Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ

Фольклорные источники повести «Тени забытых предков»

Поэзия Жить не может на помойке,

а без нее жизнь - преступление.

М. Коцюбинский

Исконные Карпатские горы, которые ежеминутно меняют свое настроение. Густой и мрачный лес. Царство хрупких печальных елей. Внизу несется Черемош, «гонит зеленую кровь гор, беспокойную и шумливу». А там дальше леса уступают место широким, покрытым густой травой полонинам... Ощущение сказочности карпатского жизнь не покидает нас, когда читаем «Тени забытых предков». Эту повесть известного мастера художественного слова Михаила Коцюбинского действительно можно назвать поэмой. Поэмой о любви, чистую и несравненную, о красоте и верность, духовность, которая так нужна людям.

«Тени забытых предков» - произведение для М. Коцюбинского необычный. Многих удивляет, почему восточноукраинский автор пишет про горы, полонины, таинственный мир гуцульского народа, использует его диалект. Эти реалии мы привыкли видеть лишь в произведениях писателей Западной Украины. Но оказывается, что интерес к жизни гуцулов появился у писателя давно. Досконально изучить этот край помогла художнику дружба с Иваном Франком и Владимиром Гнатюком. Известный фольклорист и этнограф В. Гнатюк присылал товарищ многотомные издания этнографической комиссии. Здесь были частушки, легенды, анекдоты, собранные фольклористом в Закарпатье. «Что за хорошая книжка! Такое богатство народного творчества, богатство, колоритность языка», - так отписывал М. Коцюбинский этнографу. Кроме того, в Карпатах сохранились традиции древнего, дохристианского мировоззрения наших предков. Этим привлекла автора Гуцульщина. И сильное впечатление произвели на него посещение Криворивне в 1910 и 1911 годах. Писатель увлекся карпатской природой, жизнью гуцулов, в которых богатая фантазия, которые знают большое количество сказок, поверий, легенд, символов.

Неизменный интерес и любовь к фольклору проявлял М. Коцюбинский с самого начала своего творчества. Повесть «Тени забытых предков» - яркий пример плодотворного использования классиком устного народного творчества.

Автор повести - художник-психолог. Поэтому он заглядывает в душу человека, хочет понять, как формируется ее характер, чем она живет.

Главным героем произведения является Иван Палийчук. С первых страниц повести мы попадаем в атмосферу фантастических народных верований. Мальчик, не смотря на свой ранний возраст, знал очень много, мог рассказать о нявку, утопленников, о арідника (злого духа), который «правит всем». Народные представления о черте вызвали у писателя особый интерес. Признание двух творческих начал - доброго и злого - наложило отпечаток на все представления о мире, которые сформировались у героев повести. В их уста Коцюбинский вкладывает идею о том, что черт - начало всей культуры, а бог передал все «изобретения» людям. Поэтому Иван «звал на тайную вечерю к себе всех чернокнижников, мольфаров...».

Мастер слова показывает рождение волшебных жемчужин народного творчества. Иван Палийчук играл на флояре. Песни, мелодии он записывал с голоса гор, но это было пение его души.

Именно в песне зарождается его любви к Марии, окутано песнями, напоенный ими. Во время их блужданий по лесам Иван играл, а Маша пела. Співаночок знала множество, сама умела складывать. И речь их звуков была на языке любви.

Ізгадай мне, мой миленький,

Два раза в день,

А я тебя ізгадаю

Семь раз в час.

Раскрыть красоту природной души людей - жителей горных долин - помогают М. Коцюбинском гуцульские коломыйки.

Трагически обрывается поэтическое, духовно богатое любовь Ивана и Марички, которое поражало своей гармоничностью. Именно жизнь для Ивана теперь теряет свой смысл. «Зов любви и муки» порождают в его душе иллюзии, фантастические образы (танец с лешим, встреча с нимфой). Он хочет смерти и находит ее. Герой погибает, чтобы не подчиниться злу, но своей смертью, счастьем за мгновение до конца он побеждает зло, жестокость и бездуховность.

Значительную роль в произведении играют гадания. Гадают Палагна, мольфар Юра. Оба они являются олицетворением злых, грубых сил, жестокости, бездуховности, зла. «Од его слова погибал скот, сохла и чернела, как дым, человек, он мог наслать смерть и жизнь, разогнать облако и спереть град...».

В эпилоге повести художник показывает диалектику жизни и смерти, что воплощается в изображении обряда похорон. Обряд этот у гуцулов полон ритуального и мистического содержания. Здесь и плач по умершим, и веселье, и гомон толпы. Так сочетаются и смерть, и жизнь, и оптимизм человека, который в этом обряде выражает свое презрение к смерти.

Повесть М. М. Коцюбинского «Тени забытых предков», по моему мнению, воспитывает чувство прекрасного, углубляет наши знания по этнографии и фольклора. Прочитав произведение, мы задумываемся, что же такое настоящая любовь, счастье, в чем смысл человеческой жизни.