Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Система образов в романе Р.Самбука "Тайная вечеря"


 

В литературном процессе последней трети ХХ в. одно из центральных мест занимает так называемая лагерная проза. Основной проблемой произведений этого литературного направления является проблема человека. В украинской литературе она представлена в романах І.Багряного, Т.Осьмачки, в российской - в произведениях В.Шаламова, А.солженицына, А.волкова, А.Жигуліна, Ю.Домбровського.

В 90-х гг. появляется свет роман Р.Самбука "Тайная вечеря". С выходом этого романа лагерная тема и проблема человека, поднятая в ней, получают новое решение.

Цель этой работы - показать вклад Р.Самбука в развитие гуманистической проблемы в таборовій теме.

В отличие от писателей лагерной прозы Р.Самбук не стремится воссоздать картины физического истязания, слома человека во время следствия в органах НКВД или лагерях, или наоборот, ее самостояння. Писатель показывает, как искажается коммунистическая идея в действительности, в душах людей. Решение этого вопроса достигается средствами психоанализа.

Основной конфликт "человек-система", что развязывался у большинства писателей лагерной прозы в условиях замкнутого пространства тюрьмы-лагеря, в Самбука решается в обычной "мирной" жизни города Киева. Этот аспект в корне отличает тематику "Тайной вечери" от документально-художественной лагерной прозы. Хронотоп романа Самбука раскрывает сущность украинского периода жизни 30-х гг. ХХ ст., его приметы как внешнего (отношения между людьми, их поведение, определенные жизненные нормы), так и внутреннего характера (проблема выбора человека, страх, подозрения и т.п.).

Сюжет "Тайной вечери" разворачивается в трех плоскостях. Автором изучается реакция на общественные события представителей разных поколений и социальных слоев: старых революционных кадров (Сидора Онищенко, Затонского); мещанского сословия (Евгения Прокоповича Черняка, Дорфмана) и "нового", молодого поколения (Антона Онищенко, Ивана Топорик, Ольги, Розалии). Подобная структура сюжета позволяет Самбуку более широко представить панораму человеческих типов.

Таким образом, построение романа "Тайная вечеря" тесно связана с системой образов, которую можно разделить на три группы:

- герои, порожденные новой жизнью, системой;

- герои, которых было сломано системой;

- герои-приспособленцы.

В этой системе образов основное место занимает типологическая фигура палача средней величины Ивана Макаровича Топорик. Он, в прошлом сельский комсомолец, удачно использовав коммунистические лозунги, удобно сливается с окружающей средой, делает себе карьеру в следственных органах. Такая его политика жизнь была четко продуманной: "Ведь товарищ Сталин сказал, - рассуждает Иван Маркович,- кадры решают все... Гениальная мысль, а он, Иван Сокирко, словно создан для приспособления" [1, 21]. Интересы и цель Топорик были довольно прагматичными: он предпочитает почувствовать себя хозяином жизни и ради этого способен переступить через близких и знакомых, которые недавно помогали ему. Чтобы раскрыть внутренний мир своего персонажа, создать его психологический портрет, автор широко использует внутренние монологи. Так, Сокирко постоянно размышляет над идеями социалистического жизни и выискивает слабые места, которыми можно воспользоваться: "... слова, что человек в стране самый ценный капитал,- думает Сокирко,- и что кадры решают все,- пустое, демагогия. Плевать и на отдельного человека, и на их скопление, плевать на миллионы, главное - идея, не все равно, сколько и кто погибнет ради победы, ведь победителей не судят. И он должен быть среди победителей, потому что ему наплевать на все..." [1, 106]. С помощью таких монологов объясняется мотивация поступков героя и раскрывается его сущность: он не способен творить добро, все, что соприкасается с ним, искажается, так искажены в его душе все человеческие ценности. Перед читателем предстает духовно обеднела, пустой человек.

