Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

М.В.ГОЛОГОЛЬ - УКРАИНСКИЙ ГЕНИЙ


 

Родился Николай Васильевич Гоголь 20 марта 1809 года в селе Большие Сорочинцы (Миргородский район) на Полтавщине. Отец его был праправнуком полковника казачьего войска времен Богдана Хмельницкого Остапа Гоголя. Позже знаменитый потомок возвеличит его к легендарной фигуры и воспевает в образе Тараса Бульбы.

Детство будущего писателя прошло в с. Васильевке (ныне Гоголево) в имении родителей.

С 1818 по 1819 г. учился в Полтавском уездном училище, а с 1821 по 1828 г. - в Нежинской гимназии высших наук.
Литературно-музыкальная культура родной земли находило свое проявление в воспитательной практике бабушки Татьяны Семеновны, маминой мамы. Любовь к языку, чувство слова закладывались у юного Николая Гоголя уже с детских лет. Впоследствии он увлечется собиранием украинских народных песен, пословиц и поговорок, готовить материалы к украинско-российского словника.Пізніше он так писал о украинскую песню: «Если бы наш край не имел такого казны песен, я бы никогда не понял истории его, потому что не понял бы прошлого...» «Моя радость, жизнь моя! Как я вас люблю! Что все холодные летописи, в которых я теперь роюсь, перед этими звонкими, живыми летописями! Как мне помогают в истории песни!..» «Это народная история, живая, яркая, красочная, правдивая, раскрывающий всю жизнь народа».

Еще в студенческие годы, глубоко проникаясь социальными неурядицами, внутренне сопротивляясь самым разнообразным проявлениям зла, болея за всю страну и свою «милую Украину», Н.гоголь настраивался на такую деятельность, «чтобы быть по-настоящему полезным для человечества». В целом же все творчество великого писателя были направлены на «очищение сердца», «понимание сердцем», чтобы достичь хоть какого-то подобия общественной гармонии. «Я пылал неугасимым стремлением сделать жизнь свою нужной для блага государства, я жаждал принести хотя бы минимальную пользу. Тревожили мысли, что я не смогу, что мне перепинять путь, нанеся мне глубокого сумму. Я поклялся ни одной минуты короткой жизни своей не терять, не сделав блага», - писал горячо настроен на самопожертвование юноша.

В 1828 году Н. гоголь переезжает в Петербург. Там в 1829 г. он публикует свое первое произведение - поэму «Ганц Кюхельгартен». Через год в журнале «Отечественные записки» появляется повесть «Басаврюк, или Вечер против Ивана Купала», первая из цикла «Вечера на хуторе близ

Диканьки». Романтическая направленность, опоетизованість жизни придавали произведениям Н.гоголя особого колорита. ¢рунтовні знания устного народного творчества позволяли мастеру выводить картины действительности в глубоком взаимопереплетения с вымыслом, но как бы на реальной почве жизни. Особенно привлекательным был лиризм, проникновенность и любовь автора к изображаемому, что неизбежно производило впечатление на читателя, увлекая его воображение.

Тоска по родине, по живописной Украиной, заставила Гоголя в конце 1833 года ходатайствовать о место профессора истории в Киевском университете св. Владимира. Побудила к этому еще и дружба с Максимовича, профессором-земляком, этнографом, фольклористом, историком, ботаником, будущим ректором Киевского университета. «Я восхищаюсь заранее, когда представляю, как закипят труды мои в Киеве. Там кончу я историю Украины и юга России и напишу всемирную историю. А сколько соберу там легенд, поверий, песен! Какими интересными можно сделать университетские записки, сколько можно уместить в них подробностей, совершенно новых о сам край!» - переповнювався творческими планами писатель. «Туда! Туда! До Киева! Там, или вокруг него, звершалися деяния віковічності нашей... Много можно будет сделать добра», - писал он о своих чаяниях М. Максимовичу.

В это же время он работает над книгами «Арабески», «Миргород» (1835 г.). Утешение от несбывшихся планов писатель искал и находил в творчестве. Теперь он окончательно порывает с педагогической деятельностью. «...уже не детские мысли, не ограниченный круг моих знаний, но высокие, исполненные истины и ужасающего величия мысли волновали меня».

Со второй половины 30-х годов дальнейший расцвет таланта Гоголя связан с его драматургией. Этапным даже в истории театра стала его социальная комедия «Ревизор» (1836 г.) Вскоре после премьеры пьесы Н. гоголь выезжает на достаточно длительное время за границу. Он посещает Германию, Швейцарию, Францию, Италию.

В 1842 году появляется в свет знаменитая поэма-роман «Мертвые души».
Последние годы жизни писателя полны драматических поисков себя в Истине. Прямым подтверждением тому было издание «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1847 г.).

В 1848 году писатель возвращается на родину, усиленно работает над вторым томом «Мертвых душ», но незадолго перед смертью сжигает рукопись.

Тяжелая болезнь оборвала жизнь неповторимого мастера слова 21 февраля 1852 года. Для большинства современников и более поздних ценителей его творчества Николай Васильевич Гоголь является непоколебимым авторитетом писателя, что хлесткой сатирой на существующий строй обеспечил себе пожизненное и почетное место среди классиков мировой литературы. Это произошло благодаря идеологически навязанному и сознательно упрощенном восприятию его творчества. Только в последнее время нам удалось открыть для себя настоящего Гоголя - великого мыслителя, публициста, аскета, духовного подвижника.

