Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Василий Стефаник


 

Его новеллы - как лучшие народные песни, в которых нет риторики, ни сентиментальности, а только наглядное, голое, простое, непідфарбоване жизни, очень часто печальная действительность, но украшена золотом найправдивішої поэзии.

                               Иван Франко

Василь Стефаник - неперевершений майстер соціально-психологічної новели. Эта истина прочно утвердилась в нашем литературоведении. Он ближайший соратник Ивана Франко, Михаила Коцюбинского, Леси Украинки, Ольги Кобылянской, товарищ и соучастник в творческой и общественной деятельности Леся Мартовича и Марка Черемшины. Творчество Стефаника приходится на конец XIX и начало ХХ века. Талант писателя больше всего оказался в жанре социально-психологической новеллы. Основной темой его произведений, как и произведений Леся Мартовича и Марка Черемшины, что составляют вместе с Стефаником так называемую "покутську троицу", было жизни беднейшего крестьянства на западноукраинских землях. С большой силой слова Василий Стефаник изобразил трагедии и драмы крестьян, о которых он говорил: "Я люблю мужиков за их тысячелетнюю тяжелую историю, за культуру ... За них я буду писать и для них".

Меньше знаем о нем как о человеке. А такая информация тоже важна для более глубокого понимания творчества писателя, для проникновения в тайны его мастерства. Интересным представляется воспоминание Василия Костащука, который хорошо знал Стефаника: "Красивая классическая строение тела, приятные черты лица и благородные движения творили из него незаурядный тип мужской красоты. Был несравненным психологом. Интуиция, которой владел, позволяла ему открывать самые сокровенные мысли и желания своего собеседника, впитывал в слова то, что другие только чувствовали, но назвать не могли. Когда говорил, улыбался какой-то странной улыбкой: то смотрит из-под бровей, то в глаза смотрел, как будто заглядывал в душу. А как рассказывал о чем-то горькое, то морщил лоб и хмурился; тогда казалось, что вот-вот из буйного чуба вылетит искра и зажжет мир".

Вот это умение наблюдать и глубоко переживать увиденное и услышанное оказало новеллам писателя той боли, что гремел, как музыка Бетховена. А отрывочная, нервная фраза сближает его творчество с экспрессионизмом - литературно-художественным направлением, который развивался в первые десятилетия ХХ ст.

Василий Семенович Стефаник родился 14 мая 1871 г. в селе Русов, теперь Снятинский район Ивано-Франковской области. Пытливый ум впитывал народные песни, сказки, легенды, детали крестьянского быта, обычаев, обрядов жителей покутья. Как подрез, пас овец, ездил с отцом в поле.

Три года посещал школу в родном селе, а потом еще три года учился в Снятыне, где впервые почувствовал на себе пренебрежение со стороны учителей и барчуков. Издевательства стали еще невыносимее, когда в 1883 г. поступил в Коломыйской гимназии. Прячась от учителей-шовинистов, вместе с Лесем Мартовичем организовал чествование памяти Шевченко, открыл в родном селе читальню, входил в тайного кружка гимназистов, где знакомились с украинскими книгами, обсуждали факты крестьянской недоли.

В большом зале первого класса польской гимназии в Коломые, пишет Стефаник в автобиографии: "мы, крестьянские ребята заняли послідню скамейку. Товарищи наши в лакерованих сапожках смеялись с нас и улыбались". Вот насмешки рано пробудило в парне чувство протеста против социального и национального неравенства.

Формирование мировоззрения будущего писателя проходило вне стен гимназии, потому что, как вспоминает он в автобиографии, "гимназия, кроме формального обучения и враждебного отношения к нам, украинцев-студентов, ничего нам не давала."

Деятельность тайного кружка гимназистов не оставалась незамеченной. Следствием этой "читальняної деятельности" было то, пишет Стефаник, что его вместе с многими другими "прогнали с Коломыйской гимназии", и он уже в 7-м классе был в Дрогобыче.

Здесь, в Дрогобыче, Стефаник впервые увидел Ивана Франко и, решив с ним с лично познакомиться, заглянул к нему в село Нагуевичи. Знакомство состоялось, и далее, как отмечает Стефаник в автобиографии, поддерживал с ним целую жизнь найдружніші взаимоотношения и его, может, единственного из крупных украинских писателей, больше всего любил."

После составления в Дрогобыче 1892 года экзаменов на аттестат зрелости Василий Стефаник поступает на медицинский факультет Краковского университета, хотя, как он пишет в автобиографии, с той "медициной получилось дело без толку, потому что ни той науки не любил, а уже никак не мог мурдувати хорих своими обпукуванням и обшукуванням".

Пребывания Стефаника в Кракове не было бесплодным. Изучение писателем медицины, особенно психиатрии, отразились впоследствии в его творчестве в повседневной пристальному вниманию к познанию глубочайших тайн психики человека, выяснение причин тех или иных человеческих поступков и действий, тончайших движений человеческой души.

В студенческие годы Стефаник принимает активное участие в общественной жизни, выезжает на село агитировать за крестьянских кандидатов в депутаты австрийского парламента, в частности по Ивана Франко. За демократические убеждения его австрийские жандармы преследуют и бросают в тюрьмы.

Литературную деятельность Стефаник начинает 1890 года. Тогда в журнале "Народ" был опубликован его сообщение "Жолудки наших работных людей и читальни". В течение 1890-1897 лет он пишет свои первые "образки", то есть (песни) лирические этюды, стихотворения в прозе, далее переходит к писанию реалистических новелл, в которых изображает бедственное экономическое положение и бесправие крестьян Галичины, различные бытовые трагедии и драмы, которые возникают на почве угнетения, темноты и нужды.