Сокирко - проходимец. С одной стороны, он хочет быть победителем, тем, кто судит; с другой - он боится, чтобы кто не осудил его. Поэтому он за добро платит злом, совершает преступление, действует коварно, изменяет в тот момент, когда его правдивое и честное отношение могло бы спасти человеческую судьбу (фрагмент осуждения Сокирко бывшего хорошего знакомого Антона, отец которого стал "врагом" народа).

Много внимания в романе Самбука уделяется любви. Сокирко не способен на настоящие чувства. "Любовь" с молодой привлекательной Розалией является ничем иным как меркантильным расчетом: отец Розалии финансирует Топорик; Ольгу, невесту Антона, он принуждает к физической близости, и таким образом мстит за свою неспособность почувствовать радость любви и удовлетворяет свои завистливые амбиции. Герой на самом деле является наказанным, он инстинктивно чувствует, что не является победителем, и это чувство подавлять его всю жизнь.

Сокирко лишен и сыновней любви. Его отношение к отцу неискреннее и лицемерное. Презирая отца, он в то же время, когда надо, не замедлит вспомнить свое крестьянское происхождение: "Иван с чистой совестью пишет в анкетах: из крестьян-бедняков, а в автобиографии обязательно подчеркивает: его отец, Макар Сокирко,- один из организаторов колхозного движения в фастовском районе, принимал участие в разгроме и уничтожении кулацких банд" [1, 21]. В своем новом городском жизни Сокирко готов назвать отцом любого высшего по рангу служащего, чем своего собственного (об этом свидетельствует эпизод, где Иван, придя в гости к своему начальнику Сидора Онищенко, мечтает быть его сыном, представляет, как бы хорошо было ему в этой квартире. Но и этого воображаемого отца, когда с ним случилось несчастье, Сокирко изменяет) .

Р.Самбук впервые в украинской литературе создает подобный тип героя. Следователи НКВД были показаны в романе І.Багряного "Сад Гефсиманский", однако багрянівські персонажи пользовались для воспроизведения непосредственного действия репрессивной тюремно-следственной машиной, в обычном же быту психология и поведение следователей писателем не рассматривалась.

Самбук показывает нам человека, которая была порождена новой системой. Время нуждался в таких, как Сокирко. Герою не приходится ломаться, или, притамовуючи в себе сопротивление, заставлять себя жить по новым законам. Он безболезненно входит в новую формацию. Для него не существует понятия измены, высоких нравственных идеалов, о которых он слышит. Сокирко помогает репрессивной машине двигаться и крошить других, чтобы не попасть в колеса самому. По такому принципу существует вся система НКВД, где царит повсеместная зависть и недоверие, где почти каждый ради карьеры готов уничтожить другого.

Одним из средств раскрытия внутренней сущности Топорик есть противопоставление. Противопоставленные Сокиркові отец и сын Онищенки.

Трагической фигурой является Сидор Гаврилович Онищенко, революционер-боец, который принимал участие в политическом перевороте 1917 г. В отличие от Топорик, он свято верил в коммунистические идеалы и в возможность их достичь. Онищенко-отец занимал высокую должность в НКВД. Его чин давал возможность видеть реалии жизни, однако Сидор Гаврилович не допускал правды в свое сознание, не желал верить действительности, которая противоречила той идеи, за которую он боролся. Вера в революционную дело для него была превыше всего, иначе для него потерялся бы смысл жизни. Излом Онищенко-отца, окончательное разрушение его мировоззрения произошла во время ареста, хотя сомнения зародились несколько раньше. Заставил заколебаться Сидора Гавриловича сын Антон.

Антон не мог понять противоположности между тем, что говорят, и тем, что творится. Он, как и отец,- на стороне социализма и тех идей, которые должны воплощаться, однако жизнь дает другие факты: "Но я хочу,- говорит Антон,- всем нам... стране, трудящимся только добра, а если за коллективизацией пришел ужасный голод, то не ошиблись ли мы, переиначив село?" [1, 18]. Антон, воспитанный на принципах честности, правды, не приемлет лжи, с которой сталкивается в обществе. Этим он противопоставляется Сокиркові.

