Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Волынские писатели в развитии государства


 

Творческая деятельность писателей Волыни, представленная на страницах областных изданий, еще не была объектом отдельного исследования. Между тем, как именно этот аспект является важным объектом интересов как литературоведов, так и журналистов, поскольку публицистическое творчество профессиональных писателей является основой для возникновения новых жанров, это тот материал, который наиболее адекватно отражает современное общественную жизнь и определяет перспективы развития литературы, культуры, средств массовой информации.

Волынская организация Союза писателей Украины была создана в 1980 году. На то время она состояла из семи человек. Сейчас в Союзе писателей Украины двадцать два писатели, причем их количество стало активно зібльшуватися только в период становления независимости Украины в 1991-м году их было только девять, а в конце 1995-го - уже семнадцать. Культура, литература - духовные основы государства. Писатели - часть государствообразующей силы, которая должна быть включена в процесс развития государства. В наше время писателю нелегко донести свое слово до читателя; и высокопрофессиональном печатном украинскому слову трудно выжить в море русскоязычной и малохудожньої литературы. Как сказал нынешний председатель Волынской организации национального Союза писателей Украины Василий Гей, "сейчас писатель похож на многорукого Шиву: он и автор, и редактор, и курьер и грузчик, и распространитель своей книги. И, не смотря на отсутствие пока такого необходимого меценатства со стороны государства в отношении украинского книгоиздания, слово как выразитель национального духа, как художественное, художественное явление будет жить и развиваться" [2].

Творческое наследие волынских писателей за девять лет существования нашего независимого государства действительно довольно весомый. В 1991-м году вышел первый номер "Свитязя" - литературного сборника Волынской организации Союза писателей Украины. Его предшественник, альманах областного литобъединения "Волынь", увидел свет в 1957-м году.

До первого номера "Свитязя" вошли поэтические и прозаические произведения писателей Волыни, известных и начинающих: Василия Гея, Петра Маха, Александра Богачука, Ивана Чернецкого, Иосифа Струцюка, Петра Боярчука, Владимира Лиса, Валентины Штинько, Виктора Лазарука, Елены Криштальский, Клавы Корецкой, Николая Панасюка. Сегодня вышел из печати шестой номер "Свитязя". В традиционных рубрик ("Вспышки": хроника литературно-художественной жизни области за определенный период, "Поэтические истоки", "Проза", "Духовные источники"), добавились "Наша эпоха" (публицистика) и "Родничок" (произведения для детей). Писательской организацией издан справочник "Писатели Лесиного края", сборник с произведениями победителей литературного конкурса школьников "Думы и мечты", сборник историко-краеведческих материалов о памятных местах Леси Украинки на Волыни "Источника бессмертного слова". Новыми книгами и публикациями порадовали читателей Василий Слапчук ("Укол часовой стрелке"), Петр Мах ("На белых крыльях полотенец", "Христос воскрес - воскреснет Украина"), Иван Чернецкий ("Слеза"), Виктор Вербич ("В полотно снегов"), Нина Горик, Надежда Гуменюк, Клава Корецкая, Елена Криштальский, Валентина Штинько, Вера Омелянчук и Другие. В области существует литературно-художественная премия имени Агатангела Крымского (лауреаты - Виктор Лазарук, Василий Слапчук ). Василия Гея отмечено Всеукраинской премией имени А.головко.

Литераторы области принимают активное участие в литературно-художественной жизни Волыни. Они организуют презентации новых книг, литературные вечера, встречи со школьниками и студентами. Писатель Василий Гей является членом комиссии госадминистрации по вопросам контроля за исполнением Закона о языке. Петр Мах возглавляет Конгресс украинской интеллигенции Волыни.

Художественное, публицистическое слово - составная часть духовного бытия человека. Поэтому кратчайший путь его к читателю - через периодическую прессу. На страницах волынских газет опубликовано немало произведений литераторов области. Просмотрев подшивки газет за последние пять лет, можно прийти к выводу, что больше всего публикаций - в газете "Волынь".

