Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Евгений Гребенка
Гребенка Евгений Павлович - баснописец, беллетрист, издатель, общественный деятель




Евгений Павлович Гребенка родился 21 января 1812 года на
хуторе Убєжище Пирятинского уезда на Полтавщине в семье отставного штаб-ротмистра Павла Ивановича Гребенки. Начальное образование получил в домашних условиях.

В 1825-1831 годах учился в Нежинской гимназии высших наук. В гимназии начал писать стихи.

в 1827 году написал драматическое произведение для самодеятельного театра «В чужие сани не садись». в 1829 году начал работать над переводом на украинский язык поэмы Пушкина «Полтава». Участвовал в издании рукописных журналов, сложенных из ученических сочинений Н.гоголя, Н.Кукольника, М.Прокоповича, Г.Гребінки. в 1831 году окончил гимназию. Того года на страницах «Украинского альманаха» в Харькове увидел свет первый печатный произведение Гребенки - стихотворение «Рогдаев пир». В сентябре 1831 года уездное дворянство отправило Гребенку в звании обер-офицера в 8-й резервный Малороссийский полк, сформированный для подавления польского восстания, но полк из Пирятина не вышел, и в сентябре, после поражения повстанцев в Варшаве, Гребенка вышел в отставку. в 1834 году Гребенка переезжает в Петербург, где осенью вышел его сборник басен «Малороссийские присказки», работает в комиссии духовных училищ. 1836 года вышел перевод поэмы Пушкина «Полтава» на украинском языке. В июне 1835 года Иван Сошенко познакомил Гребенку с Тарасом Шевченко. С 1837 года работает учителем русского языка в Дворянском полку. Участвует в организации выкупа Шевченко из крепостничества, собирает произведения на украинском языке и хлопочет о выпуске их в приложениях к журналу «Отечественные записки». Получив отказ, из собранных материалов для приложений заключает альманах «Ласточка», который вышел 27 апреля 1841 года. в 1840 году Гребенка помог Шевченко в издании «Кобзаря». Того же года в журнале «Отечественные записки» вышла Гребінчина повесть «Записки студента», а в «Утренней налого» - повесть «Кулик». в 1842 году пишет повесть «Сеня». В 1843 году Гребенка посетил Украину, был в Харькове, вместе с Шевченко побывал в имении Т.Волховської в селе Мосівці. Того же года в журнале «Отечественные записки» напечатан роман «Чайковский» с эпиграфами, взятыми из произведений Шевченко. в 1844 году Гребенка вступил в брак с Марией Васильевной Ростенберг. Того же года вышел его роман «Доктор». 1845 года познакомился с п. кулишом, написал очерк «Петербургская сторона». В 1847 году открыл на свои средства в селе Рудке Лубенского уезда на Полтавщине приходское училище для крестьянских детей. Того же году вышли повесть «Заборов» и «Приключения синей ассигнации». С 1846 года Гребенка начал издавать собрание своих прозаических произведений. К концу 1848 года он издал восемь томов. Умер Гребенка 3 декабря 1848 года в Петербурге. Тело его перевезли в Убєжище, где и похоронили.
  

Украинское общество в 20-30-х годах, когда рос талант Евгения Гребенки, развивалось в условиях обострения общественно-политических отношений, рост либеральных и радикальных настроений. После наполеоновской войны 1812 года, когда многие граждане России и Украины ознакомились с жизнью Европы и сравнили его со своим средневековым крепостничеством, начали возникать тайные политические общества, из которых 14 декабря 1825 года выросло декабристське восстания в Петербурге. 28 декабря это восстание произошло в Украине, под Васильковом, где взбунтовался пехотный полк, загітований декабристами. Новая вспышка национального самосознания после подавления декабристского движения состоялся во время польского восстания 1830 года, которое нашло живой отклик в среде радикально настроенного украинского гражданства. Проявления украинского национального возрождения, инициированы польским освободительным антироссийским движением, ходили на Левобережной Украине. В то же время на Правобережной Украине, на бывших украинских землях Польши, развитие национального самосознания происходил под влиянием украинской школы польских писателей, самыми яркими представителями которой были Северин Гощинский, Богдан Залесский, Антон Мальчевский, Юлий Словацкий, Тимко Падура. В те времена начинали свою деятельность Николай Костомаров, Пантелеймон Кулиш, Николай Гулак, Афанасий Маркович. Уже был издан знаменитый сборник украинских песен Михаила Максимовича. Необычайной популярностью пользовалась «Энеи-да» Ивана Котляревского, которая основала новую украинскую литературу, написанную живым народным языком. Эти проявления национального возрождения во времена царствования Николая И вызвали непримиримую враждебность. Царизм во всех проявлениях национальной жизни видел сепаратизм и принимал меры по окончательной ассимиляции украинских провинций.