Впервые Стефаник опубликовал свои художественные произведения 1897 года в черновицкой газете "Труд". Здесь было помещено несколько новелл, в частности, "Синяя книжечка", "Выводили из села", "Стратився", "В корчме", "Набожная", "Самая-самая".

в 1898 году выходит из печати первый сборник его новелл "Синяя книжечка", за ней "Каменный крест" (1900), "Дорога" (1901), а в 1905 г. - избранные рассказы "Мое слово" (здесь помещены только 2 новые произведения - "Мое слово" и "Суд").

Написанные с большой художественной силой произведения Стефаника получили широкую известность: они переводились на русском, польском, немецком, чешском и других языках, о них много писала критика. Но сам писатель через определенные жизненные обстоятельства после 1907 года надолго прекратил творческую работу. За последующие 15 лет он не опубликовал ни одного нового художественного произведения.

В 1903 году, "по невдатній медицине" Стефаник возвращается в родное село, в 1904 г. к тестю в с. Стецеву, где живет до 1910 года. Впоследствии возвращается в Русов и живет там до конца жизни.

В 1903 году писатель впервые побывал, как сам говорил, "на Великой Украине", куда его пригласила общественность на открытие памятника Котляревскому в Полтаве. Здесь он лично познакомился с М.Старицьким, М.Коцюбинським и другими известными писателями, посетил могилу Т.шевченко в Каневе. Из Канева написал Ольге Гаморак: "Осе же и место, откуда я поклонился всей Украине".

С 1908 по 1918 год Стефаник был послом (депутатом) австрийского парламента в Вене. Находясь депутатом от крестьянской радикальной партии, понял, что его деятельность в условиях царской же государственной власти приносит очень мало пользы народу.

Первую мировую войну Василий Стефаник встретил в родном селе. Однако постоянное придирки вражеской немецкой военщины, подозрения в симпатиях к российскому войска заставили писателя перебраться в Вену. Военные действия глубоко поразили В.Стефаника, а именно здесь, в Вене, после почти 15 лет перерыва, у него "снова родилось слово". Одна за другой появляются новеллы "Девичья приключение", "Мария", "Сыновья", "Она-земля", "Пістунка", что носят антивоенный характер. Они рисуют трагедию народа: над его селами и городами, полями и горами прошла, как смерч, уничтожая все на своем пути, война.

А после войны приходит новая беда - оккупация западноукраинских земель напівфашиським - польским правительством во главе с маршалом Пилсудским. О том, как жили и на что надеялись покутские крестьяне под оккупационной властью, рассказывается в новеллах "Дед Гриша", "Morituri" и "Военные вреда".

Вот из этих произведений, написанных во время первой мировой войны и в послевоенное время, и сложилась новая книга новелл Стефаника - "Земля", вышедшей в 1926 году в городе Львове.

Когда рухнула царская империя, и на ее руинах возникла Украинская Народная Республика Стефаник поздравил ее образования как волеизъявление украинского народа. 17 ноября 1917 года выступая на все людном глаза в Снятыне, он с радостью говорил, что в Украине "в крупнейшей величия встает новый мир. Оттуда идет к нам свет для нашего развития".

Вместе с тем писатель протестовал против попыток польско-шовинистических кругов захватить Галичину. "верим все: никто нас не может збороти, ни уничтожить..: никакое государство не может заставить народ, чтобы шел к врагу на погибель..." - сказал Стефаник в своей речи 14 декабря 1917 года.

В многочисленных публичных выступлениях этого периода он утверждал идею государственной независимости Украины. Наиболее отчетливо эта идея воплощена в его патриотически-политической общественной акции-участия в празднике Воссоединения украинских земель.

В январе 1919 г. Стефаник возглавил большую делегацию на знаменательный праздник - провозглашение воссоединения всех украинских земель.

Василий Стефаник вместе со многими деятелями украинской культуры болезненно пережил трагедию нашего народа, который не смог отстоять свою независимость в то время. Ему стелилась дорога в Украину и в третий раз, 1927 года. Но Стефаник не приехал. И не только потому, что польские власти не дали заграничного паспорта. До него дошла информация о приближении той тяжелой, ужасной действительности, что именуется беспределом, сталинскими репрессиями, большевистским красным террором. Получая от украинского советского правительства за свою литературную работу персональную пенсию, Стефаник в то же время не давал себя втянуть в сомнительную политическую полемику, в конце концов, отказался от упомянутой пенсии. Дальнейшее развитие трагических событий в Советской Украине репрессии деятелей украинской культуры, среди них приятелей и знакомых Стефаника, старший голодомор 1933 года - все убедило писателя в том, что большевистско-сталинский тоталитарный режим враждебен народу, несет ему горе и страдания. Поэтому известное выражение Стефаника 1927 года: "Стою на углу моего дома и протягиваю к Вам руки..." нельзя переносить на всю тогдашнюю действительность Советской Украины. Эти слова касались только определенной группы писателей и декларируют, прежде всего, духовное единство В.Стефаника с честными, преданными народу художниками в Большой Украине.

В 1926-1927 годах широко отмечалось 30-летие литературной деятельности Стефаника. Имя писателя становится широко известным в мире. Его вторы переводятся на многие языки.

Однажды, рассказывают, Василий Стефаник с интересом и удивлением спросил писателя Гната Хоткевича, автора крупных прозаических произведений:

- Я не понимаю, как вы можете так много и так легко писать?

Хоткевич ответил:

- Видите, такая уж несправедливость в этом мире. Вам достаточно написать несколько страниц, чтобы сказать, что вы имеете талант, а мне надо - целую книгу.

В этой искорке юмора есть глубокая и меткая характеристика одного из самых славных мастеров украинской литературы Василия Семеновича Стефаника.