Достаточно широко здесь представлено поэтическое слово. Темы стихотворений разные. Здесь и вечная любовная лирика, которая неисчерпаема для десятков поколений поэтов: Андрей Криштальский "Эротика", Иван Чернецкий "Забіліли снега", Наталья Лабнюк "Зимний город", Валентина Штинько "Еще раз о душе". На страницах газеты много пейзажных стихов. В них доминирует любовь к природе родного края, олюдненої и одухотворенной: Виктор Вербич "В зеркале Свитязя", Валентина Штинько "Вечернее", Виктор Лазарук "Лепесток и вечность", Михаил Пронько "Замерзшее море". Вечной является и тема поэта и поэзии: Виктор Лазарук "Невероятное", Василий Гей "О поэзии, поэтов и не поэтов". Но наиболее распространены актуальные сегодня патриотические мотивы: Надежда Гуменюк "Чумаківна", Петр Мах "Не убить свободы, что горит во мне", "Я в Киеве не вижу", Василий Гей "Улица Леси Украинки в Луцке", "Август".

В газете "Волынь" был опубликован отрывок из поэмы Василия Гея "Подрубленное дерево рода". Как сказал сам автор в предисловии, ему хотелось показать на примере судьбы одной многострадальной семьи, корни которой подрубили во времена сталинского геноцида, судьбу всей Украины. Главные мотивы произведения - любовь к отчему краю, матери. Идея поэмы - для плодотворной работы и творчества на родной земле человек должен иметь свободу. Поэма состоит из отдельных, но объединенных семантической целостностью стихов. Каждый из них имеет оптимистичный конец. Иногда он звучит как призыв:

Эй, круторогие, не бойтесь воронов,

Борозду судьбы тяните до людей,

Ляжет когда-таки жатву на руки,

Доле, еще не истоптанная, эй! [3].

Более весомое по сравнению с поэзией место в газете занимают публицистические произведения литераторов, поскольку публицистические жанры являются определяющими для средств массовой информации. Кроме того, писатель Петр Боярчук является собственным корреспондентом "Волыни" в Гороховском районе, а писатели Владимир Лис и Валентина Штинько - журналисты этой газеты.

Петр Боярчук, автор книги ""Крик голодного зверя", много пишет о людях, которые связали свою судьбу с УПА. Его перу принадлежат статьи: "Дом для сталинской каторжанки", "Храбрый орел с Трояновки". В газете был опубликован очерк "Крестик, который грел Сибири", отрывок из новой книги. В центре - автобиографический эпизод из жизни мальчика, семья которого была вывезена в Сибирь. Бабушка переслала ему крестик из Почаева, и парень повесил его на шею под пионерский галстук. Но под давлением "идеологически грамотной" пионервожатой крестик пришлось снять. Школьник закопал его под завалинкой дома до лучших времен.

Главная мысль этого произведения, по законам публицистического жанра, четко подчеркнута: "Каждый, кто стремится жить по законам общечеловеческой морали, должен построить честный крест и храм добра, правды и справедливости прежде всего в себе" [1].

Представительницей "женской вити поэзии" Волыни является Валентина Штинько. Его творческое наследие состоит из двух книг стихов "Тень слезы" и "Терновая платок". Сейчас поэтесса работает над новой документальной книгой о нашу землячку Галину Мельник-Скоропадську. А в газете помещено много стихов Валентины Штинько. Поскольку она является заведующей отделом национального возрождения газеты, главная тема ее публицистических произведений - возрождение духовности на Волыни. Одна из составляющих этой темы - история религиозных общин различных конфессий в нашей области. Это интервью с отцом Романом Бореєм и история греко-католической общины "Греко-католики на Волыни", разговор с председателем Луцко-Волынской епархии Киевского патриархата митрополитом Иаковом "Чтобы были мы едины", беседа с преосвященнійшим Симеоном, епископом Владимир-Волынским и Ковелем. Настоящей находкой для читателей, которые интересуются происхождением христианских обрядов, есть рубрика "Праздники в нашем доме", где помещены церковный календарь на неделю с подробными объяснениями истории каждого праздника. Автор проводит параллель между христианскими и языческими обрядами, используя при этом исследования украинских этнографов Олексы Воропая, Василия Скуратовского, Павла Чубинского. Очень удачно подобраны поэтические названия каждой статьи: "Пусть омиються в Иордане и тела, и души", "Прошел Предтеча, забрал праздники на плечи", "От Петра Вериги разбиваются льда" и т.д. Каждую статью сопровождает цитата из Священного Писания, которая соответствует теме. Например, под заголовком "Завтра - Пасха" цитата: "Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы пресные, ибо Пасха наша, Христос, за вас в жертву принесен. Поэтому празднуем не в древней растворе, оои в растворе злобы и лукавства, но в опрісноках чистоты и истины" (Новый Завет. Из послания апостола Павла к Коринфянам) [ 6 ] .