В таких условиях возник так называемый романтический направление украинской литературы дошевченківського периода, которая питалась событиями народной жизни и вдохновлялась идеями национального возрождения. Евгений Гребенка, как и многие в украинской, русской и польской литературе, прибегал в условиях николаевской реакции к жанру басни, которая имела в Украине давние традиции и достигла наивысшего уровня в XVIII веке в «Баснях Харьковских» Григория Сковороды и в русских баснях Ивана Крылова. Гребенка творчески переосмыслил достижения предшественников в жанре басни и предоставил им более широкого жанрового звучания, введя в них украинские реалии и мысли, отражающие мировоззрение украинского крестьянина. В баснях Гребенки отражены социальные противоречия тогдашней действительности. Эзоповым, полным аллегорий языком, он, видя социальную и национальную несправедливость тогдашней царской России, решался говорить суровую и смелую правду. Почти в всех его байках хищникам и угнетателям противостоит простой человек, который имеет здравый смысл и мораль, и этим противопоставляется автором богатым, крутіям, вымогателям, - нодралам. Например, в басне «Медвежий суд» он разоблачает тогдашние порядки, продажность и коррупцию в судебных учреждениях николаевской России, где судьи, Медведи и Волки, по доносу Лисы готовы растерзать жертву, бедного Вола, за то, что тот лишь «ел сено, и овес, и соль». Вола за совершенные преступления «справедливый» суд постановил

...четвертувать И мясо розідрать судьям на уровне часты, Лисичке же копыта оддать.

Большинство басен Гребенки - «Кукушка да Снигирь», «Солнце да Облака», «Рожа да Хмель», «Школьник Денис», «Грешник», «Ворона и Ягненок», «Волк и Огонь» и другие - своими корнями уходят в народное творчество и построены на сопоставлении двух моралей - панской и народной, хищнической и гуманной. Для своих басен Гребенка использует традиционные в народном творчестве персонажи Медведя, Волка, Лисы, Орла, а с другой стороны предстают Вич, Кукушка, Снегирь, Ягненок, Конопляночка. Благодаря этому образы и идеи его произведений были понятными для народа и выполняли свою морализаторскую и поучительную роль.

В одной из лучших своих басен - «Волк и Огонь» Гребенка в довольно смелой критической форме так выражает характер взаимоотношений между богатыми и бедными:
Панамы хорошо жить,
Водится с ними пусть тебе
господь поможет,
С ними можно есть и пить,
А це ло вать их - упаси нас боже!
В своих баснях, коротких миниатюрах, построенных, как в драматических произведениях, на противопоставлении и столкновении характеров, добра и зла, Гребенка достиг простоты и легкости стиля, точности характеристики персонажей, благодаря чему его произведения стали явлением в украинской литературе того времени.
Евгений Гребенка успешно выступал и как прозаик, автор исторических повестей, рассказов и романа «Чайковский», посвященного событиям освободительной войны 1648-1654 годов. Этот роман Иван Франко называл любимым произведением галицко-русской молодежи 60-70-х годов. Создан он на основе семейных преданий, поскольку мать Гребенки происходила из рода Чайковских. В «Чайковском» Гребенка, продолжая линию Гоголя, произведениями которого тогда зачитывались Россия и Украина, создал широкое эпическое полотно, изобразил суровое жизни казаков, их мужество и верность в дружбе.

Гребенка обращался и к так называемым злободневных тем, очень остро решая тему маленького человека в жестоком обществе. Недаром его роман «Доктор» почти через полвека после смерти Гребенки А.Чехов называл среди лучших произведений тогдашней литературы, достойных для переиздания и народного чтения. Большую популярность во второй половине XIX века имели также повести Гребенки «Приключения синей ассигнации» и «Кулик», в которых он в традициях гоголевских произведений показал жестокую власть денег в тогдашнем обществе.
Отдельной, а, может, с сегодняшнего взгляда, самой яркой гранью творчества Гребенки является его лирическая поэзия на украинском и русском языках. Лучшие среди украинских поэтических миниатюр - «Украинская мелодия» («Нет, мама, нельзя нелюбимого любит») стала народной песней. А русский романс на слова Гребенки «Очи черные, очи страстные» принес Гребешки еще и мировую славу.

В истории украинской культуры Гребенка остался навечно еще и как истинный участник в решении Шевченковского судьбы, когда принимал участие в искуплении его из крепостничества и помог издать «Кобзарь» 1840 года.

*

Как байкописець, занимает Гребенка первое место в нашем писательстве. Его басни определяются ярким национальным и даже специально левобережным украинским колоритом, здоровым юмором и не менее здоровой общественной и либеральной тенденцией.
Он шел путем, проложенным в русской литературе Крыловым, но шел довольно самостоятельно, не подражая Крылова, внося в свои байки украинский пейзаж и мировоззрение украинского мужика.

И.франко.

*

Давно кто-то сказал, что на украинском языке можно писать лишь самое забавное, смешное... Достаточно прочитать историю Малороссии, присмотреться к характерам его героев, прислушиваться к ее песен, где ропот души выливается в таких жалобных звуках, как песня степной чайки, как стон матери над могилой сына, и вы думаете: неужели народ с таким железным характером, с такими глубокими чувствами может только смеяться?

Е.гребенка.

*

Вобрав народные традиции, творчески восприняв опыт Крылова, Сковороды, Гулака-Артемовского и других предшественников, идя по пути реализма и народности, Гребенка поднес к байку нового, высшего уровня, что имело большое значение для развития новой украинской литературы и литературного языка.

С.Зубков. 1976.