Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ

«Тени забытых предков» как попытка ліризованої этнологии

И вариант

«Тени забытых предков» является ярким образцом мастерского использования М. Коцюбинским богатейшей сокровищницы народного творчества.

В этой повести писатель с необычайной проницательностью воспроизвел своеобразие народного мировоззрения.

М. Коцюбинского пленил волшебный уголок Карпат. Его восхищала сказочность края, величие природы, жизни гуцулов с их богатой фантазией и необычной психологией, их глубоко поэтическое, образное мышление.

Уже само название повести, над которой долго размышлял писатель, содержит намек на загадочность, сказочность и дыхание веков.

Начало произведения простой, спокойный, как и положено эпосу или сказке. Но уже с первых слов повествования в ней появляется фантастический элемент. Беспокойным был новорожденный Ваня, и суеверная мать, не зная, чем это объяснить, считает, что ребенка ей подменили. Видимо, баба при родах «не обкурила где-то «не засветила свечи», и ей подложили черт. Поэтому с первых дней своего рождения Ваня попадает в атмосферу фантастических народных верований, которые его родители унаследовали от своих, а те - от еще более древних предков.

М. Коцюбинский видит источники мифологических представлений гуцулов не только в древней традиции, идущей от предков, но и в особенностях самой горной природы, образа жизни среди нее. Природные явления становятся источником рождения фантастических образов. Так, в детстве и для Вани, и для Марички «весь мир был как сказка, полная чудес, таинственная, интересная и страшная»

Во взрослом возрасте у героев фантастические представления не исчезают, а лишь приобретают другие формы.

Интересной является сцена первого появления Вани на лугах, среди овцеводов. Он застает их за разжиганием огня, причем древним способом - при помощи щепки и камня. Овцеводы не соответствуют гуцулові на его приветствие, потому что заняты священным делом. И только когда маленький огонек выскочил из скалки и «ватага набожно поднял огонь и воткнул в костер», он обернувся и ответил на Иванково поздравления.

И это не прихоть, не причуда ватага, а сознательное поклонение огню. Потому что именно огонь должен в течение всего сезона выпаса овец защищать от всего плохого маржинку. Когда Иван возвращается с пастбища в село то там еще остаются люди, которые «должны ждать, пока погаснет огонь, тот огонь долинный, что сам родился, как будто бог, сам имеет и погаснуть».

Поставив за цель показать психологию гуцула, М. Коцюбинский соответственно к действительности наделяет его фантастическими представлениями о мире. И в обыденном факте, и в труде, и в песне - везде человек видит мистические силы. Фантастические образы повести призваны не столько создать романтическую историю, сколько передать особенности характеров, духовного мира героев.

Любовь Ивана и Марички от самого начала было трагическим. Потому что оно было большим и сильным по жизни. И когда погибает Маричка, Иван не в силах пережить свою любовь, он тает на глазах. Зов любви и муки порождает в его душе иллюзии, фантастические образы, а впоследствии приводит к тому, что Иван, как и Маричка,

потеряв бдительность, погибает от столкновения с дикой горной природой. Рисуя непреодолимую силу любви, автор ищет его источники в таинстве природы, таинстве жизни, таинстве человеческой души, которая хранит в своих глубинах вековой опыт вплоть до верований наших далеких предков. Повесть М. Коцюбинского - это будто сам голос души, что его хотел разбудить в каждом человеке великий писатель. Напомнить нам: мы тоже украинцы, и забытые предки ежедневно говорят с нами родным словом, сказкой, легендой, поверью, песней, ростом травы и деревья, голосом воды.