Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА
Григорий Сковорода. Тематическое разнообразие произведений

 


План.

1. Краткие биографические сведения из жизни Г. Сковороды.

2. Лирическая сборник "Сад божественных песен".

3. Басни Г. Сковороды.

4. Притчи - сказания аллегорически-учебного характера.

5. Значение творчества Г. Сковороды.


Григорий Саввич Сковорода - оригинальный мыслитель и писатель, выразитель идей гуманизма и крестьянского просвещения.

Родился 3 декабря 1722 года в с. Чернухах Лубенского полка на Полтавщине в семье малоземельного казака. В 1734 - 1753 годах с перерывами учился в Киево-Могилянсткій академии.

В 1750 году преподавал поэтику в Переяславской гимназии, некоторое время работал домашним учителем у помещика С. Томары в с. Ковраях. Здесь написал свои первые стихи.

Последние 25 лет жизни провел в странствиях по Слобожанской Украине. Именно в это время были написаны его философские сочинения (трактаты, диалоги, притчи). Художественное наследие Сковороды состоит из стихов, собранных в книге "Сад божественных песен" и сборника басен "Басня харьковская".

Умер 9 ноября 1794р. в с. Ивановне на Харьковщине.

 

Сад божественных песен.

Лирический герой сборника-весь в поисках правды, добра, счастья. Он как и автор большой народолюбець, гуманист, зовет к единению человека с природой. Открывая перед читателем свою благородную , чувствительную душу, лирический герой изливает печаль, тревогу, размышления. Его мучает скука проклятая и надоедливая печаль. Во многих произведениях автор любуется красотой родной природы, духовно обогащается ее чарами. Красоту природы автор освещает в стихах "В огород не пойду богатый - в полях я буду жить" и многих других.

Среди стихотворений сборника случаются панегирики ("Идет, хочет нас оставить", "На день рождения Василия Томары"), но от панегирических стихов предшественников Сковороды они отличаются чистотой и искренностью чувств, простотой образов.

Сковорода на каждом шагу видел закріпачений люд и страстно жаждал для него свободы - свои размышления по поводу этого высказал в песне "De liberate" ("О свободе"). В ней воспевает свободу как самое большое богатство. Золото, сравнимом с волей - ничто - болото. Самая большая забота лирического героя о том, чтобы не лишиться свободы. Поэтому автор и славит Богдана Хмельницкого, называет его героем, отцом вольности. В своих произведениях поэт-любомудр отбил надежду народа по будущие времена, когда земля станет "царством любви.. без вражды и распрей".

 

Басни.

Григорий Сковорода - не только талантливый поэт-лирик, но и выдающийся баснописец. Сковорода придавал басне жанровой самостоятельности он создал более 30 прозаических басен. Воспроизвести истину и выразить критическое отношение к общественным явлениям - такая задача и назначение байки, по мнению Сковороды. Поэтому его басни остро сатирические, например "Оленица и кабан".

Умственную ограниченность осмеяно в басне "Жаворонки". Молодой жаворонок воспринял орла черепаху, когда и с большим шумом и грохотом упала на камень. По поводу такого безрассудства старый жаворонок замечает "Не тот орел, что летом, а то, что легко садится".

Чванство и самодурство помещиков осужден в басне "Голова и туловище"; в которой надменный туловище в роскошной франтовій одежды превозносится перед головой - непритязательной, способной обойтись малым, и сообразительной. Простота и ум противопоставлены напыщенности и глухості.

Басня "Чиж и Щегол" учит скромности и свободолюбия. Чиж, который попал в плен, потому что соблазнили его сладкий стол и хорошая клетка, теперь понял, что лучше уже "сухарь с водой, чем сахар с бедой".

Идею "сроднятся" труда развил Сковорода в басне "Пчела и Шершень" вместе с тем байка является противопоставлением трудящихся и бездельников.

Шершни - паразиты "живут воровством чужой". Пчела - это мудрый человек "что в своем сродном деле работает". Шершни - это те люди, что смотрят на науку как на средство собственного обогащения, которые не хотят быть полезными человечеству.

Главный источник баек Сковороды - украинская народная сказка. Особенность басен Сковороды: мораль, которую он называет силой, бывает в несколько раз большей, чем основная часть басни.

 

 

 

Притчи.

Г. Сковорода является также автором ряда притч-рассказов аллегорически-поучительного характера. Притча по жанру родства является байкой, потому что она так же как байка имеет сюжет, диалог, мораль. В притчах Сковорода высказывал свои философские, эстетические и педагогические взгляды. Например, в притче "Благодарный Эродий" говорится о большой роли природных наклонностей человека в деле воспитания и обучения.

Притча "Убогий Жаворонок" учит судить о человеке не за лицом, а за умом и сердцем. Острие произведения направлено против алчности господ, их паразитического существования. Жить надо честно, берегись : "потреблять чужое добро", - советует Сковорода. - Что не положил - то не тронь. Писатель призывает к гуманности: "Пусть болит тебя горе ближнего".

Прозираючи мыслью в будущее, Сковорода задумывался, каким будет человек грядущего общества. Ему мечталось, что человек будет в будущем совершенной - умной, доброй, порядочной, справедливой, тогда возникал вопрос: как же достичь такого совершенства?

Распространением знаний прежде всего. В философских письмах и трудах Сковорода утверждал культ разума. Также его произведения помогают нам понять пути их достижения, без которого наша жизнь не имеет никакого смысла. Одним из показаний глубины произведений Сковороды является их афористичность. Не одна крылатая фраза пошла странствовать по миру из его писаний:

- ни о чем не беспокоиться - значит не жить, а быть мертвым;

- любовь возникает из любви, когда я хочу, чтобы меня любили, я сам первый люблю;

- не все то яд, что неприятно на вкус;

- из всех потерь - потеря времени - худшая;

- один - в богатстве бедный, а другой в бедности богат.

Григорий Сковорода изменил основы многих наук в Украине. Его просветительская деятельность способствовала открытию первого (в Харькове) на Украине университета. В своих произведениях, как подытожили наивысшие достижения древней украинской литературы, Сковорода воспевал красоту природы Украины, ее трудолюбивых людей, их стремление к свободе и счастью, высмеял господствующую верхушку за ее паразитизм и издевательства с народа, провозгласил человека и его свободы - высшей ценностью. Сковорода развил идею гуманизма, внес в нашу литературу новые темы и образы. Его сатира подготовила почву для появления политической сатиры Шевченко. Сковорода - первый из украинских писателей по-новому отнесся к народному творчеству, разорвав цепь запретов, который сковывал художников. Народная мудрость стала основой в трактовке писателем-философом многих процессов общественной жизни.

"Наследие Сковороды - справедливо заметил литературовед Иван Пиль щук, - является свидетельством той истины, что в тяжелые времена исторических перепутий украинский народ носил в себе неугасимую жажду свободолюбия, которая вселилась в поэзии и размышлениях великих мыслителей. Наследие Сковороды является хорошим достоянием украинской национальной и мировой культуры".

Пророчески предвидя будущее, а в нем судьбу своего народа, великий писатель и философ писал: "Мы создадим лучший мир. В будущей Украине вижу все новое: новых людей, новое творение и новую славу". Возможно, мы украинцы ХХІ века, являются теми людьми, которые творят нашу новую славу, нашей обновленной земле, на этой земле всегда будет жить в сердцах благодарных правнуков легендарный любомудр, наша гордость и слава - Григорий Сковорода.