Достаточно разнопланово представлен в газете "Волынь" и Владимир Лис, автор нескольких пьес, повести "Там, за порогом" и детективного романа "И тогда прибудет судья". Он ведет научно-популярную рубрику "Тайны и загадки планеты"; большой успех среди огородников имеют его прогнозы погоды; интересны его статьи на исторические темы - "Смерть Ленина", "Колье для любимой Алисии". Привлекают внимание другие его материалы: "Три интервью на фоне "Чорноволівського Движения", "Уроки прошлого еще пригодятся" (интервью с народным депутатом Украины Николаем Поровским).

С настоящим журналистским мастерством написаны эссе В.Лиса "Свобода", "Нация", "Жизнь и смерть", "Поколения", которые собраны под рубрикой "Вечные темы". Автору удалось в небольших по объему произведениях выразить собственные мысли и впечатления по поводу важных вопросов. Эссе Владимира Лиса имеют в основном философский характер. На первом плане в них выступает личность автора, который ведет разговор. Например, в эссе "Нация" писатель затрагивает больную тему отношений украинцев Западной и Восточной Украины. На протяжении всего произведения автор задает ряд риторических вопросов: "А имеем ли мы действительно единый народ, единую нацию?", "Что может объединить галичан и слобожан, волынян и подолян?", которые усиливают экспрессию стиля.

Совсем другие по стилю эссе писателя, публициста, общественного деятеля, автора 25-и книг Петра Маха. Если в эссе Владимира Лиса сразу чувствуется профессиональный журналист, то в произведениях Петра Маха дает о себе знать поэт. Темы его "Размышлений" разные: "Соборность", "Щедрость", "Несімо согласие, как Божью милость", "Украинская толока", "Украинская интеллигенция", "Поле нашей судьбы", "Благословенный Свитязь" и другие. Автор проявляет незаурядные знания украинской истории, литературы, культуры. Стиль писателя отличается образностью, афористичностью, использованием свежих метафор, сознательной установкой на разговорную интонацию. Часто для усиления эффекта используются собственные поэтические строки. Обязательным для произведений писателя является оптимистический вывод-концовка: "Ветры истории, добрые и злые, всегда кружили над нашим полем. Уничтожали его, ...вытаскивали его жизненную силу, ...поэтому не ображаймося на него мы, граждане Украины. Засіваймо его зерном и добром, беречь от злых глаз и ненасытных захланників, дарим ему свою любовь на все века!" [5].

Материалы, опубликованные в газете, достаточно разнообразные в жанровом плане. Отрывок из новой художественно-документальной книги Петра Боярчука "В Украину вернусь", который имеет название "Крестик, который грел Сибири", по совокупности жанровых признаков можно классифицировать как портретный очерк. В его центре - изображение внутреннего мира человека, раскрытие ее характера через конкретные поступки, конфликтные ситуации.

Особенностями стиля автора является использование пейзажных зарисовок. В этом очерке пейзаж подводит читателей к восприятию дальнейшего повествования в определенном эмоционально-настроєвому ключе: "...В подсознании незагойно ятрився воспоминание о потерявший рассудок женский крик на пароходе и болезненно-желтое небо над ним, которое неотвратимо заливала ужасающее наводнение красного" [1].

Для усиления эмоционального воздействия автор изображает отрицательного героя - вожатую - остроумно, даже несколько саркастически. Усилению экспрессивности служит и публицистический рефрен, то есть неоднократный повтор важной мысли (в данном случае - "у каждого свой крест"). В этой публикации автор сумел удачно совместить нравственные, философские и социальные проблемы.

