Статья
Глушко Александр - писатель историк и лирик
История - это лирика или эпос?
В нашем сознании она органично соотносится с эпосом. История для нас - это масштабность общественно значимых событий, епохальність ситуаций, столкновений, часто выраженных в военных коллизиях, поединках, придворных интригах. Историю мы привычно воспринимаем как фабулу реальных фактов, многогранно сказывались на судьбах народов, цивилизаций, человечества.
Историческое произведение в нашем устоявшемся понимании - это, как правило, рассказ-анализ, неторопливый взгляд на комплекс запутанных, загадочных проблем; это стремительное развитие действия, потрясающий развитие неожиданных сюжетов, такие же неожиданные ретардації повествования с психологическим углублением в парадоксы, тайны судеб главных, второстепенных, а то и малозаметных персонажей; это фейерверк событий, новых відомостій, интерпретаций, что расширяют, а то и меняют наши представления о прошлом, которые (представления), как будто внутренняя духовная диорама, приближают нас к нему.
Выражение "исторический роман" на общеупотребительном уровне воспринимается нами как художественный рассказ о прошлом на основе малоизвестных фактов, документов, конкретных реалий.
Но этот жанр развивается, как и любой другой. И сегодня наблюдаем его трансформацию в направлении ліризації.
Роман Александра Глушко "Прыжок тарпана", вышедший в свет в издательском доме "KM Academіa" (1998), подает историю в новом измерении - лирической эпичности.
Весь романный пространство - жизнь бугских казаков в царствование Екатерины II и Павла I, отстаивание ими своих свобод - проникнутый мощным лирическим струей. Мягкая одухотворенність произведения особенно ощутима в первых двух разделах книги ("Охота на диких лошадей" и "Казацкое графство"), где изображаются картины быта, обычаев, традиций, военной и духовной этики бугского казачества.
Начальные сцены романа, развертывания художественного действия по принципу ассоциативной фрагментарности, переключение ритмов повествования, изображения свободного казацкого жизни на южнорусских просторах, изображения колоритных портретных и речевых образов Андрея Чигрина, Супруна Мандрыки, Ивоне, Симона Єрика, Левка Хмеля, Халимона Кваши на фоне природы прибужского степи, авторское любование гордыми и отчаянными героями, развитие интимной линии, построенной на романтическом любви французского аристократа Жозефа де Поліньяка к гордой степовика Ольги Чупрун-Гирей - все это образует лирико-эпический пролог основных остросюжетных линий нового произведения Александра Глушко.
Первые две главы романа написаны как история бугского казачества в микросюжетах повседневности и исторических фресок. Ощущается значительный художественный опыт и композиционное мастерство писателя, который, имея степень кандидата филологических наук, глубоко разбирается в технотворчих аспектах писательского дела.
"Прыжок тарпана" - произведение с основательной побудовчою традиции. Он задуман как роман встреч и путешествий. Такая форма требует вывода сквозных персонажей, которые соединяют различные сферы, слои художественной реальности. Ими и выступают казаки, которые путешествуют в поисках справедливости. Писатель, учитывая значительный опыт европейской архитектоническо культуры в развитии мотива путешествий, выстроил роман по современным канонам "дорожного" жанра. Произведение отличается фабульною лаконичностью и оригинальностью повествовательной манеры - синтезом лиричности и остросюжетности.
Цементирующей субстанцией произведения является категория свободы. Она воплощается различными художественными средствами - интонационными, коллизионными, характерографічними. Она пронизывает пейзажные рисунки, сюжетике, диалоги романа. Она воплощена в эмоциональном и концептуальном слоях книги Александра Глушко.
Свобода - это единственная ценность, неподвластная запрету и уничтожению. Романист изображает бугских казаков в сложные для них времена - в период постепенной ликвидации царской властью их личных и социальных свобод. В тяжелой духовной нужде встречаем мы казацких вожаков - Андрея Чигрина, Остапа Туровця, Антона Чайку. Однако чем настойчивее происходит ущемление казацких вольностей, тем активнее, нескоренішими становятся эти и другие казаки, тем сильнее в них пафос бунта и несогласия.
Художественными движениями своих героев О.Глушко показывает, что свобода является прежде всего внутренним состоянием личности и живет всегда, если живет в ее душе, сознании, в ее сердце. Большинство бугских казаков сильны именно своей волей к свободе, воле, которую нельзя отменить указами и военной силой.