Жизнь Николая Васильевича Гоголя еще с самых ранних детских лет мало четко определенное духовное направление. Среда, в которой пришлось ему расти, было очень благоприятным для этого. Мать, Мария Ивановна, всегда отличалась особой набожностью. Прадед по отцовской линии был священником; дед закончил Киевскую духовную академию; отец - Полтавскую семинарию. Понятие о Боге запали в детскую душу и нашли даже не интерес, а пылкую веру. Впоследствии, в одном из писем к матери, он напишет: «...Благословляю тебя, священная вера! В тебе только я нахожу источник утешения и втолюю свои печали!.. Прилиньте так, как я прилетел к Всемогущего».

Семья Гоголей не была исключением в тогдашнем украинском обществе. В середине XVII века Павел Алеппский, побывав в наших краях, так описывал свои впечатления: «По всей земле казаков мы заметили чудесную черту, которая покорила наше воображение: все они, за незначительным исключением, даже большинство женщин и девушек, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковные напевы; кроме того, священники обучают сирот и не оставляют их шататься по улицам произвол судьбы».

Только зная самое главное, внутреннее, определяющее направления творчества великого писателя, можно должным образом оценить все сделанное им по-новому взглянуть на моральные уроки, не говоря уже про общее восприятие всего массива творчества. «Гоголь - первый пророк возврата к целостной религиозной культуре, пророк православной культуры... он чувствует как основную неправду современности ее отход от Церкви, и основной путь он видит в возвращении к Церкви и перестройке всей жизни в ее духе», - так считает В.Зеньковський.

Все творчество Н.гоголя, по сути, является поиском путей человеческого совершенствования. Если в своих ранних произведениях он пытался приблизить человека к Богу через исправление ее недостатков, разоблачение общественных обстоятельств, провоцирующих или побуждают к ним, то позже он переключается на самого себя, направляет движущую силу очищения на свою душу и сердце, видя там причину многих соблазнов. Сам Гоголь в «Авторской исповеди» говорит о те поиски: «С этого времени человек и душа стали, больше чем когда-либо, предметом наблюдений. Я оставил на время все современное; я обратил внимание на познание тех вечных законов, которыми живет человек и человечество вообще. Книги законодателей, душознавців и наблюдателей за природой человека стали моим чтением... и на этом пути неощутимо, почти не зная как, я пришел ко Христу, увидевши, что в Нем ключ к душе человека...»

После первых тяжелых приступов страшной болезни писатель еще более требовательно стал относиться к себе, воспринимать и ценить время. Его все больше интересует состояние его души, готовность к высшего отчета, пленяет стремление лучше и полнее соответствовать образу духовного человека. «И пусть не думают, что Гоголь менялся в своих убеждениях, - напротив, с юношеских лет он оставался им верен. Но Гоголь шел постоянно вперед, его христианство становилось чище, тверже; высокое значение цели писателя яснее; суд над самим собой строже», - так писал о нем С.Аксаков.

Люди, близко знавшие писателя, отмечали даже внешн-нет изменения в его облике. П.Анненков, который встречался с ним в 1846 году в Париже, вспоминал: «Гоголь постарел, но набрал особого рода красоты, которую нельзя определить иначе, кроме как назвав красотой мыслящего человека. Лицо его поблідло, похудело; глубокая, напряженная работа мысли положила на него ясный отпечаток истощенности и усталости, но общее выражение его показался мне каким-то светлее и спокойнее предыдущего. Это было лицо философа».

В это время писатель много читает. В основном это книги духовного содержания: творения святых отцов Церкви, история Церкви, богословские трактаты.

Впоследствии весь свой духовный опыт Н.гоголь воплотил в один из лучших образцов духовной прозы «Размышления о Божественной Литургии». Писатель хотел сделать это издание массовым, по самой низкой цене, без авторства, чтобы оно стало доступным для самого широкого круга

Актуальные вопросы бытия - от бытовых до духовных - Н.гоголь воспринимал сквозь призму религиозно-нравственного смысла. Со временем убеждения его превратились в глубокую веру, что изменить существующий порядок вещей, который вызвал временем у него активный внутреннее сопротивление, можно только изменив человека, а не общественный строй. Стремление сделать человека человеком в высшем, горньому понимании этого слова стало для него вопросом вопросов. С этим связаны его размышления и о понятие значительно шире, которые со временем, кажется, только приобретают своей весомости. «Общество образуется само собою, общество слагается из единиц. Нужно, чтобы каждая единица исполнила свою повинность... Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, а высокий гражданин высокого небесного гражданства. Пока он хоть сколько-нибудь не станет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство».
В этих словах, кажется, сконцентрировано абсолютно все, что нужно знать современному человеку о самом себе. Гениальный художник помогал, помогает и, несомненно, поможет нам в справдженні этой истины.
  

*

Я изо всех сил стараюсь как новость сказать то, что сказал Гоголь.

Л.Толстой.