Статья
БОРИС ГРИНЧЕНКО
Борис Гринченко. Рассказы для детей и о страждущей судьбе детей-сирот
План.
1. Биографические сведения об авторе.
2. Произведения Бориса Гринченко для детей и о детях. ("Сестрица Галя", "Сама, совсем сама"(1885), "Украина", "Колокольчик"(1897)).
3. Произведения об образовании и учителей того времени ("Экзамен", "Непокорный").
4. Расширение тематики украинской прозы в рассказах "Панько" (1893), "Отец и дочь"(1893).
1. Родился Борис Павлович Гринченко 9 декабря 1863 года в обедневшей дворянской семье на хуторе Ольховый Яр Харьковского уезда. Уже в детстве, которое проходило здесь и на хуторе Углы вблизи Харькова, оказался его неудержимое влечение к книгам. Он читает все, что попадает в руки.
В харьковском реальном училище (1874-1879). Гринченко знакомится с народными кружками, изучает и распространяет их издания, что и становится причиной многомесячного ареста и заключения.
Впоследствии составляет при харьковском университете экзамен на звание народного учителя и с 1881 по 1893г., учительствует в разных селах Харьковщины, Сумщины и Екатеринославщины, сочетая учебно-образовательную діяльністьз фольклорно-этнографическими и лингвистическими занятиями.
С 1881г. Начинается интенсивная литературная деятельность Б. Гринченко. Его произведения различных жанров под собственным именем и под различными псевдонимами (П. Страж, Василий Чайченко, Бы. Вільхівський, Иван Перекатиполе) систематически печатаются в журналах, альманахах, а также отдельными изданиями. Выходят поэтические сборники "Песни Василия Чайченко"(1884), "Под сельской крышей"(1893), "Песни и думы"(1895), "Минуты"(1903).
В 1902 году Б. Гринченко живет и работает в Киеве. Вместе с женой Марией Загорною он заключает чотирьохтомний "Словарь украинского языка" (1907-1909).
Б. Гринченко - автор около 50 рассказов, написанных в течение 1886-1907рр. В подавляющем большинстве произведений изображена жизнь трудового крестьянства. Заболев туберкулезом еще в юные годы, уехал на лечение в Италию, там в городе Оспедалетті, 6 мая и закончился жизненный путь неутомимого труженика. Тело его было перевезено на Украину и похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
2. Перу Гринченко принадлежат немало произведений о детях и для детей. Уходя от конкретных жизненных случаев, Бы. Гринченко мастерски обобщал их, а многолетняя учительская работа помогала ему раскрывать поведение детей в различных ситуациях.
Малолетние герои Бы. Гринченко основном проходят суровые испытания, жизнь некоторых из них даже трагически обрывается...
Оставшись сиротой, двенадцатилетняя Галя ("Сестрица Галя") заменяет меньшим деткам мать. И тут раскрывается благородное сердце малолетнего труженицы. Еще в более тяжелом положении оказалась немного старше Марыся из рассказа "Сама, совсем сама"(1885). После смерти матери девочку выгоняют из дома, никто не берет ее на службу, обзывают бродягой. Черный отчаяние пленил ребенка и она не имеет силы противостоять безнадежности: больная, беспомощная, девочка бросается под поезд.
Глубинного проникновения во внутренний мир ребенка сказывается рассказы "Украина"(1891), в котором говорится о всегда голодную школьницу, что взяла без разрешения кусок хлеба в подруги. Воспитательная направленность произведения очевидна: автор прививает юному читателю чувство сопереживания, осуждает бездумность и бездушие. Ведущая же мнение, что пульсирует в подтексте оповіданя: разоблачение социального строя, что заставлял детей тружеников на полуголодное сосуществования.
Рассказ "Звонок" (1897) по теме и характеру развертывания конфликта не имеет аналогов в украинской литературе . в нем говорится о семилетнюю Наталью, которые после смерти матери отдали в городской приют. Все внимание сосредоточено на показе нравственных страданий ребенка, оказавшегося в непривычных условиях, в совсем необычном среде, среди людей, которые не хотят и не могут понять ее души. Казалось бы теперь Натали стало лучше: она накормлена и одета, спит в теплой постели , начальница ее не бьет и не ругает. И все же ребенку невероятно тяжело: ежедневное насмешки с "селючки", обзывание невыносимой прозвищем отделенным от других, отчужденность тяжелым гнетом придавили ее.