Антон - сверстник Ивана, он старается прожить свою жизнь честно, а Иван строит свой путь на коварстве, предательстве, карьеризме. Все Антону надежды рушатся Сокирко, который несправедливо осуждает его к наказанию. В рамках этого противопоставления Р.Самбуком решается морально-этическая проблема добра-зла: в шествующего столкновении этих философско-этических категорий в исторический период, описываемый писателем, получает преимущество зло. Оно пускает свои метастазы и распространяется очень быстро, захватив в плен человеческие души.

Не случайным стал арест Онищенків: те, кто сомневался, партии были не нужны. Система НКВД шла до своего господства, отвергая тех, кто ей мешал. Однако это была не единственная причина ареста. Сидор Гаврилович был заместителем наркома, то есть занимал достаточно высокую должность. А как заметил Сокирко: "Кому приятно, когда кто-то рядом высовывается" [1, 29]. Поэтому особенно радостно было молодому сотруднику НКВД, когда он арестовывал Онищенко-отца и разоблачил еще одного "врага" народа - его сына Антона, который решил защитить отца; злостное преимущество светилась в глазах милиционера: "торжество и гордость были написаны на его лице..., сержант или младший лейтенант... всю жизнь ходит под кем-то, должен ежедневно козырять, становиться смирно - и вдруг получил власть над самим заместителем наркома, к тому же неограниченную власть: имеет право обругать, обыскать, а если приспичит, заехать в рожу" [1, 92]. Раскрывая мир НКВД, Р.Самбук показывает скрытый мир человеческой злобы, человеческого равнодушия, пустоты человеческих душ, что было обратной стороной социалистической действительности.

Сущность искореженного жизнь отражается в романе и через призму сознания обычных обывателей. Таким является Евгений Прокопович Черняк. Он из-за обиды за свою разрушенную судьбу, потерянный материальный достаток говорит о ложь, обман и страх, царящие вокруг. Черняк скептически оценивает новую формацию и даже специально отыскивает противоречия между идеями и действительностью. Социалистическое жизнь не приносит ему удовольствия, весь смысл существования свелся у него к гастрономии. Хорошая еда стала символом бывшего обеспеченной жизни. Он не мог отказать себе в дорогом обеде, на который уходила вся его зарплата, а потом приходилось неделями голодать. Доведенный до отчаяния своим положением, Евгений Прокопович в конце концов изменяет своему государству. Став шпионом немецкой разведки, он разоблачает "врагов" народа (известных конструкторов оборонного завода), подрывая таким образом советскую обороноспособность. Однако такие, как Черняк, арестованными и осужденными не были. Они нашли свой способ существования и удобно устроились в новой жизни.

Другой тип пристосованця - старик Дорфман. Опытный еврей ведет тайные операции по нелегальной купли-продажи. На этих махинациях он заработал немалые суммы. Дорфман уверен, что несмотря на смену власти, сила денег - неизменна. Его уверенность подтверждается жизнью: он покупает свою неприкосновенность и спокойствие в Топорик, финансируя прихоти последнего.

Произведение Р.Самбука "Тайная вечеря" является свидетельством торжества зла, его непокараності. Писатель, описывая различные типы человеческих характеров, раскрывает трагическую картину социалистической действительности. Трагизм героев Самбука заключается в невозможности изменения жизни честным путем. Ложь, страх заставляют людей до измены, и предательства, прежде всего, самому себе. Поэтому почти все герои (за исключением Онищенків) находят для себя путь легкой жизни. Каждый из них живет в собственном мире, где царят деньги и власть.

Таким образом, вся система образов романа Р.Самбука подчинена раскрытию основных проблем - проблемы человека и проблемы добра и зла, решение которых в Р.Самбука приобретают общечеловеческого характера.

 

Литература

1. Самбук Р. Тайная вечеря. - К.: Укр. писатель, 1992. - 158 с.

2. Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. Литературно-критические статьи. - М.: Худ. лит., 1986. - 541 с.