ЕВГЕНИЙ МАЛАНЮК
Существенное
Дела растут в неумолимы очереди.
Громоздится кирпичами жизни.
Как движение, как пруг, как вечный водоворот энергий,
Продолжается и определяется бытия.
В следующей строфе автор с помощью метафоры создал неповторимый образ здания. В то же время он утверждает мысль о первобытность Слова и Любви, которые предшествуют любому делу:
Поет лазурь сквозь готику лесов,
Звенит цемент сквозь сильную плоть строений.
И все же: в начале было - Слово!
И все же: начальный дух - Любовь!
Поэт проводит специфическую параллель между мотором и сердцем человека:И в сердце, и в коллекторах моторов
Пульсирует и искрит одно и то же -
От хаоса к космосу пространств,
От атома до голубых безмеж.
Человек за повседневными делами не всегда замечает самое главное, существенное - любовь и добро в своей жизни, гоняется за второстепенным, несущественным. Есть. Маланюк призывает к пересмотру жизненных ценностей.
Судьба в поэзии «Стилет или стилос» изображается автором в образе трагических весов, что свидетельствует о горький жизненный опыт лирического героя стихотворения:
Стилет или стилос? - не понял. Двояко
Колеблются трагические весы.
Не бросив в глубь надежный якор,
Плыву и плыву мимо берега красоты.
Там странный лес вздыхает ароматом и весь звенит от гимнов пьяных птиц.
Там очаруют гипнотические кобры
Под ласки золототілих дев...
А здесь - кошмара набухший ветром горизонт:
Привлечет, предаст и отдаст воде.
И только здесь веселый шум боя -
Разгоном бур и безумием волн
Безграничность! Очарован тобой,
Плыву в тебя! В твой пьяный синий хмель!
Лирический герой поэзии колеблется, чему отдать предпочтение - борьбе или поэзии. Выбор этот иногда бывает трагическим. Чаще всего в жизни человека, как и в природе, происходит противоборство (там «ласки» - здесь «кошмара набухший ветром горизонт»). Герой готов окунуться в водоворот бурной жизни.