В символическом плане идея свободолюбия осмысливается писателем во время изображения казацких охоты. Дикие лошади - тарпаны - воплощают в художественных реалиях романа непобедим и никогда не побежденный тяга к свободе, к утверждению собственного достоинства. Они символизируют естественное стремление всего живого к гордому и раскованного существования. Алегорійна картина охоты на свободных тарпанов, что есть лирико-философской квинтэссенцией произведения, завершается таким метафорическим эпизодом:
"К загнанного в угол тарпана оставалось не более двадцати саженей, уже крутнулись в жилавій руке Єрика веревочные кольца аркана, как случилось невероятное. Ни один из казаков не мог вспомнить потом чего такого из своих многочисленных охотничьих приключений. Осторожно позиркуючи на всадников, дикий жеребец пробежался краем обрыва, попятился от него, и через мгновение вздыбился свечой и, упруго оттолкнувшись задними ногами, на глазах у опешили преследователей бросился со скалы вниз, на заснеженный лед Мертвых Вод.
Когда ошарашенные ловчие прискакали к кручи, непокоренный вожак, проваливаясь копытами в островерхих застругах, уже подбегал к своему табуну. И только закушпелило вслед за ними".
Свобода для героев романа "Прыжок тарпана" - это живительная потребность, что вдохновляет их на мужественные поступки и рискованные путешествия.
Неторопливо, с лирическими отступлениями романист подходит к главной сюжетной события произведения - поездки бугских казаков в Петербург с целью возврата своих прав и свобод, намеченных ими еще во времена Богдана Хмельницкого. Об этом рассказывается в двух следующих главах романа - "Петербургский холод" и "Поединок". И с этого момента тональность и ритм повествования резко меняются.
Доминирующая в начале произведения лирическая стилистика стремительно перерастает в эпическую напряженность. С прибытием послов от казацкой вольности в столицу сразу открывается другой мир - изысканных логических комбинаций, высоких политических ставок, невидимой и жестокой борьбы личностей, групп, сил. Происходит смена не только художественной территории (зато прибужского юга ареной действия становится северо-Петербург), но и проблемно-тематической направленности художественного действия.
На первый план выходят исторические действующие лица - Павел I, "бриллиантовый князь" Куракин, тайный советник Дмитрий Трощинский, нюансы их восхождение по ступеням власти и политического успеха. Писательский взгляд движется в направлении обогащению проблемно-тематического ряда. От фресок из жизни простых казаков - к фресок по психологии придворной элиты.
Однако проблемы украинско-российских взаимоотношений, выразительно очерченные в первых сценах романа, неизменно находят свое художественное продолжение, теперь уже в интерпретациях влиятельных царедворцев. Тревожное звучание "украинской сонаты" ощутимое не только в казацких странствовании хитросплетениях столичных кабинетов, но и в оттенках отношение российских государственных лиц Украины, ее главарей, к ее трагедийного прошлого. Изображения известных политических фигур позволяет О.Глушкові осветить ход истории в классическом варианте - сквозь призму сановных интриг, невидимого противостояния, мятежей и предательств.
Особенность "петербургских" разделов заключается в том, что, формально оставляя казаков главными действующими лицами, О.Глушко переносит основное внимание на конфликт, который разворачивается при царском дворе. Романист мастерски переплетает судьбу бугских казаков и бурные события борьбы за императорский престол.
Начиная с третьего раздела, он выводит два параллельных конфликты между казаками и российскими властями и между различными группировками внутри российской государственной элиты. Причем в заключительном разделе ("Поединок") сюжетные акценты сконцентрировано на изображении мятежа сторонников Александра И. История становится извечной драмой борьбы за власть. И роман "Прыжок тарпана" приобретает черты классического исторического произведения - с динамическим действием, предысторией выдающихся государственных лиц, увлекательным психологическим напряжением, переплетением ракурсов "верхов" и "низов".
Параллельные конфликты произведения вивершуються параллельными кульминациями, что фактически завершают развитие событийного ряда книги. Прием двойной кульминации, что его использует О.Глушко, имеет два противоположных тональные "выходы".
Успешно заканчивается для его участников придворный мятеж против Павла И происходит представление петербургском люда нового российского императора. Однако неутешительные последствия имеет путешествие казачьей депутации в российской столице, поскольку надежды не оправдались и на том же представлении наследника престола, как приговор, публично прозвучали слова, произнесенные от имени нового императора Дмитрия Трощинского: "Мы, наследуя императорский всероссийский престол,.. перебираем на себя купно и обязанность управлять Богом данным народом по законам и по сердцу почившей бабки нашей государыни императрицы" Екатерины II.