Сквозной образ колокольчика, созданный писателем, оказывается той характеристикой, которая удивительно зримо усиливает и довершает ощущение невыносимости казарменного режима. Звонок парализует волю ребенка, сковывает ее мнению. Он кажется Натали живым существом, которое за всеми следит, неожиданно врывается в ее воспоминания. Это так впечатляет девочку, что у нее появляется мысль о самоубийстве.
3. Б. Гринченко был одним из первых прозаиков, которые показали невыносимое положение сельского учительства в буржуазно-умеренному обществе. Типичные грани жизни народной школы отражены в рассказе "Экзамен" (1884): туту показано полную зависимость учителя от инспекторов-невежд, с нескрываемым осуждением раскладывается реакционная политика царизма в области народного образования. Вероятность изображение подтверждается воспоминаниям самого писателя, который учителюючи подвергался постоянным преследованиям со стороны школьного начальства и сельских властей. В рассказе "Непокорный"(1886) раскрыто травля старшиной писарем, урядником нового учителя, потому что тот показался сельским властям подозрительным, не благотворительным, ведь не имел благородного вида, разговаривал по-мужицки, полюбил голод ранцевого парня, сторонился их компании. Хоть "доношеніє" деревенских воротил было клеветническим, лживым, однако школьное начальство освобождает непокорного учителя. Так сужается круг. Честному и порядочному человеку не найти справедливости в мире беззакония и социальной правды.
Произведения Гринченко, посвященные этой теме направлены против них, кто грубо попирал личность народного интеллигента. Писатель воссоздал врожденность буржуазно-помещичьей системы ко всем, кто искренне работал на ниве образовательных работников.
4. Поиск Бориса Гринченко оказалось также в расширении тематики украинской прозы в его рассказах "Панько", "Отец и дочь" впервые воспроизведен каторжный труд шахтеров Донбасса.
Тяжелое рассказ "Отец и дочь" имеет оптимистический характер. Десятилетняя девочка Маруся, и ее отец Максим, вчерашние крестьян, три года живут в землянке неподалеку от шахты, где работает отец. Большой симпатией изображает писатель этих простых, честных людей, большую любовь, которая прочно соединяет их маленькую семью. У Максима была одна мечта. Он был безземельный, и ему казалось, нет наибольшего счастья над то, когда человек имеет лоскут поля. И разговаривая однажды вечером, он сверил дочери свои мечты...
- Ох и хорошо было бы, Господи! - вскрикивает Маруся, и глаза у нее блестят.
Так, имея свою мечту они потихоньку приближались к ней, отец ежедневно работал в шахте, а Маруся хозяйничала, соблюдала порядке в землянке, готовила обед еще и шитью училась, чтобы в своем доме быть отцу настоящей хозяйкой.
Приобрели поле, засеяли, и чтобы купить "еще и инстру мента столько, пару волов или хотя бы лошадь", Максиму пришлось еще лезть в шахты.
Маруся считала дни, вот уже осталось их шесть и в субботу папа будет свободен. И вдруг страшное: шахту залило водой. Четыре дня Маруся ждет, чем закончатся спасательные работы. Она сидела на камне у входа в шахты и "давалось, что живой сожалению живой сумм прошел в теле человеческом и сидел тут, на камне, напоминая людям о том несчастье, о том горе, которое пряталось там, глубоко под землей спрятано запечатанное этой мутной водой."
Измученная Маруся потеряла сознание, ее забрала соседка, и на следующий день девочка снова пошла в шахты. Из девяти шахтеров живыми осталось только четверо. Последним подняли Марусиного отца "Едва ступил он на землю, - ту же миг Марусины руки обхватили его.
... Вдвоем с Марусей они обратились в свое село".
Теперь живут они в своем доме и хозяйничают счастливо.
|
|