Привлекают внимание оригинальностью композиции статье Валентины Штинько, объединенные под рубрикой "Праздники в нашем доме". Казалось бы, как просто, опираясь на исследования этнографов, подать в газету информацию о календарь церковных праздников на неделю. Но публицистическое творчество немыслима вне фантазией, творческим воображением и талантом журналиста. Поэтому даже маленькие цитаты из Священного Писания, умело подобраны согласно тематике статьи, меняют ее направленность - с чисто информационной статья превращается в лирический монолог. Этому способствуют и авторские отступления, лирические выводы, обращение: "В Купальскую ночь нельзя спать. Так что не проспите свой волшебный цветок папоротника..." [6]. Автор сумела в небольших по объему статьях сказать образно, оригинально и много.

Совсем иные по стилю и направленности эссе Владимира Лиса, которые объединены под рубрикой "Вечные темы". Композиция публикаций В.Лиса характеризуется логичностью изложения. В его эссе нашли место и острота политических оценок, и актуальность темы, и глубокий анализ. Жанровое своеобразие - диалог с читателем. Беседа является приемом, который существенно видоизменяет жанр, подвигая его к беллетристики. Автор достигает успеха в беседе с читателем благодаря таким распространенным средствам публицистики, как подтекст, риторические вопросы: "Где найти тот единственный эквивалент единства и любви?" [4]. Из анализа публикаций видно, что высокую художественность публицистики Лысая усиливает тщательно отшлифована, профессиональная речь автора.

Существенно отличаются эссе Владимира Лиса и Петра Маха. Каждый талантливый журналист механически не повторяет уже кем-то найдено. Каждый мастер, как в литературе, так и в журналистике, придерживаясь определенных объективных закономерностей, творит свою модификацию жанра. Имея в своей основе определенные устойчивые черты жанра, произведения Петра Маха не похожи на произведения этого же жанра Владимира Лиса. В Маха своя поэтика, свой подход к жизненным явлениям, поиски нового содержания и новых средств выражения. Его произведения близки к лирической прозы.

Публицистика Маха очень настроенческая, патетическая. Его публикации насыщены эмоциональной лексикой. Автор использует индивидуально-авторские неологизмы "серпанково-романтический образ вивогненної Лесей Украинкой "Лесной песни", "промоторите", "лімузинять". Усилению экспрессии способствуют стихи, которые встраиваются в текст статьи:

Держись, дружище! Ты же такую мощь

По всему миру честно понаславив,

Ныне среди всех жемчужин государства

Найголубішу носишь ты силу.

Но одна доконує беда:

Что всяк сюда нарадоваться приходит,

И мало кто для твеї чудо-красоты

Хоть каплю сердца, Свитязю, отдаст [5].

В газетных публикациях Петра Маха всегда беллетристика доминирует над публицистикой. Его статьи воспринимаются как очень эмоциональные высказывания поэта. Проблемы, освещенные автором, решаются на фоне его поэтического творчества. Но это вещи злободневные, они органично вписываются в газетный материал, придают изданию яркости, самобытности.

То, что жанры газеты "Волынь" создают профессиональные писатели, способствует их разнообразию. Каждый выработал свою жанровую форму, с помощью которой он нашел способ наиболее эффективного воздействия на читателя. Можно утверждать, что не в последнюю очередь благодаря публикациям волынских писателей газета "Волынь" пользуется успехом и имеет широкую читательскую аудиторию.

 

Литература

1. Боярчук П. Крестик, который грел Сибири // Волынь. - 1997. - 6 трав.

2. Гей В. Слово - возвышенный голос души // Волынь. - 2000. - 4 окт.

3. Гей В. Подрубленное дерево рода: отрывки из поэмы // Волынь.-1996. - 23 марта.

4. Ноя В. Свобода. Нация. Жизнь и смерть. Поколения. Цикл эссе // Волынь. - 1996. - 3 фев., 23 берез., 18 трав., 22 июн.

5. Мах П. Соборность. Несімо согласие, как Божью милость. Украинская толока. Украинская интеллигенция. Поле нашей судьбы. Благословен Свитязь. Цикл эссе // Волынь. - 1999. - 27 фев., 25 берез., 29 апр., 22 трав., 26 июн., 13 авг.

6. Штинько В. Завтра - Пасха. Здесь моя родинонька, здесь моя мать. Мученица Акилина и Мстислав Храбрый. Цикл статей // Волынь. - 1999. - 10 апр., 17 апр., 26 июн.