихотворение просто, словно вздох. Вот вернулись с похорон, сели за скорбный поминальный стол, и кто-то, может и сам внук, словно подытоживает: "Вот и все. Похоронили дряхлого старика". И начали по древним крестьянским обычаем поминать покойного. Поминать не водкой, а добрым словом: какой он был добрым человеком, как любил работать.

Он теперь уже не встанет

И утром не пойдет

С косой на гору крутую

И не станет мантачкою тишину будить,

Задивляться в небо, как гаснут звезды,

Лишь росой по ним будет плакать рожь

И плывут над ним незаметно века.

Дед был "хорошим человеком" - так просто и исчерпывающе дается в народе наивысшая оценка человеку, ее моральным качествам. Таким человеком, что "росой по ним будет плакать рожь" - это олицетворение, которым передано единство человека и природы. После размышлений о жизни и смерти у поэта вырываются слова, полные искренности, отчаяния и протеста.

... не хочу

чтобы в землю шли без сліда

безымянные,

святые,

несравненно чудесные,

гордые дети земли,

верные дети труда.

И еще один интересный поворот нашел Симоненко, чтобы раскрыть величие души деда - крестьянина, показать значение его жизнь, его труды для человечества. Он перефразирует слова из стихотворения А. Пушкина "Памятник":

...верю,

что ни -

он весь не умрет

Его нехитрые думы

Додумают внуки.

Он будет жить в труде и мыслях, в памяти внуков, которым он передавал свою страсть и гнев, радость и муки. Итак вывод: бессмертие человека - в труде, доброте, в том, что она сумела передать потомкам. В что каждый человек заслуживает на память, то в граните и бронзе, в человеческих душах и сердцах. И надо уметь видеть и понимать прекрасное и великое в живых - простых, обычных, на первый взгляд, людях. Надо любить их.

 

Сила поэзии Симоненко в беспредельной искренности и справедливости. У него, как писал Шевченко, "нет зерна неправды за собой", и есть великая любовь к человеку.

 

 

Посвящение Украине

- В поэтическом наследии Симоненко немало стихов адресовано Родине ("Украине", "Засматриваюсь в твои зрачки", "О земле с переораним челом"... "Земля родная" и др.). Национальное самосознание, диалог с народом, поставленным в нищие, варварские условия бытия, обращение к источникам казацкого прошлого - то определяющее основание почти всей гражданской лирики.

Искренность интонаций, задушевная сыновняя разговор в поэзии.

"Я засматриваюсь в твои зрачки". Поэзия написана в форме монолога лирического героя, обращенного к матери-Украины, в водовороте будничной суеты, лирический герой словно на минуту остановился, чтобы свести дыхание, чтобы посмотреть в мамины глаза. Увидеть все, что скрыто в них только для сына. Набраться вдохновения и силы для дальнейших сражений. Бурлящей жизни земного шара постоянно перебивает тихий диалог сына-патриота и матери. Поэтому в поэзии столько обращений: "Украина!", "мама гордая и красивая", "нене".

Начинается поэзия с неповторимого олюдненого портрета, вернее с глаз матери-Украины:

Засматриваюсь в твои зрачки,

Голубые и мутные, будто рань.

И за этой красотой - тяжелый жизненный опыт, страницы родной истории:

Крешуть в них красные молнии

Революций, бунтов и восстаний.

Лирический герой склоняет голову перед матерью. Украина 20ст. предстает перед взором своего сына:

Украина! Ты для меня чудо!

И пусть плывет за годом год,

Буду, мама гордая и красивая,

С тебя удивляться век.

Эта поэзия состоит из 8 строф, но до недавнего времени печатали из них только 4. Третья строфа, в которой говорится об искренней интимную беседу сына с матерью, о счастье быть наедине с Родиной, вернулась к произведению лишь недавно.

Рады тебя жемчуг в душе сею,

Рады тебя мыслю и творю -

Пусть молчат америки и россии,

Когда я с тобой говорю!

Ради Родины творчество поэта - те самоцветы - жемчуг, он отдает людям, его интеллект работает только для нее. Симоненко отдает Украине искреннее сыновнее пошанок и высоко поднимает ее престиж. Риторические оклики, обращения подчеркивают взволнованность лирического героя.

Одійдіте, лукавые недруги!

Друзья, подождите на пути!

Я имею святое сыновнее право

С матерью побуть наедине.

Это прямой вызов тем, кто поносил "Любите Украину" В.сосюры, кто разбрасывался злобными обвинениями только за то, что человек посмела выразить любовь к наследстве, передаваемом . А в интонациях стихотворения звучат незаслуженные наказания на себя за то, что

Редко, нене, вспоминаю о тебе,

Дни слишком куцые и малые -

Еще не все черти живут на небе

Ходит их к черту на земле, -

Эта строфа опускается. Очевидно "империя зла" не хотела признаваться в том, что действительно только дьявольские силы способны чувства любви, патриотизма перекрутить на преступление, преследовать и уничтожать за них человека.

Украина, Ты моя молитва,

Ты моя разлука возрастная.

Громыхает над миром яростная битва

За твою жизнь, твои права.