Успех элиты и поражение народа - ведущий лейтмотив, что его развернуто и многозначительно озвучено на страницах "Скачка тарпана". Интересы государственных лиц и украинского казачества в художественных связях произведения оказались несовместимыми. Вектор исторического развития направлен на обеспечение личностных амбиций правителей, а не духовных потребностей народных слоев.
Идея свободолюбия развивается Александром Глушко на протяжении всего течения романной действия. Сначала она оживает на материале безбрежного степного бытия казаков, позже углубляется их петербургскими эмоциями и впечатлениями. Для ее убедительного воплощения романист активно использует поэтику контрастов, охватывающий различные сферы художественного пространства - концептуальные, побудовчі, персонажные, сюжетные, ритмомелодійні, языковые и речевые.
Акцентацию контрастов осуществляется в произведении между свободными порывами казаков и теми жосткими ограничениями, в которые ставит их власти, между их искренним желанием служить московскому царю и коварством российского престола, который использует казацкий военный талант против своих врагов, а затем уничтожает его; между широкой реформаторской душой Поліньяка, хозяина Гардового и "двенадцати тысяч десятин нетронутого казацкой степи", и деспотичной волей Демида Акацатова, хитрого калужского помещика, который за свои мошеннические умение становится новым обладателем казацких территорий; между приветливым степью и холодным Петербургом, между широкими натурами казаков и замкнутыми фигурами царских сановников; между неторопливым стилем повествования о жизни степняков и напряженно стремительным развертыванием столичных событий; между мікросюжетністю и принципу монтажності в организации первых разделов книги и единой сюжетной доминантой в разделах последних; между разнообразием, сочностью казацкой языка и выверенностью, бережливостью языковой игры императорского двора. Контрастный мир романа существенно подчеркивает художественное поле, на котором разворачивает исторические события и столкновения Александр Глушко.
При конструировании произведения писатель использовал прием "незаметного наблюдателя". Все основные события подаются сквозь призму Романа - двенадцатилетнего мальчика, сына Андрея Чигрина, который сопровождает бугских казаков и на охоте, и в петербургских хождениях за правдой. Отдельной сюжетной линии с образом Романа не связано, содержится только вставная история о его дружбе с молодым маляром Антипом, которая, кстати, тоже органично проникнута мотивами свободоутвердження.
Композиционно и фабульно образ Романа в произведении не выделяется. Писатель свел к минимуму также и его участие в языковом движении персонажей. Есть одна важная черта, отличающая Романа от других сквозных персонажей романа. Это его склонность к живописи и умение живописно увидеть обыденное и небудничное жизни. Роман смотрит, наблюдает, удивляется, обдумывает увиденное в казацкому жизни и в Петербурге - этих двух полюсах, которыми очерчены границы движения его мысли и взгляда. Романов малярный талант постоянно отражается в выразительности, сочности восприятия им жизненных и исторических событий. Сквозь живопись Романового зрения показано немало событий, происходящих в произведении.
Писатель время от времени подчеркивает, что подросток живет своей внутренней жизнью - еще наивным, романтичным, не готовым к сложностям. Он каждый день открывает мир - волшебный и жестокий, несправедливый и добрый, светоносный и печальный. Особенность развития образа Романа заключается в том, что на его почти детскую сознание постоянно проектируются перипетии "взрослой" жизни, часто неподвластны сфере его чувств и серцерозумінню. Так еще раз писатель стикає многочисленные контрастные замеры, на этот раз - маленький возраст и опыт одного из своих героев и большую человеческую историю.
О.Глушко последовательно выводит роль подростка Романа как внимательного свидетеля главных концептуальнотворчих и сюжетных фрагментов произведения. Именно его удивленными глазами романист наблюдает за ночными загадочными маневрами военных и развертыванием мятежа против российского императора. История подается в измерении безпосереднести - рельефности и живости ее восприятия двенадцатилетним казацким сыном.