Новой, сильной, величественной предстает перед читателем большая любовь поэта - его Украина с голубыми и тревожными будто рань зрачками, его красивая и гордая мать, его матушка, что дала ему язык, культуру, традиции, богатство. Она поднята на пьедестал большого уважения наряду с крупнейшими странами мира. И быть ее сыном для поэта - это гордость и счастье, ничто не может остановить лирического героя на пути борьбы за свободу и независимость.

 

 

 

 

Красота и искренность чувств в интимной лирике в. Симоненко.

Василий Симоненко прожил 28 лет. И он навсегда вошел в историю родной культуры своей болью за судьбу Украины, тревогами за Вселенную, лирическим звучанием своих интимных произведений, в которых трогает красота и искренность чувств. И хотя интимные мотивы Симоненко преимущественно тесно связаны с пейзажами, социальными, гражданскими, все же в стихи о любви в его поэтическом наследии занимают видное место. Большинство из них вошла в цикл "Тишина и гром", частично - к цикла "Земное притяжение"

Юношеские мечты, надежды вместе с легкой грустью охватывают лирического героя стихов "Люди различны между нас бывают..." и "Помню все слова..." Образ возлюбленной сравнивается им с весенним громом, который становится "совестью и душой" и "счастливым счастьем". Самоотверженное глубокая любовь наполняет лирического героя в стихотворении "Обижайся на меня, как хочешь". В этом произведении звучит призыв поэта прожить жизнь, разменивая любовь на мелочи:

Для любви у нас времени мало,

Для молчания - у нас века.

Неожиданно пришла любовь лирического героя в стихотворении "Она пришла". Под влиянием очарования любви меняется его внутренний мир, и все вокруг тоже становится привлекательнее и лучше. Душа влюбленного поет соловьями, она тянется за замечательным зову:

Пришла любовь непрошеная и нежданная

Ну как мне за ней не пойти?

Лирический герой создал для себя образ любимой, далеко от чего-то конкретного, реального, любимая появилась парню только в романтических маревах. И вот сталося6 "Она до меня выплыла из тумана моих юношеских робких слов".

Чувство любви всесильны, они способны оградить человека, особенно молодого, способны направить ее на ровную дорогу жизни. Поэт рисует привлекательный образ в мечтах снах любви:

Она пришла украшенная и мыла,

И руки ласково ко мне протянула,

И так очаровательно звала и молила,

Такой нежной и доброй была.

В душе лирического героя произошла смена - и довольно примечательна: он "не слышал, как жаворонок в небе тает, кого остерегает с высоты..." Образ воспетого в песнях соловья украинских степей не случайно появился в поэзии: он символизирует согласие между людьми, несет добро и счастье.

Человек глубокой души, В.Симоненко в стихах о любви не мог быть поверхностным или неискренним. Он был прекрасным и чистым даже тогда, когда не все сложилось по желанию, когда не удалось выразить любимому то, чем жила душа.

Не верь мне, потому что я врать не умею,

Не жди меня, я и так приду.

Я принесу тебе свою надежду,

Я подарю печаль и беду.

Чрезвычайно самокритичный герой во второй строфе стихотворения:

Слова ясны, только мне известны,

В скучное бормотание перелью

Свою улыбку в холодной усталости,

Бездумно, безголово утоплю.

Трогательная открытость интимной лирики Симоненко вызывает восхищение, заставляет сопереживать лирическому герою. Таковы стихи "Развели нас дороги мрачные", "Дотлевает холод мой в карауле...", "Я тобі галантно не поклонюсь..." В этих стихах много тревоги, муки, невысказанных чувств. Лирический герой с нежностью вспоминает о своей девушке. Она "крошечная", "милая" и "прозрачная, как утренняя тень", К этому образу он обращается, когда на душе холодно, неуютно, когда в очаге жизни (костре) "Дотлевает холод".

Заслуживают внимания те стихи интимной лирики. Симоненко, в которых он философски рассуждает о взаимоотношениях любимых на фоне рутины. По мнению автора, теряет много тот, кто не умеет уступить, не способен отличить ужасного от мелочного , жалкого. Жизнь, конечно, "нельзя спрятать за розовых иллюзий вуаль", но можно обойти незначительные жизненные невзгоды. Вовремя сказанное "Прости..., моя вина", как в стихотворении "Моя вина" спасает любовь, помогает преодолеть кризис.

В стихотворении "Есть в любви и будни и праздники..." В.Симоненко показывает, как бывает часто не просто молодым людям найти общий язык, найти общий тропинку в жизни, а слишком гармонию в интимных чувствах... Лирический герой понимает, какими сложными и противоречивыми могут быть эти чувства. Поэт подбирает слова антонимы (будни и праздники, радость и сожаление), с помощью которых достигает полноты художественной выразительности мысли:

Но уверен, что ни разу

И колебания и сомнений время

Мелкие облачка образы

Не закрыли бы солнце от нас.

Любовь в душе "щедро... бы светила" и снова и снова обновляла бы человеческие чувства. Интересное окончание стихотворения:

Ненаглядная, злюща, замечательная,

Я без тебя не могу жить!