Все в романе "Прыжок тарпана" связано между собой - история бугского юга и борьба Богдана Хмельницкого, сила любви и жизненные падения, высокие ставки царского двора и судьба степного мальчика. История творится всюду - на разных высотах и в разных кругах, и каждый к ней причастен - кто душой, кто словом, а кто участии. Произведение О.Глушка является историческим не только по формальным признакам (темой, действующими лицами, временными атрибутами), а прежде всего по внутренним качествам. Его составляющие - конфликт, действие, характеры и другие компоненты являются носителями логики исторического развития, в котором сочетаются народная драма и глубокая любовь, вечность борьбы и величие поражений, стремление нереального и непредсказуемость жизненных изменений.
Роман Александра Глушко по своей природе относится к лиро-эпических произведений. Особое значение в направлении его ліризації (углубление духовно-интимных аспектов, усиление экспрессивной палитры, создание эффекта неповторимой одухо - творенності стиля) играет язык.
Известно, что речь вполне может быть целью писательского творчества. Нередко произведение пишется ради выявления тайн и загадочных возможностей художественного слова. Это особенно свойственно поэтической деятельности, что обусловлено спецификой поэзии как типа организации текста.
В прозе тенденция абсолютной самодостаточности слова встречается не так часто, но вызывает не меньший, а то и больший интерес. Сейчас не говорится о том, что это качество характерно языке романа "Прыжок тарпана". Нет, эта книга принадлежит к другой группе произведений, и также с высокой ролью слова в построении художественной целостности, - к стихотворениям в прозе, точнее, до развернутых стихов в романной прозе (если позволить себе такой авторский термин-отметку).
Культурно-стилевая аура нового исторического романа Александра Глушко - явление чрезвычайно интересное и заслуживает отдельного лінгвостилістичне исследования.
Стоит отметить, что художественная речь всегда была для украинских писателей - и тех, что жили в центральной Украине, и тех, проживавших в Галиции, Карпатской Руси, на Буковине, что находились далеко от родной земли, и тех, кто работал в условиях деспотической власти, а также тех, кто по своей или не по своей воле находился под патронатом демократических режимов, - не просто средством воспроизведения собственных чувств, концепций, общественных тенденций. Язык для украинского писателя стала намного выше, чем способом самовыражения и творческой самореализации. Она была наиболее органичной формой свободного, раскованного жизни и представляла собой субстанцию внутренней свободы - свободы с собой и в измерении собственного существования. Именно поэтому правомерной является закономерность: уровень індивідуалізованості украинского художника измеряется качествами его художественного вещания. Свободный художник дарил своим соотечественникам непревзойденный языковой мир и в языке воспроизводил всю масштабность глубинного влечения к по-настоящему гармоничной жизни.
Продолжая традиции украинской литературы - и. Франко, Леси Украинки, в. Винниченко, м. Хвылевого, н. кулиша, в. Симоненко, о. Гончара, Александр Глушко предоставил художественный языке життєтворчих качеств. Его языковая мелодика (особенно в первых двух главах романа, где изображается стихия казацкого духа) создает колорит жизни не в меньшей степени, чем динамика конфликта, отношения персонажей, логика композиции. Язык романа - лексически богатая, стилистически раскрепощенная, интонационно разнообразная - относится также к полноправных и полнокровных героев произведения. В течение уходження в действенный и психологический мир "Скачка тарпана" начинаешь чувствовать язык произведения как активного, но невидимого участника изображаемых событий. Сюжет языка двигается непринужденно, убедительно, в ярких, часто раритетных лексических и эмоциональных красках. Он заметно обогащает фабулу истории. Она становится ближе, внутренне спорідненішою с нами и словно открывается прочтению и диалога с современностью. Стиль Александра Глушко приобретает статус самобытной культурной и эстетической реальности, и это (учитывая вечные критерии писательского мастерства) тоже стоит причислить к художественным достоинствам произведения.
Историческая проза Александра Глушко (предыдущий роман "Кинбурн", новый "Скачок тарпана") - явление, что символизирует поезд украинской литературы конца второго тысячелетия до гармонизации всех компонентов художественного мышления. Сфокусировать действия таким образом, чтобы за драматическим масштабу истории было видно масштаб реальной или вымышленной (фантазией художника) личности, чтобы лирические интонации и чувства выразительно дополняли стратегию психологических битв, чтобы мелодичность стиля становилась фактором языкового сюжета, а композиция произведения реально оживала в слове, - вот художественное кредо этой литературы, что пытается изобразить не только малоизвестные страницы национальной истории, но и заглянуть в душу истории, выраженную в деяниях ее известных и неизвестных лиц.
|
|